Ознакомление дошкольников с историей родного города
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6_1.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65»
г. Хотьково
Доклад на тему
«Ознакомление дошкольников с историей родного края»
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем необходимо учитывать следующие принципы.
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным краем может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Сколько открытий ежедневно делает ребенок! Наши дети принимают активное участие в защите природы : работают на огороде, кормят птиц, выращивают цветы, рассаду, овощи, запасают семена цветов. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталась с воспитанием любви к родному городу и краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что – то для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной традиционно в нашем саду организуется воскресник по уборке и озеленению территории детского сада. В этом мероприятии приняли участие родители с детьми и сотрудники сада. Приятно было слышать от Вани «А мы вчера с папой посадили дерево». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.
Знакомство с детским садом начинается с природной территории. Беседуя с детьми о растительном мире города, рассказываю детям о разных породах деревьев. Дети бережно дотрагивались до стволов и веток руками, старались обхватить деревья, сравнивали цвет и форму листьев. Удивлялись, сравнивая хвойные и лиственные деревья, учились делать вывод, почему одни деревья называют лиственными, а другие – хвойными; зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учились слушать природу и думать, чувствовать и рассуждать, выражая свои чувства. Опавшие листья и плоды дети собирали для поделок. Каждая поделка существенно пополняла знания детей об окружающем мире, дети учились беречь природу, деревья, цветы, травы. На прогулках не только закреплялись знания детей, полученные на экологических занятиях, но и существенно пополнялся словарный запас детей.
Ежегодно 28 сентября в нашей стране отмечается «День деревьев». Экологи города Хотьково решили провести такую акцию в детских садах. Наша группа приняла в ней участие. За два дня до посадки на участках была проведена подготовительная работа – сделаны лунки для будущих саженцев. Воспитанники детского сада с удовольствием принимали участие в посадке деревьев. Малыши старательно поливали из леек молодые деревья и с гордостью говорили о том, что будут делать это каждый день. Дети рисовали деревья и из этих рисунков сделали коллаж на тему «Осенний лес». В сентябре начинали собирать рябину, но часть её оставляли на кусту – на пропитание зимой дроздам- рябинникам, снегирям и всякой другой птице. На прогулке с детьми рассмотрели дерево рябины, а листочек дерева заложили в гербарий.
«День животных» (4 октября) установлен с целью привлечения внимания к проблеме защиты животных. Ежегодно к этому дню в группах оформляются книжные уголки, в которых выставляются иллюстрации, энциклопедии о жизни животных, художественная литература про животных. Проводятся беседы о диких животных, их привычках, о местах обитания в нашем крае и их охране. Воспитатели вместе с детьми рисуют и лепят животных. В этом году вместе с родителями и детьми оформили выставку рисунков «День защиты животных». В декабре 2013 года в культурно - досуговом центре нашего города пройдёт экологическая выставка, на которой будут представлены работы детей, посвящённые дням Воды, Птиц, Земли, Деревьев, Животных и зимующих Птиц. Наши воспитанники примут активное участие в этой выставке.
Продолжая тему детского сада, считаю важным формирование у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду.
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок. Проводились экскурсии в медицинский кабинет, кухню, прачечную. Дети читали стихи о профессиях работников детского сада, отгадывали загадки. Знания детей закреплялись в продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации. Итогом нашей кропотливой работы стала книга «Мой любимый детский сад».
С большим интересом дети рассказывают, рисуют дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
Большое значение для познавательного и нравственного развития детей имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Уже в младших группах воспитатели показывают иллюстрации, проводят беседы о родном городе.
С детьми старшей группы проводились беседы: “Если ты потерялся”, “Зачем нам нужен адрес”, “Помоги другу попасть домой” и др., которые помогали закреплять понятия: улица, адрес. В закреплении названий домашних адресов помогает ролевая игра “Почта”, в которой, чтобы получить письмо или посылку, дети должны назвать свой адрес. Играя, учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. Была проведена индивидуальная беседа по следующим вопросам:
1. Как называется твой родной край?
2. Ты любишь свой город? За что ты его любишь?
3.Какие животные и птицы обитают в твоём крае?
4. Что ты можешь рассказать о родном городе?
Основная масса детей с лёгкостью отвечали на вопросы, но встречались и такие, которые неохотно участвовали в беседе.
После проведения беседы было предложено всем детям следующее задание: «Представьте, что к вам в гости приехал друг из другого города. Что бы вы ему рассказали о своём родном городе?»
В ходе беседы был составлен небольшой рассказ.
Илья. Я живу в городе Хотькове на улице Калинина с мамой, папой и братиком. Я их люблю. Здесь много улиц с разными машинами. Много магазинов. Я люблю ходить в магазины с мамой и покупать там разные вкусности. Я не рву цветы, пусть растут.
Станислава. Я живу в Хотькове. Много разных людей встречаешь на улице. Некоторых я даже знаю. У меня есть подружка. Она живёт в Москве. Город я люблю, но маму и папу люблю больше. Недавно мы с мамой посадили около дома цветы.
Саша С. Я живу в Хотькове. Он мне нравится. Воспитательница много рассказывала о городе. Но я всего не запомнила. Знаю, есть реки, разные животные,
птицы, насекомые. Из животных я очень люблю кошек. У меня дома есть кошка. Зовут Дуня. Помогаю родителям дома, воспитательнице на прогулке.
В старшей группе знакомила с символом родного края - гербом. Реализовывала эту задачу посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций. Закрепить знания детей помогла пластилинография герба.
Широко известны всем окрестности Хотькова, живописные, богатые историей этого подмосковного края. При знакомстве с историей родного города нельзя не рассказать о музее-заповеднике «Абрамцево», который находится на берегу речки Вори. Музею-усадьбе есть чем гордиться: много лет назад здесь бывали многие знаменитые творческие люди России. Абрамцево купил писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. Одно вам хорошо известно – это сказка «Аленький цветочек». Самые известные картины были написаны в музее художником Виктором Михайловичем Васнецовым: «Богатыри», «Алёнушка», «Снегурочка». Бывали в усадьбе художники Репин, Врубель, Суриков, писатели Гоголь, Тургенев, Тютчев, оперный певец Шаляпин и многие-многие другие.
Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья и помощники. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Дети получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. Есть беспокойство, что традиционная народная кукла уходит, уступая место пластмассовым и авторским куклам, по сути сувениром.
В старшей группе работала по проекту «Поиграем в куклы».
Цель: познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки. Во время бесед были показаны детям тряпичная кукла, кукла-зернушка. Рассказала о том, что Зерновушку изготавливали в конце сентября по окончании полевых работ и обычно дарили на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей, чтобы урожай был богатым. Во время бесед поясняла, что были куклы не только игровые, но и обережные, почему у обережной куклы нет лица, из каких материалов изготавливались куклы в старину. Заключительным этапом работы над данным проектом стало совместное изготовление с детьми куклы – берегини. Сколько эмоций, восторга вызвали самодельные куклы! Детям сразу захотелось в них поиграть: они придумали имена своим куклам, одевали, пеленали их.
Продолжая тему игрушек, показала детям лоскутный мячик-погремушку. Рассказала, что такие мячики шили мамы своим деткам, так как раньше не было таких игрушек.
"Лоскутные мячики из Хотькова" - первая книга о мячиках, любимой всеми детской игрушке. Дети рассматривали иллюстрации в книге Г. Дайн «Лоскутные мячики».
Играя в такие игрушки , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, у них воспитывается интерес к народной культуре, народным играм, развиваются творческие способности детей.
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями.
В средней группе был проведён досуг, совместный с родителями, основанный на фольклоре, на тему: «Осенние посиделки». Основная цель этого праздника – расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников. Перед торжеством с дошкольниками проводилась предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» дети вместе с родителями изготавливали поделки из овощей, фруктов, семян и других даров природы
Немаловажную роль играет ознакомление дошкольников с историей России. На примере подвигов защитников Отечества воспитатели дают понятие, что такое героизм, гордость и преданность своей земле. В группе слушаем песни о войне, смотрим презентации. К 9 мая в старшей и подготовительной группах проводятся музыкальные праздники с детьми, посвящённые Дню Победы. Совершаются экскурсии в городской парк к памятнику погибших воинов. Я думаю, что важно рассказать ребёнку о том, что мы победили в этой войне, так как любим свою Отчизну. У детей развивается понятийный словарь, мышление, появляются любознательность, интерес, дети делают вывод о том, что в нашем городе много улиц, многие из которых названы в память о героях Отечества.
Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребёнка глубокий след.
В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой впоследствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь. Осознавая позитивность и важность данной работы, мы стремимся заложить в детские души любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края; развить эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю; воспитать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому, воспитать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, природе и умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Литература:
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999
2.Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
3.Зеленова Н.Г. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) пособие для воспитателей ДОУ/ Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Методическое пособие, М., 2009
5. Галина Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова» Издательство: Сергиев Посад