Учебно - исследовательская деятельность

Лунина Розалия Рашидовна

Исследовательская деятельность заставляет нас видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи. В этом разделе я добавила свою программу по самообразованию.

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по самообразованию38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Теремок»

Программа по  самообразованию

на 2019 – 2020 учебный год

Тема: «Технические умения и навыки в изобразительной деятельности - как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста»

                                                             Автор: воспитатель  Лунина Р.Р.

                           

с. Филинское

2019г.

Содержание

1.  Актуальность……………………………………………………………….3    

2.Нормативно – правовое обеспечение программы ………………………..5

3.  Цели и задачи  самообразования………………………………………….6

4.  Ожидаемый результат …………………………………………………….7    

5.  План реализации программы……………………………………………...8

6. Список литературы………………………………………………………..12

                                           «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                     В.А.Сухомлинский

                 

          Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки детей дошкольного  возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук [3 стр.116]

          Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

          Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» [2 с.30]

          На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики в качестве изобразительной деятельности бесспорна.

Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Недостаточный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление.
        Проблема развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков достаточно изучена в психолого-педагогической литературе, при этом на практике отсутствует система использования технических умений и навыков на занятиях изобразительного искусства.

 

Объект исследования –  процесс развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.                                                                                                          

Предмет исследования – технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.                              

 Задачи исследования:                                                                  

1. Изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста  в психолого-педагогической и методической литературе.

2.Охарактеризовать особенности технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3.Подобрать серию занятий по  изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством технических умений и навыков.

4.Проанализировать полученные результаты.

 Методы исследования:

-теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

-эмпирические: изучение и анализ продуктов изобразительной деятельности, наблюдение.

Нормативно – правовое обеспечение программы по самообразованию.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 - Конституция Российской Федерации.

 - Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

 - Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Цели и задачи программы по самообразованию

     Решение данных проблем определили цель и задачи программы по самообразованию.

Цель:

      Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и практических знаний и умений) при развитии мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Подобрать серию занятий по  изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством технических умений и навыков.

3. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми.

3. Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года.

4.Пополнить развивающую предметно- пространственную среду по теме.

5. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультаций, выступления на педсовете,  участия в профессиональных конкурсах, на личном сайте воспитателя, на международном образовательно портале  maam.ru)

Срок реализации программы – один год

Ожидаемый результат:

Блок «педагог», «дети»

 - накопление разработанных методических материалов по теме;  

 -увеличение количества и качества проведенных мероприятий;

 - рост количества  воспитанников, педагогов, участвующих в мероприятиях по реализации программы.

Блок «родители»

- включенность родителей в деятельность по реализации программы.

 - рекомендации для родителей

Блок «педагоги»

- выступление на педсоветах ДОУ

- участие в профессиональных конкурсах

План реализации программы.

Этап

Направление

Содержание

Срок

1 этап-

Организационно-диагностический

Анализ уровня развития  мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика по теме.

(1.Методика Н.И. Гуткиной "Домик" предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей .

2. Методика Т.С. Комаровой «Наблюдение и анализ процесса деятельности».)

сентябрь

Теоретическое изучение проблемы

  1. Т.С.Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная группа.

2.Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

3.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 160 с.

4. Берсенева Л. Мастерами славится земля // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 58.

 5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: , 2008. - 80 с.

  6.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: , 2008. - 72 с

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации..-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.

8. 20.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.

Интернет ресурсы

  http://pedlib.ru/Books/1/0083/1_0083-116.shtml

  http://books.academic.ru/book.nsf

октябрь

2 этап

Аналитико-диагностический

Анализ возможностей и ресурсов решения проблемы

-анализ профессиональной деятельности педагога

- анализ продуктов детской деятельности

- анкетирование родителей

Октябрь

3Этап

Основной

Практическая деятельность

- Беседа с детьми на тему «Изобразительное исскуство»

-Пальчиковая гимнастика.

- ОД  рисование «Кувшин»

- Изобразительная  деятельность. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

- Изобразительная деятельность «Рисуем по клеточкам»

-  Изобразительная деятельность «Мамочка мой ангел»

- Работа родителями: Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

- Творческая самостоятельная деятельность детей .

- Изобразительная деятельность с детьми в технике «Граттаж»

- Выступление на родительском собрании по теме «Технические умения и навыки в изобразительной деятельности - как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста». Показ презентации по теме;

-Изобразительная деятельность «Конёк –горбунок»

- Рисование. «Уголок групповой комнаты».

-Показ презентации для детей «Нетрадиционные техники рисования»

- Изобразительная деятельность «Зеркальное рисование»

- Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать дома уголок для творчества.

- Изобразительная деятельность детей в  технике  оттиск с рельефной поверхности, с   прорисовкой фломастером.

-Изготовление брошюр для родителей «Значение рисования в жизни ребенка»

- Работа с педагогами. Круглый стол на тему «Мандалатерапия в работе с детьми»

- Работа с детьми: «Открытка для ветеранов».

- Изготовление лэпбука «Нетрадиционные техники рисования»

-Подведение итогов

Ноябрь

В течении года

Ноябрь

Ноябрь

в  течении года

Декабрь

Декабрь

в  течении года

Январь

Январь

февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

4-Этап обобщающий

Отчет по теме самообразования на педсовете

- Выступление на педсовете по изученной теме.

- Презентация педагогического опыта  по теме на личном профессиональном сайте воспитателя,  на личной веб – странице  сайта maam.ru

Май

В течении года

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
  2.  Берсенева Л. Мастерами славится земля // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 58.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе- М.: Академический Проект, 2007.  
  4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2007г.-64 с.
  5.  Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 2009г  264
  6.  Доскин В., Печора К. Рисунки детей. Психологичекий анализ /Дошкольное воспитание.-2005.- № 12. — С. 15.  
  7.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: , 2008. - 80 с
  8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: , 2008. - 72 с
  9.  Казакова Т.Г. Я учусь рисовать: для среднего дошкольного возраста: книга для детей, воспитателей детского сада и родителей / Худож. О.В.Кулькова. -М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2008г. - 95 с.
  10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с.
  11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества М.: Владос, 2006. — 256 с.
  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.:Мозаика- Синтез,2006.-128с
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации..-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.
  14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.
  15. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры /  - Волгоград: 2009. - 270 с.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль,2005. - 288 с.
  17.  Щеповских Е.-  Развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание.- 2006 - № 5. - С. 61.

Интернет ресурсы

  http://pedlib.ru/Books/1/0083/1_0083-116.shtml

   http://books.academic.ru/book.nsf