Уроки
Урок русского языка. Тема: "Различие имен существительных в именительном и винительном падежах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka._drozdova_v.doc | 40 КБ |
razlichie_imyon_sushchestvitelnykh.ppt | 601.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Различие имён существительных
в именительном и винительном падежах.
Цели урока:
- формировать умение различать именительный и Винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе;
- влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.
Задачи урока:
~ актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»;
~ познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
~ формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
~ развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
~ развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
~ развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу;
~ воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу;
~ воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.
Ожидаемый результат:
1. Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи.
2. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения.
3. Смогут различать Именительный и Винительный падежи в предложениях.
Ход урока
- Организационный момент.
Собираясь сегодня в школу, не забыли прихватить хорошее настроение? Кто чувствует в себе много жизненной энергии и готов поделиться со всеми товарищами и со мной? Давайте возьмёмся за руки, образуем энергетическое поле, пожелаем друг другу удачи. «Удачи»!
- Актуализация знаний
1. Минутка чистописания.
Для минутки чистописания возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из слова пятёрка, приставку и окончание из слова узнаю.
- О чём говорят эти буквы? (окончания существительных именительного и винительного падежей)
- Значит, какова тема урока? (Именительный и винительный падежи)
- Пусть девизом нашего урока будет «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!
2. Устная работа.
-Изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков?
- Давайте вместе выстроим «лестницу знаний», вершиной которой будет имя существительное.
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные грамматические признаки существительных.
- Как изменяются имена существительные?
- Что такое склонение?
- Назовите падежи.
III. Самоопределение деятельности
-Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имён существительных. А загадка такая: «В золотой клубочек спрятался дубочек». Один из мальчиков рассуждал так: «Клубочек - что? Именительный падеж». А другой мальчик говорил: «Что? Это Винительный падеж». Интересно, кто из них прав? Поможем ребятам.
- Чем же сейчас займёмся на уроке?
- Для этого нужно провести исследовательскую работу.
- Создадим творческие группы.
- Какие правила вы должны соблюдать во время работы в группе?
IV. Исследовательская работа.
1. Работа в группах.
- Что является объектом нашего исследования? (имена существительные)
- Для исследования существительных нам нужно составить план действий.
- Что вначале мы должны выполнить? (найти имена существительные)
- Следующий шаг исследования? (поставить вопрос)
- И последний пункт плана? (сделать синтаксический разбор предложения).
2. Задания для групп.
Для каждой группе я приготовила предложения. Ваша задача: исследовать, когда имя существительное стоит в именительном падеже, а когда в винительном. Свои выводы записать в бортовой журнал.
3.Выступление групп с исследовательскими выводами.
4.Сравним с выводом в учебнике страница105.
5. Обобщение: Вернемся к нашей проблеме. Кто же оказался из ребят прав?
V. Закрепление.
Давайте проверим алгоритм в действии.
1. Работа в парах.
- Определить падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета - одну без ответа отдайте соседу, а с ответом оставьте себе. Выполните задание, пользуясь выведенным алгоритмом.
2. Проверка: обменяйтесь тетрадями, сравните с правильными ответами. Исправьте ошибки.
- Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло? (Новые знания, новый алгоритм)
-Кто допустил одну ошибку?
-Какое слово вызвало затруднение? (помочь разобраться)
-Пожмите друг другу руку, поблагодарите за работу.
3. Работа по картине.
- Запись предложения у доски.
Зима принесла нам стужу и мороз.
4. Словарная работа.
Исследование слова костёр по группам.
~ лексическое значение слова;
~ образование слова костёр;
~ однокоренные слова к слову костёр;
~ составление словосочетаний;
~ составление предложения с новым словарным словом.
5. Работа по учебнику.
Страница 105, Упражнение 186.
VI. Рефлексия.
- Тест.
- Итог урока.
- Итак, ребята, давайте подведём итог нашей деятельности.
- Какое «открытие» вы сделали на уроке?
- Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежей.
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто вам из ребят понравился на уроке? А кто особенно отличился при работе на уроке?
- Оцените работу учителя.
В канун Нового года нарядим ёлочку. Украшение будет конечно, со смыслом.
- Кто доволен своей работой выберите красный шарик, если не очень довольны или что-то не получилось - голубой.
Наша ёлочка- красавица говорит нам без слов, о том, что вы думаете о себе и о своей работе, о сегодняшнем уроке.
Домашнее задание: провести исследование употребления одушевленных имен существительных II склонения в родительном и винительном падежах, используя полученные на данном уроке знания и умения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: формирование умения различать именительный и винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе; влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.
Задачи урока: актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»; познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах; формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных; развивать интерес учащихся к изучению русского языка; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу; воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу; воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.
Ожидаемый результат: Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения. Смогут различать именительный и винительный падежи в предложениях.
Минутка чистописания. работаем пятерка узнаю «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО? ОДУШЕВЛЕННОЕ, НЕОДУШЕВЛЕННОЕ СОБСТВЕННОЕ, НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ РОД, СКЛОНЕНИЕ НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ЧИСЛО, ПАДЕЖ
План работы Найти имена существительные в предложении. Поставить вопрос. Наличие предлога. Сделать синтаксический разбор предложения.
И.п. кто? что? Нет предлогов Подлежащее В.п. кого? что? Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Второстепенный член
В золотой клубочек спрятался дубочек .
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? в) кого? что?; 2) Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже? а) –а -я 3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? б) без предлогов; 4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? в) второстепенным членом; 5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру ? ------------------------------------ г) В.п.
Спасибо за сотрудничество