Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому. То есть наша задача, помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество. Для этого необходимо, на сколько возможно раннее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность. Для нас каждый малыш - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется личностная программа развития. Наше обучение реализуется на основе сквозного интегрирования базового компонента программы: «Истоки» Л.А.Парамоновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
наша задача, помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.
Левкина Марина Егоровна
Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому. То есть наша задача, помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество. Для этого необходимо, на сколько возможно раннее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность. Для нас каждый малыш - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется личностная программа развития. Наше обучение реализуется на основе сквозного интегрирования базового компонента программы: «Истоки» Л.А.Парамоновой. Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. 1.Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Татарстана. 2.Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона. 3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности). Проведенные в нашем саду психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 5-6 лет в работе с цветом, в этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, кроме того, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию. Дети в состоянии выражать при помощи цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов. Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Именно эти идеи и способствовали появлению нашей концепции. С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, предложенных в программе «Истоки», с другой способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, именно в том возрасте (5-6 лет), когда ребенок более готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в региональном компоненте образовательной системе дошкольника. Целью концепции «этновосприятие цвета» является: - помочь детям войти в мир народной культуры при помощи особенностей цветовосприятия различных народностей населяющих территорию Татарстана. Основными задачами данной концепции является: 1.Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира. 2.Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических переживаний вызванных цветом. 3.Формирование представлений детей об использовании цвета, в народном изобразительно-прикладном искусстве больших этнических групп проживающих в Республике Татарстан (русских, татар, чуваш, и т.д.) умение понимать символику цвета. 4.Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально-целостное отношение к искусству, действительности, жизни. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности, создаваемым взрослым и маленьким художником образа. Есть такая детская игра - смотреть сквозь цветные стекла. Вот синее стекло - и мир становится серьезным, строгим, даже печальным. Желтое - хочется улыбнуться, засмеяться, как будто наступил праздник. Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времени И. Ньютона цвет почти утратил в наших глазах свою магию. А когда-то цвета считались, чуть ли не равными богам и стихиям. А сейчас, согласно современным научным воззрениям на природу цвета и цветового восприятия, цвет - это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины. Еще издревле люди выражали свое субъективное отношение к цвету, для первобытных народов цвет выражал мировые силы и начала "высшего" уровня. Цвет и есть самая высшая сила или божество, которая тем самым визуально являла к людям. Просто так, случайно или исходя из эстетических соображений свет не применялся. Только посвященные знали священную тайну цвета, а остальные соблюдали ритуал. Надевая сейчас на новорожденных ленточки определенного цвета (чаще красного или синего в зависимости от пола), мы отличаемся от древних людей лишь тем, что не знаем зачем это делаем. Знаем лишь, что "так принято". Продолжаем избегать черных кошек, подбираем соответствующие знаку зодиака камни и т.д. Но вместе с тем наша эпоха изобрела много нового в восприятии цвета. Что мы подразумеваем, говоря "красные", "белые", "зеленые", а теперь еще и "оранжевые", если вспомнить события на Украине? В данном случае, мы продолжаем цветом, как символом обозначать идеи. Так поступали и наши предки, считая его приятным или неприятным, подходящим для одежды (интерьера, украшений и т.д.) или нет. Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета или просто рассказывал об окружающей действительности. Цвет, как живое существо имеет возраст и родину. История человечества - это и история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни. Одна из задач концепции «этновосприятие цвета» это не только познакомить с народной символикой цвета, но и приблизить ребенка к культуре его народа, сделать его носителем этнокультуры.