Самобразование

Мелентьева Екатерина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Карта инновационной деятельности  учителя

  1. Общие сведения

ФИО

Учреждение, в котором работает автор

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы

Мелентьева
Екатерина Алексеевна

МАОУ гимназия № 49 города Тюмени

Учитель информатики и ИКТ

23года

  1. Сущностные характеристики деятельности

1. Тема инновационной деятельности

«Развитие познавательных компетенций обучающихся через формирование предметных понятий по информатике»

2. Цель инновации

Цель инновации: подбор и использование эффективных методических приемов и элементов новых технологий, способствующих развитию познавательных компетенций обучающихся через формирование предметных понятий информатики и ИКТ

3. Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели  инновации (нововведения)

Задачи:

1) выявить проблемы обучающихся, связанные с развитием и формированием познавательных компетенций;

2) определить пути, методы, способы формирования познавательных  компетенций на уроках информатики и ИКТ через формирование предметных понятий

3) использовать деятельностный подход на разных этапах урока

4)повысить интерес и мотивацию к изучению предмета через практико-ориентированные задания, связанные с жизнью;

5) включать в урок компетентностно-ориентированные и ситуационные задачи  с целью развития логического мышления,  выбора пути решения задачи и его обоснования, составления плана решения и его  реализации.

4. Сроки реализации

2014-2017 гг.

5. Направления инновационной работы (нововведения)

1) Проведение мониторинга развития познавательных компетенций гимназистов.

2) Выявление проблем, связанных с развитием познавательных  компетенций .

3) Изучение новых технологий и постепенное использование их элементов в уроке.

4) Создание банка компетентностно-ориентированных и ситуационных задач;  задач, связанных с жизнью.

5) разработка  интерактивных приложений, направленных на отработку предметных понятий по информатике

6) Разработка  инновационных уроков с использованием современных технологий, формирующих познавательные  компетенции  в процессе  обучения информатики.

6. Использование новых технологий (методик)

Технология

Обусловленность выбора

1) Интерактивные методы: мозговой штурм, деловая игра, проблемная ситуация, тесты действия, форумы, разработка и составление кластера

1) Интерактивные методы повышают и  стимулируют интерес, ставят обучающихся в ситуацию действия. Интерактивные методы требуют теоретических знаний и  активной деятельности на уроке. Компетенции можно сформировать только в процессе деятельности. Продуцирование новых идей, обсуждение, сравнение, принятие лучшего и реалистичного решения, учит находить самостоятельно или в группе решения разных задач – личностных, социальных, учебных, экологических и др.

2) Информационные технологии

2) Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

3) Здоровьесберегающие технологии

3) Основной целью здоровьесбережения на уроках информатики, являются создание организационно – педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся.

4) Технологии группового обучения

4) Обучающийся учится слушать и слышать, принимать точку зрения другого, взаимодействовать друг с другом. Коллективное взаимодействие – это способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

5) Учебные проекты

5) Создание проекта помогает обучающимся планировать свою деятельность, распределять обязанности, развивает чувство ответственности, логическое мышление, учит отстаивать свою точку зрения. На уроках информатики в первую очередь формируются и совершенствуются умения и навыки планирования, информационно–поисковые, освоения новых программных приложений

6) Игровые технологии

6) Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Наибольшей активности позволяют достичь компьютерные модели и компьютерные игровые технологии.

7) Работа с информацией

7) Работа с текстом, информацией - это одна из важнейших познавательных  компетенций. Умение структурировать материал, выделять главное, преобразовывать словесную информацию в другие – графическую, знаковую необходимо современному школьнику.

8) Тестирование

8) Тестирование позволяет быстро оценить уровень знаний по данной теме, нацеливает на определенный уровень сложности заданий. Развивает самооценку, прогнозирует итоговый результат, помогает корректировать уровень знаний.

9) Личностно-ориентированный подход

9) Образовательный и воспитательный аспекты выстраиваются как путь достижений результатов отдельной личности: от знаний, умений и навыков к пониманию, сравнению, анализу, планированию и прогнозированию, синтезу, оценке, рефлексии. Активность обучающихся возрастает в процессе решения личностно-значимых познавательных задач

7. Результаты инновационной деятельности

1) Динамика улучшения качества знаний и практических умений.

2) Формирование способности к решению задач в процессе деятельности (развитие компетентностей гимназистов).

3) Повышение уровня мотивации обучающихся в изучении информатики.

8. Форма представления инновационной деятельности

Отчёт на МО учителей естественного цикла наук, создание персонального сайта-портфолио в сети Интернет (адрес: http://nsportal.ru/melenteva-ekaterina-alekseevna), корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов, публикация разработок на профильных сайтах, открытый урок, стендовая защита урока.

9. Способы диагностики результатов инновационной практики

1) Тестирование обучающихся.

2) Ведение мониторинга .

3) Умение обучающихся находить решения компетентностно-ориентированных задач.

4) Практические наработки педагога по теме инновационной деятельности.

5) Использование  активных и продуктивных средств оценки компетенций обучающихся.

10. Где можно познакомиться с результатами инновации

Персональный сайт –портфолио учителя, открытые уроки, выступление на МО

11. Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

Отчёт на МО учителей естественного цикла наук, размещение на персональном сайте  материалов по теме исследования, открытый урок, стендовая защита урока.

III. План самообразования

Сроки выполнения

Содержание работы

Практическая деятельность

Способ демонстрации результатов

подготовительный

1) Изучение монографических работ современных исследователей по данной проблеме.

2) Изучение учебно-методической литературы в сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по данной проблеме.

3) Участие в дистанционных семинарах, курсах.

1) Знакомство с опытом работы по данной проблеме.

2) Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок.

3) Включение в урок заданий  по теме инновационной деятельности.

1) Знание работ современных исследователей по теме инновационной деятельности, знакомство с материалами педагогической печати - выступление на МО (обзор литературы по данной проблеме)

практический

1) Подготовка, организация и проведение мониторинга обучающихся по выявлению сформированности познавательной компетентности.

2) Организация инновационной деятельности по предмету в образовательном процессе.

3) Создание условий для развития познавательной компетентности гимназистов.  

4) Разработка сценариев инновационных уроков с применением новых знаний по проблеме.

5) Проведение открытых уроков.

6) Внедрение педагогического опыта, системы мер, направленных на формирование познавательных компетенций.

7) Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы.

1) Проведение мониторинга обучающихся по выявлению сформированности познавательной компетентности.

2) Создание банка дидактических материалов, тестов, пополнение электронного портфолио учителя http://nsportal.ru/melenteva-ekaterina-alekseevna.

3) Проведение открытых уроков, стендовой защиты урока на заседании МО.

4) Внедрение педагогического опыта, направленного на формирование познавательных компетенций.

5) Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы.  

1) Конспект урока

2) Пристендовая защита урока на заседании МО по теме  исследования.

3) Разработка электронных модулей с помощью конструктора интерактивных приложений.

4) Анализ результатов диагностики  по сформированности познавательной компетентности.

5) Систематизация материала по теме инновационной деятельности.

обобщающий

1) Оформление результатов.

2)Подведение итогов.

Представление материалов.

1) Оформление результатов.

2) Подведение итогов. Представление материалов.

Постоянное ведение электронного портфолио учителя

внедренческий

1) Распространение опыта работы

Распространение опыта работы

Публикация авторских наработок по теме инновационной деятельности на личном сайте http://nsportal.ru/melenteva-ekaterina-alekseevna


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: