Главные вкладки
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.95 КБ |
![]() | 15.03 КБ |
![]() | 14.96 КБ |
![]() | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Нравственное воспитание. Пословицы»
О Родине
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать родная, чужая – мачеха.
Город –царство, а деревня – рай.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Родина – мать, умей за нее постоять.
О труде
Человек живет век, а его дела – два.
Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит.
Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.
Не спотыкается тот, кто не идет.
Вскачь борозды не пашут.
Муравей не велик, а горы копает.
-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю!
О человеческих качествах (положительные качества)
Тихая вода берега подмывает.
Где река глубже, там она тише.
Наш Абрасим не просит, а дадут – не бросит.
В ком стыд, в том и совесть.
За совесть да за честь – хоть голову снесть.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
Русы волосы – сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
Учиться – вперед пригодится.
Кто смел – тот и цел.
(отрицательные качества)
С виду хорош, а продаст за грош.
Поет соловьем, а рыщет волком.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
На языке медок, а под языком – ледок.
Без мыла в душу залезет.
Много людей, а человека нет.
Хоть на голове - то густо, да в голове пусто.
Личиком беленек, да душой черненек.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.
О признательности, взаимопомощи
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Послужи на меня, а я – на тебя.
Рука руку моет, и обе белы живут.
За добро добром и платят.
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет.
Сделав добро, не кайся.
О гостеприимстве
Умел в гости звать – умей и угощать.
Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.
В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.
Безсоли. Без хлеба – худая беседа.
О правде
Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.
Молвя правду – правду и делай.
Правда дороже золота.
Без правды не житье, а вытье.
Засыпь правду золотом, а она всплывет.
Молодому лгать вредно, а старому –непотребно.
Не с ветру говорится, что лгать не годится.
Что знается, то и скажется.
Из черного не сделаешь белого.
О дружбе.
Нет друга –ищи, а нашел – береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Друг спорит, недруг – поддакивает.
О воспитании
Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.
Умел родить – умей и научить.
Дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло.
Из одной печи, да не одни калачи.
У семи нянек дитя без глазу.
Деточек воспитать – не курочек пересчитать.
Работные дети отцу хлебы.
Засиженное яйцо всегда болтун (баловень).
Счастливая дочь – в отца, а сын – в мать.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Родилось чадушко, старше бабушки («умничает»).
Глупому сыну не впрок наследство.
О семье
Жена – для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.
Не нужен и клад, коль в семье разлад.
Одному и в раю не рай.
Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Любовь да совет, да и нуждочки нет.
Братская любовь пуще каменных стен.
Брат с братом на медведя ходят.
Слово о словах
Слово не стрела, а ранит.
Словом, ударишь сильнее, чем дубиной.
Умей сказать, умей и промолчать.
Слово –солома: загорится, не зальешь.
От одного слова, да на век ссора.
Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.
Держи собаку на цепи, а язык – на семи.
Пустая мельница и без ветру мелет.
Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык без костей, что хочет, то и ворочит.
Мирская молва, что морская волна – ее не остановишь.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Источник: http://www.maam.ru
Предварительный просмотр:
Картотека «Добрых игр»
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
«Круг желаний»
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например, Сереженька, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Добро - зло»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
«Тайный друг»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
«Вспомни сказку»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.
Информация взята из открытых интернет источников
Предварительный просмотр:
«Как правильно выбрать мультфильм для детского просмотра»
консультация для родителей
1. Помните, что не каждый анимационный фильм предназначен для детской аудитории. Следует различать мультфильмы для детей и для взрослых. Детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные. Мультфильмы с изображением крови, насилием, ярко выраженной негативной окраской могут нанести вред детской психике.
2. Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мультфильмы должны воспитывать и прививать в девочках, и в мальчиках моральные ценности и уважительное отношение к женщине. Хорошими примерами таких мультфильмов являются сюжеты про Василису Прекрасную, Царевну-Лягушку, героини которых обладают высокими моральными качествами: честны, добры, трудолюбивы.
3. Немаловажное значение играют также качество и детальность прорисовки мультфильма. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер.
4. Осторожно относиться к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверх способностей. Ребенок может захотеть повторить невыполнимые подвиги любимых героев. Прежде, чем смотреть мультфильмы такого плана, важно научить ребенка отличать мир фантазий от реальности.
5. При выборе мультфильмов для детей до трех лет отдавайте предпочтения коротким, информационно не перегруженным мультикам – потешкам про животных, основанных на песенках и стихах. Для детей старше трех лет можно добавлять мультики с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, про победу над страхами. В них не должно быть непонятных ребенку этого возраста образов и отношений. То, что сложно понять, будет пугать и, возможно травмировать. Используйте мультфильмы, в которых пропагандируется добро и добрые качества с обязательным присутствием монологов, где зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете, в которых цвета не дисгармонируют друг с другом и где не слишком резкое музыкальное сопровождение. Источник: http://collegy.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
Материалы для проведения этических бесед
Вежливость
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.
Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.
Зачем говорят «здравствуй» (4–5 дет)
В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.
Педагог начинает беседу с вопросов:
– Что вы говорите, приходя утром в детский сад?
– Кому вы говорите «здравствуйте»?
– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?
– Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.
Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
– Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
– Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.
– А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».
Завершая беседу, педагог уточняет:
– Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику
– Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
Праздник вежливости (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
– Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».
Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.
Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.
– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».
Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
– Чему Петя научился?
– Чему Петя должен учиться?
– Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.
В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.
Чего не знал воробышек (4–5 лет)
В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.
– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.
Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».
– Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе?(Здравствуйте.)
Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».
Вежливая просьба (5–6 лет)
В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.
– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)
– Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?
– Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.
Фея учит вежливости (5–6 лет)
В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.
– Некоторые дети, – начинает беседу воспитатель, – не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него Твердит упрямо:
– Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она как рыба
Вместо каждого… (спасибо)]
– Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
– Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».
– Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)
– Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.
Еще один секрет вежливости (6–7 лет)
В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
– Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)
– А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)
Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино.
Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
– Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)
– Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)
– Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.
Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:
Встретил Витю я, соседа, —
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
– Что Витя должен был сказать соседу?
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слова… (извините).
– Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)
– А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.
Мама сильно рассердилась,
Без меня пошла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости в последний раз!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
– Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)
– О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)
– Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».
Воспитанность и вежливость (6–7 лет)
Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:
– Воспитание, что это? – спросила мартышка.
– Это много чего, – сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
– Спелый банан? – уточнила мартышка.
– Очень спелый, – кивнула бабушка.
– Съем! – сказала мартышка.
Бабушка неодобрительно покачала головой.
– Сначала скажу «спасибо», – поправилась мартышка.
– А потом съем!
– Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.
– Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
– А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.
Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.
– Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.
– А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!
– Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
– Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?
– Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.
источник: http://coollib.com/