Конспекты занятий

Колупаева Елена Владимировна

Здесь размещены конспекты занятий из опыта работы педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Объём. Сравнение по объёму».

Цели: 

1) Сформировать представления об объёме (вместимости), сравнение сосудов по объёму с помощью переливания воды (пересыпания крупы);

2)  Закрепить счётные умения в пределах 7;

3) Формировать умение классифицировать предметы по различным признакам.

Оборудование и материалы:

1)  2 стола, таз с водой, вёдра с гречкой и пшеном, полотенце, посуда разного объёма на каждого ребёнка;

2)  Стакан и чашка одинакового объёма;

3)  Цветы разного размера, цвета;

4)  Игрушечная корова;

5)  Фланелеграф, геометрические фигуры, цифры и знаки операций.

Ход занятия:

1.  Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в деревню.

2.  Дидактическая игра, создающая мотивацию.

– Кто может нас встретить в деревне?

– Кошка, коза и т.д.

– Как назвать их одним словом?

– Домашние животные.

– Отгадайте загадку и узнайте, кто нас ждёт:

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.

– Встречать нас будет корова Бурёнка. Чем же она нас будет угощать?

–Молоком.

3. Затруднение в игровой ситуации.

– Бурёнка захотела угостить нас из кружки, в которую войдёт больше молока. И никак не может выбрать подходящую посуду. Поможем Бурёнке? Как вы думаете, в какую посуду поместится больше молока?

  (Дети высказывают свои предположения: стакан высокий, но узкий, а чашка низкая, но широкая.)

– Можем мы точно сказать, где поместится больше молока?

– Нет.

– Что мы можем сделать, чтобы точно убедиться?

4.  «Открытие» нового знания.

Дети могут сами предложить налить воду. Проводится эксперимент. Делается акцент на том, что воду нужно налить до краёв, затем перелить в другую ёмкость и посмотреть. Все убеждаются, что и в стакан, и в чашку помещается одинаковое количество воды.

– Что же нужно сделать, чтобы узнать, где воды больше, а где меньше?

– Нужно налить в стакан воды до краев  и перелить в чашку.

– Если воды поместилось одинаковое количество, то говорят, что стакан и чашка равны по объёму. Что же такое объём?

Дети пробуют формулировать ответ сами.

– Объём – это вместимость, т.е. то сколько поместилось воды в посуду.

5.  Воспроизведение нового знания в типовой ситуации.

а) – Как вы думаете, чтобы сравнить посуду по объёму, можно использовать только воду? Чем ещё можно заполнить объём?

Дети сами предлагают использовать крупу.

– Хотите превратиться в исследователей, и провести эксперимент? Сравнить по объёму свою посуду? Выберите с помощью чего вам больше хочется сравнивать и разделитесь на две команды поровну. У каждого по две чашки. Сравните их объёмы.

Воспитатель напоминает, что посуду нужно наполнить до краёв. После выслушиваются наблюдения детей.

– Объём какой посуды больше? Почему? Что вы делали? Что же такое объём?

б) – Теперь вы опытные исследователи. Сумеете определить объём на глаз?

Рассматривают иллюстрации с кружками разными по высоте, но одинаковыми по ширине, и наоборот. Делают выводы.

6. Повторение ранее изученного.

– Сколько кругов у меня на доске?(5) Сколько нужно прибавить, чтобы стало 7?(2) Что сделали, чтобы получить число 7?( К 5 прибавили 2).

На доске пишется числовое выражение. Вывод: 7 это 5 и 2, а также 2 и 5. Дальнейшее разложение целого на части дети выполняют самостоятельно.

7) Творческое развивающее задание.

– Побывали мы в деревне, выполнили сложные задания, пришло время отдохнуть. Предлагаю отправиться в лес на прогулку. Посмотрите, какие цветы выросли на поляне! Они одинаковые или разные? Чем они отличаются?

– Цветы отличаются цветом, размером и количеством лепестков.

– Хотите собрать букет? Сорвите по одному цветку. Давайте покажем нашей Бурёнке какой красивый букет. Составим цветочный узор так, чтобы менялся цвет.

Дети выстраиваются в линию, наблюдая за тем, чтобы поочерёдно менялся цвет.

– Составьте другой узор, чтобы менялся размер. Потом, чтобы менялось количество лепестков.

8.  Итог.

–Понравилось на занятии?

–Что понравилось больше всего?

–Чему сегодня научились?

–Что же такое объём?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике

с использованием технологии  проблемного обучения.

         Тема: «Площадь. Измерение площади».

Цели:

  • Сформировать представление о площади фигур;
  • Определить способы сравнения фигур по площади непосредственно и с помощью мерки.

Оборудование и материалы:

Куклы (Мальвина, клоун, Яша, Незнайка), дорожка со следами, букет цветов; коврики для сравнения площади (6 штук), коврики для измерения площади (2 штуки), коврик, разделённый на квадраты; мерки для измерений (полоски, бечёвки, квадраты, стаканы); числовой луч, два флажка; игра «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Создание положительного эмоционального настроя.

– Ребята, в школе Мальвины возникла проблема. Она сама не может решить её и просит прислать помощников-экспертов. Вам бы хотелось быть экспертами? Тогда отправляемся в школу Мальвины разобраться в ситуации.

II. Формирование представлений о площади фигур.

1) Определение понятия площади.

 – Кто-то подарил Мальвине цветы, но стесняется признаться. Она хочет его поблагодарить. Мы должны определить, чьи это следы. Как можно определить, кто оставил следы?

/ На полу нарисованы следы, рядом сидят куклы. Дети предлагают посмотреть на их обувь, наложить обувь на следы./

– Возьмите каждый по ботинку и наложите на следы. У кого ботинок совпал с отпечатком?

– Чья это обувь?

– Ребята, место, которое занимает след – это его площадь. Повторите это название. Свойство любой фигуры, которое показывает, сколько места она занимает, называется площадью.

– Что вы сделали, чтобы сравнить площадь следа с площадью подошвы? / Наложили обувь на след/.

– С помощью наложения можно сравнивать площади и других фигур.

2) Непосредственное сравнение фигур по площади с помощью наложения.

– Мальвина связала коврики. Своим друзьям она хочет подарить самые большие. Эксперты, разбейтесь на пары и определите, площадь какого коврика больше. Что нужно сделать, чтобы сравнить площади?

/ У каждой пары два коврика. Дети сравнивают площади ковров наложением./

– Какой коврик больше? Что мы сравниваем, говоря о размере ковров? / Мы сравниваем площадь./

– Как вы сравнивали площади? /Накладывали коврики друг на друга./

3) Сравнение фигур по пощади с помощью мерки.

– Вот ещё два коврика. Сравните их площади.

/ Предлагаются ковры разной формы.

Дети пробуют накладывать один на другой, но приходят к выводу, что сравнить площади наложением не удаётся./

– Можно после наложения определить, площадь какого коврика больше?

– Что можно ещё сделать, чтобы сравнить площади?

/ С помощью наводящих вопросов дети должны догадаться, что ковры нужно измерить. На столе лежат различные мерки: бечёвки, полоски бумаги, квадраты, стаканчики./

– Чем можно измерить площадь? Какая мерка подойдёт?

/ Дети предлагают варианты, пробуют измерять площадь. Приходят к выводу, что нужно использовать квадраты./

– Разделитесь на две команды. /Каждая команда получает свой коврик./ Выложите мерки на ковре так, чтобы заполнить ими всю его площадь.

/ Дети выкладывают мерки. Воспитатель координирует действия детей./

– Можем мы теперь сказать, площадь какого коврика больше? Что нужно для этого сделать? / Пересчитать мерки./

– Пересчитайте мерки и поставьте флажок на соответствующую цифру на числовом луче.

– Чему равна площадь этого ковра? / 8 мерок/. А другого? /9 мерок/. Теперь мы можем сказать, площадь какого ковра больше? / Того, где уместилось больше мерок/.

– Незнайка услышал, как мы сравнивали площадь ковриков, и решил, что его коврик самый большой.

/ Ковёр такого же размера, но уже разделён на более мелкие квадраты/.

– Посмотрите, – говорит Незнайка, – на моём коврике квадратов больше, чем на ваших. Значит мой коврик больше.

– Незнайка прав?

/ Дети видят, что ковры совершенно одинаковые, но количество мерок разное. Почему так получилось? Дети замечают, что мерки меньше по размеру, поэтому их поместилось больше, а большие мерки уместились меньшее количество раз. Делается вывод: чтобы сравнить площади, нужно выбрать одинаковые мерки./

III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Самостоятельная работа в учебной тетради.

– Закрась одним цветом фигуры, равные по площади.

IV. Творческое развивающее задание.

Игра «Колумбово яйцо».

На подносах части «яйца», сложенные в целое. Детям предлагается, используя все части, сложить фигуры по целостным изображениям. Для детей испытывающих затруднения, фигуру можно разбить на части.

– У вас у всех получились разные по форме фигуры. А что мы можем сказать об их площади? / Она одинаковая, т.к. для составления фигур были использованы все части одинаковых по площади «яиц»/.

V. Итог.

– Что же такое площадь?

– Как можно сравнить фигуры по площади?

– Какие задания понравились? Какие были трудными?



Предварительный просмотр:

Показательное занятие.

Тема: «Слог [й'а]. Буква Я».

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • Познакомить с обозначением слога [й'а] буквой Я, с правилами чтения слов с буквой Я в различных позициях.
  • Закрепить умения составлять предложения, подбирать антонимы к словам.

Демонстрационный материал:

1) Две куклы-девочки и одна кукла-мальчик, кубики синие, зелёные и красные, буквы.

2) Иллюстрация «яма», фишки, буквы.

3) Иллюстрации: маяк, яблоня, якорь, яблоко, яйца, ядра, ящик, ящерица, ягоды и др., без буквы Я в словах.

 Раздаточный материал:

1) По одной гласной букве /повторение/.

2) Фишки, буквы для анализа слова.

3) По одной букве Я /закрепление/.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

– Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся. А ещё к нам пришли две куклы подружки и друга с собой привели. На занятии они будут играть с нами.

II. Повторение изученного.

1) – Сначала нужно познакомиться. Подружки предлагают угадать их имена. Они уже начали записывать их. /На ковре две куклы, рядом с каждой набор букв, красных, синих и зелёных кубиков. Схемы слов:

К

Т

 

Дети догадываются, что их зовут Катя и Таня./

– Разделитесь на две команды. Допишите их имена.

/Команды проверяют правильность выполнения друг у друга./

– Сколько гласных звуков в слове «Катя», «Таня»? Какие это звуки?

/Два Гласных звука [а]./

– Почему 1-й звук [а] обозначили буквой А, а 2-й – буквой Я?

/Потому что А пишется после согласных твёрдых, а Я – после согласных мягких./

– Сколько звуков в словах «Катя» и «Таня»? Сколько звуков?

2) /На подносе 10 гласных букв. Дети берут по одной./

– Давайте вспомним, какие ещё гласные буквы пишутся после твёрдых согласных, а какие после мягких./Куклам даются синий и зелёный кубики. Дети с буквами А, О, У, Э, Ы выстраиваются в ряд после синего кубика, с буквами Я, Ё, Ю, Е, И – после зелёного./

III. Игра «Поймай звук».

– Друг Кати и Тани тоже хочет, чтобы вы отгадали, как его зовут. Имя сложное и нам придётся выполнить не одно задание. Подсказка первая: имя начинается на звук [й']. /Дети думают, но, скорее всего, отгадать не могут./

– Давайте сначала потренируемся ловить этот звук в словах. Если в слове есть звук [й'], вы хлопаете в ладоши. /Слова даются со звуком [й'] в различных позициях: май, ёжик, яблоко, маяк и т.д./

IV. Звуко-буквенный анализ слова «яма».

– Чтобы получить следующую подсказку, нужно выполнить ещё одно задание. /Дети садятся за столы./ Отгадайте загадку: «Чем больше из неё выкапывают, тем больше она становится». /Дети отгадывают. На доске появляется иллюстрация ямы./

– Давайте послушаем, из каких звуков состоит это слово. Что нужно сделать, чтобы определить 1-й звук в слове? /Нужно произнести слово целиком и послушать 1-й звук./

– Какой 1-й звук? /[й'], согласный мягкий, обозначим зелёной фишкой/

– Что нужно сделать, чтобы определить 2-й звук в слове? Какой это звук? /[а], согласный мягкий, красная фишка/ и т.д.

– Сколько звуков в слове? Сколько слогов? Давайте прохлопаем слово по слогам. Какой 1-й слог? Какой 2-й?

– Мы привыкли, что каждый звук в слове обозначается своей буквой. И если 4 звука, то и буквы должно быть 4. Но сегодня я вам расскажу, что иногда целый слог обозначается одной буквой. Давайте ещё раз послушаем 1-й слог – [й'а]. А ведь у нас есть буква с таким именем. Вы уже знаете букву Я? Слог [й'а] часто встречается в русских словах. И, поэтому, люди договорились – если слышим [й'а] в слове, пишем одну букву, которая так и называется. Это очень удобно. Найдите букву Я. Положите её сразу на две фишки. /Воспитатель дублирует действия на доске/. Остальные звуки в слове «яма» обозначьте буквами самостоятельно.

– Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? Почему 4 звука и 3 буквы?

V. Словоизменение.

– Оставьте слово «яма», записанное буквами, а фишки уберите. Вставьте между буквами М и А букву К. Какое слово получилось? /ямка/ Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово «маяк». Сколько букв в этом слове? Подумайте, а сколько звуков? /Букв – 4, а звуков – 5, т.к. буква Я в этом слове обозначает 2 звука/

– Вы отлично справились с этим заданием и вот вам вторая подсказка: в имени нашего гостя 1-й слог такой же, как и в слове «яма». Отгадали? /Если нет, то второй слог такой же, как и в начале слова шалость/.

– Правильно, его зовут Яша. И он зовёт вас поиграть с ним.

VI. Физкультминутка.

Как у нашего у Яшки с петухами есть рубашка.

Как гулянье на селе, так выходит Яшка в ней.

Руки в боки подопрёт и в присядочку пойдёт.

Ножками потопает, сам себе похлопает.

VII. Закрепление пройденного.

 1) Наигрался Яша, наплясался. Да вот только хочется ему, чтобы и его имя вы тоже записали. Напишем? /Рядом с именами Катя и Таня выкладывается из кубиков и букв имя Яша/.

2) Детям раздаются буквы Я по одной. На ковре картинки: яблоко, якорь, маяк, яйца, ядра, ящерица, яблоня, ягоды и др. Нужно положить букву Я на картинку, в названии которой есть буква Я.

– Сколько звуков обозначает буква Я в этих словах?

VIII. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

– Ребята, вы услышали слово «Я» в этом стихотворении? Оказывается «Я» это не только буква, но ещё и отдельное слово. Когда мы говорим «Я»? Составьте предложения с этим словом.

IX. Чтение слогов и слов с буквой Я.

Запись на доске:

па пя та тя ма мя на ня

Яша Яна яхта язык ядра маяк

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

X. Игра «Скажи наоборот». /Подбор антонимов/

XI. Итог.

– Пришло время прощаться с нашими друзьями. Понравилось вам сегодня на занятии?

– Что показалось интересным?

– Что было пока трудно или непонятно?

– Давайте ещё раз посмотрим на имена друзей, которые вы сами сегодня записали. Сколько звуков обозначает буква Я в именах Катя и Таня?

– Почему звук [а] здесь обозначен буквой Я?

– Сколько звуков обозначает буква Я в имени Яша?

Самоанализ:

На занятии были поставлены цели:

  • Продолжать учить детей проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • Познакомить с обозначением слога [й'а] буквой Я, с правилами чтения слов с буквой Я в различных позициях.
  • Закрепить умения составлять предложения, подбирать антонимы к словам.

Кроме этого, на всех занятиях по обучению грамоте продолжается работа по формированию фонематического слуха.

Для достижения поставленных целей были использованы различные виды работ:

  • Отгадывание слов по схеме, по первому слогу;
  • Звуко-буквенный анализ слова, словоизменение;
  • Чтение слогов и слов с опорой на гласную букву;
  • Составление предложений;
  • Подбор антонимов.

Задания были логически связаны между собой и подобраны таким образом, чтобы обеспечить смену динамических поз.  Физкультминутка и пальчиковая гимнастика соответствовали теме занятия и переключали детей с умственной деятельности на игровую.

Структура занятия содержит основные компоненты:

1) Оргмомент.

2) Повторение ранее изученного.

3) Знакомство с новым материалом.

4) Закрепление изученного в типовых заданиях.

5) Игра, не связанная с темой.

6) Итог.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как сравнить площади фигур? Разрешение проблемной ситуации на занятии по формированию элементарных математических представлений Педагог: Колупаева Е.В.

Слайд 2

Цели: Сформировать представление о площади фигур. Определить способы сравнения фигур по площади непосредственно и с помощью мерки. Развивать познавательную активность, творческое мышление. Формировать умение сотрудничать друг с другом.

Слайд 3

Ход исследования Затруднение в игровой ситуации и постановка проблемного вопроса Как сравнить площади фигур, если при наложении не совпадает форма?

Слайд 4

Поиск выхода из проблемной ситуации Что можно ещё сделать, чтобы сравнить площади? Выдвижение гипотезы: Площадь нужно измерить и сравнить результаты

Слайд 5

Чем можно измерить площадь? Какую выбрать мерку? Выбор вариантов и проверка их в практической исследовательской деятельности:

Слайд 6

Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения Чему равна площадь каждой фигуры? Где уместилось больше мерок? Можно после измерения площадей определить какая из фигур больше? Что нужно для этого сделать?

Слайд 7

Результаты исследовательской деятельности детей: Выяснили, что площадь можно сравнивать двумя способами: наложением и сравнением результатов измерения. Определили мерку для измерения площади. В практической деятельности пришли к выводу, что мерку нужно выбрать одинаковую для всех сравниваемых фигур.

Слайд 8

Итоги работы педагога: Выполнены поставленные дидактические цели. Создан благоприятный эмоциональный фон. Организованы условия для удовлетворения потребности детей в самостоятельной поисковой деятельности.

Слайд 9

Ресурсы: Печатные издания: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Под ред. А.А.Леонтьева. - М.Баласс,2006 Статьи ж. Начальная школа плюс-минус за 2004 г. Статьи ж. Дошкольное воспитание за 2002 г. Педагогические технологии. Сборник. Под ред. Селевко В.Г. Интернет ресурсы: www.iteach.ru www.it-n.ru www.edu.ru