План - конспект урока литературного чтения 1 класс по теме "Звуки [г - г'], буквы Г,г".

Уляшева Екатерина Ионовна

Разработка урока литературного чтения по теме "Звуки [г - г'], буквы Г,г" с презентацией ко всем этапам урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.

Автор: Уляшева Е.И., учитель начальных классов.

Технологическая карта

Тема

Звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Цель

продолжить изучение букв русского алфавита; познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.

Задачи

обучающие:

- познакомить с новой буквой «Гг»;

 - закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)

 - совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов; учить составлять слова и предложения по схеме;

 развивающие:                                                                                                                                                            - развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;                                                             - фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление;                                                                                                                                                                  - развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

 - пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;

 - развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Формируемые УУД

Личностные: Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.                                Регулятивные: Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.                                                                                                         Познавательные: Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.                                                                                             Коммуникативные: Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли

Основные понятия

Звук, буква.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Азбука» 1 ч.                                                                                                                                       ИКТ  (компьютер, проектор, экран). Презентация.                                                                                                 Для практической работы: звуковички, карточки со слогами, словами, магнитная доска; касса букв; карточки с буквами а, о. у, и, е, карточки со словами, тетради для печатания;  предметные картинки: снегирь, санки, рябина, снеговик, дети, горка; иллюстрации зимующих птиц; карточка с текстом «Чем угощать птиц зимой»  А. Плешакова. кружки красного, зелёного и синего цветов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент.

Цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Звонок позвал нас на урок чтения.

-Чем мы занимаемся на этом уроке?

- Пригодятся ли вам эти умения в жизни?

- Ребята, сегодня на уроке вы будете не только учениками, читателями, но и артистами, т.к. на уроке сегодня присутствуют «зрители» - учителя с других школ.

 Поэтому будем думать, рассуждать, будем дружно отвечать и дисциплину соблюдать.

- Знакомимся с новыми буквами, звуками, учимся читать слова, предложения, рассказы.

- Будем уметь читать – будем много знать.

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Какое сейчас время года?

- За что вы любите зиму?

- Сегодня на уроке мы попробуем погрузиться в атмосферу зимы. Поэтому вы ещё будете и художниками. А начну я с загадки:

Покружилась   звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

- К нам на урок прилетела необычная снежинка (большая – на доске, маленькие – на партах у детей).

Чем она необычна?

- Какие буквы вы увидели? Найдите их и назовите.

- Что о них вы можете сказать? На какие 2 группы их можно разделить?

- А чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Назовите гласные буквы.

- Все ли гласные?

- Каких гласных букв нет, которые мы уже знаем.        

В русском языке их 10.

- Что можете сказать о буквах для гласных звуков, которые вы видите на доске? На экране?

-Какую особенную гласную букву вы здесь видите?

- Когда буква Е обозначает 2 звука?

- Назовите буквы для согласных звуков.

- Что о них можете сказать?

- Зима.

- Можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, строить снежные крепости и т.д.

- Это снежинка. (Слайд)

- Сравнили со звёздочкой, села и растаяла.

- Она состоит из букв.

У, К,Р,О,А,И,Й,Е,Г,М,Н.

- Буквы для гласных звуков и согласных звуков.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

Все согласные согласны шелестеть, шептать, шипеть. Даже фыркать и скрипеть. Но не хочется им петь.

- А,О,И,Е,У. (Слайд)

- Нет.

- Я, Ы.

Их можно поделить на командиров  по мягкости и командиров твёрдости.

- Это буква Е, она состоит из двух звуков.

В начале слова и после гласных.

- К, Р,Й,Г,М,Н  (Слайд)

- Можно разделить на согласные по звонкости и глухости.

3.Постановка целей и определение темы урока. 

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске схема-человечек

- Посмотрите, а с кем мы сегодня будем работать.?

- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Может , уже кто – то догадался, о каком звуке пойдет речь?

Слайд

- Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой.

- Урок открытия новых знаний, т.к. схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Новый звук и новую букву.

Подведение к формулированию темы.

Загадка о снегире.

- Произнесём слово отгадку и послушаем его.

-Назовите по порядку все звуки в этом слове. Все ли звуки нам знакомы? Какой звук незнаком? Произнесите.

- Проживает ли такой звук в нашем городе букв?

- Попробуйте определить тему урока

- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова – помощники, сформулируйте цели нашего урока.

Снегирь (Слайд)

Г

Нет.

Звуки Г и Г', буква Г.

Познакомимся с новым звуком и с новой буквой.

Научимся отличать новые звуки и букву от других звуков и букв.

Научимся читать слоги, слова и предложения.

4.«Открытие» учащимися новых знаний.

Знакомство со звуками г и г’.

Работа в парах.

- В каком домике будет проживать этот звук?

- Почему вы так решили?

-  Раз он согласный звук, что мы можем про него узнать ? Вот  это мы будем исследовать, работая в группах. (слого - звуковой анализ слов СНЕГИРИ  и  ГОРЫ

- Ответственные в группах дайте характеристику звука.

- Учитывая результаты вашей работы, дайте характеристику новому звуку полностью.

- ( Одеваем звуковичка.)

Работа в парах. На партах сигн. карточки. Договоритесь кто какую карточку будет показывать. Пожалуйста, напомните всем, какой звук обозначается синим цветом, зеленым цветом. Не забывайте , что нужно советоваться друг с другом, могут встретиться и слова – ловушки.

(Снегурочка, горка, гигант,  сугроб, санки, снеговик, огонёк, декабрь, голод, снегопад, круги, гости, гитара, игрушка).

В домике согласных.

При произношении встречает преграду.

Работают в группах, делают слого-звуковой анализ слов.

Ответственные в группах дают хар- ку звука.

Звук согл., зв., м.б. мяг. и тв .

Сигнальные карточки поднимают

5.Первичное закрепление.

Цель: отработать и закрепить знания по теме.

Знакомство с буквой Г.

Работа в тетрадях для печатания

Чтение слогов.

Игра  « С горки на горку».

Зрительная гимнастика.

Восстановление деформир. предложений.

Твёрдый звук Г и мягкий звук Г обозначаются на письме одной буквой. Её называют буквой Гэ. (ПОКАЗ).

Вспомните и назовите имена людей , которые начинаются со звука Г или Г’.

С какой буквы пишутся имена людей?

    Буква большая

    Совсем не пустяк

     В букве большой

     Уважения знак!

- На что похожа буква Г?

1.  Перед нами буква Г

     Стоит подобно кочерге.

     И подобно кочерге

     Горбит спину буква Г.

  1. Букву на плечах носил,

   На лугу траву косил.

  1. Г – крючок обыкновенный

Но в труде помощник верный.

  1. Г – грибок на тонкой ножке

Показали мы Антошке.

  1. Буква Г как кран подъёмный,

Груз поднимает многотонный.

- Открыли тетради для печатания и напечатайте букву Г г. и нарисуйте звуковичка.

- Ну –ка, гласный,

  Встань с согласным!

  Образуйте вместе слог.

- Чтение слогов  по цепочке, хором.

- Как называются такие слоги?

- А теперь прочитаем справа налево.

- мальчики – открытые слоги

-девочки - закрытые

- Теперь покатаемся с горки на горку и прочитаем слова, делая вдох (стрелка вверх) и выдох (стрелка вниз). Начинаем игру стоя.

Га              гу                  ки                     ги

     

         ля            бы                 но

- Назовите «лишнее слово».

- Теперь 1 стрелочку убираем и прочитаем оставшиеся.

(Га-ля, гу-бы, бы-ки, ки-но, но-ги).

Лишнее слово?

В начале урока я вам сказала, что сегодня вы будете и художниками. Прежде чем приступить к написанию картины, мы должны продумать сюжет.  Но мы , конечно, рисовать будем не красками, а словами. Значит мы  словесные художники. И чтобы вам было легче справиться с этой работой, я выписала из вашей кгниги слова. Давайте их прочитаем.

 - Теперь прочитайте односложные слоги, двусложные, трёхсложные

- Составьте предложения о зиме с помощью этих слов.

- Ребята, я тоже составила предложения и написала каждое слово на карточке. Если вы прочитаете слова каждой строчки и поменяете их местами, сможете узнать, какие предложения я составила.

- как вы догадались, что первое предложение начинается со слова «Небо».

- Теперь я вас попрошу закрыть глаза и постараться представить свою картину зимы.

- Открыли глаза и прочитаем. Совпадают ли ваши картины с моей? Прочитаем.

- чтение текста выразительно.

- Совпали? Такая же картина получилась у вас?

- А как  бы вы озаглавили?     (Зима).

Название текста (заголовок) пишется в середине строки.  По названию текста можно узнать о ком или о чем идет речь.

- чтение слов из текста с букой Гэ или г.

- чтение текста вслух хором с одновременным хлопаньем в ладоши при чтении слов с новой буквой.

- Понравилась вам картина? Картина получилась красивая, потому что вы работали дружно, были внимательными, старательными.

Несмотря на сильные морозы, обильные снегопады, метели, зима для многих любимое время года.

На кочергу, косу, крючок, грибок

(Слайд)

Печатание Г,г и звуковичка.

Чтение слогов. ( Слайд)

Открытые.

Закрытые.

Дети соединяют слоги в слова, приседая и вставая по стрелкам.

Лягу – называет действие, остальные – названия предметов.

Галя – собственное, ост –ые – нарицательные.

Читают слова.

Составляют свои предложения.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Чтение текста.

6.Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

7.ДЗ

Закройте глазки и вспомните всё, что у нас было на уроке?

Закончен урок и выполнен план ,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились

Что на уроке вы не ленились.

- оцените свою работу.  У вас на партах лежат светофорики трёх цветов.  

Если вы не усвоили материал – красный ;

Желтый – я понял материал;

Зеленый – могу объяснить и привести примеры.

 Сделать мини –проект «Спрячь букву Г в любой предмет».

Сегодня на уроке мы

- познакомились с нов бук. И нов.зв…

- научились отличать новый звук и букву от других

- научились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: