Славянская письменность
Уважаемые коллеги, ученики и гости! Я рада приветствовать вас на своем мини-сайте!
О себе
Много лет работаю преподавателем русского языка и литературы в учреждении СПО. Считаю, что настоящий преподаватель должен постояноо расти, совершенствовать мастерство, не терять интереса к своему предмету. Только так можно избежать скуки и однообразия на своих уроках.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Л.Н.Толстой "Война и мир", "Отец Сергий", "Воскресение"; И.А.Бунин "Легкое дыхание"; А.Ким "Белка",Ч.Айтматов "И дольше века длится день", Б. Васильев "Неопалимая купина".
Мой взгляд на мир
Мир, окружающий нас, необыкновенно интересен! Чтобы понять и постичь его, нужно много времени. надо торопиться!
Моё портфолио
Уважаемые коллеги! Профессия наша такова, что приходится всю жизнь учиться. Возможно, мой опыт работы окажется кому-нибудь полезен. Современные студенты почти не читают художественную литературу. Для большинства молодых людей на первом плане оказались материальные блага. А что же будет потом, когда уже все есть. а на душе пустота? Эту пустоту заполняют книги.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты
Мои публикации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Динкель Л.А.
п. Чернянка
Белгородской области
ОГАОУ СПО «Чернянский
агромеханический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
на тему:
«Славянская письменность»,
посвященное празднику
«День славянской письменности»
Пояснительная записка
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры.
Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим славянское письмо.
Это известные во всех славянских странах Кирилл и Мефодий, получившие сан
святых. Именно они стали основоположниками славянской письменности.
Цель проведения:
распространение славянских традиций и популяризация славянской
культуры среди обучающихся.
Задачи:
ознакомить с историей возникновения славянской письменности;
развитие интереса к славянской культуре и православной религии;
развитие творческих способностей;
духовно – нравственное воспитание.
Оборудование: икона святых Кирилла и Мефодия, презентация
Ход мероприятия
1 ведущий: Можете ли вы представить себе жизнь без письменности? Кто-то из вас может быть подумал, что это было бы здорово! Не надо учить правила, писать диктанты, сочинения. Но тогда бы не было библиотек, книг, писем. Великий русский писатель, историк Н.М.Карамзин сказал: «История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв и типографий, а все другие были следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
2 ведущий: дорога к письменности была длинной и трудной. Чтобы понять это, перенесемся на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые еще не знали письма. Вот вам картинки из далекого прошлого.
( Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.
Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?
Скиф: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. ( Уходит.)
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доныне непокорных скифов. Уж сколько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю – и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка… живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: « Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь, подобно мышам в землю, не ускачете, подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел»
1 ведущий: Вот так в древности люди обменивались информацией. Этот способ был неудобным: и громоздко, и не особенно понятно. И люди придумали другой способ: они стали предметы рисовать.
Чтец:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных весей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для Земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
2 ведущий: затем на смену рисуночному письму пришли священные знаки – иероглифы. А когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных, возникла клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало латинскому и славянскому письму.
1 ведущий: В 863 году произошло важное событие в жизни славянских народов: два ученых монаха – два брата составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они переписали новым славянским алфавитом несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры.
Азбука, придуманная братьями, именовалась «глаголица» ( от слова «глаголить» - говорить). Ее усовершенствовали их ученики и назвали « кириллица» - в честь одного из создателей славянской письменности.
2 ведущий: Шли десятилетия, письменность изменялась, исчезали лишние буквы, вносившие в написание путаницу. Каждый славянский народ приноравливался к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500 и даже 100 лет назад, то очень много из написанного не поймем.
1 ведущий: Больше ста лет понадобилось, чтобы на Руси появились наконец книги, написанные по-славянски. Произошло это после крещения Руси в 988 году. Материалом для книг тогда служил пергамент – телячья кожа, которую обрабатывали особым образом. Прочные пергаментные книги служили людям веками.
2 ведущий: Рядили книгу, как невесту, - убранство было дорогим и роскошным. Прадеды любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
Книги были дороги не только из-за своего убранства. Дорого ценился и труд, вложенный в создание книги, ведь до XVI века книги на Руси были рукописными. Переписыванием книг занимались монахи, и на создание одной книги уходило много лет.
1 ведущий: Прошло немало лет, прежде чем книги обрели свой нынешний вид. Мы восхищаемся и удивляемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей Кирилла и Мефодия, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы можем прочесть любую книгу, передать информацию следующим поколениям.
Литература
Андреева М.С., Короткова М.П. Откуда есть пошла грамота на Руси? //Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 50-55.
Игорев В. На чем писали до бумаги? // А почему? – 2003. - №2 – С.23-25.
Малая Н.Ф. Сокровища зеленого сундучка // Читаем, учимся, играем. – 2001 - № 5. – С.51-57.
Осетров Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах. – М.: Малыш, 1983.
Ужевская П. Слов драгоценные клады. – М.: Дет. лит., 1985.