Инновационная работа на базе ИРО

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

Представлен отчет о работе на инновационной площадке на базе ИРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет о работе с ИРО97.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

        Инновационная деятельность по направлению

«Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение

инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования

Республики Татарстан»

ОТЧЁТ О РАБОТЕ

в  2016 году в рамках инновационной площадки

 «Современные образовательные технологии на уроках русского языка

и литературы как средство повышения эффективности обучения»

                     Автор:

                                                                         Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                         МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

                                                                       Рыбно-Слободского муниципального

                                                                         района Республики Татарстан

         

        

                                     

Казань, 2016

      Содержательный план работы  в  рамках инновационной площадки

 по теме «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»

       

        В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.  

Актуальность темы заключается в создании организационно-педагогических условий для формирования преемственности и развития образовательных процессов, а также основных ключевых компетенций учащихся по русскому языку и литературе их дальнейшей успешной социализации и получения качественного образования.

         На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания обучающихся, которое достигается путем использования педагогов наиболее эффективных методик и образовательных технологий.

        По теме в начале совместной работы с ИРО были поставлены следующие цели:  повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.

         Исходя из цели, поставлены задачи:

1. Повышение профессиональной компетентности в условиях внедрения новых образовательных стандартов через современные образовательные технологии.

2. Изучить опыт педагогов, школы, района, республики, страны.

3. Обобщать и распространять  положительный опыт работы.

4. Повысить уровень обученности учащихся и результативности уроков.

5. Через системно-деятельностный подход развивать творческие способности  обучающихся.

6. Развитие нравственных, духовных качеств, патриотических чувств, гражданственности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

       

1. Теоретический аспект

         Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподается ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению.

        В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме,  активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии.

     В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология "Метод проектов".

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология развития критического мышления через  чтение и письмо.

5. Технология модульного обучения.

6. Технология интегрированного обучения.

      7. Сингапурские методы обучения.

          При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю  следующие приёмы:

- кластеры;

- ИНСЕРТ;          

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и «Ромашка Блума»;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;

- исследование текста;

- работа с тестами;

        - нетрадиционные формы домашнего задания. Это задания, направленные на получение информации из различных источников, творческие задания: подготовить дидактический материал по теме урока, составить кроссворд, написать синквейн, сочинить грамматическую сказку и другие.

         В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку, так как существует языковой барьер в условиях билингвизма, следовательно, возникает проблема, как успешно сдать ГИА и получить аттестат. Поэтому приходится искать причины отставания, как восполнить пробелы в знаниях учащихся. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.

     В создании ситуации успеха и повышении результативности уроков мне помогают современные образовательные технологии.

        2. Реализация плана работы и форма результатов

По плану были запланированы следующие формы работы по различным направлениям:


п/п

Форма работы

Срок

выполнения

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах.

Изучить:

1. Госстандарт общего среднего образования РФ.

2. Концепцию общего среднего образования.

3. Литературу по методической теме.

4. Методическую литературу по предметам.

5. Интернет-ресурсы.

в течение

года

        Содержание работы:

    1. Мною изучена учебно-методическая литература о преподавании русского языка и литературы на современном этапе образования в глобальной сети, в профессиональных газетах к приложению «Первое сентября» и журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе» и «Магариф».

    1, 2. Детально изучено содержание Федерального стандарта общего среднего образования РФ и Концепции общего среднего образования, в которых проговариваются о  требованиях к предметным результатам освоения курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы и об основных направлениях общего среднего образования.

   3. Создан банк литературы по методической теме  «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».        

Сайты  Современные образовательные технологии:

http://pedtehno.ru/users/lyudmilaromanova

http://vio.uchim.info/Vio_111/cd_site/articles/art_1_7.htm

http://smi.kazanobr.ru/10/40.php

http://fgoscom.ru/page/a4032938-15a3-4d36-8c2d-5b6f117f78cd

http://miop-lider.ru/?mod=lkab     

4. Проведен практический и визуальный обзор методической литературы по преподаванию русского языка и литературы в соответствии с требованиями

ФГОС. Продолжаю изучать методическую литературу по русскому языку и литературе и приобретаю их по мере возможности для своей творческой лаборатории.

5. По данному направлению просмотрены видеоуроки с целью повышения профессионального мастерства по источникам: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98668934 http://infourok.ru/material.html?mid=20664 и видеоуроки учителей - победителей ПНПО.

2

Участие в работе семинара-практикума  для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по русскому  языку и литературе, на базе ИРО РТ

по плану

ИРО РТ

   Участвовала в работе семинара-практикума  для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по русскому  языку и литературе.

3.

Продолжить обучение  по дополнительной профессиональной подготовке по программе «Intel— обучение для будущего».

по ресурсам Интернета

     Ноябрь 2016  Регистрировалась  на III международную дистанционную  практико-ориентированную конференцию «Инновации для образования». Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, в которую включается не только обучение работе с компьютером, но также развитие навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.

    Приняла участие в работе вебинара « #ЖИТЬ В 21 ВЕКЕ: проектное мышление».  Метод проектов направлен на глубокое изучение проектного подхода к обучению в школе. Осваивая курс, я нашла много интересных идей и научилась эффективно применять метод проектов с учениками в классе. Я думаю, курс поможет повысить мотивацию учащихся и улучшить их знания.            По Саймону, проектирование - действительность, практикуемая всеми и всегда. Что бы человек ни делал, он занимается проектированием.
В настоящее время актуальной публикацией по проектному мышлению является книга Тима Брауна
"Дизайн-мышление в бизнесе".
      Проектное мышление (дизайн-мышление) – это длительная непрерывная деятельность при нечеткой постановке проблемной задачи, неопределенных предложениях по ее решению, большой вариативности возможных решений, ограниченности ресурсов. Эта деятельность приводит к необходимости освоения новых технологий и методов решения, обучения, экспериментирования в процессе работы. Для этого проводятся командные сессии и мозговые штурмы для планирования стратегий, обсуждение продукта, сервиса, бизнеса и т.д. Исполнение идеи - часть цикла проектного мышления. При этом продолжаются наблюдения, обобщения, улучшения, само проектирование.
       Проект - это инструмент переноса идеи из области представления в область реальности.
Продемонстрированы этапы работы над проектам на примере создания канала школы на ютубе.

      Источник: https://edugalaxy.intel.ru

4.

Овладеть методикой сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения для ХХI века».

2015-2016

    Прошла курс обучения сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения для ХХI века». Их методы использую на уроках русского языка и литературы.

5.

Изучение  применения  новых образовательных технологий в работе  учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания.

в течение

 года

   

       Изучаю материалы Интернет-ресурсов, посетила семинар учителей русского языка и литературе, проведенный в МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» и совещания, посвященные данной тематике.

6.

Участие в профессиональных встречах педагогического актива района, республики

2015-2016

         Являюсь членом экспертной комиссии  по проверке  экзаменационных работ по литературе в 11 классе, поэтому в октябре 2016 г. приняла участие в районном совещании учителей района по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, с процедурой проведения и по ознакомлению с критериями проверки и оценки работ учащихся.

  А также являюсь членом экспертной группы по проверке олимпиадных работ учащихся муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе.

    Участвовала в профессиональной встрече учителей русского языка и литературе района  по олимпиадному движению учащихся.

Использование современных образовательных технологий

1.

Использование возможностей Интернет на уроке.

 постоянно

 

          На уроках  эффективно пользуемся  Интернет-ресурсами, особенно на уроках обобщения и контроля и при подготовке к экзаменам по русскому языку:

2.

Составление мультимедийных    презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

     

        С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет

1. значительно сэкономить время на уроке;

2. повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

        Использование презентаций позволяют обучающимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда обучающиеся не могут найти нужные произведения в библиотеке или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

     С целью применения на уроках составлен ряд мультимедийных презентаций  по русскому языку и литературы  и были использованы на уроках. Для проведения внеклассных мероприятий составлены презентации: «Роль русского языка в современном обществе», «В начале было Слово…»

3.

Проведение уроков с использованием элементов сингапурского проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан».

по мере

возможности

     

        Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.

     1) Проведены уроки русского языка в 8 классе  по теме «Односоставные предложения».

     Обучающие структуры: Модель Фрейер, СЕМАЛТИНИУС РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ, Микс пэа шэа, Сималтиниус Раунд Тэйбл .

    2) 6 класс. Тема: «Имя прилагательное». Обобщение знаний". Урок с использованием структур сингапурской методики. Использованные структуры: ФЭН-ЭН-ПИК, Релли коуч, СИГНЕЧЕС, Стё зе класс, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, БИЛЕТИК НА ВЫХОД позволяют повторить и обобщить материал в активной форме, задействовать всех без исключения учащихся. Оценивание производится после проведения структуры "Билетик на выход". Структура "Стё зе класс" используется для работы по развитию речи - в подготовке к сочинению.  

3) 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».

   Тип урока: урок получения новых знаний.

  Форма урока: урок  на основе ИКТ с применением сингапурского метода.

   Обучающие структуры: Клок Баддис , ЗУМ ИН, МИКС ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН,  ФИНК – РАЙТ –РАУНД  РОБИН.

4) Урок в 9 классе: «Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях».

   Тип урока: урок-повторение.

    Обучающие структуры: Tic-Tac-Toe, Timed Round Robin, Clock buddies, Timed-Pair-Share, Simultaneous Round Table.

  5) Урок литературы в 11 классе на тему «В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени». «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное».  
Обучающие структуры: ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, КОНЭРС «углы», ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ.

     6) Урок литературы в 9 классе «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина»        Обучающие структуры: МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, СИНЛ РАУНД РОБИН, ТАМД – ПЭА – ШЭА, КЛАССБИЛДИНГ, ИНСАЙД – АУТСАЙД СЁКЛ.

4.

Приобретение электронных учебников

  по мере

возможности

       Электронные учебники ещё в школу не поступили, их приобретение остается проблемным. Электронные обучающие программы-тренажеры «Фраза», «Репетитор» имеются.

5.

Составление   собственных   авторских   разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе.

систематично

     

       Разработаны собственные авторские рабочие программы по русскому языку по элективным курсам:

      1. «Разноаспектный анализ текста» для 11 класса.

     2. «Язык мой – друг мой, язык мой – враг мой» в 9 классе.

     3. Авторская дополнительная программа мастер-класса:  «Формирование коммуникативной компетенции через текстоцентрический подход».

        Важнейшей задачей обучения русскому языку в национальной школе является развитие связной речи учащихся, что обусловлено принципом коммуникативной направленности обучения. Решение коммуникативных задач должно привести к тому, чтобы оканчивающие национальную школу  хорошо владели родным и русским языками.

          Процесс обучения коммуникативной деятельности  на русском языке организуется на принципе текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе.         Использование художественных текстов эффективны лишь в том случае, если учитель ведёт системную работу, параллельно связывая уроки русского языка с литературой.

      Теоретическая разработка текстоцентрического подхода к обучению русского языка началась в годы, когда в понятие связной речи  Т.А.Ладыженской были включены не только речевая деятельность, но и текст 60 – 70-е.

     Работая над подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, состоящего из 3-х частей, учитель и ученик сталкиваются с необходимостью обращения к текстам различных видов. Кроме того, не все дети понимают основную мысль текста, некоторым сложно определить проблему текста и находить художественно-выразительные средства, написать сочинение – рассуждение или сочинение - эссе на основе текста. С этим связан и выбор форм работы. Он предполагает анализ учебного текста, комплексный, разноаспектный анализ текстов художественного, публицистического стилей, создание собственного текста по шаблону на основе данного.

6.

Проведение экспериментального исследования:

Инновационные решения в преподавании отдельных предметов «Культура речи – часть общей культуры человека» в составе Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство».

2015-2016

 

       По теме «Культура речи – часть общей культуры человека» с учащимися составлена  проектная работа, в ходе которой проводили анкетирование с учащимися 8-11 классов, искали материалы из различных источников о мастерах ораторского искусства, выпустили  компьютерную газету «Чистое слово», проведено тестирование в 10 классе по нормам орфоэпии. Подведены итоги.

7.

Проведение экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:

1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся   по   русскому   языку   и   литературе с использованием тестов;

2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;

3) проекты на уроках русского языка и литературы.

в течение

года

  В течение года в 5, 9, 11 классах проведен эксперимент с использованием средств педагогической диагностики, целью которого были:

1)  проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся   по   русскому   языку   и   литературе с использованием тестов;

2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;

   3) показать роль проектов на уроках русского языка и литературы в личностном развитии учащихся.

      Вывод: Педагогические наблюдения на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий свидетельствуют, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты:  

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся коммуникативные, предметные и метапредметные компетенции;

 -  значительно повышает уровень успеваемости учащихся.

8.

Проведение экспериментальных уроков.

по плану МО

    Проведены открытые уроки в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием технологии  диалога:

: «Путешествие в Фразеологию» в 6 классе перед учителями школы в рамках Недели русского языка (октябрь 2016г)

Тема. Фразеологизмы, источники появления фразеологизмов.

Цель: совершенствовать знание учащихся о различных фразеологизмах, умение использовать их в речи для разрешения определенной коммуникативной задачи; воспитывать любовь к слову и родному языку.

  Структура  урока: музей фразеологизмов, город мастеров (Определите профессию), поселок синонимов и антонимов, переправа, на кудыкиных горах и фразеологический зоопарк.

.  Дети защитили свои проекты, научились использовать в речи фразеологизмы.

     Ноябрь 2016г - В рамках районного семинара учителей русского языка и литературы  проведен урок на тему «Чередование гласных в корнях слов» в 6 классе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

    • Использованы приемы критического мышления «Ромашка Блума», состоящая из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса: простой, уточняющий, интерпретационный (объясняющий), творческий, оценочный, практический.

Простой вопрос: Какие буквы чередуются в корнях слов?

Уточняющий вопрос:   Если я правильно  понял (а), выбор чередующейся гласной в корне зависит  от суффикса, стоящего после корня, от ударения, от согласной, на которую оканчивается корень?

Вопрос – интерпретация: Почему во всех корнях не чередуются одни и те же гласные?

Творческий вопрос: Если б я не знал(а) правила правописания чередующихся гласных в корне, то

Практический вопрос:  Где я могу применить свои знания о чередующихся гласных в корнях  слов?

Оценочный вопрос: В особенность  чередования гласных в корнях слов?

 

 • Составлены и даны задания по формированию регулятивных, универсальных,  личностных и коммуникативных учебных действий.

Например, работа с текстом.

    У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу.                                      

                                                                                                           (Расул Гамзатов)     

  Задания.

- Какая  проблема поднимается в тексте? (Философская, проблема смысла жизни).

- Определите  основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

(Как прожить жизнь)

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Найдите из текста примеры с чередующимися гласными в корнях слов и объясните их правописание.(Вырастить, сложить,  слагал, растил, приложить.)  

•  Буквенный диктант на формирование регулятивных УДД.

Задание: заполни таблицу гласными о или а из слов с чередующимися корнями –кос- - -кас-, - гор- - - гар-, - зар- - - зор-:

1) прикоснуться, горение, сгоревший;

2) загорать, прикасаться, догорает;

3) коснулся, заревой, обгоревший;

4) загорелый, зарница, зоревать (искл.);

5) перегорел, касается, зорянка (искл.);

6) сгорел, озарение, погорячиться;

7) погорелец, прикосновение, разгорелся

0

0

0

0

А

0

0

А

0

0

А

0

0

А

0

0

А

0

0

0

0

       

Буквенный диктант. Проверь по эталону.

            Правильный ответ: Если таблица заполнена верно,из букв О должна

           получиться большая буква О.

  • Предварительное индивидуальное задание ученику:  прокомментировать высказывание известного языковеда Л.В.Щербакова.  «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

• На дом заданы разноуровневые задания по выбору:  

1. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

2. Написать сочинение-эссе на тему «Первый снег», используя слова с чередованием       гласных о - а, е - и в корне.

3. Составить кроссворд из слов с чередующимися гласными.

4. Сочинить сказку «Однажды поспорили Ира, Мила, Рита и Ростислав…»

• С целью контроля знаний учащихся 6 класса проведен тест «Чередующиеся гласные в корнях слов» в двух вариантах. 

Тест. Чередующиеся гласные в корнях слов

1 вариант

1. В каком ряду все слова имеют  чередующуюся  гласную в корне слова?

1) сохранился, задрожал  

2) залив, заметка

3) движение, обращение

4) запереть, озарение

2. Найдите лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне. 

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) соб..рание, подп..реть, зат..реть
2) зат..рать, соб..рать, уп..раться

3) заж..гать, сд..ру, зам..рание

5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1) к..сить

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силка

6. В каком слове пишется буква А?

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7. В каком слове пишется буква И?

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8. В каком слове пишется буква О?

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся  гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.) 

10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

       

        2 вариант

1. В каком ряду все слова имеют  чередующуюся  гласную в корне слова?

1) загораживать, носились

2) выращивать, собирать

3) перемигивались, испекутся

4) пробивался, удивиться

2. Найдите лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) сл..гаемое, р..стение, з..ря
2) зат..рать, соб..ру, уп..раться

3) заж..гать, сд..ру, зам..рание

5. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком слове пишется буква А?

1) г..рение

2) р..сток

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.) 

10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит 

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

Ответы: Тест. Чередующиеся гласные в корнях слов

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

4

1

2

2

3

1

4

2

зарастали

2

II вариант

2

4

3

1

3

4

1

3

вытирать

1

    Проведенные уроки показывают, шестиклассники учатся работать над текстом, легко справляются с заданиями, у них развивается орфографическая зоркость и познавательная активность.  

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Выступление  перед коллегами на занятиях ШМО, педсовете,  РМО, конференции:

1) «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»:

       Выступила по этой теме на заседании ШМО от 23.12.2015.

2) «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как технология повышения эффективности обучения»

   (Заседание РМО от 10.11.2016)

 3) «Интернет и его возможности»;

(Заседание педсовета 31.10.2016)

4) «Подготовка   и   проведение   эксперимента в обучении русского языка и литературы».

  (Заседание ШМО от 29.09.2016)

   Эти темы были освещены и проблемы затронуты на педсоветах и на заседаниях ШМО и РМО.

в течение

года

2.

Профессиональные публикации на республиканском, российском масштабе. Опубликованы следующие работы  по проблемам преподавания русского языка и литературы:

1. "Работаем над текстами. Задания 20-25 ЕГЭ по русскому языку", 08.12.2015.

      Дидактический материал предназначен для работы на уроках и на элективных занятиях по русскому языку в старших классах. Работа практикоориентированная, имеется ключ к заданиям. Правильное выполнение заданий 20 - 25 поможет успешно сдать ЕГЭ

Сайт: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/138432.html

2. Статья «Актуальные проблемы в преподавании русского языка в национальной школе»

Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/12/statya-aktualnye-problemy-metodiki-prepodavaniya-russkogo.

3. Статья «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов», 12.11.2016        

4. Статья «Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

5. Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы

6. Чередующиеся гласные в корне 8 ЕГЭ 2016

7. Задание 4 ЕГЭ Русский язык. Повторяем тему "Орфоэпические нормы"

8. Рассказ о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны. 13.03.2016,

Все перечисленные работы помещены на сайте

http://infourok.ru/user/nuryahmetova-ruzaliya-huzyahmetovna

  9.  Статья «Актуальные проблемы в преподавании русского языка в национальной школе» Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/12/statya-aktualnye-problemy-metodiki-prepodavaniya-russkogo

10.   Статья «Как мы работали над проектом»

Сайт для учителей

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/stat_ia_kak_my_rabotali_nad_proiektom?act=addfile

11.  Методическая разработка урока русского языка в 10 классе на тему «Культура речи - часть общей культуры человека».

russkiy-yazyk/library/2016/11/13/konspekt-uroka-v-10-klasse-po-teme-kultura-rechi-chast

12. Статья «Эстетическое воспитание детей в семье»

Сайт: Наши детишки.        

http://cebek.ru/2016/07/06/esteticheskoe-vospitanie-rebenka-v-seme-sssr-kniga/        

В течение года

2. Разработать методику и программу работы по освоению учащимися универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Создание системы дидактических  практических заданий.

  Создана программа работы с учащимися 5 класса по освоению УДД на уроках русского языка и литературы и материалы розданы учителям школы, работающим в 5 классе.

3. Методика проектно-исследовательской деятельности при обучении русскому языку и литературе, стимулирующая познавательную активность учащихся 5 класса в рамках внеурочного занятия «Что? Где? Когда?».

    С пятиклассниками велась работа по данному направлению во внеурочное время и в этом учебном году тоже продолжаем по теме «Секреты русского языка».

4. Разработка мастер-класса «Система подготовки к выполнению 25 задания ЕГЭ».

     Разработан и апробирован в 10 классе мастер-класс в рамках Недели русского языка в школе.

5. Методическое пособие «Эффективная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» (Из опыта работы).

      Методическое пособие имеется в электронном виде, материалы из брошюры  успешно использовала с выпускниками 11 классов и использую с учащимися 10 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

6. Система разработки уроков в брошюре «Нравственное воспитание учащихся на основе использования национально-регионального компонента в процессе обучения русскому языку и литературе», ориентированная приобщить учащихся  к традициям той местности, где они живут, обучать вежливому и доброжелательному общению с соблюдением норм этикета, что также способствует усилению речевой направленности в преподавании предмета.

    Собраны в единую систему уроки  русского языка  и литературы по данной тематике, выпущена брошюра.

февраль 2016г.

июнь

2016 г.

январь

2016 г.

апрель

2016 г.

март

2016 г.

3.

Участие в работе Международных, Республиканских научно-образовательных конференций педагогов образовательных организаций, организатором которых является ИРО РТ, по проблемам современной образовательной педагогической науки

по плану

ИРО РТ

    Некоторые результаты моего участия в конкурсах:

Международная олимпиада

Номинация: Олимпиадная работа для педагогов. Название работы: 

"Методика работы с родителями"

Диплом победителя Международной Олимпиады за III-е место

Международная олимпиада

Номинация: Олимпиадная работа для педагогов. Название работы: 

"Создание рабочей программы с учетом требований ФГОС"

Диплом победителя Международной Олимпиады за I-е место

III Международная научно-образовательная конференция «Актуальные современные проблемы педагогической науки»

Сертификат

4.

 Создание собственного сайта.    

январь

 2016 г.

   Создан персональный сайт учителя русского языка и литературы в сети Интернет.  Ссылка: http://nsportal.ru/nuryakhmetova-ruzaliya-khuzyakhmetovna 

Участие в конкурсах профессионального мастерства

1.

Участие в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровнях: «Учитель года», «Лучший урок с применением ИКТ», «Современный урок», Республиканский фестиваль учителей-словесников «Открытый урок».

2016

по плану

       

Принимала участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства  «Учитель – мастер», организованном МОиН РТ. Работа по  данному направлению продолжается, разрабатываю методические материалы, имеются заготовки уроков.  

 Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1. Совершенствовать систему  подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ. Разработка учебно-дидактических заданий по ОГЭ и ЕГЭ для учащихся в целях успешной сдачи экзамена.  

   По ОГЭ разработала дидактические материалы по заданиям № 3, 10, 12 и 15.3 и  успешно использую на уроках, дают положительные результаты.

    Разработаны учебно-дидактические задания по ЕГЭ и включены в содержание учебного пособия «Эффективная подготовка к ЕГЭ»

в течение

учебного года

2. Систематически пополнять портфолио над методической темой.

  Работа по методической теме продолжается.

   постоянно

3. Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиаде и международных конкурсах по русскому языку и литературе.

   С одаренными детьми работаю по отдельному плану, участвуем на конкурсах, олимпиадах.

   

в течение

года

4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на школьном, районном и республиканском уровнях.

Например:

  •Международный творческий конкурс, посвящённый Дню матери «Мама – солнышко моё!» Номинация «Сочинение». Шамсивалеева Залия, 5 класс. Диплом победителя за II-е место.

• Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово» Номинация «Проза».

Сказка «Гости из космоса»        Шарова Анастасия, 5        класс.

Сертификат.

• Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово». Номинация «Поэзия»

Стихотворение «Долгожданный гость»        Шамсивалеева Залия.

5 класс.         Сертификат.

• Муниципальный этап олимпиады учащихся по литературе. Мингазова Нурия, 11 класс. Победитель.

по плану

5. Вести работу с одарёнными детьми по исследовательской  деятельности для участия в научно-практических конференциях, организатором которых является ИРО РТ

по плану

ИРО РТ

4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на школьном, районном и республиканском уровнях.

Например:

  •Международный творческий конкурс, посвящённый Дню матери «Мама – солнышко моё!» Номинация «Сочинение». Шамсивалеева Залия, 5 класс. Диплом победителя за II-е место.        

  • Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово» Номинация «Проза».

Сказка «Гости из космоса»        Шарова Анастасия, 5        класс. Сертификат.

• Всероссийский литературный фестиваль «Современное русское слово». Номинация «Поэзия»

Стихотворение «Долгожданный гость»        Шамсивалеева Залия. 5 класс.         Сертификат.

• Муниципальный этап олимпиады учащихся по литературе. Мингазова Нурия, 11 класс. Победитель.

по плану

5. Вести работу с одарёнными детьми по исследовательской  деятельности для участия в научно-практических конференциях, организатором которых является ИРО РТ

по плану

ИРО РТ

   

     С одаренными учащимися работаем над материалами исследовательской деятельности и участвуем в различных конкурсах.

         В ходе реализации проекта «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»  в рамках инновационной площадки поставленные цели и задачи выполнены и достигнуты следующие результаты:

1. Качество  преподавания русского языка и литератур в школе гораздо улучшилось: уроки проводятся на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями ФГОС, на высоком методическом уровне. Повысились уровень обученности учащихся и результативность уроков, о чём свидетельствуют результаты ГИА выпускников за 2015-2016 учебный год:

   ОГЭ Русский язык 9 класс

Фамилия

Имя

Годовая оценка

Оценка за ГЭ

Залялов

Тургай

3

3

Зиятдинова

Илюза

4

4

Имамиев

Салават

3

4

Каримов

Расим

4

5

                                                                       Общая оценка: 4

Качественная успеваемость в 9 классе по литературе – 75%.

ЕГЭ Русский язык 11 класс

Фамилия

Имя

Годовая оценка

Баллы за ЕГЭ

Оценка за ЕГЭ

Мубаракшин

Айзат

4

72

5

Сафиуллина

Айсина

4

72

5

Мингазова

Нурия

4

73

5

Мингалиев

Динар

4

67

5

Качественная успеваемость в 11 классе по литературе – 100%.

2. Проведены мастер-классы перед  учителями  школы и района с использованием современных образовательных технологий преподавания.

3. Опубликованы ряд статей в сети Интернет по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы.

4. Разработаны дидактические материалы по текущим темам уроков по русскому языку и литературе в 6, 8, 9 классах.

5. Разработаны и проведены уроки по  инновационным  технологиям.

6. Создано портфолио из педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

7. Изучена литература о современных образовательных технологиях.                 

      Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.