Кружок обучение грамоте
В данной работе представлена программа дополнительного образования по обучению дошкльников грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 63.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК
по обучению дошкольников грамоте «Путешествие в Читай-город»
Содержание | стр. | |
I | Целевой раздел | 2 - 8 |
1.1. | Пояснительная записка | 2 - 2 |
1.1.1 | Цели и задачи рабочей программы дошкольного образования | 2 - 3 |
1.1.2 | Принципы и подходы к реализации программы | 3 - 3 |
1.1.3 | Значимые характеристики детей дошкольного возраста | 3 - 7 |
'1.2 | Планируемые результаты освоения программы | 7 - 7 |
1.2.1 | Особенности организации педагогической диагностики | 7 - 8 |
II | Содержательный раздел | 8 - 10 |
2.1. | Этапы работы | 8 - 9 |
2.2 | Методы и средства реализации программы | 9 - 9 |
2.3 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 9 - 10 |
III | Организационный раздел | 10 - 15 |
3.1 | Методическое обеспечение Программы | 10 - 10 |
3.2 | Структура непосредственно – образовательной деятельности | 10 - 11 |
3.3 | Учебно-тематический план | 11 -15 |
3.4 | Перечень источников, используемых при разработке Программы | 16 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребёнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качество речи, способствующее успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
- Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры у детей 5-7 лет.
Задачи:
Подготовка к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальных представлений понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; уметь проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формировать и закреплять правильное произнесение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- развивать умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов, уметь ориентироваться в пространстве.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учётом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения).
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития речи детей 5-7 лет
Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в предшествующие годы речь старшего дошкольника развита достаточно хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного языка. В последний год перед школой уровень речевого развития каждого ребенка качественно совершенствуется: дополняется, уточняется, закрепляется. Активно продолжается работа по развитию связной речи, которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого развития детей.
Для построения правильной методической работы по развитию речи взрослым (педагогам и родителям) следует знать:
1) состояние произносительной стороны речи;
2) лексический объем речи (словарь);
3) состояние грамматического строя речи;
4) особенности развития связной речи;
5) уровень развития мелкой моторики рук.
Произносительная сторона речи
Произносительная сторона речи детей старшего дошкольного возраста почти сформирована и нуждается лишь в некотором закреплении и уточнении. Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 5—7 лет:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в согласовании слов в предложении;
- определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук; заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в середине слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с], например: соцветие-,
- дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки;
- различать лексическое значение слов-паронимов.
Речевое дыхание. У детей 5—7 лет сформировано правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л — л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь окружающих взрослых.
Словопроизношение. Детям 5-7 лет доступно произношение слов сложной звуко - слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы, соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр). Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных звуков (экскаватор, оркестрант и т. п.).
Лексический объём речи
Объем словаря детей 5-7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким). Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.); объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года. Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.
Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами. Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая, как лиса; быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей 5-7 лет является способность усваивать каждое воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т. п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение — предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Грамматический строй речи
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматического строя речи. Дети 5-7 лет достаточно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они осваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый— добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с приставкой пере и не путают ее с другими близкими по звучанию приставками (при-, про ).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. При этом они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается. В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем? как?), они стилистически правильно строят ответы, употребляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Таким образом, дети 5-7 лет на интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм грамматики.
Развитие связной речи
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 5-7 лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, получить необходимую и интересующую информацию.
На шестом году жизни дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей составлению монологических текстов. К 6 годам дети освоили элементарное построение монологов повествовательного и описательного типа. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать последовательность частей монолога в повествовании (начало; средняя часть, концовка); называть объект речи, определять и выдерживать элементарную логику перечисления в монологах описаниях. Возросшие возможности шестилетних детей позволяют обучать их умению комбинировать повествовательные и описательные монологи.
- Планируемые результаты освоения Программы
По освоению программы дети должны:
- Владеть понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»;
- Владеть методом слогового чтения «слов», «предложений»;
- Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы для обозначения гласных и согласных звуков;
- Проводить работу по составлению схем слов и предложений.
1.2.1. Особенности организации педагогической диагностики
Педагогическая комплексная диагностика
уровня практического осознания элементов языка и речи
/для детей 5-7 лет по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 3 балла. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Таблица 1
Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений |
Обработка и интерпретация результатов исследования.
3- балла соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
2 балла – среднему;
1 балл – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
II. Содержательный раздел
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
2.1. Этапы работы
1. Звуки гласные и согласные.
2. Гласные звуки и буквы.
3. Парные по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласные звуки.
4. Деление слов на слоги.
5. Ударение.
6. Правила написания предложений.
Постепенно дети овладевают навыком послогового чтения; учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные символы для обозначения гласных и согласных звуков; проводят работу по составлению схем слов и предложений; знакомятся с рядом грамматико-орфографических правил; расширяют и уточняют представления об окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают устную речь.
Основные направления изучения буквы:
- Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в ударном слоге).
- Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
- Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).
- Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
- Анализ буквы (из каких элементов состоит, количество элементов и расположение их в пространстве).
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы (обведение буквы пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по контуру, по воздуху, на песке, на доске).
- Самостоятельное написание печатной буквы.
2.2. Методы и средства реализации Программы:
1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа).
2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).
3. Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Создание условий доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в специально отведенном помещении. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
Методическая основа Программы:
- одновременное изучение парных по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков;
- усвоение детьми плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков;
- представление детям системы игр и упражнений со звуками, буквами, словами;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения и слушания, чтения и письма.
3.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности
Программа рассчитана на два года обучения и предназначена детям в возрасте 5-7 лет
Численность в группе – 13 человек.
Форма организации занятий: фронтальная.
Продолжительность занятий 2 раза в неделю для детей старшей группы - 25 мин., для детей подготовительной группы – 30 мин.
Пояснения: кружок функционирует с ноября по конец мая.
В январе в связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели.
3.3. Учебно-тематический план
Старшая группа
Тема | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | |
Количество занятий | ||||||||
«Звуки и буквы» | 1 | |||||||
Звук «А» | 1 | |||||||
Звук «У» | 1 | |||||||
Звук «О» | 1 | |||||||
Звук «И» | 1 | |||||||
Звуки «Т», «Т’» | 1 | |||||||
Звук «П», «П’» | 2 | |||||||
Звуки «Н», «Н’» | 2 | |||||||
Звуки «М», «М’» | 2 | |||||||
Звуки «К», «К’» | 2 | |||||||
Звуки «Б», «Б’» | 2 | |||||||
Звуки «Д», «Д’» | 2 | |||||||
Звуки «Г», «Г’» | 2 | |||||||
Звуки «Ф», «Ф’» | 2 | |||||||
Звуки «В», «В’» | 2 | |||||||
Звуки «Х», «Х’» | 1 | |||||||
Звук «Ы» | 1 | |||||||
Звуки «С», «С’» | 2 | |||||||
Звуки «З», «З’» | 2 | |||||||
Звук «Ш» | 2 | |||||||
Звук «Ж» | 2 | |||||||
Звук «Э» | 1 | |||||||
Звук «Й» | 1 | |||||||
Буква «Е» | 1 | |||||||
Буква «Ё» | 1 | |||||||
Буква «Ю» | 2 | |||||||
Буква «Я» | 2 | |||||||
Звук «Ц» | 1 | |||||||
Звук «Ч» | 1 | |||||||
Звук «Щ» | 2 | |||||||
Звуки «Р», «Р’» | 2 | |||||||
Звуки «Л», «Л’» | 2 | |||||||
«Ь», «Ъ» | 1 | |||||||
Итоговое | 1 | |||||||
Итого | 54 зан. |
Подготовительная группа
Тема | сент | окт | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | |
Количество занятий | ||||||||||
«Звуки, слоги, слова, буквы» | 1 | |||||||||
«Предложение» | 1 | |||||||||
Звук, буква «А» | 1 | |||||||||
Звук, буква «У» | 1 | |||||||||
Звук, буква «О» | 1 | |||||||||
Звук, буква «И» | 1 | |||||||||
Звуки «Т», «Т’», буква «Т» | 2 | |||||||||
Звуки «П», «П’», буква «П» | 2 | |||||||||
Звуки «Н», «Н’», буква «Н» | 2 | |||||||||
Звуки «М», «М’», буква «М» | 2 | |||||||||
Звуки «К», «К’», буква «К» | 1 | |||||||||
Повторение | 1 | |||||||||
Звуки «Б», «Б’», буква «Б» | 2 | |||||||||
Звуки «Д», «Д’», буква «Д» | 1 | |||||||||
Звуки «Д», «Т», буква «Д» | 1 | |||||||||
Звуки «Г», «Г’», буква «Г» | 1 | |||||||||
Звуки «К», «Г», буква «Г» | 1 | |||||||||
Звуки «Ф», «Ф’», буква «Ф» | 2 | |||||||||
Звуки «В», «В’», буква «В» | 2 | |||||||||
Звуки «Х», «Х’», буква «Х» | 2 | |||||||||
Звук «Ы», буква «Ы» | 2 | |||||||||
Звуки «С», «С’», буква «С» | 2 | |||||||||
Звуки «З», «З’». буква «З» | 1 | |||||||||
Звуки «С», «З» | 1 | |||||||||
Звук «Ш», буква «Ш» | 1 | |||||||||
Звуки «С», «Ш» | 1 | |||||||||
Звук «Ж», буква «Ж» | 1 | |||||||||
Звуки «Ж», «Ш» | 1 | |||||||||
Звук «Э», буква «Э» | 2 | |||||||||
Звук «Й», буква «Й» | 2 | |||||||||
Буква «Е» | 2 | |||||||||
Буква «Ё» | 2 | |||||||||
Буква «Ю» | 2 | |||||||||
Буква «Я» | 2 | |||||||||
Звук и буква «Ц» | 2 | |||||||||
Звук и буква «Ч» | 2 | |||||||||
Звук и буква «Щ» | 1 | |||||||||
Звуки «Ч», «Щ» | 1 | |||||||||
Звуки «Л», буква «Л» | 2 | |||||||||
Звуки «Р», «Р’», буква «Р» | 2 | |||||||||
Звуки «Л», «Р» | 2 | |||||||||
«Ь» | 2 | |||||||||
«Ъ» | 2 | |||||||||
Повторение | 1 | |||||||||
Итоговое | 1 | |||||||||
Итого | 68 зан. |
3.4. Перечень источников, используемых при разработке Программы
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. М.- 2014.
2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
3. Нищева Н.В. Мой букварь. СПб.: Детство-Пресс, 2015
4. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста 1, 2, 3 ч. СПб.: Детство0Пресс, 2015
5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015.