Инновационная работа на базе ИРО
Представлен отчет о работе на инновационной площадке на базе ИРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о работе с ИРО | 97.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Инновационная деятельность по направлению
«Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение
инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования
Республики Татарстан»
ОТЧЁТ О РАБОТЕ
в 2016 году в рамках инновационной площадки
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка
и литературы как средство повышения эффективности обучения»
Автор:
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»
Рыбно-Слободского муниципального
района Республики Татарстан
Казань, 2016
Содержательный план работы в рамках инновационной площадки
по теме «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Актуальность темы заключается в создании организационно-педагогических условий для формирования преемственности и развития образовательных процессов, а также основных ключевых компетенций учащихся по русскому языку и литературе их дальнейшей успешной социализации и получения качественного образования.
На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания обучающихся, которое достигается путем использования педагогов наиболее эффективных методик и образовательных технологий.
По теме в начале совместной работы с ИРО были поставлены следующие цели: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.
Исходя из цели, поставлены задачи:
1. Повышение профессиональной компетентности в условиях внедрения новых образовательных стандартов через современные образовательные технологии.
2. Изучить опыт педагогов, школы, района, республики, страны.
3. Обобщать и распространять положительный опыт работы.
4. Повысить уровень обученности учащихся и результативности уроков.
5. Через системно-деятельностный подход развивать творческие способности обучающихся.
6. Развитие нравственных, духовных качеств, патриотических чувств, гражданственности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
1. Теоретический аспект
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподается ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению.
В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии.
В своей работе я использую следующие образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология "Метод проектов".
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
5. Технология модульного обучения.
6. Технология интегрированного обучения.
7. Сингапурские методы обучения.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие приёмы:
- кластеры;
- ИНСЕРТ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и «Ромашка Блума»;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания. Это задания, направленные на получение информации из различных источников, творческие задания: подготовить дидактический материал по теме урока, составить кроссворд, написать синквейн, сочинить грамматическую сказку и другие.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку, так как существует языковой барьер в условиях билингвизма, следовательно, возникает проблема, как успешно сдать ГИА и получить аттестат. Поэтому приходится искать причины отставания, как восполнить пробелы в знаниях учащихся. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
В создании ситуации успеха и повышении результативности уроков мне помогают современные образовательные технологии.
2. Реализация плана работы и форма результатов
По плану были запланированы следующие формы работы по различным направлениям:
№ | Форма работы | Срок выполнения |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||
1. | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах. Изучить: 1. Госстандарт общего среднего образования РФ. 2. Концепцию общего среднего образования. 3. Литературу по методической теме. 4. Методическую литературу по предметам. 5. Интернет-ресурсы. | в течение года |
Содержание работы:
1. Мною изучена учебно-методическая литература о преподавании русского языка и литературы на современном этапе образования в глобальной сети, в профессиональных газетах к приложению «Первое сентября» и журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе» и «Магариф».
1, 2. Детально изучено содержание Федерального стандарта общего среднего образования РФ и Концепции общего среднего образования, в которых проговариваются о требованиях к предметным результатам освоения курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы и об основных направлениях общего среднего образования.
3. Создан банк литературы по методической теме «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Сайты Современные образовательные технологии:
http://pedtehno.ru/users/lyudmilaromanova
http://vio.uchim.info/Vio_111/cd_site/articles/art_1_7.htm
http://smi.kazanobr.ru/10/40.php
http://fgoscom.ru/page/a4032938-15a3-4d36-8c2d-5b6f117f78cd
http://miop-lider.ru/?mod=lkab
4. Проведен практический и визуальный обзор методической литературы по преподаванию русского языка и литературы в соответствии с требованиями
ФГОС. Продолжаю изучать методическую литературу по русскому языку и литературе и приобретаю их по мере возможности для своей творческой лаборатории.
5. По данному направлению просмотрены видеоуроки с целью повышения профессионального мастерства по источникам: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98668934 http://infourok.ru/material.html?mid=20664 и видеоуроки учителей - победителей ПНПО.
2 | Участие в работе семинара-практикума для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по русскому языку и литературе, на базе ИРО РТ | по плану ИРО РТ |
Участвовала в работе семинара-практикума для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по русскому языку и литературе.
3. | Продолжить обучение по дополнительной профессиональной подготовке по программе «Intel— обучение для будущего». | по ресурсам Интернета |
Ноябрь 2016 Регистрировалась на III международную дистанционную практико-ориентированную конференцию «Инновации для образования». Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, в которую включается не только обучение работе с компьютером, но также развитие навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.
Приняла участие в работе вебинара « #ЖИТЬ В 21 ВЕКЕ: проектное мышление». Метод проектов направлен на глубокое изучение проектного подхода к обучению в школе. Осваивая курс, я нашла много интересных идей и научилась эффективно применять метод проектов с учениками в классе. Я думаю, курс поможет повысить мотивацию учащихся и улучшить их знания. По Саймону, проектирование - действительность, практикуемая всеми и всегда. Что бы человек ни делал, он занимается проектированием.
В настоящее время актуальной публикацией по проектному мышлению является книга Тима Брауна "Дизайн-мышление в бизнесе".
Проектное мышление (дизайн-мышление) – это длительная непрерывная деятельность при нечеткой постановке проблемной задачи, неопределенных предложениях по ее решению, большой вариативности возможных решений, ограниченности ресурсов. Эта деятельность приводит к необходимости освоения новых технологий и методов решения, обучения, экспериментирования в процессе работы. Для этого проводятся командные сессии и мозговые штурмы для планирования стратегий, обсуждение продукта, сервиса, бизнеса и т.д. Исполнение идеи - часть цикла проектного мышления. При этом продолжаются наблюдения, обобщения, улучшения, само проектирование.
Проект - это инструмент переноса идеи из области представления в область реальности.
Продемонстрированы этапы работы над проектам на примере создания канала школы на ютубе.
Источник: https://edugalaxy.intel.ru
4. | Овладеть методикой сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения для ХХI века». | 2015-2016 |
Прошла курс обучения сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения для ХХI века». Их методы использую на уроках русского языка и литературы. | ||
5. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания. | в течение года |
Изучаю материалы Интернет-ресурсов, посетила семинар учителей русского языка и литературе, проведенный в МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» и совещания, посвященные данной тематике. | ||
6. | Участие в профессиональных встречах педагогического актива района, республики | 2015-2016 |
Являюсь членом экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ по литературе в 11 классе, поэтому в октябре 2016 г. приняла участие в районном совещании учителей района по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, с процедурой проведения и по ознакомлению с критериями проверки и оценки работ учащихся.
А также являюсь членом экспертной группы по проверке олимпиадных работ учащихся муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе.
Участвовала в профессиональной встрече учителей русского языка и литературе района по олимпиадному движению учащихся.
Использование современных образовательных технологий | ||||
1. | Использование возможностей Интернет на уроке. | постоянно | ||
На уроках эффективно пользуемся Интернет-ресурсами, особенно на уроках обобщения и контроля и при подготовке к экзаменам по русскому языку:
| ||||
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | постоянно | ||
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет 1. значительно сэкономить время на уроке; 2. повысить уровень наглядности в ходе обучения; 3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Использование презентаций позволяют обучающимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда обучающиеся не могут найти нужные произведения в библиотеке или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. С целью применения на уроках составлен ряд мультимедийных презентаций по русскому языку и литературы и были использованы на уроках. Для проведения внеклассных мероприятий составлены презентации: «Роль русского языка в современном обществе», «В начале было Слово…» | ||||
3. | Проведение уроков с использованием элементов сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан». | по мере возможности | ||
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. 1) Проведены уроки русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения». Обучающие структуры: Модель Фрейер, СЕМАЛТИНИУС РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ, Микс пэа шэа, Сималтиниус Раунд Тэйбл . 2) 6 класс. Тема: «Имя прилагательное». Обобщение знаний". Урок с использованием структур сингапурской методики. Использованные структуры: ФЭН-ЭН-ПИК, Релли коуч, СИГНЕЧЕС, Стё зе класс, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, БИЛЕТИК НА ВЫХОД позволяют повторить и обобщить материал в активной форме, задействовать всех без исключения учащихся. Оценивание производится после проведения структуры "Билетик на выход". Структура "Стё зе класс" используется для работы по развитию речи - в подготовке к сочинению. 3) 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение». Тип урока: урок получения новых знаний. Форма урока: урок на основе ИКТ с применением сингапурского метода. Обучающие структуры: Клок Баддис , ЗУМ ИН, МИКС ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, ФИНК – РАЙТ –РАУНД РОБИН. 4) Урок в 9 классе: «Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях». Тип урока: урок-повторение. Обучающие структуры: Tic-Tac-Toe, Timed Round Robin, Clock buddies, Timed-Pair-Share, Simultaneous Round Table. 5) Урок литературы в 11 классе на тему «В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени». «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное». 6) Урок литературы в 9 классе «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» Обучающие структуры: МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, СИНЛ РАУНД РОБИН, ТАМД – ПЭА – ШЭА, КЛАССБИЛДИНГ, ИНСАЙД – АУТСАЙД СЁКЛ. | ||||
4. | Приобретение электронных учебников | по мере возможности | ||
Электронные учебники ещё в школу не поступили, их приобретение остается проблемным. Электронные обучающие программы-тренажеры «Фраза», «Репетитор» имеются. | ||||
5. | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. | систематично | ||
Разработаны собственные авторские рабочие программы по русскому языку по элективным курсам: 1. «Разноаспектный анализ текста» для 11 класса. 2. «Язык мой – друг мой, язык мой – враг мой» в 9 классе. 3. Авторская дополнительная программа мастер-класса: «Формирование коммуникативной компетенции через текстоцентрический подход». Важнейшей задачей обучения русскому языку в национальной школе является развитие связной речи учащихся, что обусловлено принципом коммуникативной направленности обучения. Решение коммуникативных задач должно привести к тому, чтобы оканчивающие национальную школу хорошо владели родным и русским языками. Процесс обучения коммуникативной деятельности на русском языке организуется на принципе текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе. Использование художественных текстов эффективны лишь в том случае, если учитель ведёт системную работу, параллельно связывая уроки русского языка с литературой. Теоретическая разработка текстоцентрического подхода к обучению русского языка началась в годы, когда в понятие связной речи Т.А.Ладыженской были включены не только речевая деятельность, но и текст 60 – 70-е. Работая над подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, состоящего из 3-х частей, учитель и ученик сталкиваются с необходимостью обращения к текстам различных видов. Кроме того, не все дети понимают основную мысль текста, некоторым сложно определить проблему текста и находить художественно-выразительные средства, написать сочинение – рассуждение или сочинение - эссе на основе текста. С этим связан и выбор форм работы. Он предполагает анализ учебного текста, комплексный, разноаспектный анализ текстов художественного, публицистического стилей, создание собственного текста по шаблону на основе данного. | ||||
6. | Проведение экспериментального исследования: Инновационные решения в преподавании отдельных предметов «Культура речи – часть общей культуры человека» в составе Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство». | 2015-2016 | ||
По теме «Культура речи – часть общей культуры человека» с учащимися составлена проектная работа, в ходе которой проводили анкетирование с учащимися 8-11 классов, искали материалы из различных источников о мастерах ораторского искусства, выпустили компьютерную газету «Чистое слово», проведено тестирование в 10 классе по нормам орфоэпии. Подведены итоги. | ||||
7. | Проведение экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 3) проекты на уроках русского языка и литературы. | в течение года |
В течение года в 5, 9, 11 классах проведен эксперимент с использованием средств педагогической диагностики, целью которого были:
1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов;
2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;
3) показать роль проектов на уроках русского языка и литературы в личностном развитии учащихся.
Вывод: Педагогические наблюдения на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий свидетельствуют, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся коммуникативные, предметные и метапредметные компетенции;
- значительно повышает уровень успеваемости учащихся.
8. | Проведение экспериментальных уроков. | по плану МО |
Проведены открытые уроки в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием технологии диалога:
: «Путешествие в Фразеологию» в 6 классе перед учителями школы в рамках Недели русского языка (октябрь 2016г)
Тема. Фразеологизмы, источники появления фразеологизмов.
Цель: совершенствовать знание учащихся о различных фразеологизмах, умение использовать их в речи для разрешения определенной коммуникативной задачи; воспитывать любовь к слову и родному языку.
Структура урока: музей фразеологизмов, город мастеров (Определите профессию), поселок синонимов и антонимов, переправа, на кудыкиных горах и фразеологический зоопарк.
. Дети защитили свои проекты, научились использовать в речи фразеологизмы.
Ноябрь 2016г - В рамках районного семинара учителей русского языка и литературы проведен урок на тему «Чередование гласных в корнях слов» в 6 классе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
• Использованы приемы критического мышления «Ромашка Блума», состоящая из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса: простой, уточняющий, интерпретационный (объясняющий), творческий, оценочный, практический.
Простой вопрос: Какие буквы чередуются в корнях слов?
Уточняющий вопрос: Если я правильно понял (а), выбор чередующейся гласной в корне зависит от суффикса, стоящего после корня, от ударения, от согласной, на которую оканчивается корень?
Вопрос – интерпретация: Почему во всех корнях не чередуются одни и те же гласные?
Творческий вопрос: Если б я не знал(а) правила правописания чередующихся гласных в корне, то…
Практический вопрос: Где я могу применить свои знания о чередующихся гласных в корнях слов?
Оценочный вопрос: В особенность чередования гласных в корнях слов?
• Составлены и даны задания по формированию регулятивных, универсальных, личностных и коммуникативных учебных действий.
Например, работа с текстом.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу.
(Расул Гамзатов)
Задания.
- Какая проблема поднимается в тексте? (Философская, проблема смысла жизни).
- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.
(Как прожить жизнь)
- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?
- Найдите из текста примеры с чередующимися гласными в корнях слов и объясните их правописание.(Вырастить, сложить, слагал, растил, приложить.)
• Буквенный диктант на формирование регулятивных УДД.
Задание: заполни таблицу гласными о или а из слов с чередующимися корнями –кос- - -кас-, - гор- - - гар-, - зар- - - зор-:
1) прикоснуться, горение, сгоревший;
2) загорать, прикасаться, догорает;
3) коснулся, заревой, обгоревший;
4) загорелый, зарница, зоревать (искл.);
5) перегорел, касается, зорянка (искл.);
6) сгорел, озарение, погорячиться;
7) погорелец, прикосновение, разгорелся
0 | 0 | 0 |
0 | А | 0 |
0 | А | 0 |
0 | А | 0 |
0 | А | 0 |
0 | А | 0 |
0 | 0 | 0 |
Буквенный диктант. Проверь по эталону.
Правильный ответ: Если таблица заполнена верно,из букв О должна
получиться большая буква О.
• Предварительное индивидуальное задание ученику: прокомментировать высказывание известного языковеда Л.В.Щербакова. «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
• На дом заданы разноуровневые задания по выбору:
1. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
2. Написать сочинение-эссе на тему «Первый снег», используя слова с чередованием гласных о - а, е - и в корне.
3. Составить кроссворд из слов с чередующимися гласными.
4. Сочинить сказку «Однажды поспорили Ира, Мила, Рита и Ростислав…»
• С целью контроля знаний учащихся 6 класса проведен тест «Чередующиеся гласные в корнях слов» в двух вариантах.
Тест. Чередующиеся гласные в корнях слов 1 вариант 1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова? 1) сохранился, задрожал 2) залив, заметка 3) движение, обращение 4) запереть, озарение 2. Найдите лишнее слово. 1) окрасить 2) отрастить 3) замереть 4) собирать 3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) вспомнить 2) касание 3) броситься 4) откликнуться 4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1) соб..рание, подп..реть, зат..реть 3) заж..гать, сд..ру, зам..рание 5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) к..сить 2) к..стный 3) прик..сновение 4) к..силка 6. В каком слове пишется буква А? 1) отр..сль 2) подр..сли 3) к..снуться 4) разг..реться 7. В каком слове пишется буква И? 1) расст..лить 2) зат..реть 3) отп..реть 4) разб..рать 8. В каком слове пишется буква О? 1) з..рница 2) г..рящий 3) прик..саться 4) оз..рение 9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.) 10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит 1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения; 3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от проверочного слова
2 вариант 1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова? 1) загораживать, носились 2) выращивать, собирать 3) перемигивались, испекутся 4) пробивался, удивиться 2. Найдите лишнее слово. 1) зарастать 2) приложение 3) постелить 4) умножение 3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) тянулись 2) остановиться 3) затирать 4) прибрежные 4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1) сл..гаемое, р..стение, з..ря 3) заж..гать, сд..ру, зам..рание 5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) к..смический 2) к..солапый 3) прик..снуться 4) к..стрище 6. В каком слове пишется буква А? 1) г..рение 2) р..сток 3) пор..сль 4) к..сание 7. В каком слове пишется буква И? 1) раст..рание 2) ст..литься 3) зам..реть 4) отт..реть 8. В каком слове пишется буква О? 1) к..сательная 2) оз..рять 3) перег..реть 4) соприк..саться 9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.) 10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит 1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения; 3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от проверочного слова |
Ответы: Тест. Чередующиеся гласные в корнях слов
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I вариант | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | зарастали | 2 |
II вариант | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | вытирать | 1 |
Проведенные уроки показывают, шестиклассники учатся работать над текстом, легко справляются с заданиями, у них развивается орфографическая зоркость и познавательная активность.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, педсовете, РМО, конференции: 1) «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»: Выступила по этой теме на заседании ШМО от 23.12.2015. 2) «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как технология повышения эффективности обучения» (Заседание РМО от 10.11.2016) 3) «Интернет и его возможности»; (Заседание педсовета 31.10.2016) 4) «Подготовка и проведение эксперимента в обучении русского языка и литературы». (Заседание ШМО от 29.09.2016) Эти темы были освещены и проблемы затронуты на педсоветах и на заседаниях ШМО и РМО. | в течение года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Профессиональные публикации на республиканском, российском масштабе. Опубликованы следующие работы по проблемам преподавания русского языка и литературы: 1. "Работаем над текстами. Задания 20-25 ЕГЭ по русскому языку", 08.12.2015. Дидактический материал предназначен для работы на уроках и на элективных занятиях по русскому языку в старших классах. Работа практикоориентированная, имеется ключ к заданиям. Правильное выполнение заданий 20 - 25 поможет успешно сдать ЕГЭ Сайт: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/138432.html 2. Статья «Актуальные проблемы в преподавании русского языка в национальной школе» Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru 3. Статья «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов», 12.11.2016 4. Статья «Как писать сочинение-рассуждение 15.3? Подготовка к ОГЭ по русскому языку». 5. Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы 6. Чередующиеся гласные в корне 8 ЕГЭ 2016 7. Задание 4 ЕГЭ Русский язык. Повторяем тему "Орфоэпические нормы" 8. Рассказ о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны. 13.03.2016, Все перечисленные работы помещены на сайте http://infourok.ru/user/nuryahmetova-ruzaliya-huzyahmetovna 9. Статья «Актуальные проблемы в преподавании русского языка в национальной школе» Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru 10. Статья «Как мы работали над проектом» https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/stat_ia_kak_my_rabotali_nad_proiektom?act=addfile 11. Методическая разработка урока русского языка в 10 классе на тему «Культура речи - часть общей культуры человека». russkiy-yazyk/library/2016/11/13/konspekt-uroka-v-10-klasse-po-teme-kultura-rechi-chast 12. Статья «Эстетическое воспитание детей в семье» Сайт: Наши детишки. http://cebek.ru/2016/07/06/esteticheskoe-vospitanie-rebenka-v-seme-sssr-kniga/ | В течение года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Разработать методику и программу работы по освоению учащимися универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Создание системы дидактических практических заданий. Создана программа работы с учащимися 5 класса по освоению УДД на уроках русского языка и литературы и материалы розданы учителям школы, работающим в 5 классе. 3. Методика проектно-исследовательской деятельности при обучении русскому языку и литературе, стимулирующая познавательную активность учащихся 5 класса в рамках внеурочного занятия «Что? Где? Когда?». С пятиклассниками велась работа по данному направлению во внеурочное время и в этом учебном году тоже продолжаем по теме «Секреты русского языка». 4. Разработка мастер-класса «Система подготовки к выполнению 25 задания ЕГЭ». Разработан и апробирован в 10 классе мастер-класс в рамках Недели русского языка в школе. 5. Методическое пособие «Эффективная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» (Из опыта работы). Методическое пособие имеется в электронном виде, материалы из брошюры успешно использовала с выпускниками 11 классов и использую с учащимися 10 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 6. Система разработки уроков в брошюре «Нравственное воспитание учащихся на основе использования национально-регионального компонента в процессе обучения русскому языку и литературе», ориентированная приобщить учащихся к традициям той местности, где они живут, обучать вежливому и доброжелательному общению с соблюдением норм этикета, что также способствует усилению речевой направленности в преподавании предмета. Собраны в единую систему уроки русского языка и литературы по данной тематике, выпущена брошюра. | февраль 2016г. июнь 2016 г. январь 2016 г. апрель 2016 г. март 2016 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Некоторые результаты моего участия в конкурсах:
Создан персональный сайт учителя русского языка и литературы в сети Интернет. Ссылка: http://nsportal.ru/nuryakhmetova-ruzaliya-khuzyakhmetovna
Принимала участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель – мастер», организованном МОиН РТ. Работа по данному направлению продолжается, разрабатываю методические материалы, имеются заготовки уроков.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на школьном, районном и республиканском уровнях. Например: •Международный творческий конкурс, посвящённый Дню матери «Мама – солнышко моё!» Номинация «Сочинение». Шамсивалеева Залия, 5 класс. Диплом победителя за II-е место. • Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово» Номинация «Проза». Сказка «Гости из космоса» Шарова Анастасия, 5 класс. Сертификат. • Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово». Номинация «Поэзия» Стихотворение «Долгожданный гость» Шамсивалеева Залия. 5 класс. Сертификат. • Муниципальный этап олимпиады учащихся по литературе. Мингазова Нурия, 11 класс. Победитель. | по плану | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Вести работу с одарёнными детьми по исследовательской деятельности для участия в научно-практических конференциях, организатором которых является ИРО РТ | по плану ИРО РТ |
С одаренными учащимися работаем над материалами исследовательской деятельности и участвуем в различных конкурсах.
В ходе реализации проекта «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения» в рамках инновационной площадки поставленные цели и задачи выполнены и достигнуты следующие результаты:
1. Качество преподавания русского языка и литератур в школе гораздо улучшилось: уроки проводятся на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями ФГОС, на высоком методическом уровне. Повысились уровень обученности учащихся и результативность уроков, о чём свидетельствуют результаты ГИА выпускников за 2015-2016 учебный год:
ОГЭ Русский язык 9 класс
Фамилия | Имя | Годовая оценка | Оценка за ГЭ |
Залялов | Тургай | 3 | 3 |
Зиятдинова | Илюза | 4 | 4 |
Имамиев | Салават | 3 | 4 |
Каримов | Расим | 4 | 5 |
Общая оценка: 4
Качественная успеваемость в 9 классе по литературе – 75%.
ЕГЭ Русский язык 11 класс
Фамилия | Имя | Годовая оценка | Баллы за ЕГЭ | Оценка за ЕГЭ |
Мубаракшин | Айзат | 4 | 72 | 5 |
Сафиуллина | Айсина | 4 | 72 | 5 |
Мингазова | Нурия | 4 | 73 | 5 |
Мингалиев | Динар | 4 | 67 | 5 |
Качественная успеваемость в 11 классе по литературе – 100%.
2. Проведены мастер-классы перед учителями школы и района с использованием современных образовательных технологий преподавания.
3. Опубликованы ряд статей в сети Интернет по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы.
4. Разработаны дидактические материалы по текущим темам уроков по русскому языку и литературе в 6, 8, 9 классах.
5. Разработаны и проведены уроки по инновационным технологиям.
6. Создано портфолио из педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
7. Изучена литература о современных образовательных технологиях.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.