.Русские народные сказки в обогащении словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста
Современные направления диагностики социализации и индивидуализации развития ребёнка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_afanasevoy_iriny.1.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева И.В,
Некрасовский педколледж № 1,
Санкт-Петербурга
irina.afanaseva1980@yandex.ru
Русские народные сказки в обогащении словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
Аннотация: в статье раскрыто значение русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ, доказывается необходимость приобщения детей к русским народным сказкам
Ключевые слова: сказка, русские, народные
Вопрос, который нас заинтересовал – это русские народные сказки в обогащении словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
Актуальность нашей работы подтверждается тем, что влияние русских народных сказок на дошкольников в современном обществе мало изучено, однако этот период в воспитании считается одним из важнейших и оказывает влияние на дальнейшее развитие личности.
Развитие речи дошкольников является важной проблемой современного лингвистического образования.
Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».
По словам Леонтьева А.Н., «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он – то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он – объективная основа речевой деятельности индивида»
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.
В своей работе («Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста») В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка»
Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
«Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» - отмечает М.Ф. Фомичева
.В процессе нашей работы мы установили противоречия:
- между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме обогащения словарного запаса и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
- между тем, что русская народная сказка является эффективным средством обогащения словарного запаса и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ;
- между тем, что большинство современных родителей мало уделяют времени чтению русских народных сказок и тем, что русские народные сказки являются основным инструментом обогащения словарного запаса.
Цель исследования: выявление роли русских народных сказок как средства обогащения словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка - произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла".
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
Воспитатель должен понимать, что излишние наставления по поводу прочитанного приносят большой вред; чаще всего произведение, разобранное на мелкие части, становится менее интересным для ребенка, а потеря интереса приводит к не самым лучшим результатам. Воспитателям и родителям следует полностью довериться воспитательным возможностям художественного произведения.
Ниже приводятся слова великого педагога К.Д. Ушинского о влиянии и силе слова: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах обращаются не только к ожидаемым результатам усвоения родного языка, но и к методу его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
В качестве ремарки – в Библии говорится, что в первый день сотворения мира Бог создал Слово: «Вначале было слово».
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
Русские народные сказки как материал обучения языку позволяет построить процесс изучения русского языка таким образом, чтобы дошкольники овладевали не только грамматикой и лексикой как новым кодом знаковых единиц, но и проникали в национальную культуру, национальную психологию народа, постигали склад нации в общечеловеческую цивилизацию, что даст им возможность ориентироваться в различных ситуациях межнационального общения.
Читая сказки, мы взрослые оказываем реальную помощь, потому что именно сказки способны раскрыть перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Часто, читая сказки, в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее», «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи.
Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки.
Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив тем самым самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.
Педагогам в своей работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи можно использовать целый ряд приёмов:
1) Педагог, задавая вопросы, должен думать о их разнообразности по своей направленности. Педагог может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки, обратит внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения.
Так, знакомя детей с русской народной сказкой « Жихарка», мы поставили вопрос перед детьми:
Как вы думаете, о ком эта сказка?
Ребята, скажите, вам понравилась сказка?
А какое место или отрывок вам понравился больше всего?
Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?
Как вы думаете они грустили, переживали?
Вспомните, как про это сказано в сказке?
Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.
Объяснить детям что в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том, что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать.
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (ОД по сказке «Хаврошечка»).
Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.Затем зачитывает ещё раз сказку и задаёт вопросы:
Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.А как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку? -Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?
Дети: Потому что она была доброй, умной, работящей, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная.
Воспитатель :Как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?
Коровушка.
Коровушка любимая.
Коровушка – матушка
Коровка моя
Воспитатель : Как относилась корова к Хаврошечке? ( заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успакаивала, утешала, помогала, любила)
С помощью этого приема дети средней группы вслушиваются и запоминают описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам.
. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).
Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Объясняет незнакомые слова – обеспечивающие полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.
В свободное от ОД время детям среднего дошкольного возраста предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной средней группы, рассказывают, как она была сделана.
4) Самый увлекательный момент-это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря.
А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
-Как говорил Михаил Потапыч увидев свой стул (Дети подражают медведю громким грубым голосом)
-Что говорил Мишутка о своей миске (Дети подражают Мишутке писклявым голосом)
-Как закричали медведи когда нашли девочку?
Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
Воспитатель обращает внимание детей на персонажей сказки, представленных на фланелеграфе или настольном театре
Воспитатель: Ребята, узнали, что это за сказка? (предполагаемые ответы детей)
Правильно, «Репка». Давайте вместе расскажем и покажем сказку.
Кто посадил репку? Какой был дед? Да, старенький, добрый.
Как он сажал репку? Кто покажет?
Воспитатель помогает детям:
Дедушка старенький, ходит, неторопливо, немного согнувшись. Раскопал в земле ямку и посадил репку.
В) кукольный и фланелеграф;
Так же нами была проведена работа с родителями.
Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. К таким выводам мы пришли после каждодневного наблюдения за детьми своей группы и проведения опроса среди родителей.
Вопросы для родителей
1 Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку?
2 Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?
3 Есть ли у вас библиотека сказок?
4 Есть ли любимые сказки у вашего ребенка?
5 Кто чаще всего читает сказки (вы или бабушка?
6 Играете ли вы в домашний театр?
Таким образом, актуальность данной темы по работе с родителями обуславливается следующими моментами:
-значением сказки и театральной деятельности в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии)
- низким уровнем знаний родителей по театрализованной деятельности и художественной литературе для детей их возраста.
Актуальность данной темы позволила нам обозначить основную цель по работе с родителями в этом направлении:
- Разработать модель ознакомления родителей со сказкой, на основе театральной деятельности.
В результате поставленной цели, передо нами встали следующие задачи:
-Создание сказочно-игрового пространства включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении;
центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, центр ауди-сказок.
-Развитие творческого потенциала родителей и детей;
-Развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение детей к действительности, переживаниям и т. д)
-Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
Для решения этих задач используется ряд методов и приемов:
-Совместное чтение сказок и их анализ.
-Словесные, настольно-печатные и подвижные игры родителей вместе с детьми, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач.
-Рисование, раскрашивание вместе с родителями наиболее ярких, эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
-Проигрывание отрывков из сказок, игр-инсценировок по фольклору, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением родителями и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
-Посещение родителями театров
-Упражнения и этюды по формированию выразительности создания художественного образа (вербального и невербального)
-Мастер – классы по пошиву кукол в театральный уголок.
Данная работа с родителями запланирована не на один год и уже в этом году должна принести ожидаемые результаты:
-Создание сказочно-игрового пространства
-Появление у детей устойчивого интереса к сказке и театральной игре (дети должны адекватно понимать содержание сказочных образов и выражать свои переживания)
-Развитие умений родителей разыгрывать небольшие сказочные произведения и игры-инсценировки. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Привлечения родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.
Для решения этой задачи нами используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. С помощью их мы решаем много вопросов, но особенно нам интересна работа с родителями по театральной деятельности. Ведь понятие «дети - сказка и родители» неразделимы.
Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей.
Задачи нашей работы обогатить словарный запас детей среднего дошкольного возраста за счёт народных оборотов речи представленных в русских народных сказках , введении их в активный словарь.
Эта работа только начата и мы будем её продолжать.
Список использованной литературы:
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
4. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
5. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
6. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
7. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. - Владимир, 1995.
8. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
10. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
11. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.
12. Алиева Т.И. Как ребенок воспринимает художественную литературу.// Дошкольное воспитание.- 1996, № 5. (с.79-84).
13. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: “Просвещение”, 1992.14
14. Елисеева М.Б. Особенности восприятия художественного текста ребенком дошкольного возраста // Модернизация начального образования. Саратов, 2003.15
15. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником.// Дошкольное воспитание. – 1948, № 9.
16. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Диссертация канд. Филол. Наук – М. 1984.
17. Запорожец А.В. Психологическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения.// Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – т.1.: Психическое развитие ребенка.- М.: “Педагогика”, 1986
18.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0521-4
19.Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.