АТТЕСТАЦИЯ воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Акишевой Екатерины Вячеславовны
Портфолио воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида" Акишевой Е.В. https://yadi.sk/i/SYYqz0HPiKyudA
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» по теме: «Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста»
Уникальность - 89, 20%
Видео мероприятия - https://yadi.sk/i/Syjm9UOclSYk4Q
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_-_akishevoy_e.v.docx | 108.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Акишевой Екатерины Вячеславовны
по теме: «Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста»
Профессиональное образование: высшее, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, 2011 г.
Квалификация: «Организатор - методист дошкольного образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования.
Общий трудовой стаж работы – 10 лет; стаж работы в ДОУ – 10лет
Наличие квалификационной категории: первая
Дата последней аттестации: 2016 г.
Введение
Актуальность.
Экологические события последних десятилетий в нашем мире заставляют иначе взглянуть на понятие экологической культуры и экологического мировоззрения. К сожалению, культура поведения в природе в последнее время не на высоком уровне. Понимание существующих в природе элементарных связей, умение сопереживать всему живому, желание созидать, а не разрушать, умение воспринимать красоту природы, понимание ценности собственного здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — это составляющие экологической культуры, способствующие полноценному развитию личности дошкольника.
Современные дети – это наше будущее: руководители и служащие. Какими они будут завтра, будут ли гордиться природой своей страны, заботиться о ее процветании зависит от нас педагогов. Поэтому так важно с раннего детства воспитывать экологическую культуру и экологическое мировоззрение еще в дошкольном возрасте. Это поможет формировать осознанное отношение к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы нужно иметь предоставление детскому разуму о начальных понятиях экологизации среды в ДОУ, поскольку она является той реальной действительностью, в условиях которой развивается личность человека.
Период дошкольного детства благоприятен для полноценного развития ребенка, в том числе, и воспитания экологических понятий и чувств. Это тот период, когда происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что только сформированное экологическое мировоззрение и развитая экологическая культура современных людей способствуют расцвету планеты и помогут вывести человечество на созидательную волну, на сохранение и приумножение окружающей природы.
Основная идея опыта
Основной идеей опыта является создание системы работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них бережного отношения к окружающей среде.
В своей практике использую принцип интеграции различных видов технологий и разнообразных форм работы (беседы, экскурсии, дидактические игры, игры- занятия, развлечения и др.). Безусловно, невозможно добиться качественного результата работы без взаимодействия с родителями. Ведь именно в семье закладываются основные постулаты патриотизма, и личный пример взрослого имеет огромную воспитательную роль для ребенка. Поэтому, необходимо было мотивировать родителей на совместную работу в данном направлении.
Теоретическая база.
Такие общественные деятели прошлого как В. Белинский, А. Герцен, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Чернышевский и другие уделяли большое внимание проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. Они уделяли большое значение правильному обучению детей познавательным процессам окружающего мира, которые способствуют как умственному воспитанию, так и развитию у дошкольников любознательности и пытливости; формируют основы миропонимания. Они придавали высокое значение природоведческим знаниям для развития нравственных качеств личности, которые регулируют поведением человека в природе.
На сегодняшний день тоже есть много концепций, в которых современные ученые говорят о экологическом воспитании – это С. Николаева «Воспитание экологической культуры– новое направление дошкольной педагогики», «Юный Эколог», Н. Рыжова «Экологическое образование дошкольников», «Наш дом-природа» и т.д.
Еще великий писатель Г. Плеханов говорил: "Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям".
Новизна.
Своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных и эффективных, традиционных и инновационных средств и приемов в экологическом воспитании дошкольников.
У малышей дошкольников жизненный опыт совсем небольшой. Но, несмотря на это, я убеждена, что детей необходимо знакомить с объектами окружающего мира, их свойствами и отношениями; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. Система работы открывает широкий простор для инновационной деятельности, что несомненно является новизной опыта.
Технология опыта
Целью моего инновационного педагогического опыта является:
воспитать современного, экологически-грамотного, социально - активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.
Мной были определены задачи, для решения поставленной цели:
1. Совершенствовать предметно – пространственную среду экспериментально – исследовательского направления;
2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
4. Формировать ценностное отношение к предметам, созданным трудом других.
В своей работе я использую разные методы:
- наблюдение (за окружающим миром, что позволяет увидеть красоту и ценность природы);
- целевые экскурсии (в огород, парк, на экологическую тропу (где можно в понаблюдать за ростом различных деревьев, трав, грибов и кустарников, а также за погодой.);
- беседы, дискуссии (в которых можно выступать защитником природы, выполнять правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики);
- заучивание наизусть (песен и стихов на экологическую тему, пословиц и поговорок о природе, слушание музыкальных произведений);
- чтение (произведений экологического содержания);
- рассматривание картин и иллюстраций о природе родного края);
- просмотр видео-и-мультипликационных фильмов экологического содержания;
- экспериментирование (например, с рассадой);
- поощрение детей (за выполнение поручений, за достигнутые успехи и труд);
- личный пример педагога.
Формы работы.
В своей практике применяю разные формы работы: НОД, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей, проектно-исследовательская деятельность, моделирование, решение проблемных ситуаций, труд, досуги, познавательно-исследовательская деятельность, игра.
Чтобы правильно выстроить работу по экологическому воспитанию, я опиралась на Государственную программу "Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов", мне пришлось совершенствовать профессиональную компетентность, изучить методическую литературу поданной теме: работы и исследования С. Николаевой, которая патриотическое воспитание рассматривает в русле экологического воспитания; исследователя И. Бородина считают зачинателем природоохранного движения в России.
Необходимо понимать, что невозможно развитие ребенка без создания предметно- развивающей среды в группе. Совместно с родителями был создан экологический центр где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы, были изготовлены дидактические пособия:
- Изготовили альбомы: «Зеленая аптека», «Времена года», «Друзья природы», «Богатство растительного мира», «Экологические цепочки» «Экологические сказки», альбом детских работ «Природа нашего края».
- Словарь в картинках «Говорим с природой на своем языке»,
- Картотека пословиц, поговорок и загадок о природе,
- Оформили библиотечку для родителей, в которую поместили книги, журналы, статьи из газет и сборников по данной теме,
- Большое внимание уделяю настольным и дидактическим играм, так как именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер (Лото «Дикие животные», «Чей домик?», «С какого дерева лист?», «Ягоды, грибы», «Собери урожай», «», «Расскажи про свое растение», «Природа наше все», «Растения и животные Мордовии», «В мире животных», и др.).
- Организую выставки рисунков и поделок детей нашей группы («Деревья – легкие планеты», «Мой край – моя Родина», «Деревья в нашем парке», «Вот какой огород»). Наиболее удачные работы отправляю на интернет-конкурсы.
- В экологическом центре большая подборка художественной литературы, много сказок русского, мордовского, татарского народов, поделки, созданные из природного материала, гербарии, муляжи местообитания диких, домашних животных, а также животных ближнего севера и теплых стран, муляжи альпийских гор, песчаник, аквариум и его обитатели, произведения декоративно – прикладного искусства (многие сделаны своими руками по тематике природы),
Одним из направлений работы стало привлечение ребят к активному участию в досуговой деятельности (акции, экологические праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, субботники, выставки, тематические недели («Неделя ознакомления с природой родного края», «Неделя любви и заботы к природе»), и др.). Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребёнка.
Особое значение в рамках экологического воспитания уделяю государственно-гражданским праздникам:
"День заповедников и национальных парков России", "День орнитолога", "Всемирный день дикой природы», «День Земли", "Международный день лесов" и т.д.
Были проведены следующие мероприятия:
Сюжетно- ролевая игра "На границе с природой"
Игра "Экологические забавы»
Игра "Юный спасатель природы"
Конкурс чтецов стихов, посвящённых природе нашей Родины.
Викторина "Уголок нетронутой природы" с привлечением родителей.
Большая работа проводилась ко Дню Земли 22 апреля: "Земля- наш общий дом" – мероприятие было направлено на призвание помочь защитить, сохранить и улучшить планету, на которой мы живем.
- Участие в акции "Спасем ежей".
- Проводились занятия: "Природа наш общий дом", "Природа родной земли» (дети с трепетом рисовали пейзажи природы.)
Постоянно привлекала родителей и других членов семей к участию в разнообразных коллективных делах экологической направленности, уделяла большое внимание просвещению родителей воспитанников по организации экологического воспитания с использованием разнообразных форм (консультации, папки передвижки, папки раскладушки, родительские собрания, конкурсы на лучшую кормушку и скворечник для птиц, конференции по обмену опытом, совместное изучение педагогами и родителями проявлений у детей экологической воспитанности).
Многократно проводила анкетирование родителей, выясняла, что они знают о экологическом воспитании дошкольников, считают ли его нужным, целесообразным в детском саду.
Таким образом, используемые мной методы и приемы, в полной мере способствовали формированию основ экологического патриотизма. Работу по экологическому воспитанию дошкольников веду в тесном сотрудничестве с родителями. Такая взаимосвязь дала свои положительные результаты, что позволило воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
Подробно с материалами по нравственно –экологическому воспитанию дошкольников можно ознакомиться на моей странице.
Результативность опыта
Анализ результатов мониторинга по данной инновационной деятельности дает право утверждать, что наши дети станут настоящими защитниками и знатоками природы, законопослушными гражданами, милосердными и человеколюбивыми. Проводя сравнительный анализ знаний видно, что их уровень значительно повысился. По результатам опроса родителей, очевидно, что они довольны результатом проведенной работы и хотели бы, чтобы бы такая работа проводилась и впредь в тесном взаимодействии с родителями.
Для диагностики уровня знаний у дошкольников пользовалась технологией С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой. «Мониторинг форсированности экологических представлений и отношения к природе воспитанников в детском саду».
Начальный этап инновационной деятельности
Критерии | низкий | средний | высокий |
«Представление о природе» | 52 % | 31 % | 17 % |
«Отношение к природе» | 63 % | 32 % | 5 % |
«Трудовые навыки в природе» | 68 % | 32 % | |
«Живая, неживая природа» | 73 % | 17 % | 10 % |
«Вода и воздух для живого» | 68 % | 22 % | 10 % |
Общий результат | 65% | 27% | 8% |
Заключительный этап инновационной деятельности
Критерии | низкий | средний | высокий |
«Представление о природе» | 17% | 52% | 31% |
«Отношение к природе» | 21% | 43% | 36% |
«Трудовые навыки в природе» | 31% | 43% | 26% |
«Живая, неживая природа» | 5% | 58% | 37% |
«Вода и воздух для живого» | 5% | 52% | 43% |
Общий результат | 16% | 50% | 34% |
После проведения начальной диагностики среди детей (общее число 19 детей) были подведены следующие итоги.
В большей части дети показали низкий уровень развития нравственно-экологического воспитания (12 детей – 65%).
На втором месте по количеству оказались дети со средним уровнем развития нравственно - экологического воспитания (5 детей – 27%).
На третьем месте – с высоким уровнем развития нравственно - экологического воспитания (ребенка – 8%)
В заключительном этапе инновационной деятельности были следующие итоги:
- В большей части дети показали средний уровень развития нравственно-экологического воспитания (9 детей – 50%).
- На втором месте по количеству оказались дети с высоким уровнем развития нравственно –экологического воспитания (7 детей – 34%).
- На третьем месте – с низким уровнем развития нравственно –экологического воспитания (3 ребенка – 16%)
Сравнительная диаграмма на начало и конец инновационной деятельности
Перспективы применения опыта в практике.
Для массовой практики наиболее приемлемы такие формы распространения и применения инновационного опыта, как информационные брошюры, стенды для родителей, мастер-классы, открытые мероприятия для педагогов района, консультации, публикации на сайте.
Литература.
1. Аксенова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: Сфера, 2011. -128 с.
2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)/Л.Г. Горькова, А.В. Кочегарина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. -240 с.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. -336 с.
4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. -96 с.
5. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: (метод. Пособие)/Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. -2-е изд. Москва: Обруч, 2013. - 208 с.
6. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
7. Детство Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г
8. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. -М.,200385
Приложение №1.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Осеннее настроение»
Цель: вызвать эмоциональный отклик на художественный образ осени, соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия, развивать устную речь детей в различных формах и видах игровой деятельности, продолжать развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к окружающей природе.
Задачи:
(Художественно-эстетическое развитие)
- Учить детей точно интонировать мелодию постепенного движения,
- Побуждать выразительно передавать образы неодушевленных предметов,
- Развивать творческое воображение.
(Физическое развитие)
- Развивать у детей чувство метра, двигательную активность.
(Познавательное развитие)
- Закреплять знания детей об осенних приметах и дарах осени, активизировать знания об осени как о времени года, о существенных признаках сезона: похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди.
(Социально-коммуникативное развитие)
- Воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий, доброжелательность при выполнении коллективной работы.
(Речевое развитие)
- Развивать речь, при интонировании стихотворений об осени.
Оборудование: Магнитофон, интерактивная доска, корзина «Осени» с подарками (мука, гречневая крупа, рисовая крупа, пшенная крупа, овощи, фрукты, мед); Раздаточный: зонт, листочки деревьев (дубовые, кленовые и т.д.)
Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, экскурсия в парк, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, разучивание песен об осени, беседы, заучивание стихотворений Е. Благининой, А. Фета, разучивание народных примет, пословиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент
В зале «мерцание» осенних листьев, дети входят в зал под звучание пьесы П. Чайковского «Времена года» и встают в полукруг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам гости пришли, давайте поприветствуем их.
Дети здороваются. Воспитатель произносит слова:
Собрались все дети в круг, (дети становятся в круг и берутся за руки) Ты мой друг и я твой друг, Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение, и пожелаем доброго дня.
2. Вводная часть (введение в тему)
Воспитатель рассказывает стихотворение на фоне музыки
А.С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Ребята, что за автор написал это стихотворение?
Дети: А.С. Пушкин (портрет на экране)
Воспитатель: а какое время года олицетворяет автор?
Дети Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь). Ребята, а вы знаете какие периоды осени бывают (ранняя- листочки еще зеленые, дождь теплый, солнце светит ярко, но несмотря на это птицы улетают в теплые края, а какие птицы улетают, расскажет Василиса
А.Фет (сопровождается просмотром слайдов)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и назовем перелетных птиц. (ласточка, грач, гуси, журавли и т. д.)
Какие же птицы остаются зимовать?
Ответы детей (воробей, синица, голубь, дятел) (слайд перелетных птиц),
Ведущий: Ребята, а как вы представляете для себя золотую пору осени? Мы продемонстрируем в нашей песенке. ВКЛЮЧАЕТСЯ ПЕСНЯ «Осенние листочки»
Дети исполняют песню «Осенние листочки»
Воспитатель: Ребятки сейчас Лиза прочтет стихотворение, а вы расскажите какой период осени олицетворяет автор.
Лиза рассказывает стихотворение, которое сопровождается слайдами по тематике стихотворения.
Осенний дождик моросит
И с каждым днём всё холоднее.
Вот лист с берёзки полетит,
И ночи станут уж длиннее.
Пора осенняя пришла
И небо дышит серой мглою.
Леса разделись, и поля
Покрылись яркой желтизною.
А лист с берёзки всё летит,
Другой он листик догоняет.
И ветер по двору свистит,
Кустарник голый охраняет.
Ещё чуть – чуть и... вдруг снежинка
Нам на ладошку упадёт.
Ну вот, и снег не за горами
Нам зиму – зимушку несёт.
Дети отвечают (ранняя, золотая или поздняя)
Чтение стих-я (сопровождается слайдами)
Поздняя Пора Осени.
Воспитатель: Осень, красивая пора, и она вдохновила прекрасного художника Левитана на творчество осенних пейзажей.
Посмотрите, СЛАЙД 14 как художник Левитан изобразил на своих картинах осенние периоды. И покажите, на какой картине, изображен период (ранней, золотой, поздней) осени. ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО
Звучит произведение Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года»
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. музыкальное произведение (после окончания) Охарактеризуйте его. (Дети передают настроение автора - составителя муз. произведения. (слушаем и рассказываем о своих впечатлениях)
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем, встанем в кружочек и поиграем в игру «Отгадай-ка» Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте.
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке – бархат синий.
Это что такое? (иней) (слайд инея)
Воспитатель: А в какой осенний период встречается иней?. (поздняя осень)
***
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь). (слайд дождя) СЛАЙД 17
***
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших (лужи). (слайд луж) СЛАЙД 18
***
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник,
Хлюпает по лужам... (дождик). (слайд дождя) ВКЛЮЧАЕТСЯ ПЕСНЯ КАП-КАП
Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем с дождиком песня « кап-кап на дорожки»
ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ОСЕНИ
3. Основная часть
Входит «Осень»
Осень: Здравствуйте, мои друзья, знайте «осень» это я.
Воспитатель: Здравствуй осень золотая, хорошо, что ты пришла
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки
Дети: Значит, будут пироги
Осень: Принесла вам, гречки.
Дети: Каша будет в печке
Осень: Принесла вам овощей
Дети: И для каши, и для щей
Осень: принесла ребятки груши
Дети: Мы их впрок насушим
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: на варенье, на компот.
Осень: Принесла вам дети мед!
Дети: Полную кадушку.
Воспитатель: Спасибо тебе осень.
Осень: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да
Осень: 1. Задание: Отгадай крупу, у меня в трех контейнерах крупа, вам предстоит назвать виды круп. (дети выполняют)
2. Задание: определить по запаху какой фрукт. (дети выполняют)
3. Определить на вкус овощ. (дети выполняют)
Осень: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.
Дети с воспитателем говорят вместе: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Воспитатель: Вот сколько угощенья нам осень принесла. Дождика мы с вами не хотим, а поиграть под дождем всегда интересно.
4. Динамическая пауза
Дети садятся перед раскрывшимися зонтиками и исполняют танец с зонтиками.
Осень: Молодцы ребята, развеселили вы меня, а теперь мне пора уходить, зиму встречать. ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА УХОД ОСЕНИ До свидания ребята.
Дети: До свидания!
5. Итог НОД
Воспитатель: Ребята, что сегодня на занятии вам понравилось, что запомнилось? Дети: Об осени, осенних периодах, осенних месяцах, какой сейчас период осени?
Воспитатель: А какие дары приносит нам Осень?
Дети: фрукты, овощи, мед, хлеб.
Воспитатель: Молодцы ребята на этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями. ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ДЕТИ УХОДЯТ
До свидания!
Литература
1.Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Творческий центр, Москва, 2001г.
3. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.
4. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.
5. Зебзеева В.Ф. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Москва, «Просвещение», 1991г.
Приложение №2.
Дидактическое пособие
участника районного конкурса «Понарошкин мир» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Лямбирского муниципального района
«В мире животных»
в номинации «Открываю мир для себя»
(для детей младшего дошкольного возраста)
автор – составитель:
воспитатель Акишева Екатерина Вячеславовна
Пояснительная записка.
Работая с малышами, ежедневно хочется удивить детей чем-то новеньким, интересным и в тоже время простым, доступным в использовании. Для того, чтобы разнообразить игровую деятельность малышей, создать игровую мотивацию, вовлечь их в игру, я изготовила дидактическое пособие. Такое пособие служит развитию речи, познавательной активности, экологической воспитанности, любознательности у малышей. Дети знакомятся с окружающим миром, домашними, дикими животными, животными подводного мира и экологической цепью питания. Данная игра поможет детям закрепить знания о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания, в игровой форме.
Пособие представлено в виде домика с кармашками и окошечками, в которых размещены объекты живой природы для практической деятельности детей как самостоятельно, так и под руководством взрослого.
Пособие состоит из четырех блоков: Блок № 1 «Домашние животные», Блок № 2 «Дикие животные», Блок № 3 «Подводный мир», Блок № 4 «Экологическая цепь питания» и отвечает всем пунктам требований ФГОС ДО, который заключается в:
- насыщенности (разнообразие игр, мини-папки, информационный и дидактический материал);
- полифункциональности (возможность использования пособия как на столе, так и на полу; использование как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей);
- трансформируемости (возможность использования как в частично открытом виде, так и в полном раскрытии; можно перемещаться из одного цента активности в другой);
- вариативности (возможность замены содержания);
- доступности (свободный доступ к пособию в течении дня);
- безопасности (материал из которого изготовлено пособие и оборудование в нем изготовлены из безопасного материала)
Пособие реализует задачи пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие»
Познавательное развитие – знакомство с животным миром, местообитанием. Речевое развитие – распознавать детенышей и взрослых кто как говорит, упражнять в правильном звукопроизношении, мир родной природы через художественное чтение.
(стихи и сказки о животных, пословицы), составление рассказов о животных с опорой на пособие.
Социально-коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие – изучение народного орнамента использованного в оформлении пособия.
Физическое развитие - здоровый образ жизни через подвижные игры. (У медведя во бору, хитрая лиса, волк и заяц и т.д.)
Данное методическое пособие можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, с группой детей, в занятиях по подгруппам, в индивидуальной деятельности и обучении, в самостоятельной деятельности детей.
Цель: формирование правильного отношения ребенка к миру природы.
Методические рекомендации по реализации игрового пособия.
Сначала дети знакомятся с пособием совместно с педагогом, затем, когда навык использования материала пособия закрепится, дети могут играть самостоятельно, закрепляя навыки сравнения и классификации предметов. Задания меняются соответственно возрасту детей.
Практическая значимость.
Практическая значимость пособия состоит в том, что необычная подача материала пособия:
• привлекает внимание ребёнка и дает осознание сопричастности каждого из нас к природе и заботе о ней, ответственности за свои действия и поступки;
• способствует развитию познавательного интереса к природе своего края, её символике (орнамент, использованный в оформлении);
• при проведении игр совершенствуются -речевые исполнительские навыки детей, обогащается речь;
• повышает интерес к животному миру, побуждает к продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Обучающее значение.
Обучающее значение пособия состоит в том, что в результате практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Воспитательное значение.
Воспитательное значение в том, что пособие:
• побуждает ребенка быть внимательным,
• по своему желанию организовывать информацию по интересующей его теме;
• способствует к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;
• организует детей по интересам.
Пособие может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Постраничное содержание пособия:
Блок № 1. «Домашние животные»
Цель: познакомить детей с животными их детенышами, местообитанием.
Оборудование: мягкие открывающиеся модули, фигурки животных.
Правила игры:
В игре могут участвовать двое и более детей. Воспитатель предлагает детям по очереди брать того или иного животного, найти его детеныша, назвать их и поселить там, где они живут. Животных можно поменять местами, тогда детям будет интересно их найти и расселить по домикам. Также можно рассадить цветы, выгулять животных, стоящих в хлеву. Поиграть в игру «Части тела домашнего животного», «Чей хвост», «Чьи рога», «Чей домик» и т.д.
Блок № 2. «Дикие животные»
Цель: - сформировать у детей представление о диких животных их детенышах, их местообитании.
Правила игры:
В игре могут участвовать двое и более детей. Воспитатель предлагает детям в игру «Чей малыш», «Кто, где живет», «Чей хвостик за кустом», «Кто какой» «Части тела животного», «Кто как готовится к зиме», «Кто что ест», «Повесь грибочки на шнуровки», «Какие листья осенью», «Как природа готовится к зиме», «С какого дерева желуди» и т.д.
Материал: фигурки животных, панно с изображением леса. Грибы, желуди, листья, деревья, «кармашки-домики»
Блок № 3. «Подводный мир»
Цель: Уточнить и закрепить знания об обитателях моря.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто, где живет?», «Назови рыбку или морское животное», «Вы этих рыб не встречали?», «Четвертый лишний, «Назови ласково», «Рыбки играют в прятки!», «Опиши животное», «Обожгу! – грозит. Не троньте», и т.д.
Блок № 4. «Экологическая цепь питания»
Цель: познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений и животных.
Правила игры: Воспитатель рассказывает детям кто кем питается. Учит строить пищевой ряд с растений, которым жизнь дает солнце и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим. Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания, предлагается детям на шнуровку собрать карточки с объектами живой природы. После готовой собранной цепочки, на отдельную шнуровку «домик», собрать хищников или травоядных на усмотрение детей.
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Воспитание эстетического отношения к окружающему миру через использование детского изобразительного творчества.
Лепка «Юные знатоки»
Виды деятельности: коммуникативная двигательная, художественное творчество.
Цель - воспитать современного, экологически-грамотного, социально - активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.
Задачи: воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат: дети могут назвать животных, рассказать значимости леса для животных, как человек может сохранить лес.
Формы организации совместной деятельности: подвижные игры, беседа, обсуждение, работа лепка ежей.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире; просмотр видео мультфильмов о природе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель:
Вот на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья!
Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья!
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли, зовется этот дом.
Воспитатель: Ребята: Природа – это цветы, деревья, птицы, животные, воздух-все то, что нас окружает. А где все это можно встретить, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом- чудеса увидишь в нем!
Дети: Лес.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы отправиться в лес и узнать для чего он нужен всем жителям планеты Земля?
На слайде две картинки (красивый чистый лес и замусоренный лес)
В какой лес вы хотели бы попасть?
Воспитатель. А вы знаете как нужно себя вести в лесу?
Малоподвижная игра «Можно нельзя» (дети раскладывают запрещающие карточки в красный обруч, а разрешающие знаки в зеленый).
(Ломать ветки, разжигать костер, рвать цвет, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя)
2. Вводная часть (введение в тему)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь я вижу, что вы готовы, отправляемся в путь. (Дети берется за руки и отправляются в дорогу). Дети под голоса птиц шагают по листикам на стульчики).
На слайде появляются лесные животные (заяц, белка, медведь, волк, лиса, лось)
Воспитатель спрашивает детей: Как эти животные готовятся к зимовке, как называют детенышей этих животных, где в лесу живут эти звери?Какую пользу приносит животным лес? Какую пользу приносит лес человеку?
Слайд «Польза для человека»
Ответы детей.
3. Основная часть
На слайде появляется грустный ежик.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях мама Ежиха.
Воспитатель: Ежиха, почему ты такая грустная?
Ежиха: все мои детки разбежались по лесу, чтобы найти для себя удобные норки и поиграть.
Воспитатель: Ежиха переживает, за своих деток? А кто знает, как называют детей ежихи?
Дети: ежата.
Воспитатель: Правильно-ежата
Но наши ежата проказники заигрались в лесу. Давайте Ежихе-маме поможем собрать своих малышей. Найти их и слепить.
Но для начала, давайте я вам расскажу немножко про ежей.
(показ видео- иллюстрации о внешнем виде, питании, повадках ежей).
Воспитатель: давайте рассмотрим ежика поближе. Назовите части тела ежа.
Дети: отвечают: лапки, ушки, глазки, носик.
Воспитатель: а что еще есть у ежика?
Дети: иголки.
Воспитатель, а кто знает, для чего Ежику нужны иголки?
Дети: яблоки, грибы, ягоды собирать, защищаться от врагов.
Воспитатель: Хорошо, а еще для того чтобы собирать сухую листву для одеяльца себе в норку, когда наступят холода.
Молодцы ребята! А теперь рассаживаемся на свои места. (Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Воспитатель: Очень хорошо! Прежде чем приступим к работе, я вам расскажу, что нам для работы понадобится. (доски, пластилин, иголки-семечки, горошины).
У каждого на дощечках лежат два кусочка пластилина: один большой, другой маленький. Из большого кусочка пластилина нужно слепить туловище нашего ежонка. Из маленького куска пластилина нам нужно вылепить лапки. Большой кусочек раскатываем в форме яйца- овала, вытягиваем мордочку нашему ежонку. Их маленького кусочка раскатываем в ладошках колбаску. Делим готовую колбаску пополам на две части (получилось 2 короткие колбаски. Затем каждый кусочек мы еще пополам делим (на две равные части). У каждого должно получиться 4 равные части).
Теперь можно скрепить лапки с туловищем. Ушки делаем прощипыванием. (самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель: Но самое главное у Ежа иголки. Мы их с вами сделаем из семечек. Аккуратно воткнув их в пластилин начиная с головы. Теперь нам нужно сделать глазки и носик нашему ежонку. Для этого используем горошины черного перца. (самостоятельная деятельность детей).
Готовые работы ставим на полянку к ежихе маме.
4. Динамическая пауза Рефлексия Музыкальная игра «Жил в лесу колючий еж»
Воспитатель: Сегодня с вами мы побывали в лесу и сделали много добрых дел. За ваши старания. Ежиха - решила вас отблагодарить и приготовила угощение (конфетки для детей). Но, а нам пора возвращаться в сад. Беремся за ручки и отправляемся в путь.
5. Итог НОД анализ детьми собственной и коллективной работы.
Воспитатель: Что именно вам понравилось на занятии. Что запомнилось, понравилось больше?
Литература
1.Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Творческий центр, Москва, 2001г.
3. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.
4. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.
5. Зебзеева В.Ф. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Москва, «Просвещение», 1991г.