Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

Синицына Галина Ивановна


На уроке учащиеся  осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека,узнают составные части гранита, научатся различать горные породы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир

во 2 классе

Тема урока: « Кладовые Земли»

Учитель: Синицына Галина Ивановна

МОУ «Ивановская СОШ»

\

 

Цель:

- познакомить с горными породами и минералами.

Задачи:

- дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;

- развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

- учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека;

- научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

- читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование:

- учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. );

- коллекция полезных ископаемых;

- иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче;

- презентация в программе PowerPoint.

План урока:

I. Организационный момент                                                              

II. Самоопределение к деятельности                                              

III. Работа по теме урока                                                                      

1) Беседа

2) Практическая работа

IV. Физкультминутка                                                                              

V. Продолжение работы по теме урока                                              

VI. Рефлексия                                                                                        

VII. Подведение итогов урока                                                            

Ход урока:

1.Оргмомент

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

2.Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки. Слайд 2

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Ответы детей

- Прочитайте тему урока на с. 44 учебника.

- Заглянем в кладовые Земли.

- Какие вопросы у вас возникают?

- Ответы детей

- А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

- Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней.

- Дайте общее название всем этим предметам

- Мел, песок, глина, гранит – это полезные ископаемые

- Что такое полезные ископаемые? Слайд 3

Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

3.Работа по теме урока

1) Беседа

- Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом году. Слайд 4

- С известняком, гранитом, кремнем

- Что вы можете сказать о граните?

- Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве-

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

2) Практическая работа  Слайд 5

- Рассмотрите кусочки гранита

- Найди цветные зёрна

  Это минерал полевой шпат

- Найди полупрозрачные зёрна

  Это минерал кварц

- Найди чёрные блестящие зёрна

  Это минерал слюда

- Какие минералы образуют горную породу гранит?  Слайд 6

- Полевой шпат, кварц, слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

- Чем отличаются горные породы от минералов?  Слайд 7

- Минерал однородное по составу природное тело

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

- Горная порода состоит из нескольких минералов

- Ваше мнение? Сигнал (+,-).

4.Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами)

Мама зонтик свой берёт.

(Раскрыть воображаемый зонтик)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами)

Потому что дождь идёт!

(Хлопок в ладоши)

5.Продолжение работы по теме

Работа по учебнику

 Прочитайте рассказ А.Е.Ферсмана «Моя коллекция» на с. 46 – 47 учебника. (чтение текста по цепочке)

- Давайте обсудим текст.

- Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

- 6 лет

- Какой камень ему чаще всего попадался?

- Горный хрусталь

- Как нашли на чердаке коллекцию камней?

- Случайно

- Какие камни находились в этой коллекции?

- В этой коллекции несколько совсем простых, грубых камней

- Что поразило автора при рассматривании коллекции?

- Он увидел, что были наклеены какие-то небольшие номерки, а на листочке при коллекции были написаны названия

- Во что в дальнейшем выросла коллекция?

- Коллекция выросла до многих тысяч образцов

- Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

- Хранителем музея

- Где используют богатства земных кладовых? Слайды с 8 по 11

6.Рефлексия

- Оцените свои достижения на уроке

(Учащиеся выбирают один из знаков и объясняют свой выбор

    )

7.Подведение итогов урока

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какие учебные задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока?

Справились ли мы с этими задачами?