Главные вкладки
Дмитриева Ольга Юрьевна
Мелкой моторикой рук называют скоординированную деятельность нервной, мышечной и костной систем для выполнения точных движений кистей и пальцев верхних конечностей. Развивается она с раннего детства. Но мелкая моторика - это не только ловкость рук и красивый ровный почерк. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Развивать моторику рук можно и нужно начинать уже с младенчества. Это массаж-поглаживание ладошек, бабушкины "ладушки" с приговариванием. Чуть позже - нанизывание бусин, плетение косичек, различные застёжки, шнуровки, вкладки. Если мы говорим о школьном возрасте, это могут быть лепка из пластилина и глины, складывание бумаги в технике оригами, вырезание ножницами, рисование (карандашами, кистями и даже пальцами), штриховки, обводки, рисование по клеточкам (срисовывание с образца или графические диктанты). Последнее развивает не только моторику, но и ориентировку на листе бумаги и элементарные математические представления. Также полезно складывание пазлов, различные конструкторы. Для девочек - вышивание, плетение макраме, работа с бисером.
Так что вариантов множество. Осталось выбрать то, что будет по душе Вашему ребёнку. Успехов!
Всё очень индивидуально. Зависит от возраста ребенка, его усидчивости и утомляемости. И, конечно, от тяжести речевого нарушения. В любом случае, Вы можете помочь своему малышу и ускорить процесс коррекции, выполняя рекомендации и домашние задания своего логопеда.
Вот некоторые рекомендации логопеда родителям:
Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
Занятия могут проводиться во время прогулки, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следуют спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребёнку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Чтобы научить ребенка планировать свое время, необходимо приучить его к режиму дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ребенок, надо учитывать его работоспособность, утомляемость и, естественно, состояние здоровья. Старайтесь не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без выматывания сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет и привыкнет к минимуму нагрузок, можно расширить круг дополнительных увлечений.
Сформируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утренний подъем. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам. Ребенку будет интересно придерживаться расписания, если оно будет ярким, красочным, сделанным своими руками, совместно с Вами. Возможно, это будут такие "часы", где напротив каждой отметки часа будет картинка - что ребенок должен делать в назначенное время. Ну, или любая другая форма, это дело творческое.
Сначала ребенку будет сложновато привыкнуть к режиму, взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.
Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления.
Не выходите за временные рамки. Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:
начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00
Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать.
Универсальные правила для выполнения домашнего задания:
• Необходимо правильно организовать рабочее пространство. Удобна мебель, правильное освещение, отсутствие раздражителей (громких звуков, лишних отвлекающих предметов), хорошо проветренное помещение.
• Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя. Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.
• С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя. У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.
• Работать без перерывов нельзя. Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, попить, съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».
• Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями. Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.
• При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания. Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.
• Придерживайтесь темпа ребенка. Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.
Здравствуйте!
Если в 6 лет есть все звуки - это очень хорошо. Теперь Ваша задача как родителей сделать речь ребенка чёткой и внятной. Как это сделать:
1. Развивайте артикуляционную моторику. Для чёткого произношения звуков необходим достаточный уровень развития мышц артикуляционного аппарата. Необходимо выполнять как статические (на удержание позы), так и динамические (в движении) упражнения. Для коррекции определенного звука существуют конкретные упражнения, которые можно найти в том же интернете.
2. Развивайте тонкую моторику рук. Давно известно близкое расположение в коре головного мозга речевой и двигательной областей (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка.
3. Учите с ребенком чистоговорки. Требуйте от ребенка сначала медленного и чёткого произношения, постепенно увеличивая темп. Не забывайте хвалить ребенка.
4. Просите ребенка не торопиться во время речи. Вы, наверное, замечали, что при сильном эмоциональном возбуждении, когда ребенок хочет скорее поделиться впечатлениями, его речь становится не только смазанной в звуковом плане, но и могут проскальзывать аграмматизмы - ребенок так торопится, что не успевает сформулировать свою мысль словесно. Попросите его остановиться и медленно, спокойно рассказать о том, что его волнует. Выслушайте внимательно, не забывайте поправлять его, но делайте это очень аккуратно и тактично, чтобы не отбить охоту общаться.
Здравствуйте!
Смотря над чем Вы хотите поработать. Поскольку я работаю больше с младшими школьниками, то остановлюсь именно на этом возрасте.
Пособий, действительно, великое множество и в продаже, и в интернете, и очень трудно выбрать действительно качественные материалы. Я в своей работе использую следующую литературу:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Просвещение, 1991
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва, Владос, 1997
3. Серия тетрадей: Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий. Академия Развития, 2006
4. Языканова Е.В. УМК Развивающие задания: тесты, игры, упражнения (1-4 классы), 2009
5. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Владос, 2006
6. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. СПб.: КАРО, 2006
7. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. СБорник упражнений. Книголюб, 2005
8. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации гласных для работы с детьми с нарушениями устной и письменной речи. Кингисепп, 1999
9. Мазанова Е. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Аквариум, Дом печати Вятка, 2004
10. Щёголева Г.С. Моя письменная речь. Учебные тетради (1-4 кл.). СПб, Специальная литература, 2009
Приветствую Вас.
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. А также и наоборот: среди плохо говорящих сверстников ребенок не видит правильного речевого образца, а то и начинает подражать им. Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок после ваших занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемами самостоятельно. Поэтому, если у вашего ребенка настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуются логопедические занятия, не стоит пускать всё на самотёк. Обратитесь к специалисту.
Большое спасибо, Анна. Очень приятно.
В основе обучения чтению - не буква, а звук. Поэтому обучению грамоте предшествует развитие фонематического слуха. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не "эм" или "бэ". Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только запутает ребенка, он не сможет соединить звуки в слог-слияние.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать обратные слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д., по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью.
Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки. Удачи!
Спасибо огромное! Как же приятно.))) И вам позитивных впечатлений от жизни и успешной учёбы! Привет Серёже.
Добрый день. Спасибо, что подняли такой важный вопрос.
Чтение является сложным психо-физиологическим процессом, который включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог, а несколько слогов - в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно навыки чтения автоматизируются, и внимание ребенка концентрируется на понимании смысла прочитанного текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о недостаточном навыке. Но если и после этого времени у ребенка остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех детей, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Ну и, конечно, если проблема действительно серьезная, лучше обратиться к специалисту - логопеду. Так как дисграфию и дислексию лучше предупредить, чем потом корректировать. Удачи Вам!
Здравствуйте! Некрасивый почерк легко исправляется. Важно достаточно развить мелкую моторику рук. В этом помогут различные мозаики, конструкторы, штриховки, шнуровки и др. игры с мелкими деталями. Также полезно лепить из пластилина, нанизывать бусинки на веревочку. Поможет и рисование орнаментов по клеточкам - подобных пособий очень много.
Если у ребенка есть проблемы с дикцией, например, не выговаривает какие-то звуки, глотает окончания, он и писать и читать будет неправильно до тех пор, пока эта проблема не будет решена. В этом случае стоит обратиться к учителю-логопеду.
Для успешного овладения грамотой важен достаточный уровень сформированности фонематического слуха. Учитесь с ребенком выделять первый звук в слове, последний звук, наличие звука в слове, играйте в игру типа "Города", когда надо подобрать новое слово на последний звук предыдущего. Для выработки навыков плавного слитного чтения нужно начать со слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием количества букв. Незаменимый "помощник" в обучении ребенка чтению - разрезная азбука. Удачи! Всё получится!
Здравствуйте!
Родители могут помочь ребенку решить подобные проблемы - научить его находить компромиссы и договариваться, да и просто научиться общаться. Для школьников большое значение имеет внеклассное общение. Во время совместных поездок и других внеклассных мероприятий дети находят новые темы для обсуждения, общие интересы. Устройте маленький семейный праздник (повод всегда можно найти), и пусть ребенок пригласит в гости тех ребят, с кем хотел бы наладить контакт. В неформальной обстановке легче найти общий язык и общие интересы. Удачи!
И я Вам рада.))) Конечно, ребенку необходимо отдохнуть и переключиться от учёбы! А потом так же плавно к ней веруться. Родителям стоит определить, какой график и алгоритм выполнения домашнего задания удобен их ребенку. Кому-то нравится начинать с простого задания. Другим – посидеть над трудным, а потом решать легкие задачи. Для третьих отличный стимул – спортивная секция или любимый кружок вечером. В этом случае можно договориться с "юным спортсменом", что уроки выполняются строго до тренировки. Многие дети лучше воспринимают информацию на слух. Иногда взрослые не хотят читать ребенку главы из учебника. И напрасно! Если ребенку так удобнее, вреда не будет. Ведь можно читать абзацы по очереди. Ни в коем случае нельзя при ребенке осуждать учительницу, мол, как много та задала. Если у вас есть претензии по этому поводу, их лучше обсудить с педагогом лично. Приучать ребенка делать домашние задания нужно с первого класса. Задача родителей и педагогов – не заставлять учиться, а вдохновлять на новые знания и навыки. Хороших Вам каникул!
Добрый день, Светлана Сергеевна!
Высидеть 40 минут способен каждый ребенок. В младших классах каждые несколько минут дети меняют род деятельности, это позволяет концентрировать их внимание и переключаемость. Иногда непоседливость зависит от того, что родители приводят ребенка в школу за минуту до начала занятий. Естественно, первый урок, а то и весь день у малыша будет смазан. Он будет нервничать из-за ощущения дискомфорта. Это скажется на его усидчивости. Желательно приводить ребенка в школу за 15 минут до первого урока, чтобы он мог подготовиться к занятиям, пообщаться с одноклассниками, успокоиться и настроиться на учёбу. Кроме того, очень важно соблюдать режим дня школьника: вовремя ложиться спать, ограничить в разумных пределах просмотр ТВ и сидение за компьютером, чаще гулять на свежем воздухе. Ну и витамины, конечно, особенно сейчас, осенью их очень не хватает. Успехов Вам и Владику!
Давай-давай, подключайся. ;)
Привет, Машуль! Да, вот осваиваю просторы интернета. Много интересного на сайте, да и самой есть, чем поделиться. Пиши, не пропадай.
Здравствуйте, Илья1980! Это здорово, что у ребенка есть интерес к различным секциям. Не нужно запрещать ему заниматься спортом, музыкой или в театральной мастерской. Поддерживайте все его начинания. Но при этом напоминайте, что без аттестата с хорошими оценками человеку сложно будет добиться успеха в жизни. Любого школьника, заявляющего "Не хочу учиться!", нужно правильно мотивировать и поощрять. Поощрять необязательно чем-то материальным. Ребенку будет приятна даже Ваша похвала. Хвалите его за хорошие отметки, не забывайте напоминать о его успехах в прошлом. Если он огорчен своими неудачами, поддержите его.
Здравствуйте!
Вопрос важный и спорный. На мой взгляд, всё очень индивидуально.
Если в семье не принято заниматься ребенком, родители заняты карьерой, зарабатыванием денег (что тоже важно) - любые курсы, развивашки, секции - это спасение и оптимальный вариант развития ребенка. В другой семье, где на ребенка есть время, а также силы и желание с ним заниматься - и без курсов достаточно способов его развивать. Это совместный досуг, чтение книг по вечерам, посещение театров, музеев (интересных ребенку), путешествия и т.д. Через эту совместную деятельность развивается и кругозор, и словарный запас, и моторика, и в целом интерес к познанию.
С другой стороны, если родитель тревожный и переживающий, можно провести диагностику готовности ребенка к школе. При этом, стоит оценить не только и не столько знания и умения ребенка - очень важным показателем является психологическая готовность к обучению. Уже за год до поступления в школу стоит провести диагностику, чтобы понимать, что стоит развивать (внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику и т.д.)
Если ребенок домашний и не посещал детский сад, подготовительные курсы будут полезны. Ребенку будет легче социализироваться в среде сверстников, комфортнее общаться с педагогом.
Поэтому, резюмируя, отталкивайтесь от индивидуальных способностей и особенностей развития именно Вашего ребенка.