Внеурочная деятельность
группа | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
группа №1 | 16.00-17.10 |
| 15.10-15-20 |
|
|
группа №2 |
| 15.10-16.20 |
| 15.00-16.10 | 15.15-16.25 |
группа №3 |
| 14.15-15.15 |
|
| 14.15-15-15 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа танцевального кружка | 24.16 КБ |
КалендарноТематическое планирование Танцы | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа «Ритмика» для 2 классов составлена на основе программы по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографии с первого класса в режиме внеурочнных занятий. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития, формируя правильную осанку, прививая основы этикета , дает представление об актёрском мастерстве.
Задачи курса:
- использовать искусство танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
- использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
- обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
- увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских эстрадных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и эстрадного танцев, доступные детям 6-7 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм.
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- дать представление о танцевальном образе;
- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
- воспитание культуры поведения и общения;
- развитие творческих способностей;
- воспитание умений работать в коллективе;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- организация здорового и содержательного досуга.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Используются принципы наглядности, доступности, систематичности. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений. Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий. Используются методы наглядного восприятия, практические методы, целостного освоения упражнений, ступенчатый метод, игровой метод. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод. Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Учебно-тематический план.
№ раздела | Количество часов | Тема занятия |
1 | 10 | «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» Элементы музыкальной грамоты. Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика. Построения и перестроения. Слушание музыки. |
2 | 8 | Раздел «Танцевальная азбука» Элементы Классического танца. Элементы Народно — сценического танца. |
3 | 8 | Раздел «Танец» Детские эстрадные и народные танцы. Образные танцы (игровые). Постановка танцевальной композиции. |
4 | 8 | Раздел «Творческая деятельность» Игровые этюды. Музыкально — танцевальные игры. |
Итого: | 34ч. |
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Материал программы включает следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука (тренаж).
Танец (народный, историко-бытовой, современный).
Творческая деятельность.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно- характерного и эстрадного танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и эстрадным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
ритмические упражнения,
разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Знания, умения и навыки к концу четырёх лет обучения.
Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;
распознать характер танцевальной музыки;
иметь понятие о детальных оттенках музыки,
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, русский танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
Тематическое планирование курса «Ритмика» для 1 класса.
N | Тема | Дата | Дата |
1 | Введение. Что такое ритмика. | ||
2 | Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. | ||
3 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | ||
4 | Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | ||
5 | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. | ||
6 | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | ||
7 | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. | ||
8 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | ||
9 | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | ||
10 | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | ||
11 | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. | ||
12 | Простейшие танцевальные элементы в форме игры. | ||
13 | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. | ||
14 | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. | ||
15 | Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. | ||
16 | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. | ||
17 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | ||
18 | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. | ||
19 | Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». | ||
20 | Упражнения на расслабление мышц. | ||
21 | Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». | ||
22 | Музыкальные, танцевальные темы. | ||
23 | Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». | ||
24 | Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. | ||
25 | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. | ||
26 | Правила танцевального этикета. | ||
27 | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. | ||
28 | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | ||
29 | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | ||
30 | Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии | ||
31 | Гимнастика Parter. | ||
32 | Ритмические упражнения. | ||
33 | Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. | ||
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование
N | Тема | Кол-во часов | Календарные сроки План Факт | |
1 | Введение. Мир танца. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. | 2 | ||
2 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
3 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
4 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
5 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
6 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
7 | Основные танцевальные шаги. | 2 | ||
8 | Элементы классического танца. Позиции рук, ног. | 2 | ||
9 | Элементы классического танца. Позиции рук, ног. | 2 | ||
10 | Элементы классического танца. Позиции рук, ног. | 2 | ||
11 | Элементы классического танца. Позиции рук, ног. | 2 | ||
12 | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. | 2 | ||
13 | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | 2 | ||
14 | Танцевальная зарядка. Позиции рук. Упражнения для рук. | 2 | ||
15 | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. | 2 | ||
16 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | 2 | ||
17 | Ритмический рисунок. Упражнения с предметом. | 2 | ||
18 | Ритмический рисунок. Упражнения с предметом. | 2 | ||
19 | Ритмический рисунок. Упражнения с предметом. | 2 | ||
20 | Ритмический рисунок. Упражнения с предметом. | 2 | ||
21 | Понятие «линия танца». Схема зала-8 точек. | 2 | ||
22 | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. | 2 | ||
23 | Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. | 2 | ||
24 | Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Русский лирический хоровод. | 2 | ||
25 | Русский лирический хоровод. Основной ход. | 2 | ||
26 | Русский лирический хоровод. Основной ход. | 2 | ||
27 | Русский лирический хоровод. Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
28 | Русский лирический хоровод. Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
29 | Русский лирический хоровод. Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
30 | Русский лирический хоровод. Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
31 | Элементы народного танца. | 2 | ||
32 | Элементы народного танца. | 2 | ||
33 | Элементы народного танца. | 2 | ||
34 | Элементы народного танца. | 2 | ||
35 | Элементы народного танца. | 2 | ||
36 | Элементы народного танца. | 2 | ||
37 | Элементы народного танца. | 2 | ||
38 | Правила танцевального этикета. | 2 | ||
39 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
40 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
41 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
42 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
43 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
44 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
45 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
46 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
47 | «Кадриль». Основной ход. Фигуры танца. | 2 | ||
48 | Синхронность и координация движений. | 2 | ||
49 | Партерная гимнастика. | 2 | ||
50 | Партерная гимнастика. | 2 | ||
51 | Партерная гимнастика. | 2 | ||
52 | Партерная гимнастика. | 2 | ||
53 | Элементы народного танца. | 2 | ||
54 | Элементы народного танца. | 2 | ||
55 | Элементы народного танца. | 2 | ||
56 | Элементы народного танца. | 2 | ||
57 | Элементы народного танца. | 2 | ||
58 | Элементы народного танца. | 2 | ||
59 | Элементы народного танца. | 2 | ||
60 | Элементы народного танца. | 2 | ||
61 | Танцевальные этюды. Игры. | 2 | ||
62 | Танцевальные этюды. Игры. | 2 | ||
63 | Танцевальные этюды. Игры. | 2 | ||
64 | Танцевальные этюды. Игры. | 2 | ||
65 | «Плясовая». | 2 | ||
66 | «Плясовая». | 2 | ||
67 | «Плясовая». | 2 | ||
68 | «Плясовая». | 2 | ||
69 | «Плясовая». | 2 | ||
70 | «Плясовая». | 2 | ||
71 | «Плясовая». | 2 | ||
72 | Повторение пройденного материала. Итоговое занятие. | 2 | ||
всего | 144ч |