Для педагогов.
Данные материалы будут полезны как педагогам предметникам для личного самообразования, так и для классных руководителей, руководителей ШМО, психологов и социальных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_konflikty_v_klasse.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Как поступить в конфликтной ситуации?»
Класс: 6 - 9
Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива.
Задачи: - с помощью игры «Суд над конфликтом» выяснить «плюсы» и «минусы» конфликтов;
- определить правила поведения в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа, игра
Оснащение класса: компьютер, проектор.
Ход классного часа
- Вступительное слово:
Вы ежедневно проводите много времени в школе, общаясь с одноклассниками, с учащимися других классов, с учителями, с обслуживающим персоналом. После уроков – с руководителями кружков, спортивных секций, с друзьями. Дома – с родителями, братьями, сестрами и другими близкими и дальними родственниками. И очень часто происходит так, что даже с самыми близкими у нас возникают недоразумения, недомолвки, обиды, ссоры – одним словом конфликтные ситуации, особенно часто в школе. Что это такое – давайте попробуем разобраться вместе на классном часе и попытаемся понять, как действовать, если конфликт уже «разгорелся» и как его попытаться предотвратить вообще.
И сначала я предлагаю вам посмотреть на то, где представлены выражения лиц, в которых закодированы эмоциональные состояния человека.
Какие именно?
Какие из них выражают плохое настроение человека?
А часто ли вы сами испытываете такие негативные эмоции в школе или дома?
Что является их причиной в школе? Дома? (ссоры с одноклассниками, непонимание родителей – конфликтные ситуации).
- Определение сущности понятия «конфликт»
Что же такое конфликт? Назовите хотя бы одно слово на все буквы алфавита, которое у вас связано с понятием «конфликт» (варианты ответов детей)
Итак, если мы обратимся к словарю Ожегова С.И. то «Конфликт – это столкновение, разногласие, спор». В конфликте каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной.
Как вы думаете, существуют ли различия в конфликтах или они всегда одинаковые?
Ученые определяют несколько разновидностей конфликтов
- Неуправляемый конфликт
- Внутренний конфликт
- Избегание
Что вы понимаете под этими конфликтами? Можете ли вы привести примеры?
- Игра «Суд над конфликтом»
Но всегда ли конфликт нежелателен в классном коллективе? Какие аргументы можно привести «за»?
Желающих высказаться «за» возникновение конфликта, прошу сесть за один стол (группа защитников)
Желающих высказаться «против» - за другой (группа обвинителей)
(Дети могут самостоятельно или с помощью учителя, который работает с обеими группами, составить в течение 10 минут свои аргументы и представить их друг другу).
В аргументах «за» может быть следующее :
- в основе конфликта может лежать противоречие, разрешение которого может привести к сплочению коллектива;
- в конфликтах узнаешь людей, кто из них есть кто;
- в конфликтах выясняется, кто настоящий друг;
- если услышать критику в свой адрес и согласиться с ней, то можно попытаться изменить себя;
В аргументах «против»:
- страдает достоинство человека;
- страдает физическое здоровье;
- внутренний дискомфорт каждого участника конфликта;
- обида, испорченные отношения;
- проблема не решается;
- потеря времени и др.
5) Составление правил поведения в конфликтных ситуациях
Итак, приведены «плюсы» и «минусы» конфликтов, а теперь скажите: В конфликтах мы что-то для себя находим положительное или чаще всего мы портим настроение себе и окружающим?
Как же правильно вести себя в конфликтной ситуации или вообще избежать ее?
Для этого давайте вспомним все наши конфликты в классе и попытаемся составить правила поведения в конфликтной ситуации (Дети предлагают свои варианты, которые записываются тут же и отражаются на слайде, после этой работы можно сверить с рекомендациями психологов:
- Не говорите со взвинченным, возбужденным человеком, дайте ему «выпустить пар»;
- Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место»;
4) Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу;
5) Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
- Прежде чем вступать в спор сами успокойтесь, обдумаете, взвесьте все.
Все предложенные правила вы можете и желательно использовать не только в школе, но и дома!
6) Рефлексия
У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» - красный.
«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый
«НЕТ» - черный
Положить квадратики на учительский стол на те листы, чьи цвета соответствуют квадратикам
- Заключительное слово
Сегодня мы с вами говорили о конфликтах в классе. Конечно, противоречия всегда были, есть и будут, так как мы с вами отличаемся взглядами, вкусами и увлечениями, но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И я вам желаю, что бы на ваших лицах и лицах окружающих вас людей были только улыбки.