Программа элективного курса для 10 класса

Козлова Елена Тимофеевна

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса
«Мир органических веществ»
(10 класс).

Программа составлена учителем химии 1 категории МКОУ СОШ с УИОП Козловой Е.Т.

г. Нолинск 2014 год

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Основные цели курса:

  •  помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;
  •  расширение и углубление знаний об органических веществах;
  •  развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;

. воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.

Задача курса:

  •  раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
  •  показать практическое значение органических веществ для человека;
  •  научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
  •  раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
  •  способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
  • совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  •  классификацию органических соединений;
  • общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
  •  практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
  •  способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

Уметь:

  •  устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  •  составлять уравнения реакций разных типов;
  •  соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.

В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.

По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке- конференции проектную работу.

Содержание курса

Тема №1.

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема №2.

Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)

Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических

веществ, лекарственных препаратов ( D(-] - адреналин, L (+) - адреналин).

Тема №3.

Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)

Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.

Практическая работа 1

Углеводороды

Тема №4.

Применение углеводородов (7 ч)

Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.

Расчётные задачи:

  1.  Термохимические расчёты
  2.  Объёмные доли.

Проектные работы.

  1.  Как повысить октановое число?
  2.  Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
  3.  Перспективы развития энергетики.
  4.  Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
  5.  Эластомеры.

Тема №5.

Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)

Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчётные задачи

Массовая доля растворённого вещества Практическая работа 2

Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала. Тема №6.

Азотсодержащие соединения (5 ч)

Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Практическая работа 3

Анализ пищевых продуктов.

Тема №7.

Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.

Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.

Проектные работы.

  1.  Действие этанола на белковые вещества.
  2.  Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
  3.  Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
  4.  Загрязнения атмосферы.
  5.  Пластмассы загрязняют океан.
  6.  Влияние СМС на водную экосистему.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма

проведе

ния

Образовате

льный

продукт

все

го

теор

ИЯ

практ

ика

1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого

2

0

2

Групповая

работа

Опорный

конспект

2

Основы

номенклатуры и изомерии

4

1

3

ксо,

семинар,

тестирован

ие

Конспект,

выполнения

упражнений,

тесты

3

Сравнительная характеристика углеводородов.

5

1

4

Лекция с элементам и беседы, групповая работа

Практич. работа 1

Опорный

конспект,

заполнение

таблицы,

выполнение

упражнений,

тестовый

контроль,

отчёт о практической

работе.

4

Применение

углеводородов

7

1

6

Лекция,

Опорный

конспект,

Групповая

проектная

работа,

решение

расчётных

задач

выполнение

упражнений,

тесты,

проекты,

мультимедийн

ые

презентации,

5

Кислородсодер

жащие

органические вещества на службе человека

8

2

6

Лекции, эвристичес кая беседа, тестирован ие, KCO, работа в группах, практическ ая работа №2.

расчётные

задачи

Опорный

конспект,

таблицы,

выполнение

упражнений,

тесты, отчёт о

практич.

работе,

контрольная

работа.

6

Азотсодержащ ие соединения

5

2

3

Фронтальн ая беседа, парная работа Практич. работа 3

Опорный

конспект,

выполнение

упражнений,

тесты,

презентации.

7

Экологические проблемы в курсе

органической

химии

3

1

2

Урок- конференц ия, защита проектов.

Решение

проблемных

задач, защита

проектов,

мультимедиай

ные

презентации.

Итого:

34

8

26

Ресурсное обеспечение:

для учителя

  1.  Артеменко А.И., Тикунова И.В. Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 1999
  2.  Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы - М.: Астрель ACT, 2001
  3.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
  4.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.
  5.  Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.
  6.  Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. "Химия в школе" №1, 2007.
  7.  Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме "Азотсодержащие органические соединения". "Химия в школе" №3, 2007.
  8.  Амирова А.Х. Обобщение знаний по курсу органической химии "Химия в школе" №4, 2007.

для учащихся

  1.  Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2002-2006
  2.  Большой справочник. Химия -М.: Дрофа, 1999
  3.  Лидин Р. А., Молочко В.А. Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001
  4.  Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989
  5.  Электронные ресурсы (презентации, диски, видео опыты, интернет ресурсы).

Учебно-тематическое планирование.

Последовательность

тем

Послед-ователь-ность

уроков

Тема урока.

Форма

контроля

Тема 1 Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. 2 часа.

1

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи.

2

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема 2 Основы номенклатуры и изомерии.

4 часа.

3

Принципы образования названий органических соединений.

4

Структурная изомерия и её виды. Геометрическая изомерия.

5

Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы.

6

Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) адреналин, L(+) адреналин).

Тема 3

Сравнительная

характеристика

углеводородов.

5 часов.

7

Общие формулы. Нахождение в природе.

8

Гибридизация, отличительные признаки в строении.

9

Виды изомерии. Написание формул изомеров.

10

Типичные химические свойства. Генетическая связь между классами углеводородов.

11

Практическая работа 1 Отношение этилена к раствору перманганата калия. Качественная р-я на алкены.

Практическая работа №1

Тема 4

Применение

углеводородов.

7 часов.

12

Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты.

13

Хладоген, винилхлорид, акрилонитрил.

14

Бензол, дифенил, нафталин.

15

Стирол, полимеры, синтетические каучуки.

16-17

Решение расчётных задач по теме «Термохимические уравнения и объёмные доли».

Самостоят.

работа

18

Защита проектных работ.

Проектная

работа.

Тема 5

Кислородсодер

жащие

органические вещества на службе человека.

8 часов.

19

Многофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт.

20

Формалин, ацетон, акролеин, антифризы.

21

Фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир);антисептики ( фенолы и их производные).

22

Карбоновые кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная, бензойная).

23

Двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая). Многоосновные (лимонная).

24

Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе, их биологическая роль.

25

Расчётные задачи по теме «Массовая доля растворённого вещества»

Самостоят.

работа

26

Практическая работа №2 Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала

Практическая работа №2

Тема 6

Азотсодержащие

соединения.

5 часов.

27

Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, Диаминбензол, фуксин).

28

Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).

29

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков ( инсулин, кератины, фиброин, Коллаген, миоглобин, аспартам, казеин).

30

Нуклеиновые кислоты. Пищевые добавки.

31

Практическая работа N93 Анализ пищевых продуктов.

Практическая работа N93

Тема 7

Экологические проблемы в курсе органической химии.

3 часа.

32

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-торатогены.

33

Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное воздействие фенола и его производных.

34

Защита проектных работ.

Проектная

работа.