Разработки уроков по географии
Блог содержит поурочные разработки уроков по географии и географии КБР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс, Россия на карте мира | 2.01 МБ |
8 класс, Россия на карте часовых поясов | 1.78 МБ |
8 класс, общая характеристика климата России | 1.94 МБ |
8 класс, атмосферный фронт | 2.44 МБ |
8 класс Почвы и урожай | 2.04 МБ |
Главные типы почв России | 634 КБ |
8 класс, Природные зоны России | 698 КБ |
Климатообразующие факторы КБР | 872.5 КБ |
Животный мир КБР 8 класс | 263 КБ |
Подписи к слайдам:
Географическое положение — это положение любого географического объекта (природного или созданного человеком) относительно поверхности Земли и по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует.
Географическое положение
Физико-географическое положение —
Математико-географическое положение
Экономико-географическое положение (ЭГП)
Транспортно-географическое положение
Геополитическое положение
Эколого-географическое положение
Историко-географическое положение
Этнокультурное положение
Физико-географическое положение
вспомните из курса географии материков и океанов, как оценивается географическое положение материка, cтраны?
1.Положение относительно: а) экватора; б) нулевого меридиана;2. Крайние точки;3. Протяженность С ]Ю и с З ]В;4. Климатические пояса;5. Какими омывается океанами и морями;6.Близость других материков, границы с другими странами
Особенности физико-географического положения России
Россия — крупнейшее государство мираРоссия расположена в двух частях света. Россия омывается водами трех океановРоссия — северная страна. Крайние точки России. Крайние точки России расположены не только на континенте Евразия, но и на островах.
Россия — крупнейшее государство мира
Россия расположена в двух частях света
Россия омывается водами трех океанов
Каспийскоеморе
Балтийскоеморе
Азовскоеморе
Чёрноеморе
Белоеморе
Баренцевоморе
Карскоеморе
МореЛаптвых
Восточно-Сибирское
Чукотскоеморе
Беринговоморе
Охотскоеморе
Японское море
Омывается3-мя океанами и12 морями.1 море – озеро:Каспийское
Россия — северная страна.
Доля России по Широтным зонам
Крайние точки России
Протяжённость
Предварительный просмотр:
Тема №3 Россия на карте часовых поясов 8-й класс
Формы проведения урока:
- повторение терминологии;
- практическая работа по определению разницы в поясном и местном времени на территории России;
- показ на компьютере презентации «Россия на карте часовых поясов» в программе PowerPoint.
Тип урока: повторение, обобщение теоретического материала, закрепления метода решения задач на определение поясного и местного времени на территории России
Учебно-наглядный комплекс:
- компьютерная презентация «Россия на карте часовых поясов»;
- географические атласы 8 класс;
- учебник «География России 8 класс»;
- глобус, физическая карта России;
- элементы технологии критического мышления;
- запись голоса диктора.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания, решение задач.
Закрепление материала, с использованием приемов технологии критического мышления.
Тема: «Россия на карте часовых поясов».
Повторение пройденного материала.
- Ответьте на вопросы и покажите на карте. (Слайд 1)
- Для определения темы урока, разгадайте, пожалуйста, анаграмму. (Слайд 2)
Тема, цель, задачи. (Слайды 3-4)
(Слайд 5) На экране карта России с выделенными городами – Москвой, Екатеринбургом, Якутском, Петропавловском-Камчатским.
(Приложение – звуковое сопровождение)
Звучит голос диктора: «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь».
Вопрос: Почему на территории России в один и тот же час часы показывают разное время?
Ответ: Это связано с особенностями географического положения России.
- А именно, с большой протяженностью ее территории с запада на восток.
- На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, почему в России существует разница во времени.
Основная часть.
На глобусе показывается вращение Земли вокруг своей оси. Запомните!
Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа.
360 : 24 = 15°
За 1 час Земля поворачивается на 15°,
на 30 градусов – 2 часа,
на 1 градус – за 4 минуты.
- То есть местное время будет отличаться на 4 минуты.
- Но пользоваться местным временем на территории страны неудобно. Может возникнуть путаница.
Поясное время.
- Открыть учебники на стр. 40 (карта). Для удобства астрономы разработали систему поясного времени. Вся поверхность Земли разделена на 24 пояса, разница между которыми 15° долготы или 1 час времени. (Стр. 40, рис. 13.)
В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит посередине.
Поясное время – это время в границах одного часового пояса.
Была создана карта часовых поясов мира и разных стран.
- Обратите внимание, что границы часовых поясов не проходят строго по меридианам.
Во избежание путаницы со временем, при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны, чтобы та или иная административная единица находилась в одном часовом поясе.
Вопрос: Как вы думаете, откуда начинаются новые сутки?
Началом новых суток условно считают от 12 часового пояса. Через его середину проходит меридиан 180°. Он и считается линией перемены дат, он указывает так же переход из Восточного полушария в Западное.
Вопрос: Посчитайте по карте, в скольких часовых поясах лежит Россия?
- Россия лежит в 11 часовых поясах. Для удобства 12 и 11 часовые пояса соединили.
Решение задач. (Слайд 12, слайды 13-14 – терминология)
- Люди стараются как можно полно использовать светлое время суток. Поэтому в 1930 году стрелки часов перевели на 1 час вперед. Это было сделано в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров в 1930 года. Это время получило название декретного времени.
Летнее время.
- В марте 1991 года декретное время было упразднено. Так как во всем мире пользуются летним временем. Россия перешла на систему летне-зимнего времени. (Слайд 15)
Решение задач на определение поясного времени (объяснение).
Задача. Мы вылетаем из аэропорта г. Магадан по московскому времени в 10.00ч.
Во сколько мы должны прибыть в аэропорт по местному времени, если регистрация рейса начинается за 2 часа до вылета? (В 16 часов по местному времени.)
Практическая работа (закрепление).
(Слайды 16-19, слайд 20 – домашнее задание)
Итоги урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Приемы работы (у учащихся на партах).
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно.
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти.
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами.
- Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты.
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу – то вычитается.
(Слайд 21)
Рефлексия.
Сегодня я научился чему-то новому
- сегодня я активно участвовал в работе группы
- я внес весомый вклад в проект
- мне было комфортно
- я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно
- Всем до свидания, спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Тема:Общая характеристика климата России
Цели:1 сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата России
2 дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах
3 показать их влияние на погоду
Ход урока:
Климатообразующие факторы
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
Основные климатические показатели:
1 температура
2 осадки
3 давление
4 ветер
5 влажность воздуха
Разберем отдельные климатообразующие факторы:
- Солнечная радиация – энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света.
Измеряется в ккал/см2/.
Солнечная радиация, проходящая через атмосферу, делится на прямую, рассеянную, поглощенную и отраженную.
Прямая рассеяная
отраженная
поглощенная
Солнечная радиация, достигшая поверхности Земли, называется прямая.
Солнечная радиация частично рассеивается в атмосфере облаками, каплями воды, частицами пыли, остальная доходит до Земли – это рассеянная.
Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности Земли (прямая + рассеянная).
Часть радиации отражается от поверхности Земли – это отраженная радиация.
Радиация, которая нагревает Земную поверхность, называется поглощенная.
На количество солнечной радиации, которое получает территория, влияет:
1 географическая широта, т.е. угол падения солнечных лучей.
2 состояние атмосферы (наличие облаков, влажность воздуха).
3 характер подстилающей поверхности. Снег отражает до 80 % солнечной радиации. Чернозем поглощает больше радиации, чем песок.
2 Циркуляция воздушных масс.
Воздушные массы – это большие объемы воздуха, формирующиеся над территорией и обладающие определенными свойствами.
В формировании климата России участвуют арктические, умеренные, тропические воздушные массы.
На европейской территории России влияет умеренный морской воздух, который приносится с запада с Атлантики, на азиатской части его влияние ослабевает. На востоке умеренные морские массы с Тихого океана влияют только летом, за счет муссонной циркуляции. В западных районах Восточной Сибири круглый год преобладает континентальный воздух умеренных широт.
С Северного Ледовитого океана приходят летом арктические морские массы, а зимой континентальные, потому что океан зимой замерзает и над ним формируется сухой воздух, как над континентом.
Проходя над огромной территорией России, воздушные массы меняют свои свойства, то есть трансформируются.
АВм (с Северного Ледовитого океана) летом прогревается, двигаясь на юг образует суховеи в Предкавказье.
УВм, двигаясь на запад теряет влагу, прогреваясь летом
формируется УВк .
3 Атмосферные фронты – это переходные зоны, разделяющие разные по своим свойствам воздушные массы (теплые и холодные). Ширина их достигает несколько десятков километров. Здесь происходит быстрое изменение температур, влажности и давления.
Над территорией России чаще всего располагаются:
- арктический фронт – разделяет арктические и умеренные воздушные массы.
- полярный фронт – разделяет умеренные и тропические воздушные массы.
Холодный фронт | Тёплый фронт |
|
|
С атмосферными фронтами связано формирование крупных атмосферных вихрей – циклонов и антициклонов.
Циклон – вихрь с низким давлением в центре.
Антициклон – с высоким давлением в центре.
Признаки | Циклон | Антициклон |
Атмосферное давление | низкое | высокое |
Движение воздуха | От периферии к центру | От центра к перифирии |
Размеры | 2-3 тыс. км. | 2-3 тыс. км. |
Явления | Охлаждение воздуха с поднятием, образование и выпадение осадков вследствие конденсации. | Прогревание воздуха с опусканием и иссушение |
Скорость движения | 30-40 км/ч в основном с запада на восток | малоподвижны |
Районы формирования | Северная Атлантика, Баренцево море, Охотское море. | Восточная Сибирь |
Погода | Пасмурная, с резким изменением погоды, с осадками, ветер | Ясная, малооблачная, летом – теплая, зимой – морозная. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Рациональное использование и охрана почв
Цели и задачи урока:
1) учебные:- помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала;
2) развивающие:- развивать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
3)воспитательные:- выявить важнейших средств охраны почв и влияния на почву хозяйственной деятельности человека;
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение. Проверка домашнего задания.
Географический диктант (кратко ответить на вопросы , самопроверка).
- Что называют почвой? ( слайд № 1)
- Почему почву считают сложным органоминеральным комплексом?
- Назовите факторы почвообразования.
- Органическое вещество почвы.
- Назовите почвы с мощным горизонтом гумуса.
- Перечислите основные типы почв России (показать на карте).
- Назовите почвы Орловской области (показать на карте)
(краткое сообщение о почвах Орловской области)
- Объявление темы урока и постановка целей.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас завершающий урок по теме « Почвы и почвенные ресурсы России ».
Откройте тетради, подпишите число и тему урока.
Мы с вами познакомились с основными типами почв России
узнали их строение и механический состав, структуру, а так же
закономерности их распространения.
На этом уроке мы с вами изучим условия поддержания плодородия почв, а так же хозяйственное использование почвенных ресурсов в нашей стране.
Познакомимся с земельным фондом России.
Разработаем комплекс мер направленных на повышение плодородия почв.
- Рефлексия.
Учитель: У вас на партах лежат таблицы « Мое отношение к состоянию почв в нашей стране», отметьте, пожалуйста, свое отношение к состоянию почв в нашей стране в колонке в начале урока: «Я спокойно отношусь к
состоянию почв в нашей стране», или «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране».
- Изучение нового материала.
А) Объяснение учителя.
Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким покрывалом. Мы с вами знаем, что главное свойство почвы - плодородие (слайд № 2).
Этот верхний плодородный слой земли очень часто в обыденной жизни мы называем просто землей. Слова «земля» и «почва» здесь употребляются как синонимы. Нередко также отождествляют земельные и почвенные ресурсы, но это не всегда одно и то же. Земельные ресурсы –
это та твердая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения,
какие почвы развиты на этих землях.
Лишь для двух отраслей народного хозяйства - сельского и лесного хозяйства важно качество земель и их плодородие.
Обратите внимание, на доске мы видим земельный фонд России: и всего лишь 13% земель приходится на сельхозугодья и 45% занято лесами.
Земельный фонд России.
13%- сельхозугодья.
45%- леса.
6%- болота.
4%-поверхностные воды.
19%- оленьи пастбища.
0,2%- города, поселки, дороги.
0,9%- горные отвалы, свалки.
11,9%-прочие земли.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек оказывает влияние на все компоненты природы. В настоящее время в стране не
осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия. Обрабатываемые почвы заметно снизили свое плодородие, и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.
В настоящее время остро стоит вопрос разумного использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.
С помощью механической обработки мы можем повысить плодородие почв.
(Слайд № 3.)
Распашка, боронование, внесение удобрений, севообороты – это лишь некоторые мероприятия по улучшению почвы.
Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации.
Мелиорация сельскохозяйственных земель – это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
Б) Работа с учебником.
Сейчас на основе текста учебника « Роль мелиорации в повышении плодородия почв» стр. 144 и анализа рис.59 стр. 132 «Мелиорация земель»
Попытаемся назвать виды мелиоративных работ, для различных видов почв России.
Средства охраны почв.
Работа в группах: 1группа « водные мелиоративные работы»
снегозадержание, снегонакопление
осушение, орошение, обводнение.
2 группа «химические мелиоративные работы»
внесение удобрений, известкование,
применение гербицидов и пестицидов.
3 группа «земельные мелиоративные работы»
борьба сводной и ветровой эрозией,
рекультивация, рациональная обработка
почв, очистка от валунов и несанкцио-
нированных свалок.
(слайд № 4.)
6.Итог урока.
Вопросы учащимся: Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Могут ли эти знания пригодиться вам в жизни?
Сейчас давайте сделаем выводы по изученному материалу и кратко запишем их в тетради.
(слайд № 6)
7. Рефлексия.
Изменилось ли ваше отношение к проблеме состояния почв в нашей стране после изучения темы « Почвенные ресурсы России. Влияние деятельности человека на почвенный покров»?
Обозначьте в колонке « В конце урока»: «Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране», или «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране».
Изменилось ли ваше отношение к состоянию почв? (если ДА, то мы с вами не зря сегодня поработали).
8. Домашнее задание.
Повторить параграфы 22-24.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Климат КБР
Цели урока – сформировать знания о климате Кавказа через исследовательскую деятельность, познакомиться с новыми понятиями, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
Методическая цель урока: представление форм, методов и приемов формирования ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, исследовательской).
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование – физическая карта «Европейская часть России», мультимедийный комплекс, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Орг.момент
2. Повторение пройденного материала
Назовите:
Самое крупное месторождение цветных металлов
Основные висмуто-оловянные, сурьмяно-свинцовые и алюминиевые месторождения
Месторождения золота
3.Объяснение нового материала
Климат КБР формируется под влиянием следующих основных климатообразующих факторов: географическая широта, рельеф местности, направление господствующих ветров, подстилающая поверхность.
Как и весь Северный Кавказ, Кабардино-Балкарская Республика находится в южной части умеренного климатического пояса. По сочетанию тепла и влаги она расположена в двух климатических областях: в Предкавказье и Высокогорном Кавказе.
Расположенная в относительно низких южных широтах (между 42051' и 44 001' северной широты), территория республики получает значительные суммы солнечной радиации, что определяет обилие солнечного света и тепла. Максимальные суммы радиации поступают в мае-июле при наибольших высотах солнца и продолжительности дня.
Расположенные на границе умеренного и субтропического климатических поясов, Кавказские горы являются важным климоторазделом. Территория КБР, отгороженная с юга и юго-запада горами Большого Кавказа, открыта с севера и северо-запада для свободного вторжения холодных воздушных масс из Арктики. Рельеф также оказывает большое влияние на распределение осадков, усиливая их выпадение при вхождении на территорию республики влажных воздушных масс.
Горный рельеф вызывает высотную зональность климата, особенно ярко выраженную в высокогорной области Центрального Кавказа. На общее изменение температуры и влажности воздуха с высотой накладывается изменение циркуляции воздуха в высоких слоях атмосферы. В горах, начиная с высоты примерно 2000 м, ведущая роль принадлежит западному переносу воздуха.
Растительный покров в сильной степени задерживает солнечную радиацию, поступающую на поверхность почвы. Количество радиации, задерживаемой покровом, зависит от характера растительности, высоты растений, густоты покрова и т.д.
Расположение вблизи КБР Черного и Каспийского моря не могут оказать существенного влияния: их размеры недостаточны для формирования на ее климата. Но все же влияние Черного моря более ощутимо, чем Каспийского.
На территории КБР по условиям теплообеспеченности и условиям увлажнением можно выделить типы климатов: континентальный (степная зона, северо-восточная часть); умеренно - континентальный (предгорная часть); высокогорный (горная часть).
Осень наступает 19 сентября (переход среднесуточной температуры через +15С в сторону уменьшения). Средняя дата первых осенних заморозков – 25 октября, самая ранняя – 26 сентября, самая поздняя – 24 ноября. Среднее число дней с туманом – 24.
Осадки на территории республики распределяются крайне неравномерно: очень малое количество выпадает на северо-востоке - менее 300 мм, в то время как на наветренных склонах в высокогорьях выпадает свыше 1000 мм. На распределение осадков в большой степени влияет характер поверхности. В режиме осадков наблюдается следующая особенность: большая часть осадков выпадает в теплое время года - с апреля по октябрь осадки увеличиваются по сравнению с холодным периодом в 3-4 раза.
По условиям увлажнения территорию КБР можно разделить на три района:
- Степная зона. Засушливый климат с недостаточным, неустойчивым увлажнением (300-400 мм), коэффициент увлажнения 0,7-09.
- Предгорная зона (500-1000мм). Умеренно влажный климат с нормальным увлажнением (400-600мм), коэффициент увлажнения 1,1-1,3.
- Высокогорная зона. Влажный климат с избыточным увлажнением (600-1000мм и более), коэффициент увлажнения более 1,7.
Территория КБР лежит на разных высотах над уровнем моря: восточная часть (равнина) лежит всего лишь на высотах 170 - 200 м, а гора Эльбрус имеет отметку высоты 5642 м. Давление воздуха с высотой уменьшается в среднем на 10 мм на каждые 100 м подъема. Среднее годовое атмосферное давление 740 мм. рт. ст. - самое высокое в нашей республике, наблюдается на востоке. Оно уменьшается по мере продвижения к западу и юго-западу вследствие увеличения высоты над уровнем моря и составляет менее 600 мм. рт. ст. в высокогорьях Большого Кавказа.
Закрепление пройденного материала
Назовите климатические зоны КБР
Рефлексия
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
Ты помогал другим или тебе помогали?
Что вызвало наибольшие затруднения?
Д.З. параграф 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Животный мир КБР Животный мир КБР богат и разнообразен. Здесь насчитывается 62 вида млекопитающих, представленных 6 видами парнокопытных, 22 видами грызунов, 9 видами насекомоядных, 10 видами рукокрылых, 10 видами хищников. Водится 15 видов пресмыкающихся, 7 видов земноводных, 10 видов рыб. Насчитывается 316 видов и подвидов птиц, из них 157 -- гнездятся, 38 видов прилетают к нам на зимовку, 121 вид встречаются на перелете. В республике плохо изучены беспозвоночные.
Эндемики Животный мир КБР характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитающих только в данной местности на небольшой территории. Среди эндемиков Кавказа - кавказский тур , кавказский улар , кавказский тетерев , кавказская выдра и др.
Птицы степей В степях много птиц: перепел, коршун, жаворонки, береговая ласточка, овсянка, чекан луговой, чекан черноголовый, зелёный дятел, вертишейка, сизоворонка, золотистая щурка. Очень редки дрофы, стрепеты.
Пресмыкающиеся степей Из пресмыкающихся в степной зоне водятся ящерицы, ужи, полозы, ставшая редкой степная гадюка.
Насекомые степей Очень много в степях насекомых: медведка, клоп-черепашка, земляные блошки, оводы, слепни, клещи и другие.
Птицы лесостепной зоны Из птиц встречаются: фазан, сорокопут-журан, сорокопут черноголовый, чёрный дрозд, горлица, витютень, сова ушастая, совка-сплюшная, пёстрый дятел, вертишейка, золотистая щурка.
Животные лесов Наиболее благоприятными местами для жизни большинства животных являются леса. В лесах обитаемы и почва, и стволы, и кроны деревьев, и плоды различных древесинных пород. У нас в республике наиболее богаты животными горные леса. Здесь живут олень, косуля, медведь, волк, лиса обыкновенная, ласка, лесная куница, барсук, рысь, кот лесной, заяц-русак, соня-полчок, зубр, алтайская белка.
Птицы лесов В лесном поясе много птиц: черный дрозд, зеленушка, дятел, пеночка-теньковка, сойки, оляпка.
Животный мир субальпийских лугов Своеобразен и интересен животный мир субальпийских лугов. Здесь встречаются такие животные, как тур кавказский, волк, лиса, горностай, ласка, куница лесная, барсук, рысь, заяц-русак, суслик малый, мышь лесная, бурозубка малая и серна.
Птицы субальпийских лугов Из птиц встречаются перепел, кеклик, серая куропатка, обыкновенная чечевица, скалистый голубь и кавказский тетерев.
Животные альпийской зоны На альпийских лугах, среди скал и на осыпях, обитают редкие эндемические животные. К ним относятся: тур - горный козел, кавказская серна. Здесь есть полевка гудаурская, прометеева мышь, заяц русак, горностай, волк, лиса, известны случаи встречи со снежным барсом.
Все виды растений и животных, включённые в Красную книгу КБР, подразделены на 5 категорий. I-ая категория. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер. Чем выше категория, тем меньше угроза исчезновения, например V-ая категория - это восстановленные виды. Кроссворд в увлекательной форме познакомит с редкими и исчезающими видами птиц (каравайка, вертишейка, просянка, ремез, фазан, стрепет, филин, сапсан, беркут, скопа). Все они изображены на форме на соответствующих рисунках (рис. 1-10). Для заполнения необходимо также прочитать характеристику о каждой птице, которая появляется в верхней части формы. Полученная информация поможет заполнить клеточки кроссворда.