Идеи для уроков
Разработка урока химии по теме "Состав нефти и ее переработка" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
"Состав нефти и ее переработка"
Цели и задачи урока:
- Познакомить с составом нефти и способами ее переработки, гипотезами происхождения. Показать направления использования нефти в качестве топлива и химического сырья. Доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
- Продолжить формирование знаний обучающихся о комплексном использовании сырья, о современных технологиях, охране окружающей среды.
- Определить перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в Томской области.
- Продолжить формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе, развивать навыки общения. Развивать творческие и аналитические способности обучающихся, умение аргументировать собственное мнение.
- Формировать черты социально направленной личности.
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
Оборудование: коллекция «Нефть», штативы с пробирками с водой и нефтью, стеклянные палочки.
Организация урока: формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. У каждого обучающегося – тетради предметные, учебники, раздаточный материал, жетоны.
Технологическая карта урока
Деятельность педагога | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
I.Организационный момент и повторение. Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности | Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. В течение урока сегодня мы с вами будем выполнять разные виды работ: устно, в парах, на листочках, которые у вас на столе, в тетрадях и с учебниками. Оценены будут все, в конце урока нужно будет сдать тетрадь и заполненный вами листочек. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Мы с вами уже несколько уроков изучаем органическую химию, вспомните, о чем этот раздел химии? Чтобы вспомнить основные изученные понятия решим анаграммы. | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим. знать основные моральные нормы поведения; соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: формулировка темы урока и определения понятию – нефть. | Мозговой штурм. Анализ легенды о нефти и изображений продуктов переработки нефти. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодняшнего урока? Односложные ответа типа «нефть» не предлагать!!! Обосновать актуальность темы. (Регламент: 30 секунд – обсуждение в группе, 30 секунд – изложение позиции группы). Осмысление – подведение итогов по 1 этапу. «Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото»». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем. Нефть – это жидкая смесь разных углеводородов. До 95 % всех видов нефти составляют жидкие и твердые предельные углеводороды. Остальное приходится на углеводороды других классов. В состав нефти входят – смолы, различные соединения серы и кислоты. Таким образом, нефть - это сложная смесь углеводородов (до70%), неорганических веществ (29%), и воды. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске решения задачи Регулятивные: Прогнозирование (предвосхищение результата), формулирование проблемы – для чего будем исследовать Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков и классификации; общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
Ш. Актуализация знаний. Цель этапа: сообщить обучающимся знания о гипотезах происхождения нефти. | Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти – одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория – нефть образуется на основе карбидов металлов. Менделеев выдвинул эту гипотезу о происхождении нефти. Сопоставив среднюю плотность Земли с плотностью поверхностных горных пород, он пришел к выводу, что в глубинах Земли имеются огромные залежи железоникелевых сплавов, которые при высоких температурах образуют карбиды металлов. Эти раскаленные карбиды взаимодействуют с водой, проникшей к ним по трещинам, образуя углеводороды, составляющие нефть. Как вы думаете, что лежит в основе органической теории происхождения нефти? – фронтальный опрос. Давайте проверим ваши гипотезы, обратившись к слайду презентации. Органические остатки, захороненные в осадочных породах, с течением времени разлагаются, превращаясь в нефть и природный газ, которые затем скапливаются в верхних пластах осадочных пород. | Познавательные: формирование представления о происхождения нефти. - извлечение необходимой информации из рассказа учителя. -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Личностные: - знать основные моральные нормы поведения; Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
IV.Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: сообщить обучающимся знания истории применения и добычи нефти. | Чтобы больше узнать об истории применения и добычи нефти мы сейчас прослушаем информацию, по ходу которой вы заполните первую таблицу на листочках у вас на столе. За каждый правильный ответ – обучающиеся получают жетон.
Вывод: Нефть – это стратегическое оружие современности. Именно из-за нефти разгорается большинство войн. Недаром нефть называют «чёрное золото». Эмбарго и санкции на нефть служат рычагом регулирования политических отношений. | Познавательные: формирование представления о истории применения и добычи нефти. - извлечение необходимой информации из прослушанного материала. -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме; Личностные: - знать основные моральные нормы поведения; Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, одногруппников. |
V. Первичная проверка понимания Цель этапа: обучение работе по инструкции к лабораторному опыту, формулировка собственных выводов. | С точки зрения химии, нефть – это действительно, природная смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. Нефть состоит из 100 различных соединений, содержащих азот, серу. Почему нефть, полезное ископаемое органического происхождения, свободно встречается в природе? Каковы физические свойства нефти? Для ответа на этот вопрос проведем лабораторный опыт.
Выводы: Нефть – это маслянистая горючая жидкость темного цвета со своеобразным запахом. Нефть – не растворяется в воде, а растворяется в органических растворителях. | Регулятивные : - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться готовить рабочее место и выполнять лабораторный опыт по предложенному учителем плану Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; умение представлять результат деятельности, выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой. Познавательные : – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. |
VI. Первичное закрепление | В современном мире сейчас используют сырую нефть? Нет, придумали способы ее переработки. А как же это происходит? Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх Мы с вами уже усвоили, что в состав углеводоров нефти входят до 50 углеродных атомов. Самая легкая фракция содержит 3-4 С – газовый бензин 40 градусов, Об остальных фракциях подготовлены сообщения 5-11 – бензиновая фракция 40-200 градусов, 8-11 – лигроиновая 150-250 градусов, 12-18 – керосиновая 180-300 градусов, 13-19 – дизельное топливо 200-350 градусов, 18-50 – мазут, Есть ли у нас в Томской области такой способ переработки нефти? Нет, но есть вторичная переработка отдельных фракций нефти – это ТНХК. Состав нефти нельзя выразить одной формулой. Почему?
Как вы думаете выход какой фракции желательно увеличить? Бензин. Почему? Для этого используют химические способы переработки. КРЕКИНГ -– это повторный процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти. Промышленный крекинг был разработан В.Г.Шуховым в 1891г. Заполнить таблицу с 68-69 | Регулятивные : - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой слайды и сообщения; Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; умение представлять результат деятельности группы. выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой Познавательные : – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы – преобразовывать информацию из одной формы в другую – в таблицу. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Нефть - это сложная смесь веществ – преимущественно жидких углеводородов. Перегонка – это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения Крекинг – это процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти. Октановое число – это число, показывающее стойкость к детонации бензина. Риформинг – это процесс получения высокооктанового бензина из низких сортов бензина путем ароматизации алканов при t=500◦C в присутствии катализатора. Детонация – взрывное сгорание бензина. Выполнение программированного теста. | Регулятивные : – выполнять контроль точности понимания основных понятий изученной темы. Коммуникативные: – контроль, коррекция, оценка действий усвоенных знаний и взаимопроверка Познавательные : – умение делать выводы в результате совместной работы; – преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные : --умение понимать смысл изученного. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
| Регулятивные : - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; Коммуникативные: выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой Познавательные : – перерабатывать полученную информацию: делать выводы ; – преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные : понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; |
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: формировать у обучающихся самооценку. | Сделаем вывод: В наше время невозможно представить жизнь без нефти. Ежедневно многие люди используют более 4 тысяч сделанных из нефти продуктов, определяющих современную жизнь. Оцените свою работу на уроке нарисовав на листочках смайлики. | Познавательные: Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения |