Самообразование

Тема самообразования "Ознакомление с окружающим через метод экпериментирования"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».

Слайд 2

Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать В. Сухомлинский

Слайд 3

Целью работы является создание системы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью посредством использования метода экспериментирования.

Слайд 4

Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и предлагает решение следующих задач: - формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Слайд 5

- Сделать подборку и анализ литературы по данной теме. - Определить педагогические условия для экспериментирования. - Изучить методики формирования знаний, умений, навыков о явлениях окружающей действительности в процессе экспериментирования. Оценить эффективность использования предложенной системы работы. Задачи воспитателя:

Слайд 6

Теоретическую платформу составили работы: Подъяковой Н.Н ., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Гончаровой Е.В., Колчановой , Р.Н.

Слайд 7

Главная дидактическая задача: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Слайд 8

Моделирование ситуаций по опытам:

Слайд 9

Связь с предыдущими занятиями: Проведение опытов с воздухом: «Воздух невидим и прозрачен» «Задуй мяч в ворота» и т.д. 2. Знакомство с художественной литературой: «Кто живет в воде?» «Живая неживая природа » 3. Экскурсии в природу

Слайд 10

Закрепляла и активизировала полученные знания через разнообразные виды деятельности.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №80 «Светлячок» Г. Нижневартовск

Слайд 2

Самоанализ занятия по теме: «Где же пятый океан?» Воспитатель Анисимова Надежда Евгеньевна

Слайд 3

Главная дидактическая задача: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Слайд 4

Связь с предыдущими занятиями: 1.Знакомство по видиоматериалам с океаном и его обитателями. Проведение опытов с воздухом: «Воздух невидим и прозрачен» «Как увидеть воздух» «Задуй мяч в ворота» и т.д. 2. Знакомство с художественной литературой: «Кто живет в воде?» «Живая неживая природа» 3. Работа экологического кружка «Экотоша». 4. Экскурсии в природу по экологической тропе.

Слайд 5

Совместно с родителями дети посетили краеведческий музей, проводили совместные наблюдения в природе.

Слайд 6

Моделирование ситуаций по опытам:

Слайд 7

Все программные задачи (образовательная, воспитательная) решались на занятии. Программные задачи соответствуют возрасту и уровню развития детей. Дети самостоятельно решали проблемные ситуации и делали выводы.

Слайд 8

Учебная задача фиксировалась в словесной, знакомой в виде рисунка, в виде предметов форме. На занятии преобладали все виды заданий (продуктивные, поисковые, творческие, репродуктивные)

Слайд 9

Использовался индивидуально-дифференцированный подход от степени сложности заданий и индивидуальные способности ребенка

Слайд 10

Также на занятии использовались специальные задания (самоконтроль, роль ведущего, стихи, пословицы)

Слайд 11

Закрепляла и активизировала полученные знания через разнообразные виды деятельности.

Слайд 12

Динамика результатов усвоение детьми программного материала в разделе экология в 2008 году – 87%; 2009 году -93 %; 2010 году- 96,7 %; 2011 году- 98,2 %. В разделе программы «Природный мир», по результатам мониторинга, в 2008-2009 учебном году усвоение детьми программного материала составило 79%; в 2009-2010 учебном году 84,6%; 2010-2011 – 95,8%.

Слайд 13

На занятии дети не испытывали трудности. Использовалась подвижная игра. Программные задачи успешно выполнены

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 80 «Светлячок»

         самообразование по теме:

«Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».

                                                            Воспитатель: Анисимова Н.Е.

                                             

г. Нижневартовск

Прежде, чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать

В. Сухомлинский

        Тема

«Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».

Целью работы является создание системы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью посредством использования метода экспериментирования.

Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и предлагает решение следующих задач:

   - формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

  - расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Задачи воспитателя:

- Сделать подборку и анализ литературы по данной теме.

- Определить педагогические условия для экспериментирования.

- Изучить методики формирования знаний, умений, навыков о явлениях окружающей действительности в процессе экспериментирования.

- Оценить эффективность использования предложенной системы работы.

Объект исследования  -  педагогические условия, способствующие формированию умений проводить экспериментирование. 

 Гипотеза  -  использование метода экспериментирования дает более качественные результаты в развитии представлений об окружающем мире дошкольников.

Теоретическую платформу составили работы: Подъяковой Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Гончаровой Е.В., Колчановой, Р.Н.

Программа «Детство» внедрила экспериментально – исследовательскую деятельность в практику работы с дошкольниками, тем самым обусловила актуальность и выбора моей темы по самообразованию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных способах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами, со средой обитания. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнений, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Вопросы экспериментирования в программе «Детство» проходят через такие разделы, как «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Первые шаги в математику», где в творческих играх практикуется игра – экспериментирование с разными материалами (водой, льдом, песком, магнитами, стеклом, бумагой), «Ребенок открывает мир природы», где дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, проводя опыты. Свою работу по самообразованию я начала с подборки литературы. Из региональных программ проработала и использую в работе программу «Северянка» под редакцией Р.Н. Колчановой. Содержание программы систематизировано с учетом нашего региона, возрастных особенностей детей, где каждый момент прописан через деятельность детского эксперимента. В работах Р.Н. Колчановой, Е.В. Гончаровой материал во многом переплетается с С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, но приближен к практической деятельности нашего региона. В моей работе хорошим помощником является опыт этих авторов.

Следующим этапом моей работы было создание предметно – игровой среды, сделала подборку дидактических игр. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности администрацией д. сада выделено помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории». Я собрала весь материал для проведения  экспериментально – исследовательской деятельности, куда может привести детей любой воспитатель д. сада.                                            Оборудуя в группе уголок экспериментатора, я постаралась внести в его содержание знакомые предметы. Природный материал: коллекции камней, шишек, ракушек, семян, гербарий; разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т.д.; утилизированный материал: гайки, шурупы, скрепки, болты и т.д.; приборы – помощники: магниты, увеличительные стекла, песочные часы, весы; медицинские материалы: пипетки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, колбы; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, сыпучие предметы и т.д. В результате организации уголка экспериментирования у детей появился интерес к исследовательской деятельности.                                                      Далее я разработала несколько занятий, а также сделала подборку занятий с использованием методов экспериментирования для данного возраста. В своей работе с родителями я провела консультации на темы: «Домашняя лаборатория», «Оздоровление воздуха с помощью растений». Родители посещали «Дни открытых дверей», приняли активное участие в осенней ярмарке. Регулярно  участвуют вместе с детьми в международных, всероссийских, городских  конкурсах.

               

              Список используемой литературы                                                        

1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д. саду» М. 2003г.

2.Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей средней группы» ДОУ Екатеринбург 2002 г.

3.Манасеина М.М. «О воспитании ума» М. 1990 г.

4.Рыжова П.А. «Экологическое образование в детском саду»           М 2001 г. «Игра – экспериментирование» - метод. Пособие «Дошкольная педагогика – 2003 г. «Лаборатория природы» - дошкольное воспитание № 7 2004 г.

5.Кондратьева Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2001 г.


6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - методические рекомендации под общей редакцией Л.Н. Прохоровой  

7.Колчанова Р.Н. «Северянка» - Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях крайнего севера – Екатеринбург 2001 г. –методические рекомендации к Программе экологического воспитания.

8.Николаева С.Н «Методика экологического воспитания в детском саду» - Академия 1990 г. ; «Юный эколог» - Москва 2001 г..

9.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом».

10.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»

11. Подъяков А.Н. «Исследовательское поведение»

12.Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».