Сидим дома. Поддержка дистанционнооо образования.
ВЕСНА -КРАСНА: весенняя прогулка https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnog......
Как научиться ребенку нарисовать танк https://youtu.be/FUF8IDKnmt0
Как нарисовать военный са олет вместе с ребенком https://youtu.be/a-jTG8Wyzos
НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ: Рисование деревьев ватными палочкамиhttps://youtu.be/u75fVKDYSg4
Рисуем окружающую природу: рисование одуванчика https://youtu.be/kjjO36l7gYo Смотрим дома развивающие мультфильмы для детей https://youtu.be/C0YygiEVcmg
Познавательный мультфильм для детей про явления в природе https://youtu.be/4bjtg9JaNqg
Познавательный мультфильм для детей по пожарной безопасности http://bit.ly/Fixiki_sborniki https://youtu.be/cTpyJ8lQUZs
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как рассказать ребенку о войне? | 16.76 КБ |
День победы. Истории для детей | 16.53 КБ |
Развивающие игры в домашних условиях | 136.85 КБ |
Стихи о весне | 17.32 КБ |
Потешки о весне | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Как рассказать ребенку о войне?
Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с 4-5летними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.
Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом.
Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций – «плохая». Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу.
В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне – «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Список можно продолжать бесконечно, благо у нас существует множество замечательных книг и фильмов, рассказывающем об этом тяжелом периоде истории.
Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
Главное – быть честным. Признайтесь ребенку, что война – это тяжёлая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».
источник:http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/about-war.html
Предварительный просмотр:
День победы 9 мая. История для детей
Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.
День Победы - 9 Мая
Праздник Победы — это праздник
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.
ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ
Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.
9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.
Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.
Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...
Дорогую цену заплатил русский, белорусский, украинский и другие народы СССР за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.
Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.
Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.
Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.
Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.
Стихи ко Дню Победы для детей
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Автор: Н. Г. Найдёнова
Вместе с дедушкой
Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идём
Встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что ещё болят
С далёких дней войны.
Автор: Г. А. Ладонщиков
Ещё тогда нас не было на свете
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Автор: М. О. Владимов
Помни
(Отрывок)
Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом, сорок пятом —
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слёзы в ответе,
На планете наши дети —
Поколение юных живёт.
Автор: А. Е. Досталь
Солдаты
Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.
От жары, от злого зноя
Гимнастёрки на плечах повыгорали;
Своё знамя боевое
От врагов солдаты сердцем заслоняли.
Они жизни не щадили,
Защищая отчий край — страну родную;
Одолели, победили
Всех врагов в боях за Родину святую.
Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.
Автор: А. А. Коваленков
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для детей от 3-4х лет в домашних условиях
Начало четвертого года жизни - сложный период для малыша. На этом этапе впервые происходит осознание ребенком себя, как самостоятельной независимой личности, «отдельной» от взрослых, что нередко приводит к внутреннему конфликту, проявляющемуся негативизмом, упрямством или даже протестом против принимающегося до недавнего времени уклада жизни.
В связи с этим родители должны особое внимание уделять эмоциональному развитию ребенка, стремиться к укреплению доверительных отношений, чему в немалой степени способствуют совместные игры. Пройдя период раннего детства, малыш получил массу информации, освоил многие навыки, которых, однако, все же недостаточно для того, чтобы отстоять свою независимость. Помогите своему ребенку реализовать стремление к самостоятельности — давайте ему посильные задания, интересуйтесь мнением по тому или иному поводу, в игре моделируйте конфликтные ситуации, мягко подсказывая способы их решения.
К счастью, дети не знают о бытующем мнении, заданном авторитетным лицом, что «после трех уже поздно» и продолжают активно развиваться, проявляя недюжинную любознательность и радуя родителей своей сообразительностью. Поэтому основной задачей взрослых на данном этапе является стимулирование стремления ребенка к познанию всего нового, создание предпосылок для интеллектуального, эмоционального и физического развития крохи. В этом возрасте начинается косвенная подготовка ребенка к школе. Но не стоит воспринимать это, как руководство к активным действиям — обучению чтению, арифметике, письму. Гораздо важнее развивать у малыша навыки, которые послужат базой для дальнейшего обучения: логическое и образное мышление, память, внимание, умение формулировать свои мысли, делать определенные выводы, обобщать группы предметов или явлений. Особое внимание следует обратить на сенсорное развитие: ребенок трех лет уже должен уметь называть и сравнивать цвет, форму, размер предметов, проводить элементарные ассоциации, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжайте развитие мелкой моторики и координации рук и пальцев. Как известно, от степени развитости этих навыков зависит речевое развитие малыша, что очень важно в младшем дошкольном возрасте. Ведь именно сейчас происходит становление основных речевых навыков — умение строить предложение, составлять связные рассказы, оформлять словами зрительные образы. Расширяйте кругозор ребенка посредством активного чтения книг. Знакомьте его с разными литературными жанрами, учите сопереживать литературным героям, выражать свое отношение к ним. Кроме того, чтение способствует пополнению словарного запаса малыша.
Нельзя пренебрегать и физическим развитием, организовывайте занятия таким образом, чтобы малоподвижные игры перемежались с физкультминутками, активной деятельностью на свежем воздухе в кругу сверстников. Для гармоничного развития ребенку требуется осознание собственной роли в окружающем мире, чему как раз и способствует общение, совместные игры с другими детьми.
Далее приведены игры, основной целью которых и является развитие всех оговоренных навыков и умений ребенка.
Игры на развитие мелкой моторики
Угости кукол
Сложите в коробку бусинки трех цветов. Предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку надо положить все красные бусинки. Кукле
Оле - леденцы (желтые бусинки), а Кукле Наташе - синие бусинки - виноградинки. Учите перекладывать бусинки по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.
Волшебная шкатулка
В шкатулку или коробку сложите пуговицы, катушки с нитками, игрушки и другие мелкие предметы. Попросите ребенка разобрать все вещи и разложить их по разным коробкам. При этом находитесь рядом с малышом и следите за тем, чтобы игровой материал не оказался во рту у крохи.
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации.
Волшебные шнурки
Покажите ребенку, как из шнурков или веревки можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Предложите малышу выложить домик, озеро, стоя и т.п. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять полученные ранее знания о цветовой гамме. Попросите малыша выложить красный мяч, желтое солнце, зеленое яблоко.
В игре ребенок совершенствует цветовое восприятие, изучает форму предметов.
Ватрушки
Прочитайте ребенку русскую народную потешку:
Трушки ту-тушки!
Испечем ватрушки.
Всем по ватрушке,
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
Маслом поливаем,
Всех угощаем.
Хлопайте ладошками друг о друга так, как будто вы лепите пирожки, побуждайте ребенка повторять ваши действия.
В игре развивается мелкая моторика, координация движений
Яблоки созрели
Вырежьте из цветного картона дерево и несколько яблок. На ветви пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Из нескольких яблонь можно сделать сад. Во время сбора «урожая» (пуговицы расстегиваются) попросите ребенка собрать сначала красные, затем зеленые яблоки.
Играя, малыш тренирует пальчики, развивает координацию рук и мелкую моторику, кроме того, осваивает навыки классифицирования предметов (в данном случае группирует яблоки по цвету).
Необычные рисунки
Ровным тонким слоем насыпьте на поднос манную крупу. Покажите, как на содержимом подноса пальцем можно чертить различные изображения. Предложите малышу нарисовать домик, дерево и т.п.
Игра способствует развитию воображения, художественных навыков, мелкой моторики.
Рисуем в воздухе
Очерчивайте пальцами в воздухе контуры различных предметов, побуждая ребенка повторять ваши действия. Начинать занятия можно с очерчивания простых геометрических фигур (круг, квадрат, овал), переходя в дальнейшем к более сложным очертаниям (фигурки животных, дома, волнистые линии). Попробуйте «рисовать» буквы и цифры, не забывая называть каждую из них.
Игры-шнуровки
(по методике М. Монтессори)
Игры-шнуровки, разработанные итальянским педагогом Марией Монтессори, являются эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, они помогают ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху — внизу», «справа — слева» Благодаря этим играм у малыша развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму.
Вышей узор
На листе картона с помощью дырокола сделайте несколько отверстий. Предложите ребенку «вышить» узор разноцветными нитками, продетыми в толстую деревянную иглу, или шнурком.
Помоги ежику
Вырежьте из картона силуэты ежа и яблока. Проделайте дыроколом отверстия и попросите ребенка помочь ежику прикрепить яблоко. Для работы можно использовать толстую деревянную иглу со вставленной в нее шерстяной нитью, либо шнурок.
Дождь
На плотном картоне нарисуйте тучи. Ниже дыроколом проколите отверстия так, чтобы продетые сквозь них нити образовали короткие полосы — дождь.
Заплатка
Нарисуйте на картоне какой-либо предмет одежды Вырежьте в нем круглое отверстие, по краю которого проколите дырки. Поясните ребенку, что девочка (мальчик) порвала платье (брюки) и теперь надо поставить на него заплату. Предложите малышу вырезать круг соответствующего размера, проделайте в нем отверстия. Пусть кроха поможет починить одежду, прикрепив заплатку с помощью большой деревянной иглы и толстых нитей.
Наряди елку
Вырежьте из цветного картона силуэт елки и разноцветные геометрические фигуры. Проделайте дыроколом отверстия, покажите ребенку, как с помощью крепления-шнурка можно превратить картонные фигурки в елочные украшения.
Паутинки
Возьмите картонную коробку, на каждой из ее сторон проделайте по несколько отверстий. Предложите ребенку сплести паутину, продевая разноцветные нити сквозь отверстия с помощью толстой иглы.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Наши пальчики
Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их.
Этот пальчик хочет кушать.
Этот пальчик — сказку слушать.
Этот пальчик ляжет спать,
Этот — выйдет погулять.
Ну а этот — в лес пойдет,
Маленький грибок найдет.
Дружная семейка
Читайте потешку, поочередно сгибая пальцы. Предложите малышу сделать то же самое.
Один пальчик — папочка.
Другой пальчик — мамочка.
Третий пальчик - дедушка,
А четвертый — бабушка.
Пятый пальчик — это я!
Вместе — дружная семья!
Строители
Читайте стихотворение, сопровождая его действиями
Мы построим новый дом,
(ставьте ладони поочередно ребром друг на друга).
Новый дом, новый дом.
Крышу крепкую найдем,
(сложите ладони треугольником).
Да, найдем, мы найдем.
Стол поставим в доме том
(одна ладонь сжата в кулак, другая — ровная - на него положена).
И друзей всех позовем!
(пошевелите пальцами обеих рук).
Покажи очки
Большие пальцы обеих рук соедините с другими пальцами так, чтобы образовалось два кольца. Сложенные таким образом пальцы поднесите к глазам. При этом приговаривайте потешку:
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
Флажок
Соедините указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
Предложите ребенку повторить ваши действия.
Сапожник
Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток.
При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
Б. Заходер
Жил на свете человек...
«Бегая» по столу указательным и средним пальцами руки, читайте стихотворение:
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
К. И. Чуковский
Упражнение следует делать как правой, так и левой рукой.
Игры на развитие тактильных ощущений
Отгадай, не глядя
Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Используй' е для игры предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов. Предложите ребенку прокомментировать свои ощущения: «Я держу что-то небольшое, деревянное, легкое, с острыми углами. Наверное, это кубик».
Выбери одежду
Собираясь на прогулку, предложите ребенку поиграть: он выбирает себе майку или штанишки из нескольких, затем отворачивается или закрывает глаза и, ощупывая одежду, находит то, что он выбрал.
Чем отличаются?
На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья деревьев и т.п. Затем высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите. Попросите ребенка взять в руки два разных предмета, например, камень и лист, и описать их отличия, ориентируясь на собственные ощущения: «Камень тяжелый, а лист легкий. Камень круглый, лист — плоский. Камень шершавый, лист — гладкий. Камень можно подбросить, лист - нельзя». Предложите малышу закрыть глаза и угадать, какие предметы вы вложили ему в руки.
Найди круги
Вырежьте геометрические фигуры из бумаги разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист, газетный лист). Завяжите ребенку глаза и попросите выбрать из вырезанных фигурок все круги, обводя пальцами по контурам предметов. Затем, таким же образом, нужно отыскать квадраты и другие знакомые малышу фигуры.
Выбери ткань
Приготовьте четыре образца тканей: карточки с наклеенными обрезками шелка, бархата, меха, шерсти. Покажите их ребенку, назовите каждую ткань, дайте краткую характеристику образцам: шелк — гладкий, бархат — шершавый, мех — пушистый, шерсть — колючая. Предложите малышу закрыть глаза и угадать, какой тканью вы проведете по его руке. Открыв глаза, малыш должен показать нужный образец.
Угадай, что это
Заполните разными видами крупы несколько емкостей. Предложите ребенку опускать руки поочередно в каждый сосуд и, не глядя, угадать, что находится в посуде.
Тепло - холодно
Возьмите три пластиковых бутылочки. Одну из них заполните теплой, вторую — холодной, а третью - терпимо горячей водой. Поиграйте с ребенком в любимую всеми детьми игру «дочки-матери». Кукла — дочка захотела пить, попросите малыша дать ей бутылочку с холодной водой, затем наступает время обеда бутылочку с горячей водой надо поставить на подоконник, чтобы она остыла, а теплую воду дать «младенцу».
«Снежки» из бумаги
Подготовьте бумагу разной текстуры: альбомный лист, тетрадный лист, салфетку, газетный лист. Предложите ребенку сминать бумажные листы и скатывать из них шарики — снежки. Во время игры просите малыша комментировать свои ощущения - какие из образцов легче сминаются, какие снежки получаются плотнее (тяжелее), а какие — легче. «Слепив» снежки, можно устроить соревнование — кто дальше бросит бумажный шарик. Бросая «снежки» с высоты, понаблюдайте, шарик из какой бумаги летит быстрее, объясните малышу, почему так происходит.
Игры на развитие цветового восприятия у детей
Разноцветный поезд
Для игры вам потребуется несколько картонных коробок. Вместе с малышом оклейте каждую коробку цветной бумагой так, чтобы все они отличались друг от друга. Скрепите коробки нитками или клейкой лентой - получился поезд с разноцветными вагонами. Теперь расскажите ребенку правила игры: поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Например, в коробку, оклеенную желтой бумагой, можно класть все игрушки желтого цвета и т.д. Если кроха затрудняется сделать правильный выбор, помогите ему: «Давай приложим этот кубик к вагончику и сравним их цвет? Как ты думаешь, кубик такого же цвета, как коробка?». Загрузив все вагоны, отправляйтесь в «путешествие».
Собери пары
Для игры вам потребуется несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. В каждой паре должны быть фигуры одного цвета. Перемешайте все фигурки. Расскажите малышу, что пары фигур - это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка - собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму.
Собери по цвету
Для игры вам потребуется 5 групп геометрических фигур. В каждую группу входят разные фигуры определенного цвета. Расскажите малышу сказку о том, как человечки из пяти королевств решили поиграть, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои города (лист цветной бумаги соответствующего цвета). Чтобы малышу было интереснее, нарисуйте на каждой фигурке смешную рожицу.
Кубик потерялся
Возьмите 4 кубика разного цвета. Предложите малышу построить из них башню, затем домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубик какого цвета надо найти. Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два, по три кубика.
Сделай радугу
Для игры вам потребуется бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки. Нарисуйте на белом листе радугу, предложите ребенку выложить такую же из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом малыш должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Вместе с крохой назовите каждый цвет радужного спектра.
Какой остался?
В непрозрачный мешочек положите три разноцветных кубика. Перед этим рассмотрите их вместе с ребенком. Попросите малыша достать два кубика. Кубик какого цвета остался в мешочке? Усложняя задание, прячьте четыре и более кубиков. Таким же образом можно играть с разными геометрическими фигурами и любыми другими предметами.
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.
Посади цветы
Подготовьте дидактический материал: цветы, вырезанные из цветного картона (24 шт.), четыре прямоугольника — клумбы. Предложите ребенку помочь садовнику рассадить цветы по клумбам — на каждой клумбе должны расти только одинаковые цветы. Просите малыша называть цвет каждого цветка.
Игры на развитие навыков классифицирования
Помоги собрать урожай
Для игры вам потребуются муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов. Разложите вперемешку овощи и фрукты. Зайка и мишка пришли собирать урожай, но сильный ветер перемешал все плоды. Попросите ребенка помочь зайке собрать и сложить в корзину фрукты, а мишке — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Помоги зайчику добраться до дома
Зайчик заблудился в лесу и стал искать дорогу домой. Он увидел широкую тропу и хотел пойти по ней. Но что это! Здесь же волчьи следы! Маленький трусишка испугался и побежал дальше. Побродив по лесу, зайчонок нашел узкую тропу. «По ней-то я и пойду!», — решил он, но вдруг заметил отпечатки лисьих лап. «Где же тропинка, которая ведет к моему дому?», — загрустил малыш, — «ага, вот же она — моя дорожка, на ней следы моего папы!». Обрадовавшийся зайчик быстро побежал домой по тропе, которая была уже, чем тропинка, на которой были следы волка, но шире, чем тропка с лисьими следами.
Нарисуйте три полосы: широкую, поуже и совсем узкую. Попросите ребенка показать ту, по которой зайчишка доберется домой.
Две дороги
Вырежьте из картона или бумаги две полосы разной ширины. Попросите ребенка выбрать узкую полосу — это будет дорога для маленьких машин, а широкая — соответственно, для больших. Покажите, как методом наложения полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
Подбери ленту
Для этой игры вам потребуются две куклы разного размера и две ленты. Одна — широкая и /шинная, другая — узкая и короткая. Предложите малышу подарить ленты куклам. Большой кукле нужна широкая лента, а маленькой — узкая. Сравните ширину и длину лент методом наложения их друг на друга. Попросите ребенка вручить подарки куклам.
Выбери дорогу
Разложите перед ребенком несколько бумажных полос разной ширины. Попросите его найти самую широкую полосу, затем самую узкую. Учите малыша проводить сравнительный анализ: «Вторая полоса уже, чем первая, но шире, чем третья и т.п.». Предложите крохе сделать полосы дорогами для машин разных размеров. Проследите, чтобы ширина полосы соответствовала размерам машины. Обобщите: большим машинам нужна широкая дорога, маленьким — узкая.
Большой и маленький
Нарисуйте три домика разного размера, расскажите малышу, что в них живут медвежонок, зайчик и мышка. Поинтересуйтесь: «Как ты думаешь, кто живет в большом домике? Медвежонок? Правильно. А почему ты так решил? (медвежонок больше зайки и мышки, значит, ему нужен большой домик и т.п.)». Теперь перед каждым домиком нужно нарисовать дорожку. Учите ребенка рассуждать: медвежонок большой, значит, ему нужна широкая тропа, зайчику — поуже, а мышке — совсем узенькая.
Ягодная поляна
Вырежьте из цветного картона по нескольку штук каждого вида ягод - вишни, малины, черной, красной и белой смородины, клубники, ежевики. Предложите ребенку разобрать ягоды по разным корзинам. «Корзинами» можно сделать небольшие коробочки или листы цветной бумаги. Просите ребенка проговаривать название каждой ягоды, объяснять, чем она похожа на остальные и чем отличается от них. После того, как сбор урожая закончен, можно устроить ягодный пир для кукол или «сварить» варенье, сделав аппликацию «Ягоды в банке».
Расставь машины
Приготовьте 20 карточек с изображениями машин — легковых, грузовых, с цистернами, с фургонами. Все машины должны быть разного размера и цвета. 3 больших листа — гаражи. Предложите ребенку распределить машины по гаражам: в одном — все легковые, в другом — красные, в третьем — большие. Какие машины можно поставить в два или три гаража? Какие остались без гаража?
Корзина с фруктами
Подготовьте 15 карточек с изображениями фруктов и три картонных круга — корзины. Предложите ребенку распределить фрукты по корзинам. В первую — все желтые, во вторую — все круглые, в третью — все сладкие. Какие фрукты остались без корзины? Какие можно положить в две или три корзины?
Удивительные животные
Для игры вам потребуются 20 карточек с изображениями самых разных животных. Попросите ребенка отделить от других всех хищников, выбрать всех животных с пушистым мехом, найти всех тех, кто имеет рога, отобрать зверьков, живущих в норках.
Расставь мебель для куклы
Постройте кукле новый дом из конструктора или картонной коробки. Предложите ребенку помочь кукле обустроить квартиру, расставив мебель. Поинтересуйтесь, какие комнаты будут в доме (кухня, спальная, зал и т.п.). Какая мебель должна стоять на кухне, в спальне? «Мебелью» вполне могут стать кубики, пустые коробочки, детали конструктора. Побуждайте малыша объяснять, для чего нужен тот или иной предмет мебели, почему ребенок выбрал для него именно это место. Пофантазируйте о том, как кукла будет жить в новом доме, кто придет к ней в гости. Покажите кукле ее жилище, покормите, уложите спать.
Новоселье куклы
Эта игра может стать продолжением предыдущей («Расставь мебель для куклы»). Предложите ребенку справить новоселье в новом кукольном доме. Устройте чаепитие для приглашенных, попросите малыша помочь кукле
накрыть на стол. Пусть ребенок проявит самостоятельность и расскажет, какая посуда должна стоять на столе. В процессе игры интересуйтесь: «Куда мы положим хлеб? (в хлебницу). А где будет сахар? (в сахарнице). Для каких еще продуктов есть специальная посуда? (конфетница, салатница, чайник, молочник и т.п.). Накрыв на стол, позовите гостей. Напомните малышу, что на праздники надо приходить с подарками. Выберите подарки, которые подарят кукле ее друзья. Поскольку тема игры «Новоселье куклы», то и подарки должны быть соответствующими. Пусть гости подарят кукле коврики, вазочки, картины и другие предметы интерьера. Не забудьте поблагодарить гостей от имени хозяйки.
Одень куклу на прогулку
Разложите перед ребенком несколько предметов кукольной одежды. Поясните, что кукла хочет пойти гулять, но никак не выберет, что ей надеть. Предложите одеть куклу для зимней прогулки. Уточните, без чего нельзя выходить на улицу зимой (шапка, шарф, варежки, шубка и т.п.). Таким же образом стройте игру, провожая куклу на прогулку в другое время года.
Собери пирамидку
Подготовьте три палочки от пирамидок и по 4 кольца разной величины — маленькие, средние и большие. Предложите ребенку собрать пирамидки, надев на каждую палочку кольца одинакового размера. В процессе игры спрашивайте у ребенка, какое кольцо самое большое? где — самое маленькое? Как можно назвать не самое большое и не самое маленькое кольцо (среднее). После того, как пирамидки будут собраны, предложите построить их в порядке уменьшения размера колец.
Игры, формирующие представление о форме предметов
Что такое круг?
Покажите ребенку несколько геометрических фигур. Поинтересуйтесь, знает ли он, что такое круг? Если малыш ответит утвердительно, предложите ему выбрать все круги из показанных геометрических фигур (подготовьте несколько кругов разного размера). Попросите вспомнить и назвать предметы, имеющие форму круга (колесо, тарелка, мяч). Поиграйте в мяч, катая его друг другу. Прокатите машину, зафиксируйте внимание ребенка на том, что машина едет, потому что колеса крутятся и катятся. Обобщите: все круглое может катиться. Периодически повторяйте пройденный материал, находя предметы круглой формы дома и на улице.
Многоугольники
На каждом последующем занятии вводите по одной новой геометрической фигуре, не забывая повторять ранее изученные. Наглядно продемонстрируйте, что фигуры, отличающиеся формой от круга, не катятся (сравните кубик, книгу и мяч). Проведите пальчиком ребенка по углам кубика или книги. Обозначьте это понятие — угол. Вырежьте из картона треугольник. Посчитайте углы — три, объясните: отсюда название фигуры. Вырезайте другие многоугольные фигуры, очерчивайте их контуры пальцами, не забывая проговаривать их названия. На листе многослойного картона прорежьте отверстия в форме разных геометрических фигур. На каждом занятии предлагайте ребенку из большого количества форм выбрать те, которые подходят к прорезям. Просите малыша называть каждую фигуру, находящуюся у него в руках.
Подбери пару
Вырежьте из картона 10 геометрических фигур. 6 из них должны образовать 3 пары, совпадающие по всем параметрам — форма, цвет, размер. Остальные — с ярко выраженными отличиями. Смешайте все фигурки. Предложите ребенку отобрать все одинаковые фигурки. Затем нарисовать и вырезать пары к остальным формам. Обратите внимание малыша на то, что цвет каждой пары должен быть одинаковым, пусть кроха самостоятельно выберет из набора цветного картона лист нужного цвета.
Размести фигурки
Из листа цветной бумаги вырежьте разнообразные геометрические фигуры. Вырезая, не забывайте пояснять ребенку, как называется каждая из них. Лист с вырезанными контурами наклейте на белую бумагу. Задача малыша состоит в том, чтобы вернуть вырезанные фигуры на свои места.
Собери картинку
Возьмите картинку с изображением предмета, знакомого малышу. Разрежьте ее на две части. Попросите ребенка сложить части так, чтобы рисунок восстановился. Усложняя задание, разрезайте картинку на три и более частей. После того, как ребенок освоит задание, используйте сюжетные картинки. Предложите сделать аппликацию из правильно подобранных частей.
Сделай, как было
Рассмотрите вместе с ребенком какую-либо сюжетную картинку в течение нескольких минут. Вырежьте из нее геометрические фигуры. Предложите малышу вставить фигурки на свои места. При этом обращайте внимание ребенка на то, чтобы вставленная фигурка не нарушала целостность изображения.
Продолжи ряд
Нарисуйте два ряда повторяющихся геометрических фигур. Третий ряд оставьте незаконченным. Предложите ребенку рассмотреть изображения и найти фигуру, которой не хватает в третьем ряду.
Игры для развития речи
Повторяй за мной
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик, не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.
В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.
Веселый теленок
В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как зовут его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца топотливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят ещё ребятки,
Утром спится сладко!
Что я расскажу
Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложите малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.
Кто кем становится
Рассмотрите картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака — щенок, корова — теленок и т.п.
Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая... (собака).
Жеребенок — с каждым днём
Подрастал и стал...(конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран —
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок —
Кро-о-хотным. ..(цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки —
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Вспомните названия других животных и их детенышей.
Подумай и назови
Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата копает, значит мы назовем ее - копалкой. Лейка - поливалка. Ноги - ходилки и т.п.».
Подбери слово
Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка—кошка, чашка-кашка и т.п. Предложите ребенку поиграть: вы называете слово, а малыш находит другое, похожее.
На и под
Расскажите ребенку историю-«путаницу» и попросите исправить неточности:
«На дереве выросли грибы, а под деревом - ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.
Кто что умеет
Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.
Какой? Какая?
В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него — игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.
Один - много
Предложите ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Малыш возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:
— Яблоко.
— Яблоки.
— Город.
— Города
— Буква.
— Буквы
Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:
— У меня нет яблока.
— У меня нет яблок.
— Я вижу дом.
— А я вижу дома.
Мы поедем, мы помчимся
Создайте игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксируйте внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если малыш допускает традиционные ошибки (ехай, скакай), мягко корректируйте его.
Расскажи мне...
Предложите ребенку представить, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на все вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется? И т.п.». Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».
Веселое купание
Заниматься развитием речи можно и ванной комнате: намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Аккуратные зайчата
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.
Игры для развития слухового восприятия
Загадочные звуки
Подберите несколько предметов, сделанных из разных материалов (стеклянная банка, игрушечный барабан, пластмассовая игрушка, деревянный кубик и т.п.). Палочкой или карандашом постучите по каждому предмету Расскажите ребенку правила игры: он отворачивается, а вы ударяете по какому-либо объекту. Задача малыша угадать, по чему вы ударили.
В игре тренируется память, внимание, развивается слуховое восприятие.
Где я?
Попросите ребенка закрыть глаза. Перемещайтесь в различных направлениях, звеня в колокольчик или стуча в бубен. Не открывая глаз, малыш должен рукой указать место, где вы находитесь. Предложите крохе поменяться местами.
Тише, мыши
Возьмите бубен. Предложите ребенку под громкий стук бубна превращаться в слона и усиленно топать, а под тихий — становиться мышкой и бежать тихо-тихо на цыпочках.
Кто сказал «Мяу»?
Подключите к игре всех членов семьи. Один из игроков отворачивается. Кто-то из других участников произносит измененным голосом какое-либо слово или имитирует звук.
Взрослые и дети
Предложите ребенку поиграть в больших животных и их детенышей: «Я большая корова. Я умею громко мычать: Му-у-у (грубым голосом). А ты — мой теленок. Как мычит теленок? (тонким голосом)». Поменяйтесь ролями — малыш мычит, как большая корова, а вы - как теленок. Поочередно изображайте всех животных, голоса которых знакомы ребенку. Договоритесь, что, когда вы произносите: «взрослый», — ребенок кричит грубым голосом и наоборот.
Игры для развития навыков самоконтроля у детей
Сторожевой пес
Вы превратились в сторожевую собаку, охраняющую сокровище (игрушка, конфета, книжка). Ребенок — шаловливый щенок, крадущийся за добычей, его задача — схватить ваше сокровище. Но, подкрадываясь к нему, он должен оставаться незамеченным. Если вы сидите неподвижно, малыш осторожно приближается к объекту, но стоит вам пошевелиться или обернуться, кроха должен замереть на месте, чтобы остаться «невидимым».
Игра способствует совершенствованию навыков самоконтроля, развитию быстрой реакции, может быть переходной от активных игр к спокойным.
Успей дотронуться
Вы даете ребенку команду, а он должен ее выполнить, но только после того, как вы скажете: «Быстро!». Например: «Дотронься до желтого предмета», — пауза, — «быстро!».
Игра способствует развитию навыков самоконтроля — ребенок старается сдерживать свои действия до получения определенного сигнала.
Раз, два, три!
Попросите ребенка ответить на ваши вопросы. Но ответ на каждый вопрос должен звучать только после произнесения вами волшебной фразы: «Раз, два, три! Говори!» Вопросы могут быть самыми разными:
Сколько лап у кошки?
Апельсин — это овощ?
Где живет медведь? И т.п.
Зоопарк
Ребенок имитирует движения разных животных. Вы — отгадываете, какой перед вами зверь. Поменяйтесь ролями. Игра способствует снятию мышечного напряжения.
Черепахи
Предложите ребенку представить, что вы — очень медлительные черепахи, и вам необходимо добраться до определенного места (например, из комнаты в кухню). Черепахи медленно, не останавливаясь ползут к намеченной цели. Выигрывает та черепаха, которая приползет последней.
Игры на развитие памяти и внимания у детей
Посмотри и заполни
Покажите ребенку крупную игрушку, например, куклу или машину. Через несколько секунд спрячьте ее. Попросите малыша подробно описать увиденный предмет. Если это кукла, уточните, какого цвета было ее платье, волосы, глаза. Есть ли у нее носочки, туфельки и т.п. Наводящими и уточняющими вопросами побуждайте кроху вспоминать самые незначительные детали. После того, как рассказ-описание завершится, достаньте игрушку и рассмотрите ее еще раз, отмечая все неточности рассказа.
Игра способствует развитию внимания, тренирует память, речевые навыки, учит составлять последовательный рассказ.
Спрятавшаяся картинка
В течение нескольких секунд показывайте ребенку яркую картинку, затем попросите малыша отвернуться и поместите рисунок среди других похожих картинок. Предложите крохе отыскать и показать рассмотренное ранее изображение. Усложняя игру, увеличивайте количество картинок, используйте рисунки с неярко выраженными различиями, большим количеством деталей. Рассматривайте по 2—3 картинки и т.п.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Кто где живет
На левой стороне листа схематично изобразите 6 животных, на правой - их жилища. Соедините зверюшек с их домиками запутанными линиями. Попросите малыша с помощью карандаша показать зверю дорогу к дому. Усложняя задание, предлагайте отследить дорогу глазами, без вспомогательных средств.
Игра способствует формированию устойчивости внимания.
Будь внимателен
Называя малышу различные предметы, попросите его хлопать в ладоши, если он услышит слово, относящееся к категории «посуда». Затем топать ногой при названии предмета мебели. Усложняя задание, объедините первую и вторую игру: ребенок хлопает в ладоши при упоминании предметов посуды и топает ногой, услышав предмет мебели.
В игре развивается внимание, навыки быстрого реагирования.
Что изменилось?
Предложите ребенку внимательно посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите, затем попросите отвернуться. Измените какую-либо деталь в своем туалете (заколите волосы, повяжите шарфик, расстегните пуговицу). Повернувшись, малыш должен указать, что изменилось в вашем облике.
Игра развивает наблюдательность, память.
Попробуй, повтори!
Зайчик и мишка решили сделать зарядку, включили веселую ритмичную музыку, встали друг напротив друга и поочередно показывают упражнения. Одна игрушка — в ваших руках, другая — у ребенка. Спрятав игрушку за листом картона, придайте ей определенное положение, убрав лист, попросите малыша сделать то же самое со своей игрушкой.
Собери игрушку
Нарисуйте два одинаковых предмета, состоящих из нескольких деталей (дом, машина, зайка, мишка). Один рисунок вырежьте и разделите на составляющие. В течение нескольких секунд показывайте ребенку целое изображение, затем попросите собрать его из вырезанных деталей. Усложняя задание, предлагайте изображения и детали нескольких предметов, объектов со схожими деталями (зайка, мишка, машины с колесами разных размеров и т.п.).
Что я загадал?
Загадайте какой-либо предмет, находящийся в ближайшем окружении, назовите его цвет, предложите ребенку отгадать то, что вы задумали. Количество попыток отмечается соответствующей цифрой. За наиболее «быстрое» угадывание вручается символический приз.
Что летает?
Вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями. Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить с толку остальных игроков.
Права ли я?
Предложите ребенку ответить на ваши вопросы, но при этом следует быть очень внимательным.
Апельсин, яблоко, тыква — это овощи?
Береза, смородина и дуб — это деревья?
Ромашка, роза, одуванчик — это цветы? И т.д.
Игры для развития логического мышления у детей
Катится?
Предложите малышу провести соревнование: кто быстрее докатит свой предмет до определенного места. Каждый игрок берет на выбор кубик или шарик. После игры поинтересуйтесь у ребенка, почему шарик докатился быстрее? Побудите кроху сделать вывод: кубик катится медленнее, потому что ему мешают углы, он квадратный. Нарисуйте несколько геометрических фигур, попросите ребенка найти среди них кубик и шарик. Таким образом, ребенок учится сопоставлять плоскостные и объемные фигуры.
По росту становись!
Для игры вам потребуется набор с цилиндрами разных размеров. Если готового набора нет, склейте фигуры из цветного картона. При этом внутрь цилиндров можно поместить предметы, создающие различные шумовые эффекты, например, колокольчик, горох, пуговицы и т.п. Предлагайте ребенку группировать цилиндры по разным признакам: по высоте, по ширине, по цвету, по звуку (если они с наполнителями). Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры. Например, зайчик и мишка хотят оградить свои дома забором. Зайка хочет чтобы его забор был высоким, а медвежонку нравятся низкие заборы из широких бревнышек. Кукла Маша хочет сделать стульчик с красными ножками, а кукла Лена — с желтыми. В этом случае цилиндры следует сгруппировать по двум признакам — по высоте и по цвету. Учите ребенка сравнивать предметы, используя такие выражения, как выше, ниже, шире, одинаковые. Выставив ряд из цилиндров, найдите самый высокий из них, самый низкий и т.д.
Продолжи ряд
Рассмотрите три вида цилиндров: узкие и короткие, широкие и короткие, узкие и длинные. Обращайте внимание ребенка на отличия между ними (ширина, размер), попарно сравните фигуры между собой, оперируя словами: «уже, шире, выше, ниже». Попросите малыша показать самый высокий цилиндр, затем самый низкий, самый широкий — самый узкий. Поставьте предметы в определенном порядке, предложите крохе сделать то же самое, глядя на ваш образец. Пусть малыш попробует продолжить ряд, сохраняя закономерность постановки фигур.
Загадай картинку
Выложите несколько картинок с разными изображениями. Попросите ребенка выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т.д.». Предложите малышу поменяться ролями: вы загадываете картинку, а он задает вопросы. На помощь крохе можно призвать кого-нибудь из членов семьи.
Угадай, о ком я говорю
Вы перечисляете предметы, ассоциирующиеся с определенным человеком, а ребенок отгадывает, о ком вы говорите. Например: «белый халат, лекарства, фонендоскоп» (врач); «красная машина с сиреной, шланг с водой, огнетушитель» (пожарник), «очки, спицы, клубок» (бабушка).
Кто что дает
Подготовьте карточки с изображением животных и продуктов, получаемых от них. Предложите ребенку разложить карточки парами - животное - продукт, например: курица — яйцо, корова — молоко, гусь — перо, овца — пряжа и т.д.
Что общего?
Показывайте ребенку по два предмета и просите найти общее между ними, например: кастрюля и чашка — обе имеют круглое дно, ручки, края, в них можно что-нибудь наливать, и то и другое является посудой.
Кто где живет
Подберите карточки с изображением разных животных и отдельно — карточки с изображением их жилищ. Попросите ребенка помочь зверушкам отыскать свои домики.
Игры, обучающие счету детей
Разложи кубики
Подготовьте кубики и две коробки. Предложите ребенку разложить кубики в коробки: в одну коробку нужно класть по одному кубику, а в другую — по два. Пересчитайте сложенные кубики, обратите внимание малыша на то, что во второй коробке оказалось больше кубиков. Добавив третью коробку, просите складывать в нее по три кубика, периодически пересчитывая общее количество кубиков в каждой коробке.
Выложи круги
Подготовьте карточки с изображением разного количества одинаковых предметов, например: картинка с одной грушей, далее - картинка с двумя грушами и т.д. Вырежьте из картона несколько кругов. Попросите ребенка под каждой карточкой выложить столько кружков, сколько предметов изображено на картинке.
Выбери правильно
Для игры вам потребуется 9 карточек. На трех из них должно быть изображено по одному предмету, на других трех — по два, и на оставшихся — по три. Попросите ребенка разложить все карточки группами в соответствии с количеством предметов, на них нарисованных.
Загрузи машину
На четыре машины прикрепите номера — с 1 по 4. Предложите ребенку загрузить машины строительным материалом (кубики, детали конструктора). Машина может увезти ограниченное количество предметов, обозначенное прикрепленной к ней цифрой. Загружая стройматериалы, помогайте малышу пересчитывать их: «Кладем один кубик, теперь второй. Мы загрузили два кубика».
Все по три
Обыграйте сказку «Три медведя». Вы играете куклой, изображающей Машеньку, ребенок отвечает за медведей. Маша приходит в дом медведей, попросите малыша подготовить три стула, три тарелки, три ложки в соответствии с размерами медведей: большое, среднее, маленькое. Затем обустройте спальню косолапых. Пришла пора появиться медведям. Предложите ребенку поговорить от имени Михайло Потапыча — грубым голосом, от имени Настасьи Петровны - голосом потоньше, и, наконец тонким голоском Мишутки.
Раздай морковку
Слепите из пластилина трех зайцев и четыре моркови. Попросите ребенка угостить зайчиков. Каждый зверек получает по одной моркови, одна остается лишней. Обратите на это внимание малыша: «Сколько у нас зайчиков? Три. А морковок? Четыре. Если ты отдашь эту морковь одному из зайцев, то у него будет две, а у остальных – по одной. Им будет обидно, значит одна морковка - лишняя. Мы ее уберем. Осталось три морковки и три зайца - поровну».
Положи цветок
Вырежьте из картона два комплекта цветов — 5 желтых и 5 красных. Разделите их между собой. Выложите ряд из своего комплекта цветов. Попросите ребенка выкладывать его цветы непосредственно под вашими — цветок под цветком. Фиксируйте внимание малыша на том, что выкладывать фигуры следует слева направо. Когда задание будет выполнено, посчитайте цветы в обоих рядах: «У меня пять цветочков и у тебя пять.
Гости у куклы
Создайте игровую ситуацию: кукла пригласила в гости зайку и мишку. Предложите ребенку накрыть на стол, но дайте ему всего две тарелки и чашки. Когда гости разместятся за столом, обратите внимание ребенка на то, что одному из них не во что положить угощение: «Сколько игрушек сидит за столом? Три. А сколько тарелок? Две. Значит тарелок меньше, чем игрушек. Сколько надо добавить тарелок, чтобы их стало столько же, сколько игрушек?». После того, как справедливость восстановлена, зафиксируйте внимание малыша на том, что тарелок и игрушек — поровну.
Пронумеруй дома
Нарисуйте пять домиков. Предложите малышу придумать, кто в них живет. Вырежьте из картона пять прямоугольников. На каждом из них нарисуйте круги, начиная с одного (два, три, четыре, пять). Расскажите ребенку о том, что почтальон не может разнести почту по домам, потому что на них нет номеров. Вместе с крохой пронумеруйте домики. Попросите малыша поработать почтальоном и раздать письма адресатам: количество кругов на «конверте» должно совпадать с цифрой, написанной на доме
Обратный счет
Прочтите ребенку стихотворение:
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
Десять маленьких колечек,
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил —
Про себя не позабыл!
И для женушки — подсолнушки.
Ю. Кушак
Еще раз повторите, сколько чего было. Нарисуйте по одному ряду всех перечисленных продуктов. Обратите внимание ребенка на то, что каждый ряд меньше предыдущего. Рядом с каждым рядом проставьте соответствующее количеству предметов число.
Чего больше?
Вырежьте из цветного картона фигурки моркови и капусты, соответственно 5 и 6 штук. Расскажите ребенку, что зайка собрал урожай, но никак не может сосчитать его и узнать, чего же больше выросло: моркови или капусты. Предложите помочь зайчонку: под каждой морковкой положить по кочану капусты. После того, как задание выполнено, выясняется, что одному кочану не хватило пары, следовательно, капусты больше, чем моркови. Наводящими вопросами побудите ребенка сделать такой вывод.
Подвижные игры для детей
Напольный баскетбол
Научите малыша забрасывать мяч в коробку или ведро, стоящее на полу. Если в начале игры расстояние от вас до импровизированной корзины должно быть предельно коротким, то после каждого удачного броска оно удлиняется на один шаг. На каждый бросок дается три попытки. Тот, кто на конец игры окажется дальше, получает приз. Если проиграл малыш, вручите ему утешительный приз.
Самый меткий
Постройте башню из картонных коробок или пластмассовых кубиков. С небольшого расстояния прицеливайтесь в нее шариком от пинг-понга. Побеждает тот, кто окажется самым метким. Игра развивает глазомер, укрепляет доверительные отношения.
Заинька, улыбнись
Напевая русскую народную потешку, побуждайте ребенка повторять описанные в ней действия:
Заинька, улыбнись, серенький улыбнись,
Вот так, вот сяк улыбнись!
(Улыбнитесь ребенку.)
Заинька, поклонись, серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!
(Покажите, как надо поклониться.)
Зайнька, повернись, серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись!
(Повернитесь с разведенными руками).
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой!»
(Топайте по очереди каждой ногой.)
Повторить 2—3 раза.
Не урони кеглю
Расставьте кегли «змейкой». Предложите ребенку устроить соревнование: кто сможет пройти между кеглями туда и обратно, не столкнув их.
В лес за орехами
Описание игры. Подбрасывайте ребёнка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту
Ехали мы, ехали,
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке,
Темной-темной кочкой
По кочке, по кочке.
Утром — по оврагам,
Днем — по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку бух!
Шведская народная песенка
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нет.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
— Ав-ав-ав!
(Два цыпленка у порога... кря-кря, две коровки, две лошадки, два козленка и т.д.)
Игры на развитие творческих способностей
Лепим из теста
На занятиях по лепке вместо пластилина можно предложить ребенку тесто, в процессе приготовления которого он может участвовать сам. Малышу можно доверить просеивание муки через сито, введение в смесь того или иного ингредиента.
Для приготовления теста требуется: 1. часть соли, 2 части муки, 1 часть воды, небольшое количество растительного масла. В тесто можно добавить свекольный или морковный сок, пищевые красители.
Фигурки, слепленные из теста, подсушите в духовке на умеренном огне. Остудите и раскрасьте.
Дети с большим удовольствием лепят предметы кукольной посуды, мебели. Из тонко раскатанного пласта можно вырезать различные фигуры с помощью формочек для печенья. Они могут стать дидактическим материалом при обучении счету. А слепленные из теста буквы помогут малышу изучить алфавит.
Снеговик
Начертите контуры снеговика, намажьте их клеем. Попросите ребенка разорвать лист белой бумаги на мелкие части и приклеить их на участок с нанесенным клеем. Красками или фломастерами дорисуйте рот, нос, глаза. Создавайте и другие аппликации из обрывков бумаги, например, из желтой бумаги получится пушистый цыпленок, из коричневой — кудрявый барашек.
Объемная аппликация
Вам потребуется: цветная бумага.
Познакомьте ребенка с нетрадиционной объемной аппликацией. Вырезая из цветной бумаги различные фигуры, сминайте их и, разгладив руками, приклеивайте, нанося клей по контуру изображения. Помимо этого, создавать объемные формы можно, наклеивая на готовый рисунок скатанные из бумаги шарики.
Монотипия
Согните лист пополам. На одной половине нарисуйте часть симметричного предмета, для начала можно изобразить геометрические фигуры. Прижмите вторую половину листа. Расправив его, покажите малышу получившееся изображение целого предмета.
Игра знакомит ребенка с понятием симметрия.
Рыбки-печати
Намочите альбомный лист водой. Затем равномерно нанесите акварельную краску — это основа для аквариума. Оставьте до высыхания краски. Из поролона вырежьте трафареты аквариумных рыбок. После того, как краска на листе подсохнет, покажите ребенку, как, после нанесения краски на поролоновую фигурку, с ее помощью можно делать отпечатки рыбок в аквариуме. Нарисуйте или приклейте водоросли.
Граттаж
Для игры вам потребуются: плотная белая бумага, черная тушь, свеча, мыльный раствор, острая палочка (зубочистка, скрепка).
Попросите ребенка равномерно натереть свечой бумажный лист. Покройте его слоем туши с добавлением мыльного раствора (1 капля раствора на 1 ст. л. туши). Подождите пока тушь подсохнет. На высохшем листе острым концом папочки процарапайте рисунок. Попробуйте использовать тушь другого цвета.
Групповые игры для детей
Лев на охоте
В центре комнаты выложите круг из тонкой веревки. Дети читают считалку и выбирают льва, который заходит в круг. Пока он там, лошадки (остальные дети) мирно пасутся. При сигнале «Охота» лев выпрыгивает из своего
убежища и ловит разбегающихся лошадок. Пойманный становится львом.
Игра развивает внимание, быструю реакцию.
Летает? Не летает
Участники игры держат руки на поясе. Ведущий перечисляет различные предметы, птиц, животных, насекомых. Если названный объект летает, все машут руками, если прыгает — топают ногами. Усложняя игру, ведущий может взмахивать руками, называя нелетающий объект. Задача игроков — не повторять неверные движения.
Игра способствует развитию внимания.
Где чей домик?
Раздайте детям геометрические фигуры, вырезанные из картона. На полу в разных местах лежат такие же изображения. Дети играют, бегают до тех пор, пока не раздастся команда ведущего: «Домой!». Сверяясь с розданными фигурами, дети находят свои домики. Усложняя задание, используйте цветные фигурки. В этом случае сопоставляется не только форма, но и цвет.
Игра помогает закрепить знания о цвете и форме предметов, развивает внимание.
Кто первый
Дети делятся на две команды. И пересчитываются. Каждый должен запомнить свой номер. Ведущий называет цифру. К нему бегут два игрока — по одному из каждой команды. Тот, кто быстрее добежит, получает жетон. Выигрывает команда, собравшая больше жетонов.
Предварительный просмотр:
Стихотворения о весне для дошкольников
Уж тает снег...
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
Кораблик.
Славный мастер, этот Павлик!
Смастерил, собрал кораблик!
Стал на мокрую дощечку
И пустил кораблик в речку.
Вместо листика спросонок
На кораблик сел утенок,
Лягушонок прыгнул смело,
Стрекоза, кружась, присела,
Бабочка, собравшись в путь,
Там решила отдохнуть.
И плывут, плывут они
То на солнце, то в тени,
Прямо к берегу плывут,
Хвалят Павлика за труд.
П. Воронько
Журавушка.
Прилетел журавушка на старые места.
Травушка-муравушка густым-густа!
Ивушка над заводью грустным-грустна!
А водица в заводи чистым-чиста!
А заря над ивушкой ясным-ясна!
Весело журавушке: весным-весна!
Е. Благинина
Рисунки на асфальте.
В детском парке с самого утра
Каждый занят не игрой, а делом:
Весело рисует детвора
На асфальте многоцветным мелом.
Вот рисует мальчик озорной
Белый домик с голубым оконцем,
Башню под рубиновой звездой
И лучи, разбрызганные солнцем.
Постою за спинами детей,
Вдохновенья их я не нарушу.
Пусть на холст весенних площадей
Солнечно выплескивают душу.
А. Гребенкин
Салют весне.
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ –
Салютовать весне.
Приказ черемухе - цвести,
Крапиве - быть не злой,
Дождю - дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам - громче петь,
А солнцу - выйти из-за туч
И веселее греть.
Разговор с весной.
- Ну, Весна, как дела?
- У меня уборка.
- Для чего тебе метла?
- Снег мести с пригорка.
- Для чего тебе ручьи?
- Мусор смыть с дорожек!
- Для чего тебе лучи?
- Для уборки тоже.
Все промою, просушу -
Вас на праздник приглашу!
О. Высотская
Весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова
Возвращаются певцы.
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке,
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Солнечный апрель.
Без шапки на улицу вышел
В пальто нараспашку апрель
И солнечным зайчиком выжег
Из тонкой сосульки капель.
Взял ветку на вербной опушке,
Макнул ее в солнечный круг
И принялся сыпать веснушки
На юные лица подруг.
Великое, вечное чудо -
Пора пробужденья земли!
Скажите мне только: откуда
В ней столько добра и любви?
Откуда такое волненье?
Чьей силой оно рождено?
Как жаль, что весной обновленья
Лишь людям одним не дано...
Но все же весной мы моложе -
Нас тянет в тот сквер за ручьем,
Где юность прошла, как прохожий,
Которому все нипочем.
Да нет, не прошла она - здесь же
Гуляет веселой толпой,
И громко скворцы, как и прежде,
Поют: «Возвратились домой!».
Погрелся апрель, нагулялся
И звонко, как новый трамвай,
По рельсам блестящим помчался
В грохочущий грозами май.
М. Палиевский
Предварительный просмотр:
Потешки о весне
Потешки, потешалки,
Про весну шептали,
Ой, даря, даря, даря,
Будет тёплая заря!
Автор: Леонов В.А.
Весна, весна, черна земля,
Мы на улицу пойдём,
Много веточек найдём,
Будем их собирать гнездо свивать!
Автор: Леонов В.А.
Долгожданная весна,
К нам в гости пришла,
Мы её встречаем,
Песенки спиваем!
Автор: Леонов В.А.
Ароматна, хороша,
На дворе ура весна,
С малышом гуляем,
Травку примечаем!
Автор: Леонов В.А.
Бегут ручейки,
Это вестники весны,
Ой, люли, люли, люли,
Лужи радость принесли!
Автор: Леонов В.А.
За окном весна,
Гулять пора,
Одевайся дружок,
Возьми пирожок!
Автор: Леонов В.А.
Кутерьма-кутерьма,
На дворе весна,
Галдят воробьи,
Летят журавли!
Автор: Леонов В.А.
Весна, весёнка,
Тёплая сторонка,
Землица оживает,
Деревья расцветают!
Автор: Леонов В.А.
Весна на дворе,
Тает снег на земле,
Природа оживает,
Гулять детку приглашает!
Автор: Леонов В.А.
Весна-красна,
В бирюзе небеса,
Ой, да будет тепло,
Малышу хорошо!
Автор: Леонов В.А.