"Учитель года - 2021"

Светлана Пашкова. sv. 2016

На этой странице отображены материалы, используемые для участия в конкурсе "Учитель года- 2021"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу,

то счастье вас отыщет.

К.Д. Ушинский

     Эти слова известного русского педагога как нельзя лучше соответствуют идеепрофильного образования, которое формирует у обучающихся готовность к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации, заложенной в Концепции модернизации российского образования.Мы знаем, что профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание молодежи помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

       Современная ситуация развития общества потребовала существенных реформ в сфере общественной жизни и образования, и поэтому в начале XXIвека профориентационной работе стали уделять особое внимание.  Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации как самого учебного процесса, так и системы отношений её участников.

Предметы «Технология» и «Экономика»в большей степени могут выступать в качестве эффективных средств социализации молодежи, и в этом смысле, трудно переоценить огромную роль в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения выпускников школы,преподавателей этих предметных областей. Учителя этих предметов могут оказать большую помощь обучающимся старшеклассникам в информировании обо всех сферах деятельности человека, состоянии реального производственного сектора, в том числе, применительно к региону проживания.

Организационно-методические возможности предмета «Технология» позволяют организовать предпрофильное и профильное обучение школьников. На основе практико-ориентированных, метапредметных подходов,   различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на использовании профессиональных проб,  метапредметного проектирования, исследовательской, общественно-полезной учебно-производственной   деятельности, оно способствует  выработке предпринимательской активности,  умений зарабатывать на жизнь на качественно новом уровне.

При этом технологическое образование не ограничивается традиционными видами труда, а  понимается в широком смысле, что   в свою очередь, предполагает чрезвычайно важным,   активную деятельностную позицию, не только   учителей, преподающих  технологию  и экономику, но и других учителей-предметников, которые  должныосуществлять профинформирование обучающихся в пределах своих компетенций в  урочной и внеурочной деятельности,  а также психологов и социальных педагогов образовательных учреждений.

Предмет «Технология» является связующим звеном между деятельностью ребенка в школе и социализацией его в обществе. Поэтому в первую очередь влияние на выбор профессии может быть оказано непосредственно на практикоориентированных занятиях.

Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только  испытал подобные чувства,но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии. Для реализации этой задачи необходимы следующие принципы профессионального воспитания:

 1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества).

Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Примером такой пробы сил могут служить проведение  мастер-классов, экскурсий на предприятия, открытые занятия. Эти мероприятия позволяют на практике учащимся познакомиться с рядом профессий, получить нужные знания, приобрести специальные умения и навыки в практической деятельности, узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.

В своей работе использую методы профессионального воспитания:  

  • метод  формирования сознания личности;  
  • метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;  
  • метод «стимулирования поведения и деятельности».

Также учитель технологии может использовать такие  методы работы с учащимися, как  наблюдение за деятельностью и развитием учащихся,  изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности,  анкетирование. Что касается форм работы, то это могут быть:  профориентационные мероприятия;  экскурсии;  встречи со специалистами;  профессиографические исследования;  родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

   Так, например, при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство», на занятие  была приглашена выпускница нашей школы, аспирантка ННГАСУ, которая провела интересный мастер-класс по плетению вологодского кружева.  

    При изучении разделов кулинарии, на уроки приглашаются родители, которые работают в пищевой промышлености. Ребята с удовольствием слушают рассказы о различных профессиях, а также пробуют свои силы в приготовлении совместных с родителями шедевров кулинарии.

     Также уроки технологии дополняют кружки по интересам. На уроках технологии девочки разрабатывают и шьют изделия для театра моды «Ярославна», пробуя себя в роли модельера-конструктора, дизайнера, закройщика и швеи. А девочки, участники театра, примеряют на себя роль демонстратора одежды, фотомодели.

На уроках «Технологии»  при сборе информации о профессиях, учащихся готовят презентации, знакомятся с профессиограмами различных профессий.

Значительное место в работе по профпросвещению на уроках технологии занимают беседы, которые проводят учителя  или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

 Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные пробы на уроках технологии Учитель технологии МОУ Задворковская СШ Светлана Николаевна Пашкова

Слайд 2

Урок технологии - возможность формирования универсальных (нужных в любой ПРОФЕССИИ) действий (УУД): РЕГУЛЯТИВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

Слайд 3

Регулятивные УУД это формирование способностей: ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Ведущий способ решения этих задач Формирование способности к проектированию

Слайд 4

Коммуникативные УУД организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умение работать в группе формирование умений, составляющих основу коммуникативной компетентности : действовать с учётом позиции другого; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для умственной и практической деятельности

Слайд 5

Познавательные УУД практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности - проекты работа с информацией использование знаково-символьных средств, логических действий и операций

Слайд 6

Реализация системно-деятельностного подхода Ознакомление с основными технологическими понятиями, с назначением и устройством применяемых инструментов, оборудования, с приёмами выполнения технологических операций Умение планировать работу с учётом имеющихся ресурсов, выполнять технологические операции, контролировать качество изготавливаемого изделия, разрабатывать творческий проект Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для развития творческих способностей, для оформления интерьера, организации трудовой деятельности, оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги

Слайд 7

Личностные результаты: 1. Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности пути формирования учителем : Направленное стимулирование интереса к предмету при изложении всех разделов технологии Исчерпывающее изложение познавательного материала, имеющегося в каждом параграфе учебников Качественное выполнение с учащимися практических работ Реализация интересных заданий проектного характера Результаты профориентационной работы на уроках технологии

Слайд 8

2. Овладение элементами организации умственного и физического труда пути формирования учителем : Следование методически выдержанному построению содержания учебников Пошаговое освоение основных технологических знаний и умений Предоставление учащимся большей самостоятельности при проектировании и конструировании объектов труда Выполнение заданий творческого характера, позволяющих ученику чувствовать себя успешным 3. Выбор дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий пути формирования Выполнение с учащимися системы заданий, ориентирующих на различные формы деятельности Ознакомление учащихся с профессиями

Слайд 9

При изучении раздела «Кулинария» знакомство с профессиями: Повар Кондитер Технолог пищевой промышленности Ресторатор

Слайд 10

При изучении раздела «Работа с текстильными материалами» знакомство с профессиями: Швея Закройщик Художник-модельер Дизайнер одежды Оператор ткацкого производства Демонстратор одежды

Слайд 11

При изучении раздела «Дизайн» знакомство с профессиями: Ландшафтный дизайнер Дизайнер интерьера Визажист Стилист

Слайд 12

При изучении раздела Декоративно-прикладное творчество знакомство с профессиями: Кружевница Вязальщица Вышивальщица

Слайд 13

При изучении раздела «Сельскохозяйственный труд» Овощевод Цветовод Агроном Селекционер

Слайд 14

4.Формирование умений общаться со сверстниками при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива пути формирования Организация рабочих групп учащихся для выполнения коллективных заданий и отработки навыков работы в этих группах Эффективное выполнение практических работ в группе Обсуждение результатов коллективной деятельности на публичной презентации и защите проекта изделия или продукта труда 5.Формирование основ экологической культуры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам пути формирования Ознакомление школьников с экологосберегающими и безотходными технологиями Рациональное использование материалов, инструментов, оборудования Ознакомление учащихся с основами экологической культуры, экологией жилища и т.п.

Слайд 15

Метапредметные результаты: 1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий пути формирования Поощрение применения учащимися ПК для выполнения учебных заданий Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы Инициирование учащихся на использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную значимость

Слайд 16

2. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда пути формирования На каждом уроке сообщать учащимся правила безопасной работы, следить за неукоснительным соблюдением этих правил Ознакомление учащихся с элементами культуры труда: - исполнительская дисциплина; - рациональная организация рабочего места; - необходимая сумма знаний, умений и навыков; - овладение алгоритмом преобразовательной деятельности; - технологическая дисциплина; и т.д.

Слайд 17

Межпредметные связи при изучении технологии Выполнение расчётных операций, проведение графических построений Изучение свойств конструкци-онных материалов Изучение механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, изучение видов современных технологий Освоение технологий художественно-прикладной обработки материалов с алгеброй и геометрией с химией с физикой с историей и искусством с русским языком и литературой Развитие речи, работа с текстами

Слайд 18

Предметные результаты (в мотивационной сфере): Оценивание своей готовности к труду в предметной деятельности; осознание ответственности за результаты труда пути формирования Организация коллективного обсуждения и решения поставленных технико-технологических и организационных задач Оценка конечных результатов деятельности в виде готовых изделий и реализованных творческих проектов пути формирования 2. Формирование представлений о мире профессий, их востребованности на рынке труда Ознакомление учащихся с миром профессий Направленное продвижение учащихся к выбору профессии

Слайд 19

( в эстетической сфере ): Овладение методами эстетического оформления изделий, рациональной эстетической организации работ пути формирования учителем : Научить учащихся рациональной организации рабочего места, опрятному содержанию рабочей одежды Научить учащихся элементам художественного оформления объектов труда, дизайнерского проектирования изделий

Слайд 20

Организационно-методические возможности предмета «Технология» позволяют организовать предпрофильное и профильное обучение школьников. На основе практико-ориентированных, метапредметных подходов, различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на использовании профессиональных проб, метапредметного проектирования, исследовательской, общественно-полезной, учебно-производственной деятельности, оно способствует выработке предпринимательской активности, умений зарабатывать на жизнь на качественно новом уровне.