ПРОГРАММЫ
Программы по профилактическо йработе, программы внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №2»
ПРОГРАММА
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ И НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Автор программы:
А.В.Запорожец
социальный педагог
г.Нижневартовск, 2016г.
Оглавление
- Информационная карта
- Паспорт программа
- Пояснительная записка
- Концептуальные положения программы
- Ожидаемые результаты реализации программы
- Смета затрат на реализацию программы «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся»
- Приложения
Информационная карта
1. | Название учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» |
2. | Руководитель учреждения | Директор Середовских Татьяна Леонидовна |
3. | Юридический адрес, номер телефона, факс | 628602, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Дружбы Народов, 19 «а». Контактные телефоны: тел/факс 8(3466) 46-61-90 приемная: 46-61-90 |
4. | Название программы | ПРОГРАММА «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся» |
5. | Автор программы | Социальный педагог Запорожец Алена Владимировна |
Паспорт программы
Наименование программы - программа «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся».
Программа реализуется в рамках комплексной программы по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №2»
Разработчик программы: социальный педагог А.В.Запорожец.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция РФ.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон ХМАО-ЮГРЫ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» нормативными актами муниципального и регионального уровня.
- Закон ХМАО-Югры «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ХМАО-Югре.
- Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
- План работы гимназии является нормативным документом, позволяющим реализовать основные Концепции модернизации российского образования.
Цель программы – создание условий для личностного роста детей и подростков, формирования у них правовой культуры, гражданского самосознания, культуры здорового образа жизни как условия успешной социализации и достижения социального признания.
Задачи программы:
- создание единого воспитательного пространства как условие формирования позитивного отношения к активной общественной социальной деятельности;
- совершенствование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- предупреждение негативных зависимостей табакокурения, употребление спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ среди обучающихся;
- совершенствование психолого-педагогического и правового просвещения родителей.
Срок реализации –2016 - 2020
Перечень основных мероприятий:
- профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- профилактика негативных зависимостей профилактика табакокурения, употребление спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;
- гражданское и правовое воспитание обучающихся;
- организационное и информационное обеспечение профилактики негативных явлений и правонарушений среди обучающихся.
Соисполнители мероприятий программы – педагогические работники гимназии, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, специалисты органов системы профилактики городв, ведомственных организаций.
Ожидаемые результаты реализации программы их социальная эффективность:
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;
- активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- повышение уровня правовой культуры у обучающихся и родителей (законных представителей);
- отсутствие фактов употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;
- отсутствие фактов совершения обучающимися гимназии правонарушений и преступлений.
Выполнения программы – программа реализуется педагогическим коллективом, контроль за реализацией осуществляет администрация гимназии; промежуточные и итоговые
результаты обсуждаются на заседании педагогического совета, родительских собраниях, совещаниях при директоре.
Кадровый состав гимназии – 105 сотрудников, из них - 64 педагогов.
Высшую квалификационную категорию имеют 26 педагогов;
Первую квалификационную категорию имеют 21 педагог;
Среди педагогов имеют отраслевые награды 16 педагогов, из них награждены:
Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 6 педагогов;
Почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» - 5 педагогов
Почетной грамотой Министерства образования РФ – 5 педагогов.
Пояснительная записка
Аналитические основы программы «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся»
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, употребления ПАВ). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным
психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры
родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка или подростка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная программа национальной безопасности России.
Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД.
На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и
авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, пропаганда способов «легкой наживы».
Необходимость создания и реализации программы «Профилактика асоциального поведения и
негативных зависимостей среди обучающихся» обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой асоциального поведения детей и подростков, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование у учащихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
Концептуальные положения программы
Концепция программы основана на необходимости осуществления системной работы по профилактике правовой безграмотности, асоциального поведения, негативных зависимостей среди обучающихся, использования эффективных форм взаимодействия с семьей и ведомственными организациями и опирается на следующие идеи:
• опоры на базовые потребности ребенка;
• развития гражданского потенциала личности в процессе воспитания;
• развития социального партнерства общества, семьи, гимназии в процессе формирования культуры здорового образа жизни;
• формирования единого воспитательного пространства для нравственного развития и
последующего самосовершенствования личности ребенка;
• формирования у обучающихся осознанного отношения к собственному будущему и будущему своих детей;
При этом важным является формирование у всех субъектов образовательного процесса установки на творческую деятельность путем внедрения активных, эффективных технологий и психолого-педагогических методик и на основе единых принципов:
• гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребенка,
приоритетности отношения к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального
потенциала государства;
• акцентирования на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;
• комплексного подхода учебного заведения, правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков;
• системности;
• открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе;
повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Основные цели и задачи программы
Основными целями и задачами программы являются:
1) создание условий для личностного роста детей и подростков, формирования у них правовой культуры, гражданского самосознания, культуры здорового образа жизни как условия успешной социализации и достижения социального признания;
2) создание единого воспитательного пространства как условия формирования позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности;
3) предупреждение негативных зависимостей, употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся
4) совершенствование психолого-педагогического и правового просвещения родителей.
Сроки и этапы реализации программы
I.Организационный (сентябрь 2016)
• анализ деятельности по профилактике правонарушений, преступлений и негативных
зависимостей среди обучающихся;
• изучение современной практики по данной проблеме.
II. Деятельностный (октябрь2016- сентябрь 2020гг.)
• формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений программы;
• реализация программы.
III. Обобщающий (ноябрь - декабрь 2020)
• анализ полученных результатов, обобщение опыта, определение перспективных направлений совершенствования данной деятельности.
Механизм реализации программы
Осуществляется через:
• аналитико-диагностическую деятельность;
• установку партнерских отношений гимназии, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства, продуктивного взаимодействия с ведомственными организациями;
• формирование позитивной установки всех субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни;
• правовое, психолого-педагогическое, медицинское просвещение учащихся и родителей;
• привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике.
Направления реализации программы
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
2. Профилактика негативных зависимостей, употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся.
3. Правовое просвещение.
Управление, контроль
Программа «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся» носит долгосрочный характер, реализуется в течение 5 лет. План мероприятий корректируется ежегодно. Управление и контроль над реализацией программы осуществляется научно-методическим советом, администрацией гимназии совместно с управляющим советом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе.
Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки их эффективности
Основные результаты реализации программы:
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;
- активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- повышение уровня правовой культуры у обучающихся и родителей (законных представителей);
- отсутствие фактов употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;
- отсутствие фактов совершения учащимися правонарушений и преступлений;
- создание системы комплексного взаимодействия между образовательным учреждением, семьей, правоохранительными органами, органами здравоохранения и общественными организациями в целях предупреждения правонарушений и преступлений употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ.
Приложение 1
Перечень основных мероприятий
Комплексный план практической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Гимназия №2»
на 2017-2018 учебный год
Перечень основных мероприятий
I. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
Задачи:
1) Организация комплексного межведомственного взаимодействия с КДН и УМВД ОП-2;
2) Оказание психолого-педагогической поддержки «проблемных» обучающихся, в осознании собственных социально-средовых ресурсов, в формировании и развитии у обучающихся навыков ответственного отношения к собственному поведению, навыков самоконтроля;
3) Активизация социально значимой деятельности обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
Организационно-методическая работа | |||
1 | Организация комплексного межведомственного взаимодействия с КДН и ЗП, УМВД ОП-2 | Сентябрь Октябрь | Зам. директора по ВР |
2 | Изучение микро социума обучающихся с последующим составлением социального паспорта гимназии | Социальный педагог, классные руководители | |
3 | Выявление и обновление базы данных обучающихся «группы риска» | Социальный педагог, классные руководители | |
4 | Выявление и обновление базы данных по семьям находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | Социальный педагог, классные руководители | |
5 | Корректировка списков детей льготной категории | Социальный педагог, классные руководители | |
6 | Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей | Социальный педагог, классные руководители | |
7 | Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов | Социальный педагог, классные руководители | |
8 | Подготовка отчетов о выполнении комплексной межведомственной программы «Подросток», «Школа для всех» | Социальный педагог, классные руководители | |
9 | Мониторинг посещаемости обучающихся | В течение года | Социальный педагог, классные руководители |
10 | Организация деятельности совета профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних | Сентябрь
В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
11 | Уточнение списков учащихся, состоящих на учете в КДНиЗП, УВД ОП-1,2,3 | социальный педагог | |
12 | Выявление трудностей в работе классных руководителей с обучающимися и их семьями | Социальный педагог, классные руководители | |
13 | Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования. Компания «Найди дело по душе» | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
14 | Работа совета профилактики (составление и корректировка индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета) | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
17 | Организация методической помощи классным руководителям в работе с семьями находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | В течение года Ноябрь, январь, март | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
18 | Организация занятости обучающихся состоящих на различных видах учета в период каникул | Социальный педагог, классные руководители | |
21 | Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся в I полугодии | Январь Февраль- март | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
25 | Совместное заседание МО классных руководителей, совета профилактики, по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | |
29 | Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток» | Май -сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
30 | Содействие в организации занятости и трудоустройства обучающихся в период летних каникул | Май - август | Социальный педагог, классные руководители |
Деятельность социально-психологической службы | |||
1 | Изучение микро социума обучающихся с последующим составлением социального паспорта гимназии | Сентябрь Октябрь | Социальный педагог, классные руководители |
2 | Организация горячего питания | Ответственный за питание | |
3 | Выявление и обновление базы данных обучающихся «группы риска» | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители | |
4 | Выявление и обновление базы данных по семьям находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | Социальный педагог, классные руководители | |
5 | Корректировка списков детей льготной категории | Социальный педагог, классные руководители | |
6 | Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей | Социальный педагог, классные руководители | |
7 | Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов | Социальный педагог, классные руководители | |
8 | Планирование работы социально- психологической службы | Социальный педагог, педагог- психолог | |
9 | Подготовка отчетов о выполнении комплексной межведомственной операции «Подросток», «Школа для всех!» | Зам. директора по ВР, социальный педагог | |
10 | Изучение психологических особенностей «проблемных» детей и подростков, разработка рекомендаций для педагогов и родителей | Октябрь | Педагог - психолог |
12 | Организация и проведение тренингов по выработке навыков самоконтроля у обучающихся | В течение года | Педагог - психолог |
14 | Организация занятости обучающихся состоящих на различных видах учета в системе дополнительного образования | Сентябрь Октябрь | Зам.директора по ВР, классные руководители |
16 | Работа совета профилактики, составление и корректировка индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
17 | Организация методической помощи классным руководителям в работе с обучающимися имеющие проблемы в обучении. Семинар «Причины уходов несовершеннолетних из семьи. Работа классного руководителя с обучающимися и их родителями по профилактике самовольных уходов, жестокого обращения, суицида» | Ноябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
18 | Изучение комфортности «проблемных» обучающихся | Педагог -психолог | |
20 | Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся МБОУ «Гимназия №2» в I полугодии | Январь | Социальный педагог |
22 | Участие в совместном заседании МО классных руководителей, совета профилактики, по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися | Март | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
23 | Рейды по семьям находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | В течение года | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители |
25 | Анализ работы по профилактике асоциального поведения среди обучающихся за учебный год | Май | Социальный педагог, педагог - психолог |
26 | Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток» | Май - сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
27 | Организация индивидуальной работы с обучающимися | В течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
28 | Организация индивидуальной работы с родителями | В течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
Работа с учащимися | |||
1 | Индивидуальная работа с учащимися | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор |
2 | Рейды семей опекаемых, семей находящихся в социально опасном положении | ||
3 | Заседания совета профилактики | ||
4 | Контроль за посещаемостью (мониторинг) | ||
5 | Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования (мониторинг) | ||
6 | Оказание помощи в личностном продвижении учащихся | ||
7 | Организация занятости учащихся в течение каникул (пришкольный лагерь, временное трудоустройство, работа спортивного зала и спортивных площадок) | ||
8 | Мероприятия в рамках Месячника безопасности (по отдельному плану) | ||
9 | Участие в акциях (по отдельному плану) | ||
12 | Беседы инспектора УВД ОП-2, с обучающимися совершившими правонарушения и преступления | ||
13 | Мероприятия в рамках комплексной межведомственной программы «Подросток», «Школа для всех» (по отдельному плану) | ||
Мероприятия Декады правовых знаний (по отдельному плану) | Октябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог организатор | |
Мероприятия Декады толерантности (по отдельному плану) | Ноябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор | |
Мероприятия Декады, посвященной дню образования ХМАО-Югры и дню Коституции РФ | Декабрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог организатор | |
14 | Мероприятия Декады профилактики различных видов зависимостей, ВИЧ,СПИДа (по отдельному плану) | Январь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор |
Мероприятия месячника оборонно-массовой и спортивной работы (по отдельному плану) | Февраль | Зам. директора по ВР, МО учителей физ.культуры, классные руководители, педагог организатор | |
15 | Мероприятия совместно с центром медицинской профилактики (по отдельному плану) | Март | Соц.педагог |
Мероприятия недели здорового образа жизни (по отдельному плану) | Апрель | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор | |
Мероприятия, посвященные Всемирному дню телефона доверия | Май | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, | |
Работа с родителями | |||
1 | Общешкольные родительские собрания. Факторы риска (социальные, правовые, нравственные, психологические аспекты воспитания ребенка), с участием специалистов ведомственных организаций | В течение учебного года | Директор, Зам.директора по УР,ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, |
2 | Общешкольные родительское собрания | Сентябрь Январь Апрель | Зам.директора по ВР, социальный педагог, |
3 | Родительский лекторий: 8-11 классы – октябрь 5-6 классы – декабрь 7-8 классы – февраль | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
4 | Заседания совета профилактики | Последняя пятница месяца в течение года | Комиссия совета профилактики |
6 | Индивидуальная работа с семьями находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | В течение года | Социальный педагог |
7 | Операции «Семья (сбор и обработка информации для составления социальных паспортов классов)», «Подросток» | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
9 | Организация социальной, психологической, медицинской помощи семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
II. Профилактика негативных зависимостей среди обучающихся
Задачи:
1)активизация социально значимой деятельности обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, общественности, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;
2)формирование у обучающихся осознанной мотивации к здоровому образу жизни и развитие навыков противостояния негативным зависимостям (табакокурения, алкоголизма, употреблению ПАВ и наркомании);
3)обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации..
Работа с учащимися | |||
Сроки | 1-4 классы | 5-8 классы | 9-11 классы |
Сентябрь | Мероприятия в рамках Месячника безопасности Компания «Найди дело по душе» Туристический слет «Арбузник» (2-11 классы) | ||
Час общения «Полезный разговор о вредных привычках»; Знакомство с Уставом и правилами поведения МБОУ «Гимназия №2». | Ознакомление с Федеральными Законами РФ, Уставом гимназии №2, правилами для учащихся, с приказами директора гимназии об ответственности за совершение правонарушений, табакокурения, употребление алкогольных напитков, ПАВ и наркотиков. | ||
Октябрь | Декада правовых знаний (по особому плану) Лекционо-просветительская работа с обучающимися гимназии: «Профилактика преступлений и правонарушений» | ||
Ноябрь | Декада нравственности и толерантности ( по отдельному плану) | ||
Декабрь | Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря) День Волонтера (5 декабря) Конкурс «Веселая физминутка» Беседа «Береги здоровье смолоду» | Конкурс «Веселая физминутка» Беседа «Табак как наркотическое вещество» (7 класс) Беседа «Табак и алкоголь влияние на организм несовершеннолетних» | Конкурс «Антиреклама» (9-11 классы) Беседа «ВИЧ- инфекция и смежные проблемы» (10-11 классы) |
Январь | Декада «Профилактика различных видов зависимостей, ВИЧ, СПИДа» (по отдельному плану с привлечением специалистов Центра Анти- СПИД) | ||
Минутки здоровья | Беседа «Алкоголь и его воздействие» (5-6 классы) Вредные привычки. Их влияние на здоровье (беседа) 8 классы Час общения «Закон о наркотиках» (7-8 классы) | В здоровом теле - здоровый дух (беседа) 9 классы Скажем наркотикам – НЕТ! 10 класс (просмотр фильма) | |
Февраль | Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (по особому плану) Спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках декады «Защитника Отечества» (1-11 классы) | ||
Беседа «Курить, здоровью вредить» Беседа «Правила поведения в опасных ситуациях» (5-8 классы) | Беседа практикум «Права и обязанности подростка» (7 -8 классы) | Беседа «Влияние табака и алкоголя на организм женщины» (9-11 классы) | |
Март | Минутки здоровья | Беседа «Здоровье девочки и вредные привычки» (5-8 классы) | День здоровья (9 классы) Профилактические беседы по ЗОЖ совместно с центром медицинской профилактики (по отдельному плану) |
Конкурс на организацию подвижной перемены (1-6 классы участники 7-11 организаторы) | |||
Апрель | Неделя Здорового Образа Жизни (по отдельному плану) Спортивный праздник «Семейные старты» (1-4 классы), (5-6 классы) Мероприятия в рамках Всероссийского Дня здоровья (1-11классы) | ||
Май | Всемирный день отказа от курения (31 мая) | ||
Минутки здоровья | Беседа «Поведение в общественных местах» (с участием инспектора ОДН ОП №2) | Тренинг «Скажи НЕТ!» (9-10 кл.) | |
Июнь | Организация трудоустройства подростков Организация работы пришкольного лагеря Организация работы летних спортивных площадок | ||
Июль- август | Операция «Подросток» |
Организационно-методическая работа | |||
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Организация комплексного взаимодействия с УВД, Центрами «Анти - СПИД», «Центром медицинской профилактики» | Сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог |
2 | Планирование работы по профилактике негативных зависимостей | Сентябрь | Социальный педагог, |
3 | Выявление «проблемных» учащихся и изучение характера проблем | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, кл. руководители |
4. | Консультирование классных руководителей по вопросам работы с учащимися и родителями по профилактике негативных зависимостей | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, медработники |
5 | Контроль занятости учащихся в системе дополнительного образования | В течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
6 | Организация спортивно-массовой работы в гимназии | В течение года | Зам. директора по ВР, МО учителей физической культуры, ПДО, учитель ОБЖ, кл. руководители |
7 | Организация участия учащихся гимназии в районных, городских, окружных соревнованиях | В течение года | МО учителей физической культуры, ПДО, учитель ОБЖ |
Приложение 2
Результативность программы
Предварительный просмотр:
ВЕОБРАЗ ЖИЗНИ |
Рабочая программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!" Программа волонтерского движения «Я принимаю вызов!» предполагает систему первичной профилактики наркозависимости, изучение основ ЗОЖ, активную пропаганду и распространение полученных знаний среди сверстников и учащихся других возрастов. Пояснительная записка Не секрет, что любые знания ребенок лучше воспринимает и усваивает, если: – они предлагаются в нетрадиционной, активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная игра, викторина, КВН, театрализованное представление и т.д.); Все эти положения и задачи успешно решаются через данную программу, в результате реализации которой у ребенка формируются понятие о здоровье как о величайшей ценности в жизни человека, чувство сознательного и ответственного отношения к здоровью; развиваются умения, и навыки по соблюдению правил ЗОЖ. Успех реализации программы обеспечивается следующими обязательными условиями: – готовностью педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ; Выражение «болезнь легче предупредить, чем залечить» верно, в отношении наркомании. Однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так - то просто. Профилактика как система мер, направленных на предотвращение этой болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства. Сейчас уже очевидно, что решить проблему наркомании только силами специалистов практически невозможно. Если говорить о системе первичной профилактики наркозависимости, то именно эти направления психолого - педагогической работы с подростками должны стать приоритетными. Обще профилактическая работа, направленная на личность подростка, проводится в гимназии силами педагогов, ответственных за направления работы по здоровому образу жизни, профилактики СПИДа и наркомании, классными руководителями, психолога, силами учащихся волонтёров. Таким образом, работа по первичной профилактике наркозависимости может быть достаточно эффективной в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков. Это объясняется несколькими причинами: 1. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению. 2. Успешность и привлекательный имидж подростков. 3. Способность говорить на одном языке. 4. Наличие достаточной коммуникативности. Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: • позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию; • сформировать устойчивые антинаркотические установки, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; • развить у подростков чувства самоуважения и ответственности, лидерских качеств; • через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни. В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике наркозависимости является одним из перспективных направлений профилактической работы в гимназии. Концептуальная часть
Анализ ситуации в стране, увеличивающиеся темпы роста численности наркоманов, а также существующие в мире программы и опыт работы по первичной профилактике свидетельствуют о всё большей необходимости включения в эту деятельность самих подростков. Одной из форм такого взаимодействия может стать добровольческое движение по первичной профилактике наркотической зависимости. Основная задача гимназии - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и осуществление индивидуальной первичной профилактической работы с такими подростками. С этой целью проводится привлечение, набор обучение учащихся - добровольцев. Цели: воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих: – укреплению здоровья человека; Задачи : – пропаганда идей ЗОЖ через активные формы и методы работы; - сформировать устойчивые антинаркотические установки, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; В начале работы несовершеннолетним можно предложить заполнить для себя программу волонтерской деятельности , а по окончании курса, при подведении итогов, провести самоанализ и составить резюме. Изучение этих документов позволит руководителю и членам бригады увидеть положительные стороны своей работы, учесть недостатки, внести необходимые изменения и скорректировать дальнейшую пропагандистскую деятельность. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Блок 1. Гигиена труда и отдыха – 6 часов Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса». Блок 2. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний среди детей и подростков –6 часов Причины возникновения простудных заболеваний, их лечение и профилактика. Закаливание детей и подростков. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Защита организма – иммунитет, способы его повышения. Вакцинация населения. Учащиеся должны знать: – правила личной гигиены; Учащиеся должны уметь: – ухаживать за своим телом, пользоваться на практике современными средствами и способами гигиены; Блок 3. Питание – основа жизни – 6 часов Группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню, анализ результатов питания современного подростка. Режим питания современного школьника и его анализ (по результатам анкетирования учащихся школы). Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания современного школьника». Познавательная игра для учеников 5–6-х классов «Угадай-ка». Блок 4. Гигиена питания – 6 часов Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд. Конкурсная программа для учащихся 6–7-х классов «Добро пожаловать, или Приглашаем всех к столу!». Учащиеся должны знать: – основные группы пищевых продуктов, их энергетическую ценность, а также физиологические нормы и потребности для людей разных возрастных категорий; Учащиеся должны уметь: – составлять индивидуальное меню с учетом возрастных и сезонных потребностей человека; Блок 5. Бытовой и уличный травматизм – 6 часов Пиротехнические средства и правила техники безопасности при их использовании. Блок 6. Обращение с лекарственными препаратами – 6 часов Врач, рецепт, аптека. Лекарство. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление лекарствами, их побочные действия. Безопасное хранение лекарственных средств. Учащиеся должны знать: – виды медицинских учреждений и врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь; Учащиеся должны уметь: – собрать простейшую медицинскую аптечку; Блок 7. Предупреждение употребления наркотических и психоактивных веществ – 6 часов Легальные и нелегальные наркотические и психоактивные вещества История распространения табака, алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Выпуск информационного бюллетеня «Из истории распространения алкоголя, табака и наркотиков; вред, наносимый ПАВ организму подростка». Учащиеся должны знать: – историю распространения табака, алкоголя и наркотиков в России; Учащиеся должны уметь: – проводить анкетирование, анализировать результаты, делать выводы; Итоговое занятие. Подведение итогов работы курса «Я принимаю вызов!» в форме игры «Цветок желаний».
|