Доклады

Богомазова Наталья Викторовна

Доклады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фомы учёта знаний62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СШ №17

ДОКЛАД

 ФОРМЫ УЧЁТА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

                                                       

                                                             

                                                            Подготовил: учитель английского языка

                                                                 МОБУ СОШ №17

                                                              Богомазова Н.В.

                                                                  2014г.

   

      Иностранный язык принадлежит к числу тех учебных предметов в школе, которые требуют особенно тщательного учёта и контроля знаний учащихся.  Контроль всегда был неотъемлемой составной частью процесса обучения вне зависимости от этапа обучения или от особенностей методического подхода. В проведении контроля одинаково заинтересованы обе стороны – как учитель, так и учащийся. Заинтересованность учителя вполне очевидна: контроль предоставляет возможность получить видимые результаты прогресса учащихся, возможность проверить эффективность используемых им методов и технологий обучения и при необходимости скорректировать учебный процесс.

      Многие согласятся, что учащиеся тоже воспринимают контроль как необходимую составляющую процесса обучения. Контроль представляется им необходимым, так как он является одним из факторов поддержки мотивации – несмотря на страх перед контрольной работой, полученный высокий балл служит для учащихся показателем успеха.

      Контроль проявляется в самых различных формах – от наблюдения до проведения формального тестирования, от самоконтроля до оценивания независимыми экзаменаторами. Помимо оценки за контрольную, результатом контроля может быть фраза учителя, дающая оценку работе на уроке, похвала за прогресс или совет о том, какие аспекты нуждаются в дополнительной тренировке.

     Специфика учёта и контроля знаний  на уроках английского языка такова, что домашнее задание, подлежащее контролю, может быть дано для приготовления и в устной, и в письменной форме; может касаться отдельных аспектов языка, но может быть и комплексным; например. Оно может состоять из задания в самостоятельном чтении и в устном переводе текста или из письменного задания в виде упражнения на закрепление лексики этого же урока, грамматики или правил чтения (в младших классах). В процессе контроля выполнения этого задания на уроке могут быть опрошены несколько учеников: два – по чтению, четыре – по грамматике или лексики, один по правилам чтения (упражнения) и т.д. Их ответы оцениваются. Кроме этих учеников, опрос которых намечен по плану, в ходе урока учитель может поставить оценку ещё и за несколько ответов с места. Таким образом, в процессе урока проверка знаний учащихся будет всесторонней, но это отнюдь не означает, что надо длительно «углублено» опрашивать одного учащегося. Я считаю, что на уроке должно быть опрошено возможно большее количество учеников. Ученик, часто опрашиваемый на уроках, будет всесторонне проконтролирован в течение четверти: на одном уроке он будет опрошен по грамматика, на следующем по чтению, затем по правилам чтения и т.д.

    Такая система опроса будет служить средством, побуждающим учащихся к регулярной, систематической повседневной работе над усвоением и усовершенствованием знаний, умений и навыков, средством, развивающим умения выполнять учебные задания своевременно, тщательно и аккуратно. Поэтому очень важно проводить проверку всегда своевременно и охватывать ею каждого учащегося в достаточной мере.

    Частая проверка знаний учащихся по английскому языку – средство приучить их  систематически работать над английским языком, что, в свою очередь, способствует более прочному усвоению языка. Приучить учащегося работать систематически над выполнением домашнего задания – задача каждого учителя, и каждый учитель стремится  этому. Но учащийся только тогда будет выполнять домашнее или классное задание, когда он будет знать, что вся работа, как классная, так и домашняя будет проконтролирована и оценена. Практика показывает, что отсутствие контроля и оценки какого - либо вида работы ученика приводит к снижению качества выполнения домашнего задания и вообще интереса к изучения языка. Следовательно, тщательный учёт знаний учащихся необходим и как стимул к добросовестной работе ученика.

      Но учёт знаний учащихся не только стимулирует учащегося к работе, он является также показателем работы самого учителя и тем самым даёт ему возможность улучшить свою работу: на основе показателей учёта учитель выясняет, в чём имеются пробелы в знаниях учеников, и в соответствии с этим вносит коррективы в свою работу. Следовательно, тщательный учёт знаний учащихся необходим и самому учителю для совершенствования его педагогического мастерства.

    Если в контрольной работе на две-три грамматических темы выявилось, что одна тема оказалось плохо усвоенной, учитель вынужден будет продумать причину этого явления  и отдать себе отчёт в том, достаточно ли ясно была объяснена тема, достаточно ли было отведено времени на закрепление, было ли проведено повторение, разнообразны ли были приёмы повторения и т.д.  

Но  не только письменные  работы должны тщательно учитываться, необходимо также тщательно учитывать устные ответы, выявляя, в чём именно отстаёт ученик: в технике ли чтения, в усвоении ли лексики или грамматика, или в умении пользоваться грамматикой для анализа текста, для устной речи и т.д.

      Какова же особенности учёта знаний учащихся по английскому языку?

     Принимая во внимания  специфику английского языка как школьной дисциплины, надо помнить,  что учёту подлежат как знания, так и навыки и умения. Программа средней школы по английскому языку требует, чтобы к концу каждого года учащиеся осваивали определённую сумму знаний и овладевали определёнными навыками и умениями, следовательно, и учёт должен исходить из требований программы для каждого года обучения. Для каждого года обучения обязательными объектами будут знания грамматики, лексики, фонетики, орфографии, правил чтения, умения и навыки чтения, перевода, устной речи письма.

       Как же проводить дифференцированный учёт, чтобы отразить в нём специфику нашего предмета? Как учитывать и где фиксировать результаты контроля знаний учащихся? Каковы должны быть формы этого контроля и формы фиксации оценок?

          Каждый учитель должен отразить знания класса в классном журнале. Этот документ является официальным, форма его одинакова для всех предметов. Она не может быть изменена и является обязательной и для преподавателя английского языка. И всё же если мы обратимся к журналу, где на каждой строчке против фамилии ученика имеются 2-3 оценки его знаний , то для нас не представится возможным определить, какие знания или навыки контролировались и за что именно получена оценка: опрашивался ли ученик по грамматике или переводу, по пересказу или чтению и.т.д. Далее, если мы обратимся  к записи в журнале о пройденном на уроке, то и эта запись не может раскрыть нам, по какому аспекту знаний или какому виду навыков получил ученик оценку.

       Следовательно, нужна ещё какая то форма учёта, которая давала бы чёткую картину успеваемости каждого ученика в отдельности и класса в целом, которая помогла бы учителю фиксировать характер недочётов в знаниях каждого ученика. Это даст возможность учителю организовать своевременную помощь всему классу и отдельным ученикам, а также правильно планировать свою работу, своевременно вносить коррективы в первоначально намеченный план.

      В приводимой ниже форме учёта знаний предлагается фиксировать успеваемость учащегося и по аспектам языка, и по навыкам. Для этого учитель должен иметь отдельную тетрадь или разграфлённый лист соответствующего размера для каждого класса на четверть.

     При опросе учащегося, одновременно с выставлением оценки в журнал, учитель вносит оценки и в эту тетрадь или лист , только в последнем будет видно, какой именно вид знаний или навыков контролировался. Вот примерная форма для такого дифференцированного учёта знаний, которую можно использовать в своей работе.

  1. № по порядку
  2. Фамилия учеников
  3. Оценки
  4. Техники чтения
  5. Произношение
  6. Понимание и перевод текста
  7. Знание лексики
  8. Знание грамматики
  9. Устная речь
  10. Письмо
  11. Письменные задания
  12. Дополнительное чтение
  13. Оценка за четверть.

        Помечая в первой графе порядковый номер учеников, рекомендуется отмечать звёздочкой или цифрой 2 второгодников, чтобы всегда иметь их в поле зрения; можно отмечать каким-либо знаком тех учеников, которые имеют неустойчивые знания и требуют более частого опроса. Если такая форма будет служить для учёта знаний за первую четверть, то графу 3 можно опустить, а при учёте знаний за последующие четверти в ней можно выставлять оценки за предыдущие четверти, чтобы всегда иметь картину успеваемости ученика и класса и видеть динамику успеваемости.

   В графах 4 и 5 (техника чтения и произношение) ставится отметка за технику чтения и произношение, которое мы оцениваем при чтении вслух; необходимо оценивать эти виды умений и навыков даже в старших классах, так как, к сожалению, и на этом этапе учащиеся делают ошибки в чтении, забывают иногда правила чтения, усвоенные в младших классах. Особенно же они грешат в отношении интонации, ритма, деления фразы на речевые такты. Поэтому в графе «Произношение» надо оценивать не только правильное произношение (артикуляцию) звуков, но и интонацию и пр.

   При выставлении оценки за произношение против фамилии отвечающего ученика следует отметить, какие звуки ученик неправильно произносит, чтобы напомнить ему правила артикуляции их и предложить поработать над ними; также следует отметить и характер ошибок чтения каждого ученика.

    Как видно из приведенной формы, в графе 6 « Понимание и перевод текста» оценивается понимание и перевод текста. В следующих графах 7 и 8 оцениваются знания по лексике и по грамматике, причём лексику можно ещё подразделить на рецептивную и продуктивную, так как требования в отношении знания этих двух видов лексики предъявляются разные.

    Графа 8 «Знание грамматики» подразделяется на «теорию» (знание правил) и на умение проводить анализ предложения. Графа 9 «Устная речь» должна отражать навыки и умения в устной речи: понимание речи на слух, умение ставить вопросы и отвечать на них, а также связно передать содержание текста. В этой графе оценивается декламация стихотворений.

       Чтобы было ясно видно, по какому материалу(параграфу учебника) оценивается ученик, против фамилии ученика в соответствующей графе можно обозначать дробью номер параграфа и оценку соответствующего вида знаний или навыков; например если в графе «Техника чтения» поставлена цифра    32/3 и т.д.

      В графе 8 оценка грамматических знаний может не относиться к определённому параграфу учебника: часто опрашивается в связи с анализом текста различный, пройденный раньше грамматический материал; иногда же особенно в старших классах посвящаются целые уроки отдельным грамматическим темам, поэтому в случае дефектов у отдельных учеников в знаниях грамматики следует в этой графе кратко отмечать, по какой грамматической теме ученик обнаружил незнание, или же отмечать дату опроса ученика, - в журнале( или в своём дневнике) учитель всегда найдёт указание, какая тема изучалась в соответствующий день.

       То же и в отношении устной речи: в графе 9 лучше отмечать дату опроса по устной речи, так как слушание чтения или рассказа учителя, вопросы и ответы могут не относиться к определённому параграфу учебника, между тем как оценка пересказа или декламации стихотворения, может быть помечена двойной цифрой, как указывалось по отношению к чтению.

      Графа 10 «Письмо» должна отразить оценку контрольных и вообще классных письменных работ по следующим видам: грамматические работы ( тренировочные упражнения на спряжения, склонение, письменный анализ и пр.) и смешанные: диктант, ответы на вопросы, сокращённый пересказ, письменный перевод и пр.  Рекомендуется  также иметь графу 11 для оценки письменных домашних заданий. Обычно учителя английского языка исправляют их в классе, контролируя на доске, но необходимо, чтобы не реже одного раза в неделю  учитель проверял дома и оценивал работы каждого ученика, принимая при этом во внимание состояние тетрадей – чистоту, почерк и т. д. Последнее особенно важно в младших классах. Наконец, должна иметься графа 12 для оценки самостоятельного чтения. В последней графе 13 фиксируется итоговая оценка за четверть, которая ставится на основании всех данных такого дифференцированного учёта.

       Такой вид учёта позволяет оценивать и  ответы с места, способствуя этим активности класса на уроке. За хороший ответ с места, хотя бы очень краткий, оценка ставится в соответствующей графе, с особой пометкой учителя. Данная форма учёта позволяет  учитывать и курсорное чтение, и связанное высказывание, и выразительное чтение, и другие виды работы.

       Для учёта знаний учащегося в младших классах может быть использована подобная же форма, лишь немного измененная. В ней выделяются объекты учёта, которые отражают специфику обучения английскому языку  на младшей ступени обучения, а именно: знание алфавита, артикуляцию отдельных звуков [ w,        ], выученных коротеньких стихов (четверостиший) и др.  В младших классах чаще бывает необходимо дробить оценки. Например, при опросе ученик показал умение читать и переводить, и ему же можно поставить «4» за чтение, но за неумение написать слово или за незнание буквы учитель ставит «2».

      Ведение дифференцированного учёта знаний учащихся по данной форме даёт возможность учителю:

  1. сделать заключение об успеваемости каждого учащегося по отдельным видам знаний и навыков; его никогда не будет затруднять общая оценка успеваемости ученика за четверть  или даже за год; ясна ему будет и картина успеваемости всего класса;
  2. готовясь к уроку, намечая, кого из учеников надо опросить, учитель всегда будет знать, за что ученик уже получил оценку, по какому воду знаний он ещё не проверен, и в опросе ученика не будет случайности, что в практике работы часто имеет место;
  3. тщательный учёт знаний учащихся побудит их серьёзно относиться к изучаемому языку – к произношению, строю языка и т. д. , так как ученик будет знать, что его знания учитываются не « вообще», а учитель точно выявляет все его недостатки или достижения;
  4. учёт знаний учащихся по ведомости такого типа даёт возможность учителю более чётко планировать свою работу.

     

            В УМК «Английский с удовольствием»/Enjoy English по которой я работаю в школе  предлагается стройная система контроля. Начиная с младшего этапа (2-4 классы), по окончании каждого юнита учащимся предлагается проверочная работа « Progress check» с разнообразными отвечающими  возрастным особенностям заданиями на проверку аудирования, говорения, чтения, письма и умений правильно употреблять соответствующую уровню лексику и грамматику. На среднем этапе обучения (5-9классы) серия «Progress check» продолжается, и основное внимание по-прежнему направлено на выявление уровня сформированности коммуникативных умений учащихся. Лексико-грамматический аспект , разумеется, тоже не забыт – в каждом «Progress check»  в 8-9 классах обязательно есть задания, посвящённые ему. Важно, что лексико-грамматические задания являются контекстуальными.

       Задача «Progress check», прежде всего, в том, чтобы продемонстрировать  учащемуся результаты его работы, поэтому не стоит рассматривать его в качестве формальной контрольной работы. Многие задания из «Progress check» могут быть выполнены учащимися дома и самостоятельно оценены (после того как учитель предоставит на последующем уроке правильные ответы). Неслучайно каждый «Progress check» снабжён табличкой Mark you score  с личностно-ориентированными неформальными критериями оценки.

      Введение в 9 классе  нового элемента УМК рабочей тетради №2 «Контрольные работы» помогает осуществлять контроль, а также одновременно подготавливать учащихся к формату ЕГЭ. Рабочая тетрадь состоит из восьми тренировочных контрольных работ – по две работы на каждый юнит учебника. Каждая работа состоит из пяти разделов и предлагает соответственно следующие задания: на аудирование, чтение, лексико-грамматические, на создание письма или письменного высказывания, задание, при выполнение которого учащиеся устно высказываю своё мнение или рассказывают о каком-либо событии в форме монологического высказывания или участвуют в диалоге на предложенную тему.

      Перед контрольными работами предлагаются подготовительные упражнения под рубрикой «Warm up».

        Рабочая тетрадь №2 предлагает специальные задания, позволяющие диагностировать пробелы в знаниях и ликвидировать их. Во многих случаях это может быть самодиагностика и самокоррекция. Задания составлены так, чтобы представить явление в системе, а учащиеся в возрасте 14-16 лет уже способны установить логические связи между элементами системы.

Введение рабочей тетради №2 « Контрольные работы» призвано способствовать решению нескольких задач:

  • систематизации языкового материала, пройденного учащимися к данному моменту;
  • развитию речевых умений;
  • ознакомлению учащихся с форматом экзаменационных заданий.

      Итак, система контроля в учебниках линии «Английский с удовольствием» / «Enjoy English»  успешно обеспечивает проверку изученного материала и степени сформированности  речевых умений,  их соответствия требованиям, определённым государственным образовательным стандартом, и в связи  с введением единого государственного экзамена по иностранным языкам.