АТТЕСТАЦИЯ воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Акишевой Екатерины Вячеславовны

Акишева Екатерина Вячеславовна

Портфолио  воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида"  Акишевой Е.В.   https://yadi.sk/i/SYYqz0HPiKyudA

 

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» по теме: «Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста» 

Уникальность - 89, 20% 

 

Видео мероприятия - https://yadi.sk/i/Syjm9UOclSYk4Q

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_-_akishevoy_e.v.docx108.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Акишевой Екатерины Вячеславовны

по теме: «Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста»

 

Профессиональное образование: высшее, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, 2011 г.

Квалификация: «Организатор - методист дошкольного образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования.

Общий трудовой стаж работы – 10 лет; стаж работы в ДОУ – 10лет

Наличие квалификационной категории: первая

Дата последней аттестации: 2016 г.

Введение

Актуальность.

        Экологические события последних десятилетий в нашем мире заставляют иначе взглянуть на понятие экологической культуры и экологического мировоззрения. К сожалению, культура поведения в природе в последнее время не на высоком уровне. Понимание существующих в природе элементарных связей, умение сопереживать всему живому, желание созидать, а не разрушать,  умение воспринимать красоту природы, понимание ценности собственного здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — это составляющие экологической культуры, способствующие полноценному развитию личности дошкольника.        

Современные дети – это наше будущее: руководители и служащие. Какими они будут завтра, будут ли гордиться природой своей страны, заботиться о ее процветании зависит от нас педагогов.         Поэтому так важно с раннего детства воспитывать экологическую культуру и экологическое мировоззрение еще в дошкольном возрасте. Это поможет формировать осознанное отношение к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы нужно иметь предоставление детскому разуму о начальных понятиях экологизации среды в ДОУ, поскольку она является той реальной действительностью, в условиях которой развивается личность человека.        

Период дошкольного детства благоприятен для полноценного развития ребенка, в том числе, и воспитания экологических понятий и чувств.  Это тот период, когда  происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка.

        Актуальность  выбранной мной темы заключается в том, что только сформированное  экологическое мировоззрение и развитая экологическая  культура современных людей способствуют расцвету планеты и помогут вывести человечество на созидательную волну, на сохранение и приумножение окружающей природы.

Основная идея опыта

        Основной идеей опыта является создание системы работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них бережного отношения к окружающей среде.

        В своей практике использую принцип интеграции различных видов технологий и разнообразных форм работы (беседы, экскурсии, дидактические игры, игры- занятия, развлечения и др.). Безусловно, невозможно добиться качественного результата работы без взаимодействия с родителями.  Ведь именно в семье закладываются основные постулаты патриотизма, и личный пример взрослого имеет огромную воспитательную роль для ребенка. Поэтому, необходимо было мотивировать  родителей на совместную работу в данном направлении.

Теоретическая база.

Такие общественные деятели прошлого как В. Белинский,  А. Герцен, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Чернышевский и другие уделяли большое внимание проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. Они уделяли   большое значение правильному обучению  детей познавательным процессам окружающего мира, которые способствуют как умственному воспитанию, так и развитию у дошкольников любознательности и пытливости; формируют основы миропонимания.   Они придавали высокое значение  природоведческим знаниям для развития нравственных качеств личности, которые регулируют поведением  человека в природе.  

        На сегодняшний день тоже есть много концепций, в которых современные ученые говорят о экологическом воспитании – это С. Николаева «Воспитание экологической культуры– новое направление дошкольной педагогики», «Юный Эколог», Н. Рыжова «Экологическое образование дошкольников», «Наш дом-природа» и т.д.

Еще великий писатель Г. Плеханов говорил: "Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям".

Новизна.

Своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных и эффективных, традиционных и инновационных средств и приемов в экологическом воспитании дошкольников.

        У малышей дошкольников жизненный опыт совсем небольшой.  Но, несмотря на это, я убеждена, что детей необходимо знакомить с объектами окружающего мира, их свойствами и отношениями; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. Система работы открывает широкий простор для инновационной деятельности, что несомненно является новизной опыта.

Технология опыта

        Целью моего инновационного педагогического опыта является:

        воспитать современного, экологически-грамотного, социально - активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

Мной были определены задачи, для решения поставленной цели:

1.        Совершенствовать предметно – пространственную среду экспериментально – исследовательского направления;

2.        Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

3.        Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

4.       Формировать ценностное отношение к предметам, созданным трудом других.

        В своей работе я использую разные методы:

  • наблюдение (за окружающим миром, что позволяет увидеть красоту и ценность природы);
  • целевые экскурсии (в огород, парк, на экологическую тропу (где можно в понаблюдать за ростом различных деревьев, трав, грибов и кустарников, а также за погодой.);
  • беседы, дискуссии (в которых можно выступать защитником природы, выполнять правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики);
  • заучивание наизусть (песен и стихов на экологическую тему, пословиц и поговорок о природе, слушание музыкальных произведений);
  • чтение (произведений экологического содержания);
  • рассматривание картин и иллюстраций о природе родного края);
  • просмотр видео-и-мультипликационных фильмов экологического содержания;
  • экспериментирование (например, с рассадой);
  • поощрение детей (за выполнение поручений, за достигнутые успехи и труд);
  • личный пример педагога.

Формы работы.

В своей практике применяю разные формы работы: НОД, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей, проектно-исследовательская деятельность, моделирование, решение проблемных ситуаций, труд, досуги, познавательно-исследовательская деятельность, игра.

                Чтобы правильно выстроить работу по экологическому воспитанию, я опиралась на Государственную программу "Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов", мне пришлось совершенствовать профессиональную компетентность, изучить методическую литературу поданной теме: работы и исследования С. Николаевой, которая патриотическое воспитание рассматривает в русле экологического воспитания; исследователя И. Бородина считают зачинателем природоохранного движения в России.

Необходимо понимать, что невозможно развитие ребенка без создания предметно- развивающей среды в группе. Совместно с родителями был создан экологический центр где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы, были изготовлены дидактические пособия:

  • Изготовили альбомы: «Зеленая аптека», «Времена года», «Друзья природы», «Богатство растительного мира», «Экологические цепочки» «Экологические сказки», альбом детских работ «Природа нашего края».
  • Словарь в картинках «Говорим с природой на своем языке»,
  • Картотека пословиц, поговорок и загадок о природе,
  • Оформили библиотечку для родителей, в которую поместили книги, журналы, статьи из газет и сборников по данной теме,
  • Большое внимание уделяю настольным   и дидактическим играм, так как именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер (Лото «Дикие животные», «Чей домик?», «С какого дерева лист?», «Ягоды, грибы», «Собери урожай», «», «Расскажи про свое растение», «Природа наше все», «Растения и животные Мордовии», «В мире животных», и др.).
  • Организую выставки рисунков и поделок детей нашей группы («Деревья – легкие планеты», «Мой край – моя Родина», «Деревья в нашем парке», «Вот какой огород»). Наиболее удачные работы отправляю на интернет-конкурсы.            
  •  В экологическом центре большая подборка художественной литературы, много сказок русского, мордовского, татарского народов, поделки, созданные из природного материала, гербарии, муляжи местообитания диких, домашних животных, а также животных ближнего севера и теплых стран, муляжи альпийских гор, песчаник, аквариум и его обитатели, произведения декоративно – прикладного искусства (многие сделаны своими руками по тематике природы),  

Одним из направлений работы стало привлечение ребят к активному участию в досуговой деятельности (акции, экологические праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, субботники, выставки, тематические недели («Неделя ознакомления с природой родного края», «Неделя любви и заботы к природе»), и др.). Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребёнка.

Особое значение в рамках экологического воспитания уделяю государственно-гражданским праздникам:

 "День заповедников и национальных парков России", "День орнитолога", "Всемирный день дикой природы», «День Земли", "Международный день лесов" и т.д.  

        Были проведены следующие мероприятия:

 Сюжетно- ролевая игра "На границе с природой"

 Игра "Экологические забавы»

 Игра "Юный спасатель природы"

 Конкурс чтецов стихов, посвящённых природе нашей Родины.

 Викторина "Уголок нетронутой природы" с привлечением родителей.

 Большая работа проводилась ко Дню Земли 22 апреля: "Земля- наш общий дом" – мероприятие было направлено на призвание помочь защитить, сохранить и улучшить планету, на которой мы живем.

             - Участие в акции "Спасем ежей".

              - Проводились занятия: "Природа наш общий дом", "Природа родной земли» (дети с трепетом рисовали пейзажи природы.)

                Постоянно привлекала родителей и других членов семей к участию в разнообразных коллективных делах экологической направленности, уделяла большое внимание просвещению родителей воспитанников по организации экологического воспитания с использованием разнообразных форм (консультации, папки передвижки, папки раскладушки, родительские собрания, конкурсы на лучшую кормушку и скворечник для птиц, конференции по обмену опытом, совместное изучение педагогами и родителями проявлений у детей экологической воспитанности).

        Многократно проводила анкетирование родителей, выясняла, что они знают о экологическом воспитании дошкольников, считают ли его нужным, целесообразным в детском саду.

Таким образом, используемые мной методы и приемы, в полной мере способствовали формированию основ экологического патриотизма.  Работу по экологическому воспитанию дошкольников веду в тесном сотрудничестве с родителями.  Такая взаимосвязь дала свои положительные результаты, что позволило воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.

Подробно с материалами по нравственно –экологическому воспитанию дошкольников можно ознакомиться на моей странице.

Результативность опыта

Анализ результатов мониторинга по данной инновационной деятельности дает право утверждать, что наши дети станут настоящими защитниками и знатоками природы, законопослушными гражданами, милосердными и человеколюбивыми. Проводя сравнительный анализ знаний видно, что их уровень значительно повысился. По результатам опроса родителей, очевидно, что они довольны результатом проведенной работы и хотели бы, чтобы бы такая работа  проводилась и впредь в тесном взаимодействии с родителями.

        Для диагностики уровня знаний у дошкольников пользовалась технологией С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой. «Мониторинг форсированности экологических представлений и отношения к природе   воспитанников в детском саду».

Начальный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

«Представление о природе»

52 %

31 %

17 %

«Отношение к природе»

63 %

32 %

5 %

«Трудовые навыки в природе»

68 %

32 %

«Живая, неживая природа»

73 %

17 %

10 %

«Вода и воздух для живого»

68 %

22 %

10 %

Общий результат

65%

27%

8%

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

«Представление о природе»

17%

52%

31%

«Отношение к природе»

21%

43%

36%

«Трудовые навыки в природе»

31%

43%

26%

«Живая, неживая природа»

5%

58%

37%

«Вода и воздух для живого»

5%

52%

43%

Общий результат

16%

50%

34%

После проведения начальной диагностики среди детей (общее число 19 детей) были подведены следующие итоги.

В большей части дети показали низкий уровень развития нравственно-экологического воспитания (12 детей – 65%).

На втором месте по количеству оказались дети со средним уровнем развития нравственно - экологического воспитания (5 детей – 27%).

На третьем месте – с высоким уровнем развития нравственно - экологического воспитания (ребенка – 8%)

 В заключительном этапе инновационной деятельности были следующие итоги:

  • В большей части дети показали средний уровень развития нравственно-экологического воспитания (9 детей – 50%).
  • На втором месте по количеству оказались дети с высоким уровнем развития нравственно –экологического воспитания (7 детей – 34%).
  • На третьем месте – с низким уровнем развития нравственно –экологического воспитания (3 ребенка – 16%)

Сравнительная диаграмма на начало и конец инновационной деятельности

Перспективы применения опыта в практике.

Для массовой практики наиболее приемлемы такие формы распространения и применения  инновационного опыта, как информационные брошюры, стенды для родителей, мастер-классы, открытые мероприятия   для педагогов района,  консультации,  публикации на сайте.

Литература.

1. Аксенова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -  Москва: Сфера, 2011. -128 с.

2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)/Л.Г. Горькова, А.В. Кочегарина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. -240 с.

3.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. -336 с.

4.    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. -96 с.

5. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: (метод. Пособие)/Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. -2-е изд. Москва: Обруч, 2013. - 208 с.

6. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.

7. Детство Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г

8. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. -М.,200385

Приложение №1.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Осеннее настроение»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на художественный образ осени, соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия, развивать устную речь детей в различных формах и видах игровой деятельности, продолжать развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к окружающей природе.                        

          Задачи:
          (Художественно-эстетическое развитие) 

- Учить детей точно интонировать мелодию постепенного движения,

- Побуждать выразительно передавать образы неодушевленных предметов,

- Развивать творческое воображение.        

(Физическое развитие)

-  Развивать у детей чувство метра, двигательную активность.        

(Познавательное развитие) 

- Закреплять знания детей об осенних приметах и дарах осени, активизировать знания об осени как о времени года, о существенных признаках сезона: похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди.

(Социально-коммуникативное развитие) 

- Воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий, доброжелательность при выполнении коллективной работы.        

(Речевое развитие)

-  Развивать речь, при интонировании стихотворений об осени.

Оборудование: Магнитофон, интерактивная доска, корзина «Осени» с подарками (мука, гречневая крупа, рисовая крупа, пшенная крупа, овощи, фрукты, мед); Раздаточный: зонт, листочки деревьев (дубовые, кленовые и т.д.)

 Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, экскурсия в парк, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, разучивание песен об осени, беседы, заучивание стихотворений Е. Благининой, А. Фета, разучивание народных примет, пословиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

     1.        Организационный момент

В зале «мерцание» осенних листьев, дети входят в зал под звучание пьесы П. Чайковского «Времена года» и встают в полукруг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам гости пришли, давайте поприветствуем их.

Дети здороваются. Воспитатель произносит слова:

 Собрались все дети в круг, (дети становятся в круг и берутся за руки) Ты мой друг и я твой друг, Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение, и пожелаем доброго дня.

2.        Вводная часть (введение в тему)

Воспитатель рассказывает стихотворение на фоне музыки

А.С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель: Ребята, что за автор написал это стихотворение?  

Дети: А.С. Пушкин (портрет на экране)

Воспитатель: а какое время года олицетворяет автор?

Дети Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь). Ребята, а вы знаете какие периоды осени бывают (ранняя- листочки еще зеленые, дождь теплый, солнце светит ярко, но несмотря на это птицы улетают в теплые края, а какие птицы улетают, расскажет Василиса

А.Фет (сопровождается просмотром слайдов)

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.    

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и назовем перелетных птиц. (ласточка, грач, гуси, журавли и т. д.)  

 Какие же птицы остаются зимовать?

Ответы детей (воробей, синица, голубь, дятел) (слайд перелетных птиц),

 Ведущий: Ребята, а как вы представляете для себя золотую пору осени? Мы продемонстрируем в нашей песенке. ВКЛЮЧАЕТСЯ ПЕСНЯ «Осенние листочки»

 Дети исполняют песню «Осенние листочки»

  Воспитатель: Ребятки сейчас Лиза прочтет стихотворение, а вы расскажите какой период осени олицетворяет автор.

Лиза рассказывает стихотворение, которое сопровождается слайдами по тематике стихотворения.

 Осенний дождик моросит

И с каждым днём всё холоднее.

Вот лист с берёзки полетит,

И ночи станут уж длиннее.

Пора осенняя пришла

И небо дышит серой мглою.

Леса разделись, и поля

Покрылись яркой желтизною.

А лист с берёзки всё летит,

Другой он листик догоняет.

И ветер по двору свистит,

Кустарник голый охраняет.

Ещё чуть – чуть и... вдруг снежинка

Нам на ладошку упадёт.

Ну вот, и снег не за горами  

Нам зиму – зимушку несёт.

Дети отвечают (ранняя, золотая или поздняя)

Чтение стих-я (сопровождается слайдами)

Поздняя Пора Осени.

Воспитатель: Осень, красивая пора, и она вдохновила прекрасного художника Левитана на творчество осенних пейзажей.

 Посмотрите, СЛАЙД 14 как художник Левитан изобразил на своих картинах осенние периоды. И покажите, на какой картине, изображен период (ранней, золотой, поздней) осени.   ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО  

Звучит произведение Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года»

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. музыкальное произведение (после окончания) Охарактеризуйте его. (Дети передают настроение автора - составителя муз. произведения. (слушаем и рассказываем о своих впечатлениях)

Воспитатель: Давайте с вами отдохнем, встанем в кружочек и поиграем в игру «Отгадай-ка» Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте.

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке – бархат синий.

Это что такое? (иней)  (слайд инея)

Воспитатель: А в какой осенний период встречается иней?. (поздняя осень)

***

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь). (слайд дождя) СЛАЙД 17

***

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших (лужи). (слайд луж) СЛАЙД 18

***

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам... (дождик). (слайд дождя) ВКЛЮЧАЕТСЯ ПЕСНЯ КАП-КАП

Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем с дождиком  песня « кап-кап на дорожки»

ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ОСЕНИ

3.        Основная часть

Входит «Осень»

Осень: Здравствуйте, мои друзья, знайте «осень» это я.

Воспитатель: Здравствуй осень золотая, хорошо, что ты пришла

                        У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки

Дети: Значит, будут пироги  

Осень: Принесла вам, гречки.

Дети: Каша будет в печке  

Осень: Принесла вам овощей    

Дети: И для каши, и для щей

Осень: принесла ребятки груши  

Дети: Мы их впрок насушим

Осень: А уж яблоки, что мед!    

Дети: на варенье, на компот.

Осень: Принесла вам дети мед!  

Дети: Полную кадушку.

Воспитатель: Спасибо тебе осень.

Осень: Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да

Осень: 1. Задание: Отгадай крупу, у меня в трех контейнерах крупа, вам предстоит назвать виды круп. (дети выполняют)

             2. Задание: определить по запаху какой фрукт. (дети выполняют)

             3. Определить на вкус овощ. (дети выполняют)

Осень: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.

Дети с воспитателем говорят вместе: Ты и яблок, ты и меду,

                                                                Ты и хлеба принесла!

                                                                 А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Воспитатель: Вот сколько угощенья нам осень принесла. Дождика мы с вами не хотим, а поиграть под дождем всегда интересно.

4.        Динамическая пауза

Дети садятся перед раскрывшимися зонтиками и исполняют танец с зонтиками.

Осень: Молодцы ребята, развеселили вы меня, а теперь мне пора уходить, зиму встречать. ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА УХОД ОСЕНИ До свидания ребята.

Дети: До свидания!

5. Итог НОД

Воспитатель: Ребята, что сегодня на занятии вам понравилось, что запомнилось? Дети: Об осени, осенних периодах, осенних месяцах, какой сейчас период осени?

Воспитатель: А какие дары приносит нам Осень?

Дети: фрукты, овощи, мед, хлеб.

Воспитатель: Молодцы ребята на этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями. ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА ДЕТИ УХОДЯТ

До свидания!

Литература

1.Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

2.Дыбина О.В.  Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Творческий центр, Москва, 2001г.

3. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.

4. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.

5. Зебзеева В.Ф.  Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.

6. Субботский Е.В.  Ребенок открывает мир.  Москва, «Просвещение», 1991г.

Приложение №2.

Дидактическое пособие

участника районного конкурса «Понарошкин мир» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

Лямбирского муниципального района

«В мире животных»

в номинации «Открываю мир для себя»

(для детей младшего дошкольного возраста)

автор – составитель:

воспитатель Акишева Екатерина Вячеславовна

 

Пояснительная записка.

Работая с малышами, ежедневно хочется удивить детей чем-то новеньким, интересным и в тоже время простым, доступным в использовании. Для того, чтобы разнообразить игровую деятельность малышей, создать игровую мотивацию, вовлечь их в игру, я изготовила дидактическое пособие. Такое пособие служит развитию речи, познавательной активности, экологической воспитанности, любознательности у малышей. Дети знакомятся с окружающим миром, домашними, дикими животными, животными подводного мира и экологической цепью питания. Данная игра поможет детям закрепить знания о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания, в игровой форме.

       Пособие представлено в виде домика с кармашками и окошечками, в которых размещены объекты живой природы для практической деятельности детей как самостоятельно, так и под руководством взрослого.  

Пособие   состоит из четырех блоков: Блок № 1 «Домашние животные», Блок № 2 «Дикие животные», Блок № 3 «Подводный мир», Блок № 4 «Экологическая цепь питания» и отвечает всем пунктам требований ФГОС ДО, который заключается в:

- насыщенности (разнообразие игр, мини-папки, информационный и дидактический материал);

- полифункциональности (возможность использования пособия как на столе, так и на полу; использование как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей);

- трансформируемости (возможность использования как в частично открытом виде, так и в полном раскрытии; можно перемещаться из одного цента активности в другой);

- вариативности (возможность замены содержания);

- доступности (свободный доступ к пособию в течении дня);

- безопасности (материал из которого изготовлено пособие и   оборудование в нем изготовлены из безопасного материала)

Пособие реализует задачи пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»  и «Физическое развитие»

Познавательное развитие – знакомство с животным миром, местообитанием. Речевое развитие – распознавать детенышей и взрослых кто как говорит, упражнять в правильном звукопроизношении, мир родной природы   через художественное чтение.

(стихи и сказки о животных, пословицы), составление рассказов о животных с опорой на пособие.

Социально-коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие – изучение народного орнамента использованного в оформлении пособия.

Физическое развитие - здоровый образ жизни через подвижные игры. (У медведя во бору, хитрая лиса, волк и заяц и т.д.)

Данное методическое пособие можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, с группой детей, в занятиях по подгруппам, в индивидуальной деятельности и обучении, в самостоятельной деятельности детей.

Цель: формирование правильного отношения ребенка к миру природы.  

Методические рекомендации по реализации игрового пособия.

Сначала дети знакомятся с пособием совместно с педагогом, затем, когда навык использования материала пособия закрепится, дети могут играть самостоятельно, закрепляя навыки сравнения и классификации предметов. Задания меняются соответственно возрасту детей.

Практическая значимость.

Практическая значимость пособия состоит в том, что необычная подача материала пособия:

•        привлекает внимание ребёнка и дает осознание сопричастности каждого из нас к природе и заботе о ней, ответственности за свои действия и поступки;

•        способствует развитию познавательного интереса к природе своего края, её символике (орнамент, использованный в оформлении);

•        при проведении игр совершенствуются -речевые исполнительские навыки детей, обогащается речь;

•        повышает интерес к животному миру, побуждает к продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Обучающее значение.

Обучающее значение пособия состоит в том, что в результате практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Воспитательное значение.

Воспитательное значение в том, что пособие:

•        побуждает ребенка быть внимательным,

•        по своему желанию организовывать информацию по интересующей его теме;

•        способствует к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;

•        организует детей по интересам.

 Пособие может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Постраничное содержание пособия:

Блок № 1. «Домашние животные»

Цель: познакомить детей с животными их детенышами, местообитанием.

Оборудование: мягкие открывающиеся модули, фигурки животных.

Правила игры:

В игре могут участвовать двое и более детей.  Воспитатель предлагает детям по очереди брать того или иного животного, найти его детеныша, назвать их и поселить там, где они живут. Животных можно поменять местами, тогда детям будет интересно их найти и расселить по домикам. Также можно рассадить цветы, выгулять животных, стоящих в хлеву.  Поиграть в игру «Части тела домашнего животного», «Чей хвост», «Чьи рога», «Чей домик» и т.д.

Блок № 2. «Дикие животные»

Цель: - сформировать у детей представление о диких животных их детенышах, их местообитании.

Правила игры:

В игре могут участвовать двое и более детей.  Воспитатель предлагает детям в игру «Чей малыш», «Кто, где живет», «Чей хвостик за кустом», «Кто какой» «Части тела животного», «Кто как готовится к зиме», «Кто что ест», «Повесь грибочки на шнуровки», «Какие листья осенью», «Как природа готовится к зиме», «С какого дерева желуди» и т.д.

Материал: фигурки животных, панно с изображением леса. Грибы, желуди, листья, деревья, «кармашки-домики»

               Блок № 3.  «Подводный мир»

Цель: Уточнить и закрепить знания об обитателях моря.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто, где живет?», «Назови рыбку или морское животное», «Вы этих рыб не встречали?», «Четвертый лишний, «Назови ласково», «Рыбки играют в прятки!», «Опиши животное», «Обожгу! – грозит. Не троньте»,  и т.д.

Блок № 4.  «Экологическая цепь питания»

Цель: познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений и животных.

Правила игры: Воспитатель рассказывает детям кто кем питается. Учит строить пищевой ряд с растений, которым жизнь дает солнце и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим. Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания, предлагается детям на шнуровку собрать карточки с объектами живой природы. После готовой собранной цепочки, на отдельную шнуровку «домик», собрать хищников или травоядных на усмотрение детей.

Приложение 3


Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Воспитание эстетического отношения к окружающему миру через использование детского изобразительного творчества.

Лепка «Юные знатоки»

    Виды деятельности: коммуникативная двигательная, художественное творчество.

Цель - воспитать современного, экологически-грамотного, социально - активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи: воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат: дети могут назвать животных, рассказать значимости леса для животных, как человек может сохранить лес.

Формы организации совместной деятельности: подвижные игры, беседа, обсуждение, работа лепка ежей.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире; просмотр видео мультфильмов о природе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.        Организационный момент

Воспитатель:

Вот на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья!

Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья!

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли, зовется этот дом.

Воспитатель: Ребята: Природа – это цветы, деревья, птицы, животные, воздух-все то, что нас окружает. А где все это можно встретить, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом- чудеса увидишь в нем!

Дети: Лес.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы отправиться в лес и узнать для чего он нужен всем жителям планеты Земля?

На слайде две картинки (красивый чистый лес и замусоренный лес)

В какой лес вы хотели бы попасть?

Воспитатель. А вы знаете как нужно себя вести в лесу?

Малоподвижная игра «Можно нельзя» (дети раскладывают запрещающие карточки в красный обруч, а разрешающие знаки в зеленый).

(Ломать ветки, разжигать костер, рвать цвет, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя)

2.        Вводная часть (введение в тему)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь я вижу, что вы готовы, отправляемся в путь. (Дети берется за руки и отправляются в дорогу). Дети под голоса птиц шагают по листикам на стульчики).

На слайде появляются лесные животные (заяц, белка, медведь, волк, лиса, лось)

Воспитатель спрашивает детей: Как эти животные готовятся к зимовке, как называют детенышей этих животных, где в лесу живут эти звери?Какую пользу приносит животным лес? Какую пользу приносит лес человеку?

Слайд «Польза для человека»

Ответы детей.

3.        Основная часть

 На слайде появляется грустный ежик.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях мама Ежиха.

          Воспитатель: Ежиха, почему ты такая грустная?

Ежиха: все мои детки разбежались по лесу, чтобы найти для себя удобные норки и поиграть.

Воспитатель: Ежиха переживает, за своих деток? А кто знает, как называют детей ежихи?

Дети: ежата.

Воспитатель: Правильно-ежата

Но наши ежата проказники заигрались в лесу. Давайте Ежихе-маме поможем собрать своих малышей. Найти их и слепить.

Но для начала, давайте я вам расскажу немножко про ежей.

(показ видео- иллюстрации о внешнем виде, питании, повадках ежей).

Воспитатель: давайте рассмотрим ежика поближе. Назовите части тела ежа.

Дети: отвечают: лапки, ушки, глазки, носик.

Воспитатель: а что еще есть у ежика?

Дети: иголки.

Воспитатель, а кто знает, для чего Ежику нужны иголки?

Дети: яблоки, грибы, ягоды собирать, защищаться от врагов.

Воспитатель: Хорошо, а еще для того чтобы собирать сухую листву для одеяльца себе в норку, когда наступят холода.

Молодцы ребята! А теперь рассаживаемся на свои места. (Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Воспитатель: Очень хорошо! Прежде чем приступим к работе, я вам расскажу, что нам для работы понадобится. (доски, пластилин, иголки-семечки, горошины).

 У каждого на дощечках лежат два кусочка пластилина: один большой, другой маленький. Из большого кусочка пластилина нужно слепить туловище нашего ежонка. Из маленького куска пластилина нам нужно вылепить лапки. Большой кусочек раскатываем в форме яйца- овала, вытягиваем мордочку нашему ежонку. Их маленького кусочка раскатываем в ладошках колбаску. Делим готовую колбаску пополам на две части (получилось 2 короткие колбаски. Затем каждый кусочек мы еще пополам делим (на две равные части). У каждого должно получиться 4 равные части).

Теперь можно скрепить лапки с туловищем. Ушки делаем прощипыванием. (самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель: Но самое главное у Ежа иголки. Мы их с вами сделаем из семечек. Аккуратно воткнув их в пластилин начиная с головы. Теперь нам нужно сделать глазки и носик нашему ежонку. Для этого используем горошины черного перца. (самостоятельная деятельность детей).

Готовые работы ставим на полянку к ежихе маме.

4.        Динамическая пауза Рефлексия Музыкальная игра «Жил в лесу колючий еж»

Воспитатель: Сегодня с вами мы побывали в лесу и сделали много добрых дел. За ваши старания. Ежиха - решила вас отблагодарить и приготовила угощение (конфетки для детей). Но, а нам пора возвращаться в сад. Беремся за ручки и отправляемся в путь.

5. Итог НОД анализ детьми собственной и коллективной работы.

Воспитатель: Что именно вам понравилось на занятии. Что запомнилось, понравилось больше?

Литература

1.Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

2.Дыбина О.В.  Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Творческий центр, Москва, 2001г.

3. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.

4. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.

5. Зебзеева В.Ф.  Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.

6. Субботский Е.В.  Ребенок открывает мир.  Москва, «Просвещение», 1991г.