памятка выгорания

Оюн Лола Игоревна

 

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

¢  приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

¢  исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

¢  возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

¢  возникают недоразумения с коллегами;

¢  появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

¢  притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

¢  безразличие ко всему.

 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

                Во-первых:

¢  хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

¢  высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

         Во-вторых:

¢  опыт успешного преодоления профессионального стресса;

¢  способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

¢  высокая мобильность;

¢  открытость;

¢  общительность;

¢  самостоятельность;

¢  стремление опираться на собственные силы.

            В-третьих:

¢  способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

image

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_uchiteley_.vygoranie.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

  • притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых: 

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. 

        Во-вторых: 

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы. 

        В-третьих: 

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

C:\Documents and Settings\AXO-1\Рабочий стол\КАРТИНКИ\с телефона 277.jpg

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы: 

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы: 

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

ПАМЯТКА

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Подготовила педагог-психолог

МОУ СОШ № 7 г. Стрежевого

Юлия Григорьевна Коломиец

Материал скачан с сайта 5psy.ru
5psy.ru – первый психологический портал г. Пятигорска