анализ работы за год
Предварительный просмотр:
Анализ коррекционно-логопедической работы в 2013-2014 учебном году
В ГБОУ д/с №1655 комбинированного вида г.Москвы
Направления работы | Содержание | Выполненная работа за год | Положительные результаты, достигнутые за год | Проблемы в работе | Перспективы в работе |
диагностика | В сентябре 2013г в группу поступило 16 детей. 12детей с д-зом ОНР, III ур., 3 человека с д-зом ОНР,II-Ш ур., 1 ребёнок с д-зом ОНР IIур. В период с 02.09 по 16.09 логопедом проводилось обследование состояния речи и неречевых психических функций,заполнение речевых карт (авт. Безрукова О.А. « Каленкова О.Н. «Методика определения уровня речевого развитиядетей дошкольного возраста») | План коррекционной работы составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В. « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Коррекционная работа рассчитана на 34 недели и разделена на три периода. Во всех трёх периодах проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. В 1 периоде (2, 3 недели сентября) в неделю проводятся 3 подгрупповых занятия: формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и обучение грамоте. Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся с учётом методических рекомендаций Ефименковой Л.Н. Нищевой Н.В., Ильяковой . Обучение грамоте проводится по пособиям Юрчишиной В.Д. « Вижу.Читаю. Пишу.» Останиной Е.В. «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам», Крупенчук О.И, Ткаченко Т.А. «Пиши, читай-ка!», Гомзяк О.С. «Я буду писать правильно» | В конце года у всех 16 детей наблюдаются значительные улучшения в речи. В массовую школу выпущено 15 детей. Из них: 2 ребёнка с речью в пределах возрастной нормы, 1 ребёнок выпущен в массовую группу детского сада. В конце года у всех детей наблюдается положительная динамика развития. | Занятость родителей. Невозможность посещать занятия логопеда Недостаточный контроль за речью детей в домашних условиях. | Оформле- ние информа-ционных стендов для родителей с рекоменда-циями всех специалистов ДОУ Разработка плана работы с родителями на следующий учебный год |
Индивидуально-подгрупповая работа | Проведение комплекса артикуляционной гимнастики ( Т.А.Ткаченко) со всеми детьми. Выполнение комплексов упражнений для постановки отсутствующих в речи звуков. | Контроль за собственной речью со стороны детей. Исправление детьми ошибок друг друга в свободной речи, Во время режимных моментов | Поставлены, автоматизированы, дифференцированы и введены в речь все нарушенные звуки. | У некоторых детей сохраняются недостатки звукопроиз- ношения, нарушение слоговой структуры слова. | Использование методики «Слышу, вижу, ощущаю-правильно говорю» (авт.Е.А.Иванова) в процессе коррекционного обучения детей. |
Фронтальные занятия | Первый период: сентябрь, октябрь, ноябрь Содержание коррекционного обучения включает в себя: -развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции и артикуляции логопеда -постановка отсутствующих звуков - воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путём сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений. -составление простых распространённых предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть. -На всех этапах коррекционного обучения : работа над дикцией (Г. В. Романова «Формирование правильной дикции у дошкольников», темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением. - обучение грамоте: знакомство с буквами. Чтение слогов-развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления. -постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С -дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П_Б_ПЬ, Т_Д_К, К_Г_Т_Х, Л_ЛЬ_Р, Х_К, С_Ц_З, Ш_Ч_Щ. В произношении: К-Х, ЛЬ-Т -подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у…Анализ и синтез обратных слогов типа: ап уп…Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са…Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак… Второй период обучения: декабрь, январь, февраль,март Содержание коррекционного бучения включает в себя: -развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, ,падежа, времени. -составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. -составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек. -знакомство и усвоение терминов:слог, слово,предложение. Третий период обучения : апрель, май, июнь. Содержание коррекционного обучения включает в себя: -коррекцию звукопроизношения ( по индивидуальным тетрадям-планам) -закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков -дифференциация звуков на слух (Ч-Ть-Сь-Щ, Щ-Ч-Сь-Ш) и в произношении (Ч-Ть, Ч-Сь,Щ-Ш, Щ-Ч,Щ-Сь) -Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух) -Анализ и синтез звукового состава слова: закрепления навыка работы со схемой слова. Анализ и синтез трёхсложных слов. -Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными. -Развитие связной речи:составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Составление разных типов рассказов. -Подготовка к обучению грамоте:знакомство с буквами. -Воспитание навыков осознанного слитного , с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений.Работа с кассой букв.Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в первом слове предложения. | Совершенство- вание навыков звукового анализа, формирование правильного звукопроиз- ношения, чёткой дикции, выразительности речи. Контроль за собственным произношением. Развитие понимания речи, Введение в речь обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения. (О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика» Составление простых распространённых предложений, предложений с однородными членами, сложноподчи- нённых предложений с союзами А, ЧТОБЫ. Составление рассказа по серии сюжетных картин. С цепной организацией сюжета. | В конце года у всех детей наблюдается положительная динамика развития. Дети научились слушать, следовать инструкциям, выполнять требования логопеда и воспитателя... | Трудности с концентрацией внимания, запоминанием речевого материала.
| Разработка и планирование логопедических занятий в соответствии с требованиями ФГОС |
Профилакти- ческая работа | Формирование слухового внимания и фонематического восприятия, совершенство- вание навыков звукового анализа, формирование правильного звукопроиз- ношения, чёткой дикции, выразительности речи. Совершенство- вание навыков звукового анализа и синтеза. Подготовка к обучению грамоте. Формирование лексико-грамматических представлений. Развитие связной речи | Родители ознакомлены с результатами обследования речи детей, с индивидуальными планами коррекци- онной работы с каждым ребёнком. С этапами работы над звуками. Воспитатели ознакомлены с результатами диагностики речевого развития. | Распределение нагрузки, Совместное планирование работы логопеда и воспитателей. Постоянный контроль за речью детей В конце года у всех детей наблюдается положительная динамика развития. Дети научились слушать, следовать инструкциям, выполнять требования логопеда и воспитателя. Соблюдение гигиенических требований к проведению логопедических занятий. | Недостаточное внимание родителей к проблемам развития ребёнка. | Коррекция поведения ( консуль- тации психо- невро- лога, медикамен- тозная помощь Разработка плана работы с родите- лями на следующий учебный год Совместная разработка стимуль— ного материала для детей в целях повышения интереса к занятиям и резуль- татам обучения. |
Санитарно- просвети- тельская | Беседы с родителями Консуль- тации для родителей Оформление стенда для родителей с целью: - освещения лексической темы недели - папки консультаций по разным проблемам речевого развития, подготовки к обучению грамоте -записи на индиви- дуальные занятия Мотивационно- оценочная доска для детей и родителей | Распределение нагрузки, Совместное планирование работы логопеда и воспитателей. Постоянный контроль за речью детей В конце года у всех детей наблюдается положительная динамика развития. Дети научились слушать, следовать инструкциям, выполнять требования логопеда и воспитателя. Соблюдение гигиенических требований к проведению логопедических занятий. | Недостаточное внимание родителей к проблемам развития ребёнка. | ||
Работа с родителями | Анкетирование родителей с целью понимания проблем ребёнка, отношения к трудностям, которые испытывает ребёнок. Родительское собрание. Дата проведения: 16.09.2013г Консультация для родителей по предмету «Абвгдейка» «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные. Графическое обозначение звуков». Дата проведения: 30 сентября 2013г, 17.00 Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей в течение всего учебного года, консультирование родителей. Экраны звукопроизно-шения Оформление логопедического стенда. Презентация «Параметры готовности ребёнка к школьному обучению» Занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну грамотеев» Дата проведения: 28.04.2014г, 16.00 | Регулярное консульти-рование родителей логопедом на темы: -Характерис-тика звуков речи -Звук и слово -Что такое слог - Делим слова на слоги. -Слово и предложение. -Звуки и буквы -Как устранить зеркальность письма? Консультации и занятия проводились каждый понедельник с 16.30 до 19.00 | Установление дальнейших довери-тельных отношений с родителями, Создание атмосферы общности интересов в процессе воспитания и обучения детей. Повышение грамотности родителей в работе над устранением проблем в развитии каждого воспитан-ника. Объяснитель-ная работа с родителями о необходимости ознакомления с информацией логопеда, медицинского работника и др. специалистов, представлен-ной на стендах. | ||
Повышение квалификации | Приняла участие в городском семинаре: «Система сопровождения субъектов образовательной деятельности в преемственности ФГОС на каждом уровне образования» 25.04.2014г Публикации авторских материалов. | Курсы для логопедов и дефектологов В 2014-2015 уч.г | Курсы для логопедов и дефектологов. |
Старший воспитатель ГБОУ д/с № 1655 комбинированного вида
г. Москвы_________________________________________