Программа элективного курса для 10 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса по химии 10 класс | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Мир органических веществ»
(10 класс).
Программа составлена учителем химии 1 категории МКОУ СОШ с УИОП Козловой Е.Т.
г. Нолинск 2014 год
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;
- расширение и углубление знаний об органических веществах;
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;
. воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задача курса:
- раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
- показать практическое значение органических веществ для человека;
- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
- способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- классификацию органических соединений;
- общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
- способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
Уметь:
- устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- составлять уравнения реакций разных типов;
- соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке- конференции проектную работу.
Содержание курса
Тема №1.
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема №2.
Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических
веществ, лекарственных препаратов ( D(-] - адреналин, L (+) - адреналин).
Тема №3.
Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа 1
Углеводороды
Тема №4.
Применение углеводородов (7 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.
Расчётные задачи:
- Термохимические расчёты
- Объёмные доли.
Проектные работы.
- Как повысить октановое число?
- Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
- Перспективы развития энергетики.
- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
- Эластомеры.
Тема №5.
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества Практическая работа 2
Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала. Тема №6.
Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 3
Анализ пищевых продуктов.
Тема №7.
Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
- Действие этанола на белковые вещества.
- Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
- Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
- Загрязнения атмосферы.
- Пластмассы загрязняют океан.
- Влияние СМС на водную экосистему.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма проведе ния | Образовате льный продукт | ||
все го | теор ИЯ | практ ика | ||||
1 | Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого | 2 | 0 | 2 | Групповая работа | Опорный конспект |
2 | Основы номенклатуры и изомерии | 4 | 1 | 3 | ксо, семинар, тестирован ие | Конспект, выполнения упражнений, тесты |
3 | Сравнительная характеристика углеводородов. | 5 | 1 | 4 | Лекция с элементам и беседы, групповая работа Практич. работа 1 | Опорный конспект, заполнение таблицы, выполнение упражнений, тестовый контроль, отчёт о практической работе. |
4 | Применение углеводородов | 7 | 1 | 6 | Лекция, | Опорный конспект, |
Групповая проектная работа, решение расчётных задач | выполнение упражнений, тесты, проекты, мультимедийн ые презентации, | |||||
5 | Кислородсодер жащие органические вещества на службе человека | 8 | 2 | 6 | Лекции, эвристичес кая беседа, тестирован ие, KCO, работа в группах, практическ ая работа №2. расчётные задачи | Опорный конспект, таблицы, выполнение упражнений, тесты, отчёт о практич. работе, контрольная работа. |
6 | Азотсодержащ ие соединения | 5 | 2 | 3 | Фронтальн ая беседа, парная работа Практич. работа 3 | Опорный конспект, выполнение упражнений, тесты, презентации. |
7 | Экологические проблемы в курсе органической химии | 3 | 1 | 2 | Урок- конференц ия, защита проектов. | Решение проблемных задач, защита проектов, мультимедиай ные презентации. |
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Ресурсное обеспечение:
для учителя
- Артеменко А.И., Тикунова И.В. Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 1999
- Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы - М.: Астрель ACT, 2001
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.
- Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. "Химия в школе" №1, 2007.
- Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме "Азотсодержащие органические соединения". "Химия в школе" №3, 2007.
- Амирова А.Х. Обобщение знаний по курсу органической химии "Химия в школе" №4, 2007.
для учащихся
- Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2002-2006
- Большой справочник. Химия -М.: Дрофа, 1999
- Лидин Р. А., Молочко В.А. Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001
- Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989
- Электронные ресурсы (презентации, диски, видео опыты, интернет ресурсы).
Учебно-тематическое планирование.
Последовательность тем | Послед-ователь-ность уроков | Тема урока. | Форма контроля |
Тема 1 Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. 2 часа. | 1 | Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. | |
2 | Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации. | ||
Тема 2 Основы номенклатуры и изомерии. 4 часа. | 3 | Принципы образования названий органических соединений. | |
4 | Структурная изомерия и её виды. Геометрическая изомерия. | ||
5 | Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. | ||
6 | Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) адреналин, L(+) адреналин). | ||
Тема 3 Сравнительная характеристика углеводородов. 5 часов. | 7 | Общие формулы. Нахождение в природе. | |
8 | Гибридизация, отличительные признаки в строении. | ||
9 | Виды изомерии. Написание формул изомеров. | ||
10 | Типичные химические свойства. Генетическая связь между классами углеводородов. | ||
11 | Практическая работа 1 Отношение этилена к раствору перманганата калия. Качественная р-я на алкены. | Практическая работа №1 | |
Тема 4 Применение углеводородов. 7 часов. | 12 | Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты. | |
13 | Хладоген, винилхлорид, акрилонитрил. | ||
14 | Бензол, дифенил, нафталин. | ||
15 | Стирол, полимеры, синтетические каучуки. | ||
16-17 | Решение расчётных задач по теме «Термохимические уравнения и объёмные доли». | Самостоят. работа | |
18 | Защита проектных работ. | Проектная работа. | |
Тема 5 Кислородсодер жащие органические вещества на службе человека. 8 часов. | 19 | Многофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт. | |
20 | Формалин, ацетон, акролеин, антифризы. | ||
21 | Фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир);антисептики ( фенолы и их производные). | ||
22 | Карбоновые кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная, бензойная). | ||
23 | Двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая). Многоосновные (лимонная). | ||
24 | Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе, их биологическая роль. | ||
25 | Расчётные задачи по теме «Массовая доля растворённого вещества» | Самостоят. работа | |
26 | Практическая работа №2 Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала | Практическая работа №2 | |
Тема 6 Азотсодержащие соединения. 5 часов. | 27 | Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, Диаминбензол, фуксин). | |
28 | Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота). | ||
29 | Белки как природные полимеры. Биологические функции белков ( инсулин, кератины, фиброин, Коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). | ||
30 | Нуклеиновые кислоты. Пищевые добавки. | ||
31 | Практическая работа N93 Анализ пищевых продуктов. | Практическая работа N93 | |
Тема 7 Экологические проблемы в курсе органической химии. 3 часа. | 32 | Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-торатогены. | |
33 | Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное воздействие фенола и его производных. | ||
34 | Защита проектных работ. | Проектная работа. |