Преображение музыкой

Пересыпкина Светлана Ивановна

В.А. ГАПОНОВ, В.А. СИНКЕВИЧ
Преображение музыкальной терапией
(некоторые обобщения по результатам изучения
звуковых феноменов – голоса, шума, музыки)

imageВ современных условиях жизни, отягощённых экологическими и социальными потрясениями, воздействием многочисленных стресс-факторов, в том числе патогенных факторов акустической среды (урбанистических и техногенных шумов), – всё более актуальным становится разработка и внедрение новых методов оздоровления.
imageЗвуковая среда сопровождает человека от момента его рождения до самой смерти, влияет на него тем или иным образом. Разнообразны и звуковые феномены, среди которых сегодня важнейшую роль в формировании человека играет культурная среда. Это формирование парадоксально и имеет множество критериев оценки, и как всегда – ни один из них не даёт чёткой ориентации в этом бесконечном разнообразии.
imageОценка факторов лечебного воздействия звука, их количественный и качественный анализ с помощью метода смысловой и временной организации восприятия речи и музыки, эмоционально-оценочных реакций (ЭОР), включая музыкальное творчество, до сих пор не имели строго научной оценки. Сегодня, на наш взгляд, пришло время использовать культурные и религиозные предпосылки для оценки голоса, шума, музыки – привычных физических явлений нашего мира. Осмысление и систематизация истории музыкальной культуры в аспекте возможности общего оздоровления, разработка методологии на стыке культуры, медицины и естествознания видится нам особенно актуальным.
imageНа протяжении многих веков человек использовал музыку для лечения. Первый пример музыкальной терапии описан ещё в Ветхом Завете (I Цар. 16: 13–23).
imageПоразительно современно звучат слова известного миссионера Русской церкви (1792–1849 гг.) архимандрита Макария (Глухарёва): «Музыка удивительным образом помогает в смягчении жестоких сердец и грубых нравов. Но известно, как у нас музыка обезображена и унижена такими сочинениями, которые чешут слух и производят зуд чувственных удовольствий, а духа не возбуждают, не возносят его к Невидимому, к непостижимому, … к вечной, чистейшей любви»[1].
imageНо история музыки свидетельствует не только о благотворном воздействии музыки. Известно негативное воздействие неритмичных, нестабильно повторяющихся резких звуков, особенно характерных для современной рок-музыки. Например, среди поклонников «металлического рока» отмечено большее количество суицидных попыток; у религиозных лиц такого эффекта не выявлено[2].
imageНегативная реакция организма (инициация патологического состояния) усугубляется отступлением от канонических мелодических временных и тональных структур, «искусственным» тембральным составом электромузыкальных инструментов и особенно музыкальных компьютеров[3].
imageРазрушительному воздействию такой музыки в значительной мере способствует и антигуманное содержание песен.
imageНаряду с этим, на рок-концертах нередко бывают контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти, отдалённые эффекты – нарушение сна, т.к. интенсивность звуков достигает 110–130 децибелл (дБ). Согласно нормативным актам[4], уровни звуков непостоянного шума для палат больниц и санаториев в дневное время должны составлять 35–45 дБ, жилых комнат – 30–40 дБ, на территории жилой застройки – 45–55 дБ, на железнодорожных вокзалах и в аэропортах – 60 дБ. Воздействие же техногенного шума в 60–80 дБ вызывает у человека вегетативные дисфункции; 90–110 дБ – снижение слуха; 120 дБ и более – повреждение слухового анализатора[5]. Болевой порог шума находится на уровне около 140 дБ (при этом возможны летальные исходы).
imageПо данным физиологии слуха, заметную роль в усилении нашей способности к восприятию звуков играет кожный покров и кости черепа. Попадая в наружный слуховой проход, звуки вызывают колебания барабанной перепонки, которые через цепь слуховых косточек передаются к воспринимающим структурам внутреннего уха. Но кроме передачи акустических колебаний через воздух, существуют и другие пути. Так, при пении с закрытым ртом почти никакого воздействия по воздуху на наружную часть барабанной перепонки не производится – звук передаётся по костям черепа прямо к внутреннему уху[6].
imageЗвук может передаваться и по мягким тканям посредством гидравлической волны, что позволяет, например, воспринимать звук через пьезоэлементы, поставленные на зубы, или посредством электромагнитных волн (по проводам) и т.д. Благодаря уникальным свойствам звуковых волн, а также повышенной тактильной чувствительности к вибрации, величайшими музыкантами признаны несколько абсолютно глухих людей. Широко известна биография немецкого композитора Л.В. Бетховена.
imageВоздействие на всё тело человека, а не только на слуховой анализатор, возможно благодаря существованию дополнительного механизма, не учитываемого в нейронных моделях[7]. Основные недостатки нейронной модели передачи информации от внешних раздражений обусловлены традиционными представлениями об электрической проводимости нервных тканей, интерпретация которых ограничена временем реакции на внешнее раздражение в 120–150 мс[8].
imageНе учитываемый механизм связан с распространением по тканям упругих, или акустических волн, которые программируют ответ нейронов, опережая электрический сигнал на 95 мс[9].
imageЭто опережение, как полагает В.А. Синкевич, связано с изменением динамических характеристик стоячих акустических волн в соответствии с различными ингредиентами резонансных свойств человеческого тела и проявляется на поверхности в виде изменения сверхмедленных потенциалов головного мозга. Следует отметить, что при «живой» музыке, реальных музыкальных инструментах, голосе, шумах, звуках воздействие оказывается на всё тело человека, а не только на слуховой анализатор. К сожалению, этот аспект мало исследуется, что обедняет представление о реальном механизме влияния звуковых волн и делает загадочным его воздействие на животных, пресмыкающихся, растения, микроорганизмы и т.д.
imageНаряду с вышесказанным, звук может усиливать или ослаблять болевые ощущения. Например, при зубной боли благоприятное воздействие оказывает шум водопада. Дополнительные данные представлены в работе М. Good[10].
imageТакже установлено, что музыкальная терапия (при сестринском уходе) может быть эффективна для снижения уровня тревожности, давления, нормализации пульса, при боли, в послеоперационном периоде, при депрессии, вегетативных дисфункциях[11].
imageРезультаты транскраниального метода Доплера показали, что музыкальная релаксационная терапия улучшает мозговое кровообращение[12]. Этот эффект авторы связывают с физическими свойствами 1/f звуковой волны (где f – частота).
imageВ мировой практике музыкальной терапии существуют и общие рекомендации. Например, в первые века от Р. Х. при бессоннице предлагалось петь псалмы; в начале XVIII века в качестве такого средства И.-С. Баху были заказаны двухголосные инвенции; для многих больных настоящим лекарством стала музыка В.А. Моцарта.
imageНемецкий хронобиолог Х. Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. Оказалось, что у Чайковского музыкальные темы менялись с частотой в три секунды, у Бетховена – в пять, у Моцарта – в семь. Учёный пришёл к выводу, что нам нравятся и мы легко запоминаем именно те музыкальные мелодии, ритм которых в наибольшей степени соответствует нашему биологическому ритму.
imageМузыка Баха, Лассо, Генделя, Моцарта, Гайдна, Телемана, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и других композиторов гармонизирует чувственную сферу психики человека, благотворно влияет на настроение. Однако надо учитывать, что до XVIII–XIX вв. большинство музыкальных произведений сопровождались текстами.
imageСобственное творчество может оказывать значительный лечебный эффект за счёт объективации конкретной патологии, что названо М.Е. Бурно как «терапия творческим самовыражением»[13]. В связи с этим, иногда полезнее сочинять собственную музыку, писать собственные картины, сочинять стихи и петь свои песни, чем сопереживать культурным образцам с чужой патологией.
imageСогласно нашим данным, больные, страдающие фобиями, отрицательно реагируют как на звучание современной музыки, особенно рок-музыки, так и на классическую музыку органа, скрипки, фортепиано. Но эти же больные положительно реагируют на звучание арфы, лютни, одноголосные русские песнопения. Мелодический звуковысотный контур распознаётся в структурах первой височной извилины правого, но не левого полушария мозга; левое полушарие участвует при анализе и словесном описании музыкальных текстов, при изменении высоты звука активируются затылочные области мозга[14]. Это свидетельствует об ограниченности вовлечения структур головного мозга в процесс музыкального восприятия (анализа) при обычном (не объёмном) воздействии музыки. Вероятно, на это существенно влияет степень новизны прослушиваемого музыкального материала.
imageСложность использования инструментальной музыки заключается и в том, что музыкальные инструменты не воспроизводят природных звуков – в природе нет энгармонизма (до-диез звучит выше, чем ре-бемоль) и нет диссонансов, происходящих от несовершенства человеческого уха[15].
imageКаждый музыкальный инструмент имеет свой акустический спектр. При этом воздействие осуществляется на всё тело человека, но активируются резонансные структуры организма только строго определённого спектра. Поэтому складываются предпочтения к тем или иным инструментам. Особенности звучания музыкальных инструментов в большей степени обусловлены культурно-историческим фактором, который может находиться в противоречии со спецификой резонансного воздействия конкретного музыкального инструмента на конкретного больного. В античные времена наиболее подходящим инструментом для сопровождения песен и псалмов считалась лира. По-разному оценивалась флейта. Так, Аристотель считал, что звук флейты очищает эмоции; Демокрит же рекомендовал её слушать при смертельных инфекциях. А пифагорейцы считали флейту оргастическим инструментом – и поэтому недостойным.
imageПо нашим данным, положительное воздействие, кроме некоторых образцов классической музыки, оказывает народная (также с ограничениями) и, особенно, духовная музыка, т.е. христианские православные и католические (григорианские) песнопения.
imageНачиная с ранних веков христианства, в православных церквах не использовали инструментальное сопровождение: Свт. Иоанн Златоуст призвал человека «стать флейтой, кифарой Святого Духа». Этим признавалась одухотворяющая сила человеческого голоса, который, в отличие от музыкальных инструментов, является естественным, природным источником звуков.
imageО силе воздействия голоса могут свидетельствовать и исследования по методу билатеральной транскраниальной сонографии Доплера[16]: у 32-х праворуких музыкантов была выявлена разница кровотока в левой и правой средней мозговой артерии во время пассивного прослушивания a cappella фуги И.-С. Баха и её инструментальной версии. В первом случае выявлена некоторая лево-доминантная асимметрия (т.е. усиление кровотока в левой средней мозговой артерии), чего не наблюдалось во втором. При выполнении же задания по определению темы исполняемой фуги определялась значительная асимметрия – усиление кровотока в правой средней мозговой артерии, причём в обоих случаях. Авторы сделали вывод, что при анализе сложного музыкального материала (рисунка мелодического контура) у музыкально образованных людей активируется рабочий объём памяти доминантного правого полушария.
imageАкустическое поле организма является динамической системой акустических полей, генерируемых его органами и физиологическими системами в процессе его функционирования, а также при взаимодействии их с физико-химическими факторами внешней среды. В организме существуют многочисленные источники акустических волн звукового диапазона: сердце и сердечно-сосудистая система, органы дыхания, пищеварительный тракт, суставы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистая система плода и др. Предполагается также существование клеточных и молекулярных источников упругих волн. Считают, что хорошо наблюдаемые периодические колебания объёмов клеток, митохондрий, ядер, макромолекул белков могут приводить к генерации в среде акустических волн. Кроме того, возможно, что эндогенные акустические колебания клеток и тканей могут участвовать в процессах передачи межклеточной информации, транспорте воды и других веществ в процессах морфогенеза, синхронизации биохимических процессов.
imageИсследования, проведённые на клеточном уровне[17], показали, что духовная музыка существенным образом влияет на активность синтеза ДНК культуры опухолевых клеток и оказывает выраженное супрессивное (подавляющее) действие на культуры микроорганизмов, стафилококка и E.Coli. На рост бактерий, как сейчас установлено, влияет и колокольный звон (на Руси во время эпидемий всегда звонили в колокола). Из всех звучащих инструментов наиболее естественным спектром обладает именно колокол[18]. Физико-акустические свойства колокольных звонов создают впечатление объёмности, глобальности, силы и необычайной красочности[19].
imageИзвестно, что низкочастотная часть спектра колокольного звона (40 Гц – 2 кГц) оптимизирует гидродинамические процессы в кровеносной и лимфатической системах человека; ультразвуковая же его часть (более 25 кГц) подавляет рост микроорганизмов, повышает иммунитет человека[20].
imageПо нашим данным, на пациентов с психосоматическими расстройствами чрезвычайно благотворное действие оказывают древнерусские песнопения, что отражалось в позитивной динамике ритмов ЭЭГ. Отметим также установленный факт, что прослушивание этнически (архитипически) чуждых ритмов и мелодий оказывает, в основном, негативное влияние на пациента, что необходимо учитывать при их использовании.
imageСледует также учитывать опыт психотерапевтической практики, показавшей, что воздействие инструментальной или голосовой музыки через бытовые акустические системы в большинстве случаев неэффективно. Это обусловлено тем, что при использовании современных монофонических стерео- или квадросистем человек может психологически отстраниться и сохранить «звуковую самостоятельность». При этом психоэмоциональное переживание находится на уровне «там и тогда». Согласно определению Ф.Е. Василюка, переживание – особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, в результате чего повышается осмысленность жизни[21].
imageЧтобы человек стал переживать звуковое воспроизведение на уровне «здесь и сейчас» как «свой звук», необходимо использовать акустическую систему, которая формирует объёмное звуковое пространство[22]. В таком пространстве возникают стоячие звуковые волны, для которых характерны явления сжимания, уплотнения, разряжения. При настройке этих волн на резонансные структуры организма энергия акустических волн на пороговом и подпороговом уровне громкости передаётся тканям и органам. При распространении акустической волны происходит перенос энергии упругой деформации без перемещения вещества.
imageВ целях общего оздоровления мы предлагаем метод акустической коррекции функционального состояния организма посредством воздействия объёмным акустическим полем слышимого диапазона. Предлагаемое акустическое воздействие включает фрагмент специально организованного белого шума, одновременно воспроизводимого с записями человеческого голоса, некоторых образцов классической музыки, колокольного звона. При этом музыкальные записи воспроизводятся только через специальную акустическую систему, создающую бегущие и стоячие звуковые волны, которые воздействуют не только на слуховой анализатор, но и на всё тело человека.

Характеристика метода

imageМетод музыкально-акустической шумовой терапии (МАШТ) является одним из универсальных и экономически эффективных методов индивидуальной и групповой реабилитации, в котором осуществляется объёмно-акустическое воздействие на всё тело человека. Автор разработки МАШТ – руководитель лаборатории «Русский звук», канд. философских наук Синкевич В.А.
imageАппаратную часть составляют два акустических устройства: пассивное и активное. Пассивное акустическое устройство предназначено для воспроизведения голоса и музыки. Активное акустическое устройство представляет собой специализированный генератор и акустический излучатель оригинального шума, работающий в высокочастотном спектре обычного звукового диапазона на уровне 10 дБ параллельно с пассивным акустическим устройством (автор способа – В.А. Синкевич).
imageПроведение в течение месяца 8–12 получасовых сеансов МАШТ позволяют на длительный срок улучшить психофизиологическое состояние человека:
image– оптимизировать функции мозга: память, концентрацию внимания; расширить слуховой диапазон у слабослышащих и т.д.;
image– снять большинство видов психоэмоционального напряжения, облегчить лечение неврозов, в том числе синдрома хронической усталости, агрессии неясной этиологии и др.;
image– повысить работоспособность, улучшить настроение;
image– нормализовать цикл бодрствование–сон.
imageКроме того, метод облегчает лечение соматических заболеваний: функциональных расстройств предстательной железы; способствует нормализации менструального цикла; снимает тик; оптимизирует функции почек и желчного пузыря; сокращает сроки рассасывания гематом, сращивания костей. Облегчает лечение патологий: пост-стреcсовых расстройств; травм конечностей; сотрясений мозга; энуреза; сердечно-сосудистых дисфункций; логоневроза; отставания в умственном и психическом развитии; энцефалопатий; нейроциркуляторной дистонии. Сокращается послеоперационная реабилитация. Снимается похмелье.
imageМетод показан для проведения индивидуальных и групповых сеансов (до 20 человек при площади акустического помещения 30–80 м2). Допустимый возраст пациентов – от 3 до 65 лет.
imageНадо сказать, что в России нет высших учебных заведений, выпускающих дипломированных музыкальных терапевтов; в лечебных учреждениях нет необходимых инструментов и музыкантов. Кроме того, «пропускная способность» спонтанно обученных музыкальных терапевтов весьма низка. А самое главное, проблематично само использование инструментальной музыки для лечения. Она может однозначно рекомендоваться только в качестве терапии творческим самовыражением и строго индивидуально. В этой связи считаем чрезвычайно актуальным развитие метода объёмной акустической музыкальной терапии. Его могут использовать специалисты разного профиля: музыковеды, психологи, физиологи, врачи разных специальностей (психотерапевты, невропатологи, терапевты, кардиологи, травматологи, ЛОР-врачи и др.).
imageДанный метод отличается от обычной практики музыкальной терапии по следующим аспектам.
image1. На фоне фрагмента специально организованного (лечебного) белого шума (СОБШ) воспроизводятся записи подобранного в исследованиях канонического музыкального материала.
image2. Аудиозаписи воспроизводятся только через специальную акустическую систему (разработка В.А. Синкевича, комплекс сертифицирован), которая формирует объёмное звуковое пространство, воспроизводит синтез бегущих и стоячих звуковых волн, воздействующих на резонансные структуры человеческого тела.
image3. Во время прослушивания музыкальных записей акустические волны воздействуют на трёх уровнях – надпороговом, околопороговом и подпороговом, причём не только на слуховой анализатор, но и на всё тело пациента.
image4. Во время сеансов МАШТ (индивидуальных или групповых) пациенты могут стоять или сидеть, но обязательно с открытыми глазами, чтобы избежать возможной индукции образов.
image5. Оптимальная длительность сеансов 25–30 минут, что соответствует феноменологии клеточных, органных и организменных биоритмов.
imageИнтенсивность звучания музыкального материала составляет 30–70 дБ; интенсивность СОБШ не превышает 10 дБ; частотный звуковой диапазон СОБШ – 2–14 кГц. Использование околопорогового уровня СОБШ основано на предшествующих исследованиях, показавших более эффективное воздействие звуков стоячих волн подпорогового уровня на функциональное состояние человека, чем надпороговое воздействие бегущих звуковых волн. Кроме того, в этом шуме отсутствуют негативные свойства техногенных и «вредных» шумов[23].
imageЦелесообразность сочетания музыки и шума показывают и исследования Z.J. Koles и A.C. Soong, согласно которым у человека синмодуляция различных частотных пакетов при фоновом шуме улучшает способность нейронов слуховой коры к выделению тонов в шуме[24]. Это, как считают авторы, свидетельствует об адаптации слуховой системы к свойствам природных звуков, облегчает отслеживание событий реального мира.
imageПоложительный опыт использования «белого» шума описан в иглорефлексотерапии (практика доктора Цзяна в г. Хабаровске, 1990 г.). В качестве фонового «белый» шум оказался также эффективен для повышения внимания в процессе обучения[25]. При подаче речевых сигналов на фоне белого шума показания магнетометра свидетельствуют об активации обоих полушарий мозга, а в тишине речевые сигналы выделяются, главным образом, слуховой корой левого полушария[26].
imageВ течение длительного периода метод МАШТ проходил экспертизы и клинические испытания. В частности, музыкально-акустический шумовой комплекс прошёл испытания в Санкт-Петербурге – в Институте физиологии им. А.А. Ухтомского (1992–1997 гг.), на кафедре военно-морской и общей терапии Военно-медицинской академии (1998–2001 гг.), в следственном изоляторе № 4 «Кресты» (работа проводилась с несовершеннолетними мужчинами в 2001, 2002 гг.) и в частных медицинских центрах. С 1992 по 2001 гг. метод МАШТ апробирован с положительными результатами на 1000 добровольцах с различными функциональными нарушениями, из них более 400 пациентов с психосоматическими дисфункциями обследованы до и после проведения цикла сеансов МАШТ.
imageИсследования проводились: проф. Парцерняком С.А., врач. Гапоновым В.А., к.н. Синкевичем В.А., к.н. Павловой Л.П. с сотрудниками, врач. Боярской Е., к.н. Калашниковой Е.О., к.н. Долматовой И.М., к.н. Коротковым К.К., ст. тренером Волоконцевой Э.Н., врач. Погоровой Т.М., муз. терап. Сербиным Б.М. и др.
imageВ ходе испытаний подтверждено положительное корректирующее влияние акустического метода и даны рекомендации для его практического применения.
imageТаким образом, предлагаемый метод МАШТ оказался высокоэффективным для оптимизации психосоматического функционального состояния пациентов.

Заключение

imageСегодня синтез основ науки, культуры и религии чрезвычайно важен для оптимизации научных разработок в сфере естествознания.
imageЗвуковые волны – фактор, универсально воздействующий на психосоматическое состояние человека. Однако воздействие может быть как оптимизирующим, так и патогенным.
imageРазработан способ музыкально-акустической шумовой терапии, получивший многочисленные экспертизы и внедрённый в практику.
imageУниверсальность воздействия метода МАШТ позволяет использовать его как для индивидуальной, так и для групповой работы специалистами разного профиля: психологами, физиологами, врачами разных специальностей, младшим медицинских персоналом.

Примечания:

image[1] Глухарёв Макарий (архимандрит). Мысли о способах успешного распространения христианской веры в Российской державе.– Сергиев Посад, 1898.
image[2] Stack S. Heavy metal, religiosity, and suicide acceptability. / Suicide-Life-Threat-Behav. 1998, 28 (4): 388–394.
image[3] Синкевич В.А. Воздействие объёмного акустического поля на человека – психологический аспект.– Тольятти, 1992.
image[4] Ильичёв В.Д. Природный и техногенный шум – возможность экологических сопоставлений по уровню // Изв. РАН. Сер. биол.– 1995, № 3.
image[5] Котова М. Целительный звук // Наука и жизнь.– 1990, № 6.
image[6] Вартанян И.А. Звук–Слух–Мозг.– Л.: Наука Л.О., 1981.
image[7] См. Синкевич В.А., 1992.
image[8] Иваницкий А.М., Стрелец В.В., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность.– М., 1984.
image[9] Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений.– М.: Физкультура и спорт, 1977.
image[10] Good M. Effects of relaxation and music on postoperative pain: a review / J-Adv-Nurs. 1996, Nov; 24 (5): 905–914.
image[11] Сведения представлены в следующих работах:
imageimage– Watkins GR / Music Therapy: proposed physiological mechanisms and clinical implications / Clin-Nurse-Spec. 1997 Mar, 11(2): 43–50.
imageimage– Manning J. Music therapy / Br-J.Theatre-Nurs. 1997 June; 7(3): 33–34.
imageimage– Ernst E., Rand J.I., Stevinson C. Complementary therapies for depression: an overview / Arch-Gen-Psychiatry. 1998 Nov; 55(11): 1026–1032.
imageimage– Парцерняк С.А., Калашникова Е.О. Функциональное состояние больных с вегетозами // Современные проблемы общей и военно-морской терапии.– СПб., 2000.
image[12] Tang X., Yary F., Zhuany H. Musical relaxation therapy on the cerebral arteriosclerosis / Hunna-I-Ko-Ta-Hsueh-Hueh-Pao. 1997; 22(1): 45–48, 52.
image[13] Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.– М.: Медицина, 1989.
image[14] Иванов В.В. Заметки по исторической семиотике музыки // Музыка и незвучащее / Редколлегия: В.В. Иванов, Е.В. Пермяков, Т.В. Цивьян.– М.: Наука, 2000.
image[15] Цветаева А.И. Мастер волшебного звона.– М.: Музыка, 1988.
image[16] Vollmer-Haase J., Finke K., Hartje W., et al., Hemispheric dominance in the processing of J.S. Bach fugues: a transcranial Doppler sonography (TCD) study with musicians / Neuropsychologia. 1998 Sep; 36(9): 857–867.
image[17] Сведения представлены в следующих работах:
imageimage– Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С. Культивируемые опухолевые клетки, как одна из моделей исследования влияния акустических сигналов на реактивность клеточных систем / В сб. тезисов I Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке».– М., 2000.
imageimage– Шушарджан С.В., Стехин А.А., Яковлева Г.В. и др. Влияние некоторых видов Музыки на жизненную активность микроорганизмов: Staphyllococcus и E.Coli. Трансрезонансный феномен / В сб. тезисов I Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке».– М., 2000.
image[18] См. Цветаева А.М., 1982.
image[19] Ярешко А. Колокольные звоны – инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества // Из истории русской и советской музыки.– М., 1978.– Вып. З.
image[20] Шариков И.Г. Об использовании колоколов и бил в музыкальной терапии // Сб. тезисов I Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке».– М., 2000.
image[21] Василюк Ф.Е. Психология переживания.– М.: МГУ, 1983.
image[22] См. Синкевич В.А., 1992.
image[23] Шик А. Психологическая акустика в борьбе с шумом.– СПб., 1995.
image[24] Koles Z.J., Soong A.C. EEG source localization: implementing the spatio-temporal decomposition approach / Electroencephalogr-Clin-Neurophysiol. 1998, 107 (5): 343–352.
image[25] Цит. по А. Шик, 1995.
image[26] Shtyrov V., Kujala T., Ahveninen J., et al. Background acoustic noise and the hemispheric lateralization of speech processing in the human brain: magnetic mismatch negativity study / Neurosci-Lett. 1988 Jul 24; 251 (2): 141–144.

 

Сборник трудов I конференции