ПРОГРАММЫ

Запорожец Алена Владимировна

Программы по профилактическо йработе, программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №2»

ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ И НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Автор программы:

А.В.Запорожец

социальный педагог

г.Нижневартовск, 2016г.

Оглавление

  1. Информационная карта                                                        
  2. Паспорт программа
  3. Пояснительная записка
  4. Концептуальные положения программы
  5. Ожидаемые результаты реализации программы
  6. Смета затрат на реализацию программы «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся»
  7. Приложения

Информационная карта

1.

Название учреждения

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

2.

Руководитель учреждения

Директор Середовских Татьяна Леонидовна

3.

Юридический адрес, номер телефона, факс

628602, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

город Нижневартовск, улица Дружбы Народов, 19 «а».

Контактные телефоны:

тел/факс 8(3466) 46-61-90

приемная: 46-61-90

4.

Название программы

ПРОГРАММА

«Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся»

5.

Автор программы

Социальный педагог

Запорожец Алена Владимировна

Паспорт программы

Наименование программы - программа «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся».

Программа реализуется в рамках  комплексной программы по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №2»  

Разработчик программы: социальный педагог А.В.Запорожец.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Конституция РФ.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон ХМАО-ЮГРЫ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» нормативными актами муниципального и регионального уровня.
  • Закон ХМАО-Югры «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ХМАО-Югре.
  • Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
  • План работы гимназии является нормативным документом, позволяющим реализовать основные Концепции модернизации российского образования.

Цель программы – создание условий для личностного роста детей и подростков, формирования у них правовой культуры, гражданского самосознания, культуры здорового образа жизни как условия успешной социализации и достижения социального признания.

Задачи программы:

  • создание единого воспитательного пространства как условие формирования позитивного отношения к активной общественной социальной деятельности;
  •  совершенствование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
  • предупреждение негативных зависимостей табакокурения, употребление  спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ среди обучающихся;
  • совершенствование психолого-педагогического и правового просвещения родителей.

Срок реализации –2016 - 2020

Перечень основных мероприятий:

  • профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
  • профилактика негативных зависимостей профилактика табакокурения, употребление  спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;
  • гражданское и правовое воспитание обучающихся;
  • организационное и информационное обеспечение профилактики негативных явлений и правонарушений среди обучающихся.

Соисполнители мероприятий программы – педагогические работники гимназии, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, специалисты органов системы профилактики городв, ведомственных организаций.

Ожидаемые результаты реализации программы их социальная эффективность:

  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;
  • активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • повышение уровня правовой культуры у обучающихся и родителей (законных представителей);
  • отсутствие фактов употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;
  •  отсутствие фактов совершения обучающимися гимназии правонарушений и преступлений.

Выполнения программы – программа реализуется педагогическим коллективом, контроль за реализацией осуществляет администрация гимназии; промежуточные и итоговые

результаты обсуждаются на заседании педагогического совета, родительских собраниях, совещаниях при директоре.

Кадровый состав  гимназии – 105 сотрудников, из них - 64 педагогов.

 

Высшую квалификационную категорию имеют 26 педагогов;

Первую квалификационную категорию имеют 21 педагог;

Среди педагогов имеют отраслевые награды 16 педагогов, из них награждены:

Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 6 педагогов;

Почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» - 5 педагогов

 Почетной грамотой Министерства образования РФ – 5 педагогов.

Пояснительная записка

 Аналитические основы программы «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся»

Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, употребления ПАВ). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.

Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным

психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры

родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка или подростка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная программа национальной безопасности России.

Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД.

На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и

авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, пропаганда способов «легкой наживы».

Необходимость создания и реализации программы «Профилактика асоциального поведения и

негативных зависимостей среди обучающихся» обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой асоциального поведения детей и подростков, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование у учащихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.

Концептуальные положения программы

Концепция программы основана на необходимости осуществления системной работы по профилактике правовой безграмотности, асоциального поведения, негативных зависимостей среди обучающихся, использования эффективных форм взаимодействия с семьей и ведомственными организациями и опирается на следующие идеи:

опоры на базовые потребности ребенка;

развития гражданского потенциала личности в процессе воспитания;

развития социального партнерства общества, семьи, гимназии в процессе формирования культуры здорового образа жизни;

формирования единого воспитательного пространства для нравственного развития и

последующего самосовершенствования личности ребенка;

формирования у обучающихся осознанного отношения к собственному будущему и будущему своих детей;

При этом важным является формирование у всех субъектов образовательного процесса установки на творческую деятельность путем внедрения активных, эффективных технологий и  психолого-педагогических методик и на основе единых принципов:

гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребенка,

приоритетности отношения к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального

потенциала государства;

акцентирования на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

комплексного подхода учебного заведения, правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков;

системности;

открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе;

повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Основные цели и задачи программы

Основными целями и задачами программы являются:

1) создание условий для личностного роста детей и подростков, формирования у них правовой культуры, гражданского самосознания, культуры здорового образа жизни как условия успешной социализации и достижения социального признания;

2) создание единого воспитательного пространства как условия формирования позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности;

3) предупреждение негативных зависимостей, употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся

4) совершенствование психолого-педагогического и правового просвещения родителей.

Сроки и этапы реализации программы

I.Организационный (сентябрь 2016)

анализ деятельности по профилактике правонарушений, преступлений и негативных

зависимостей среди обучающихся;

изучение современной практики по данной проблеме.

II. Деятельностный (октябрь2016- сентябрь 2020гг.)

формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений программы;

реализация программы.

III. Обобщающий (ноябрь - декабрь 2020)

анализ полученных результатов, обобщение опыта, определение перспективных направлений совершенствования данной деятельности.

Механизм реализации программы

Осуществляется через:

аналитико-диагностическую деятельность;

установку партнерских отношений гимназии, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства, продуктивного взаимодействия с ведомственными организациями;

формирование позитивной установки всех субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни;

правовое, психолого-педагогическое, медицинское просвещение учащихся и родителей;

привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике.

Направления реализации программы

1.   Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

2. Профилактика негативных зависимостей, употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся.

3. Правовое просвещение.

Управление, контроль

Программа «Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей среди обучающихся» носит долгосрочный характер, реализуется в течение 5 лет. План мероприятий корректируется ежегодно. Управление и контроль над реализацией программы осуществляется научно-методическим советом, администрацией гимназии совместно с управляющим советом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе.

Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки их эффективности

Основные результаты реализации программы:

  1.  уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;
  2. активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
  3. повышение уровня правовой культуры у обучающихся  и родителей (законных представителей);
  4. отсутствие фактов употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;
  5. отсутствие фактов совершения учащимися правонарушений и преступлений;
  6. создание системы комплексного взаимодействия между образовательным учреждением, семьей, правоохранительными органами, органами здравоохранения и общественными организациями в целях предупреждения правонарушений и преступлений употребления обучающимися гимназии спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ.

Приложение 1

Перечень основных мероприятий

Комплексный план практической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Гимназия №2»

на 2017-2018 учебный год

Перечень основных мероприятий

I. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся

Задачи:

1) Организация комплексного межведомственного взаимодействия с КДН и УМВД ОП-2;

2) Оказание  психолого-педагогической поддержки «проблемных» обучающихся,  в осознании собственных социально-средовых ресурсов, в формировании и развитии  у обучающихся навыков ответственного отношения к собственному поведению, навыков самоконтроля;

3) Активизация социально значимой деятельности обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;

Мероприятие

Сроки

Исполнители

Организационно-методическая работа

1

Организация комплексного межведомственного

взаимодействия с КДН и ЗП,  УМВД ОП-2

Сентябрь

Октябрь

Зам. директора по ВР

2

Изучение микро социума обучающихся с

последующим составлением социального

паспорта гимназии

Социальный педагог, классные руководители

3

Выявление и обновление базы данных обучающихся «группы риска»

Социальный педагог, классные руководители

4

Выявление и обновление базы данных по семьям находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

Социальный педагог, классные руководители

5

Корректировка списков детей  льготной категории

Социальный педагог, классные руководители

6

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

Социальный педагог, классные руководители

7

Контрольное обследование условий проживания

и воспитания детей-инвалидов

Социальный педагог, классные руководители

8

Подготовка отчетов о выполнении комплексной межведомственной программы «Подросток», «Школа для всех»

Социальный педагог, классные руководители

9

Мониторинг  посещаемости  обучающихся

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

10

Организация деятельности совета профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Сентябрь

 

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

11

Уточнение списков учащихся, состоящих на учете в КДНиЗП, УВД  ОП-1,2,3

социальный педагог

12

Выявление трудностей в работе классных

руководителей с обучающимися и их семьями

Социальный педагог, классные руководители

13

Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования. Компания «Найди дело по душе»

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

14

Работа совета профилактики (составление и корректировка  индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета)

 Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

17

Организация методической помощи классным руководителям в работе с семьями находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

В течение года

Ноябрь, январь, март

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

18

Организация занятости обучающихся состоящих на различных видах учета в период

каникул

Социальный педагог, классные руководители

21

Анализ деятельности по профилактике

правонарушений и преступлений среди обучающихся

в I полугодии

Январь

Февраль-  март

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

25

Совместное заседание МО классных руководителей, совета профилактики,  по проблеме предотвращения случаев

нарушения дисциплины учащимися

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

29

Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток»

Май -сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

30

Содействие в организации занятости и трудоустройства

обучающихся в период летних каникул

Май - август

Социальный педагог, классные руководители

Деятельность социально-психологической службы

1

Изучение микро социума обучающихся  с

последующим составлением социального паспорта гимназии

Сентябрь

Октябрь

Социальный педагог, классные руководители

2

Организация горячего питания

Ответственный за питание

3

Выявление и обновление базы данных обучающихся «группы риска»

Социальный педагог,  педагог – психолог, классные руководители

4

Выявление и обновление базы данных по семьям находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

Социальный педагог, классные руководители

5

Корректировка списков детей льготной категории

Социальный педагог, классные руководители

6

Контрольное обследование условий проживания

и воспитания опекаемых детей

Социальный педагог, классные руководители

7

Контрольное обследование условий проживания

и воспитания детей-инвалидов

Социальный педагог, классные руководители

8

Планирование работы социально-

психологической службы

Социальный педагог, педагог- психолог

9

Подготовка отчетов о  выполнении комплексной межведомственной операции «Подросток», «Школа для всех!»

Зам. директора по ВР, социальный педагог

10

Изучение психологических особенностей

«проблемных» детей и подростков, разработка

рекомендаций для педагогов и родителей

Октябрь

Педагог - психолог

12

Организация и проведение тренингов по выработке навыков самоконтроля у обучающихся

В течение года

 Педагог - психолог

14

Организация занятости обучающихся состоящих на различных видах учета в системе дополнительного образования

Сентябрь

Октябрь

Зам.директора по ВР, классные руководители

16

Работа совета профилактики,  составление и корректировка индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

17

Организация методической помощи классным

руководителям в работе с обучающимися имеющие проблемы в обучении.

Семинар «Причины уходов несовершеннолетних из семьи. Работа классного руководителя с обучающимися и их родителями по профилактике самовольных уходов, жестокого обращения, суицида»

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

18

Изучение комфортности «проблемных» обучающихся

Педагог -психолог

20

Анализ деятельности по профилактике

правонарушений и преступлений среди обучающихся МБОУ «Гимназия №2»

в I полугодии

Январь

Социальный педагог

22

Участие в совместном заседании МО классных руководителей, совета профилактики, по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися

Март

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

23

Рейды по семьям находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

В течение года

Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

25

Анализ работы по профилактике асоциального поведения среди обучающихся за учебный год

Май

Социальный педагог, педагог - психолог

26

Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток»

Май - сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

27

Организация индивидуальной работы с обучающимися

В течение года

Социальный педагог, педагог - психолог

28

Организация индивидуальной работы с родителями

В течение года

Социальный педагог, педагог - психолог

Работа с учащимися

1

Индивидуальная работа с учащимися

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор

2

Рейды  семей опекаемых, семей находящихся в социально опасном положении

3

Заседания совета профилактики

4

Контроль за посещаемостью (мониторинг)

5

Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования (мониторинг)

6

Оказание помощи в личностном продвижении учащихся

7

Организация занятости учащихся в течение каникул (пришкольный лагерь, временное трудоустройство, работа спортивного зала и спортивных площадок)

8

Мероприятия в рамках Месячника безопасности

(по отдельному плану)

9

Участие в акциях  (по отдельному плану)

12

Беседы  инспектора УВД ОП-2, с обучающимися совершившими правонарушения и преступления

13

Мероприятия в рамках комплексной

межведомственной программы «Подросток», «Школа для всех»

(по отдельному плану)

Мероприятия Декады правовых знаний

 (по отдельному плану)

Октябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог организатор

Мероприятия Декады толерантности

(по отдельному плану)

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор

Мероприятия Декады, посвященной дню образования ХМАО-Югры и дню Коституции РФ

Декабрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог,  классные руководители, педагог организатор

14

Мероприятия Декады  профилактики различных видов зависимостей, ВИЧ,СПИДа

(по отдельному плану)

Январь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор

Мероприятия месячника оборонно-массовой и спортивной работы (по отдельному плану)

Февраль

Зам. директора по ВР, МО учителей физ.культуры, классные руководители, педагог организатор

15

Мероприятия совместно с  центром медицинской профилактики

(по отдельному плану)

Март

Соц.педагог

Мероприятия недели здорового образа жизни

(по отдельному плану)

Апрель

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог организатор

Мероприятия, посвященные Всемирному дню телефона доверия

Май

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители,

Работа с родителями

1

Общешкольные родительские собрания. Факторы риска (социальные, правовые, нравственные, психологические аспекты воспитания ребенка),  с участием специалистов

ведомственных организаций

В течение учебного года

Директор, Зам.директора по УР,ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители,

2

Общешкольные родительское собрания

Сентябрь

Январь

Апрель

Зам.директора по ВР, социальный педагог,

3

Родительский лекторий:

8-11 классы – октябрь

5-6 классы – декабрь

7-8 классы – февраль

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

4

Заседания совета профилактики

Последняя пятница месяца

в течение года

Комиссия совета профилактики

6

Индивидуальная работа с семьями находящимися  в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

В течение года

Социальный педагог

7

Операции «Семья (сбор и обработка информации для составления социальных паспортов классов)», «Подросток»

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

9

Организация социальной, психологической,

медицинской помощи семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

II. Профилактика негативных зависимостей среди обучающихся

Задачи:

1)активизация социально значимой деятельности обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, общественности, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;

2)формирование у обучающихся осознанной мотивации к здоровому образу жизни и развитие навыков противостояния негативным зависимостям (табакокурения, алкоголизма, употреблению ПАВ и наркомании);

3)обеспечение психолого-педагогической поддержки  обучающихся находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации..

Работа с  учащимися

Сроки

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Сентябрь

Мероприятия в  рамках Месячника безопасности

Компания «Найди дело по душе»

Туристический слет «Арбузник» (2-11 классы)

Час общения «Полезный разговор о вредных привычках»;

Знакомство с Уставом и правилами поведения МБОУ «Гимназия №2».

Ознакомление с Федеральными Законами РФ,

Уставом гимназии №2, правилами для учащихся, с приказами директора гимназии об ответственности за совершение правонарушений, табакокурения, употребление алкогольных напитков, ПАВ и наркотиков.

Октябрь

Декада правовых знаний  (по особому плану)

Лекционо-просветительская работа с обучающимися гимназии:

«Профилактика преступлений и правонарушений»

Ноябрь

Декада нравственности и толерантности ( по отдельному плану)

Декабрь

Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря)

День Волонтера (5 декабря)

Конкурс «Веселая физминутка»

Беседа «Береги здоровье смолоду»

Конкурс «Веселая физминутка»

Беседа «Табак как наркотическое вещество» (7 класс)

Беседа «Табак и алкоголь влияние на организм несовершеннолетних»

Конкурс «Антиреклама»

(9-11 классы)

Беседа «ВИЧ- инфекция и смежные проблемы»

(10-11 классы)

Январь

Декада «Профилактика различных видов зависимостей, ВИЧ, СПИДа» (по отдельному плану с привлечением специалистов Центра Анти- СПИД)

Минутки здоровья

Беседа «Алкоголь и его воздействие» (5-6 классы)

 Вредные привычки. Их влияние на здоровье (беседа) 8 классы

Час общения «Закон о наркотиках» (7-8 классы)

В здоровом теле - здоровый дух (беседа)  9 классы

Скажем наркотикам – НЕТ!

10 класс (просмотр фильма)

Февраль

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (по особому плану)

Спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках декады «Защитника Отечества» (1-11 классы)

Беседа «Курить, здоровью вредить» Беседа «Правила поведения в опасных ситуациях» (5-8 классы)

Беседа практикум «Права и обязанности подростка»

(7 -8 классы)

Беседа «Влияние табака и алкоголя на организм женщины» (9-11 классы)

Март

Минутки здоровья

Беседа «Здоровье девочки и вредные привычки» (5-8 классы)

День здоровья (9 классы)

Профилактические беседы по ЗОЖ совместно с центром медицинской профилактики (по отдельному плану)

Конкурс на организацию подвижной перемены (1-6 классы участники 7-11 организаторы)

Апрель

Неделя Здорового Образа Жизни (по отдельному плану)

Спортивный праздник «Семейные старты» (1-4 классы), (5-6 классы)

Мероприятия в рамках Всероссийского Дня здоровья (1-11классы)

Май

Всемирный день отказа от курения (31 мая)

Минутки здоровья

Беседа «Поведение в общественных местах» (с участием инспектора ОДН ОП №2)

Тренинг «Скажи НЕТ!»

(9-10 кл.)

Июнь

Организация трудоустройства подростков

Организация работы пришкольного лагеря

Организация работы летних спортивных площадок

Июль- август

Операция «Подросток»

Организационно-методическая работа

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Организация комплексного взаимодействия с УВД, Центрами «Анти - СПИД»,  «Центром медицинской профилактики»

Сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

2

Планирование работы по профилактике негативных зависимостей

Сентябрь

Социальный педагог,

3

Выявление «проблемных» учащихся и изучение характера проблем

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, кл. руководители

4.

Консультирование классных руководителей по вопросам работы с учащимися и родителями по профилактике негативных зависимостей

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, медработники

5

Контроль  занятости учащихся в системе дополнительного образования

В течение года

Зам. директора по ВР,  

кл. руководители 

6

Организация спортивно-массовой работы в гимназии

В течение года

Зам. директора по ВР, МО учителей физической культуры, ПДО, учитель ОБЖ,

кл. руководители 

7

Организация участия учащихся гимназии в районных, городских, окружных соревнованиях

В течение года

МО учителей физической культуры, ПДО, учитель ОБЖ

Приложение 2

Результативность программы



Предварительный просмотр:

 ВЕОБРАЗ ЖИЗНИ

Рабочая программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ

«Я принимаю вызов!"

 Программа волонтерского движения «Я принимаю вызов!» предполагает систему первичной профилактики наркозависимости, изучение основ ЗОЖ, активную пропаганду и распространение полученных знаний среди сверстников и учащихся других возрастов.

Пояснительная записка

Не секрет, что любые знания ребенок лучше воспринимает и усваивает, если:

– они предлагаются в нетрадиционной, активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная игра, викторина, КВН, театрализованное представление и т.д.);
– знаниями делятся сверстники либо учащиеся старшего возраста;
– ребенок сам вовлечен в процесс изучения и передачи информации друзьям.

Все эти положения и задачи успешно решаются через данную программу, в результате реализации которой у ребенка формируются понятие о здоровье как о величайшей ценности в жизни человека, чувство сознательного и ответственного отношения к здоровью; развиваются умения, и навыки по соблюдению правил ЗОЖ.
Параллельно происходит развитие творческих способностей учащихся, повышается их самооценка, расширяется кругозор, формируется благоприятный микроклимат внутри классов и возрастных групп.
Занятия насыщены творческими заданиями, для успешного решения которых привлекаются школьная медсестра, психолог, социальный педагог, преподаватели биологии, ОБЖ, изоискусства, технологии, литературы, музыки и др. дисциплин.
Таким образом, курс является интегрированным, что позволяет повышать уровень интеллекта детей, развивать самостоятельность мышления, формировать активную жизненную позицию.
Пропагандируя ЗОЖ, ребята участвуют в международных праздниках: Всемирном дне здоровья – 7 апреля, Всемирном дне борьбы с наркотиками и Дне защиты детей – 1 июня, Всемирном дне борьбы с курением – 31 мая, Всемирном дне туризма – 27 сентября и др., а также в российских и региональных общественных акциях и движениях; учатся проводить научно-практические семинары, тематические декады, викторины, презентации и др.
В настоящее время такие формы работы являются социально ориентированными, что весьма актуально в современном воспитательно-образовательном процессе.
При этом учащиеся сознают ценность мероприятий, охотно участвуют в их проведении и подготовке, что благотворно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.

Успех реализации программы обеспечивается следующими обязательными условиями:

– готовностью педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ;
– личностно ориентированным взаимодействием учащихся разного возраста в процессе освоения программы и координирующими действиями педагога;
– наличием необходимой теоретической и материальной базы для подготовки и проведения творческих внеклассных мероприятий.

Выражение «болезнь легче предупредить, чем залечить» верно, в отношении наркомании. Однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так - то просто.

Профилактика как система мер, направленных на предотвращение этой болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

Сейчас уже очевидно, что решить проблему наркомании только силами специалистов практически невозможно. Если говорить о системе первичной профилактики наркозависимости, то именно эти направления психолого - педагогической работы с подростками должны стать приоритетными.

Обще профилактическая работа, направленная на личность подростка, проводится в гимназии силами педагогов, ответственных за направления работы по здоровому образу жизни, профилактики СПИДа и наркомании, классными руководителями, психолога, силами учащихся волонтёров.

Таким образом, работа по первичной профилактике наркозависимости может быть достаточно эффективной в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков. Это объясняется несколькими причинами:

1.   Принадлежность   ребят,   проводящих   занятия   со   сверстниками,   к одному поколению.

2.   Успешность и привлекательный имидж подростков.

3.   Способность говорить на одном языке.

4.  Наличие достаточной коммуникативности.

Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач:

•    позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию;

•    сформировать устойчивые антинаркотические установки, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

•   развить   у   подростков   чувства   самоуважения   и   ответственности, лидерских качеств;

•    через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни.

В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике наркозависимости является одним из перспективных направлений профилактической работы в гимназии.

Концептуальная часть

  • Программа    разработана    на    основе    следующих    нормативно    -    провавых документов:
  • Конституция РФ. .
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в РФ»
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Закон ХМАО-ЮГРЫ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» нормативными актами муниципального и регионального уровня.
  • Закон ХМАО-Югры «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ХМАО-Югре.
  • Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р)
  •  Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06).
  • Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Анализ ситуации в стране, увеличивающиеся темпы роста численности наркоманов, а также существующие в мире программы и опыт работы по первичной профилактике свидетельствуют о всё большей необходимости включения в эту деятельность самих подростков. Одной из форм такого взаимодействия может стать добровольческое движение по первичной профилактике наркотической зависимости.

Основная задача гимназии - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и осуществление индивидуальной первичной профилактической работы с такими подростками. С этой целью проводится привлечение, набор обучение учащихся - добровольцев.

Цели: воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих:

– укреплению здоровья человека;
– повышению его работоспособности;
– гармоничному развитию;
– творческому долголетию.

Задачи :

– пропаганда идей ЗОЖ через активные формы и методы работы;
– творческая подача изучаемого материала (выпуск информационных бюллетеней, анкетирование, подготовка и проведение игровых познавательных программ, викторин, конкурсов и т.д.);
– воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
– формирование позитивного отношения к ЗОЖ и активной жизненной позиции по его сохранению.

- сформировать устойчивые антинаркотические установки, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

В начале работы несовершеннолетним можно предложить заполнить для себя программу волонтерской деятельности , а по окончании курса, при подведении итогов, провести самоанализ и составить резюме. Изучение этих документов позволит руководителю и членам бригады увидеть положительные стороны своей работы, учесть недостатки, внести необходимые изменения и скорректировать дальнейшую пропагандистскую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. Гигиена труда и отдыха – 6 часов

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса».
Переутомление, его субъективные и объективные причины. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Анкетирование «Режим дня современного школьника» для учащихся 5–9-х классов, его анализ.
Выпуск информационного бюллетеня «Режим дня современного школьника» по итогам анкетирования.

Блок 2. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний среди детей и подростков –6 часов

Причины возникновения простудных заболеваний, их лечение и профилактика. Закаливание детей и подростков. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Защита организма – иммунитет, способы его повышения. Вакцинация населения.
Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез и его предупреждение.
Выпуск листовок с целью формирования позитивного отношения к вакцинации.

Учащиеся должны знать:

– правила личной гигиены;
– правила гигиены труда и отдыха;
– о причинах возникновения простудных заболеваний и мерах по их профилактике;
– о причинах возникновения и путях передачи инфекционных заболеваний, иметь четкое понятие о вакцинации как одном из способов повышения иммунитета.

Учащиеся должны уметь:

– ухаживать за своим телом, пользоваться на практике современными средствами и способами гигиены;
– составлять индивидуальный режим физических и умственных нагрузок в соответствии с режимом дня;
– подбирать необходимый материал для выпуска тематических информационных бюллетеней;
– проводить анкетирование и обрабатывать его результаты;
– составлять игровые программы, используя разные источники, в том числе свои идеи, для распространения знаний и формирования позитивного отношения к ЗОЖ.

Блок 3. Питание – основа жизни – 6 часов

Группы пищевых продуктов.

Основные блюда и их значение.

Составление индивидуального меню, анализ результатов питания современного подростка.
«Не все то полезно, что в рот полезло» – дискуссия для учащихся 5–9-х классов «Соки против фруктов».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Путешествие по овощной грядке».
Подготовка и проведение игровой программы для учащихся младших классов «Яблочный денек».
Энергетическая ценность питания, физиологические нормы и потребности в основных пищевых продуктах и энергии.

Режим питания современного школьника и его анализ (по результатам анкетирования учащихся школы).

Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания современного школьника».
Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.
Пищевые риски, опасные для здоровья. Ядовитые грибы и растения.

Познавательная игра для учеников 5–6-х классов «Угадай-ка».

Блок 4. Гигиена питания – 6 часов

Болезни, передаваемые через пищу.

Правила хранения продуктов и готовых блюд.
Сервировка стола и оформление блюд.

Конкурсная программа для учащихся 6–7-х классов «Добро пожаловать, или Приглашаем всех к столу!».

Учащиеся должны знать:

– основные группы пищевых продуктов, их энергетическую ценность, а также физиологические нормы и потребности для людей разных возрастных категорий;
– о национальных особенностях и традициях в питании народов разных стран;
– о ядовитых растениях и грибах, болезнях, передающихся через продукты, и других пищевых рисках;
– правила хранения продуктов и готовых блюд;
– простейшие правила сервировки и оформления повседневного и праздничного стола.

Учащиеся должны уметь:

– составлять индивидуальное меню с учетом возрастных и сезонных потребностей человека;
– анализировать пищевые пристрастия и режим питания подростков по результатам анкетирования;
– подготавливать и проводить мероприятия по изученному материалу в форме дискуссий, игровых, конкурсных или иных программ с целью активной пропаганды основ здорового питания и традиций национальной кухни, а также развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей.

Блок 5. Бытовой и уличный травматизм – 6 часов

Пиротехнические средства и правила техники безопасности при их использовании.
Ожоги, их виды. Оказание первой помощи при ожогах. Обморожения, оказание первой помощи при обморожениях.
Тепловой и солнечный удары, их предупреждение. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Выпуск информационного бюллетеня «Правила безопасности современного школьника».
Правила личной безопасности на экскурсиях, в походах. Экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнем.
Конкурсная программа для учеников 5–8 -х классов «Айболит спешит на помощь».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Как найти дорожку...».

Блок 6. Обращение с лекарственными препаратами – 6 часов

Врач, рецепт, аптека. Лекарство. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление лекарствами, их побочные действия. Безопасное хранение лекарственных средств.

Учащиеся должны знать:

– виды медицинских учреждений и врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь;
– основные лекарственные препараты, используемые в быту, правила их хранения и употребления;
– об альтернативной и народной медицине;
– об обязательном медицинском страховании.

Учащиеся должны уметь:

– собрать простейшую медицинскую аптечку;
– рассказать об опасности самолечения, передозировки и злоупотребления лекарственными препаратами;
– в доступной форме пропагандировать идеи ЗОЖ, а именно: лечение без лекарств, использование рецептов народной и альтернативной медицины, укрепление здоровья с помощью занятий спортом, общеукрепляющих физических упражнений, закаливающих процедур для развития силы, выносливости и укрепления физического и психоэмоционального состояния человека.

Блок 7. Предупреждение   употребления наркотических и психоактивных  веществ – 6 часов

Легальные и нелегальные наркотические и психоактивные вещества

История распространения табака, алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Выпуск информационного бюллетеня «Из истории распространения алкоголя, табака и наркотиков; вред, наносимый ПАВ организму подростка».
Зависимость отнаркотиков и  ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении наркотических и психоактивных веществ.
Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Анкетирование учащихся старших классов «Портрет курильщика» и обработка результатов.
Игровая программа «Сок-шоу» для учащихся 5–9-х классов.
Сценическая композиция для старшеклассников «Стоп, наркотик!».

Учащиеся должны знать:

– историю распространения табака, алкоголя и наркотиков в России;
– виды зависимости от психоактивных веществ;
– о вредном влиянии алкоголя, табака и наркотиков на организм человека;
– о болезнях, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и табака, и изменении поведения человека в связи с их применением.

Учащиеся должны уметь:

– проводить анкетирование, анализировать результаты, делать выводы;
– подбирать необходимую литературу и выпускать информационные бюллетени, листовки, плакаты, соответствующие заданной тематике;
– вести агитационную работу среди молодежи и подростков, пропагандируя идеи ЗОЖ, отказ от вредных привычек, используя различные формы и способы деятельности, а именно: игровые, сюжетно-ролевые программы, сценические постановки, диспуты, дискуссии, акции и т.д.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы курса «Я принимаю вызов!» в форме игры «Цветок желаний».