РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) Интеллектуальный клуб «Игровая логика»

Назарян Вартануш Азатовна

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

 

 

   СОГЛАСОВАНО                     СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры НО         заместитель директора по УМР         решением педсовета

протокол №1                               ______ В.В.Коробейко                        МАОУ СОШ №18

от 27.08.2014г.                            28.08.2014г.                                          протокол №1 от 29.08.2014г.

Руководитель кафедры НО                                                                      Директор  МАОУ СОШ№18                                                                          

_______ И.А.Мкртычан                                                                            _________ М.М.Татаренко 

 

                  

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)

 

 

Интеллектуальный клуб  «Игровая логика»

 

 

 

Ступень обучения  начальное общее образование. 1 -4 классы.   

 

                

 

Количество часов  540

  

               

                                                                                                                          

Учитель   Назарян В.А.

 

 

Программа разработана на основе:

1)    Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ: «Шахматы - школе».  Автор: Сухин И.Г. Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007,

2)    Программы развивающих занятий «Мир логики». Автор: Рындина Н.Д., Ростов н/Д: Феникс, 2008, 

3)    Программы по общеинтеллектуальное деятельности «Чудо-шашки».  Автор: Попова Т.Ю, 2011

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

Реализация данного курса позволяет  каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.   Таким образом,   актуальность курса интеллектуального клуба «Игровая логика» в обеспечении качественного и доступного образования для обучающихся,  содействие социальной успешности в обществе.

        Цель курса «Игровая логика»: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.

   Задачи курса «Игровая логика»:           

- ознакомление с историей   шашек и шахмат;

          - обучение основам шашечной и шахматной  игр;

          -  обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной  игр.

          - воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

          - развитие стремления детей к самостоятельности;

          - развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

            - расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;

            - способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;

           - обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

      Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы  ОУ на основе авторских программ:  курса «Шахматы - школе» Сухина И.Г., рассчитанного на 33 часа в год; курса «Мир логики». Рындиной Н.Д., рассчитанного на 34 часа в год; курса   «Чудо-шашки».  Поповой Т.Ю, рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что со 1 по 4 класс курс «Игровая логика» будет изучаться по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов (1 класс – 132 ч., 2 – 4 класс – 408 ч.). Программа «Игровая логика» изучается с 1 по 4 класс и рассчитана на детей 6 – 11 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами, игровая практика, коллективная и групповая работа, практикумы, тренинги, семинары, ролевые и деловые игры, вводные занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий.    Содержание программы «Игровая логика» делится на три модуля, каждый из которых изучается с 1 по 4 класс. Занятия по модулям производятся следующим образом: «Занимательная логика» – 2 часа в неделю, «Шашки» - 1 час в неделю, «Шахматы» - 1 час в неделю.

 

№ п/п

Модули

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Занимательная логика

66 ч.

68 ч.

68 ч.

68 ч.

2

Шашки

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

3

Шахматы

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

 

Итого:

132 ч.

136 ч.

136 ч.

136 ч.

 

                         

 

 

 

 

 

 

2.      Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающегося

 

Аудиторные

Внеаудиторные

 

 

1 год обучения

 

 

 

 

 

«Занимательная логика»

 

1-18

Свойства, признаки и составные части предметов

18 ч.

6 ч.- теория

12 ч. - практика

- определение целого и части

- наделение предметы новыми свойствами

- перенос  свойства с одних предметов на другие

 

19-32

Действия предметов

14 ч.

5 ч. - теория

9 ч. -практика

- устанавливать общие признаки

 

33-42

Элементы логики

10 ч.

4 ч. - теория

6 ч. - практика

- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов

 

43-48

Сравнение

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. - практика

- сравнение предметов по заданному свойству

- устанавливать общие признаки

 

49-52

Комбинаторика

4 ч.

1 ч. - теория

3 ч. - практика

- определять последовательность действий

- нахождение истинных и ложных высказываний

 

53-60

Развитие творческого воображения

8 ч.

3 ч. - теория

5 ч. - практика

- учиться добывать новые знания

 

61-66

Практический материал

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. - практика

- отличать верно выполненное задание от неверного

 

 

Итого:

66 ч.

23 ч.

43 ч.

 

 

«Шашки»

 

1-3

Краткая история шашек

3 ч.

1 ч. –теория

 

2 ч. - практика

 

- понимание шашек как части общечеловеческой культуры;

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

 

4-6

Шахматная доска и фигуры

3ч.

1 ч. –теория

 

2 ч. - практика

 

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

 

7-12

Ходы и взятие фигур

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-планирование хода игры;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

 

13-18

Цель и результат шашечной партии

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

- находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.

 

19-32

Шашечный турнир

14ч.

1ч. - теория

13ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

33

Подведение итогов года

1ч.

0 ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

 

 

Итого:

33 ч.

8 ч.

26 ч.

 

 

«Шахматы»

 

1-3

Шахматная доска

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. -практика

- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- понимание шахмат как части общечеловеческой культуры;

 

4-6

Шахматные фигуры

3 ч.

1 ч – теория

 

2 ч. - практика

- осуществление поиска необходимой информации, целесообразное ее использование и обобщение.

 

7-9

Начальная расстановка фигур.

3 ч.

1 ч.- теория

 

2 ч. - практика

-  поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- осознание возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира.

 

10-24

Ходы и взятие фигур.

15 ч.

4 ч. – теория

 

11 ч. - практика

- планирование хода игры;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий.

 

25-27

Цель  шахматной партии

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач.

 

28-33

Игра всеми фигурами из начального положения

6 ч.

2 ч. – теория

 

4 ч. - практика

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;

- моделировать изученные шахматные зависимости.

 

Итого:

 33 ч.

10 ч.

23 ч.

 

 

 

2 год обучения

 

 

 

 

 

«Занимательная логика»

 

1-8

Свойства, признаки и составные части предметов

8 ч.

3 ч.- теория

5 ч. - практика

- определение целого и части

- наделение предметы новыми свойствами

- перенос  свойства с одних предметов на другие

 

9-20

Сравнение

12 ч.

4 ч. - теория

8 ч. -практика

- применение правил сравнения

 

21-28

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

8 ч.

3 ч. - теория

5 ч. - практика

- упорядочивание понятия по родовидовым отношениям

- нахождение ошибок в построении определений

 

29-37

Комбинаторика

9 ч.

3 ч. - теория

6 ч. - практика

- нахождение и формулирование  решения задачи с помощью простейших моделей

- делать умозаключения

 

38-58

Элементы логики

21 ч.

7 ч. - теория

14 ч. - практика

- построение причинно-следственные цепочки

 

59-62

Развитие творческого воображения

4 ч.

1 ч. - теория

3 ч. - практика

- нахождение закономерность в числах, фигурах, словах

- умение задавать вопросы

 

63-68

Практический материал

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. - практика

- переработка  полученной информации

 

 

Итого:

68 ч.

23 ч.

45 ч.

 

 

«Шашки»

 

1-6

Общие принципы разыгрывание партии

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий;

- моделировать изученные шашечные зависимости.

 

7-12

Особенности хода «дамки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

13-18

Тактические приемы и особенности их применения

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

 

19-33

Шашечный турнир

15ч.

1ч. - теория

14ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

 

 

Итого:

34 ч.

7 ч.

27 ч.

 

 

«Шахматы»

 

1-3

Краткая история шахмат

3 ч.

1 ч. –теория

 

2 ч. - практика

 

- понимание шахмат как части общечеловеческой культуры;

- осознание возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира.

 

4-6

Шахматная нотация

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. – практика

- способность проводить исследование предмета, явления с точки зрения его шахматной сущности.

 

7-9

Ценность шахматных фигур

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. - практика

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи.

 

10-15

Техника матования одинокого короля

6 ч.

2 ч. – теория

 

4 ч. – практика

- планирование хода игры;

- поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий.

 

16-18

Достижение мата без жертвы материала

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

-  пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи.

 

19-34

Шахматная комбинация

16 ч.

5 ч. – теория

 

11 ч. - практика

- планирование хода игры;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий;

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи.

 

Итого:

34 ч.

11 ч.

23 ч.

 

 

 

3 год обучения

 

 

 

 

 

«Занимательная логика»

 

1-8

Свойства, признаки и составные части предметов

8 ч.

3 ч.- теория

5 ч. - практика

- выделение свойств предмета

- сопоставление части и целого для предметов и действий

 

9-14

Сравнение

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. -практика

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность

 

15-20

Комбинаторика

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. -практика

- описывание простого порядка действий для достижения заданной цели

 

 

21-26

Действия предметов

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. - практика

- сопоставление части и целого для предметов и действий

 

27-30

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

4 ч.

1 ч. - теория

3 ч. - практика

- проведение аналогии между разными предметами

 

31-54

Элементы логики

24 ч.

8 ч. - теория

16 ч. - практика

- приведение примеров истинных и ложных высказываний

- приведение примеров отрицаний

 

55-58

Развитие творческого воображения

4 ч.

1 ч. - теория

3 ч. - практика

- выполнение логических упражнений на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ

 

59-68

Практический материал

10 ч.

3 ч.- теория

7 ч. - практика

- рассуждение и доказательство своей мысли и своего решения

 

 

Итого:

68 ч.

22 ч.

46 ч.

 

 

«Шашки»

 

1-6

Особенности хода «дамки»

6 ч.

2 ч. – теория

 

4 ч. – практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

7-9

Тактические приемы и особенности их применения

3ч.

1ч. - теория

2ч. - практика

-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

 

10-15

Игра «уголки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий.

 

16-21

Игра «поддавки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- прогнозирование результата игры.

 

22-33

Шашечный турнир

12ч.

1ч. - теория

11ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

 

 

Итого:

34 ч.

8 ч.

26 ч.

 

 

«Шахматы»

 

1-25

Основы дебюта

25 ч.

8 ч. – теория

 

17 ч.- практика

- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;

- моделировать изученные шахматные зависимости.

 

26-34

Основы миттельшпиля

9 ч.

3 ч. – теория

 

6 ч. - практика

- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач;

- прогнозирование результата игры.

 

Итого:

34 ч.

11 ч.

23 ч.

 

 

 

4 год обучения

 

 

 

 

 

«Занимательная логика»

 

1-4

Сравнение

4 ч.

1 ч.- теория

3 ч. - практика

- определение видов отношений между понятиями

 

5-10

Комбинаторика

6 ч.

2 ч. - теория

4 ч. -практика

- решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов

 

11-35

Элементы логики

25 ч.

8 ч. - теория

17 ч. -практика

- установление ситуативной связи между понятиями

- решение логических задач с помощью связок «и», «или»», «если …, то»

 

36-60

Развитие творческого воображения

25 ч.

8 ч. - теория

17 ч. - практика

- нахождение закономерностей в окружающем мире, русском языке и математике

 

61-68

Практический материал

8 ч.

3 ч. - теория

5 ч. - практика

- умение рассуждать и делать выводы в рассуждениях

 

 

Итого:

68 ч.

22 ч.

46 ч.

 

 

«Шашки»

 

1-3

Особенности хода «дамки»

3 ч.

1 ч. – теория

 

2 ч. – практика

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

4-9

Игра «уголки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий.

 

10-15

Игра «поддавки»

6ч.

2ч. - теория

4ч. - практика

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

- прогнозирование результата игры.

 

16-33

Шашечный турнир

18ч.

1ч. - теория

17ч. - практика

-  моделировать изученные шашечные зависимости

-прогнозирование результата игры;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

 

34

Подведение итогов года

1ч.

0ч. - теория

1ч. - практика

- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

 

 

Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

 

 

«Шахматы»

 

1-13

Основы миттельшпиля

13 ч.

4 ч. – теория

 

9 ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;

- моделировать изученные шахматные зависимости.

 

14-34

Основы эндшпиля

21 ч.

7 ч. – теория

 

14 ч. - практика

- прогнозирование результата игры;

- находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач.

 

Итого:

34 ч.

11 ч.

23 ч.

 

 

        

3.      Содержание программы

1 класс

Модуль «Занимательная логика» (66ч.)

Свойства, признаки и составные части предметов – 18 ч.

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Действия предметов – 14 ч.

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели.  Целое действие и его части.

Элементы логики – 10 ч.

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

Сравнение -6 ч.

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

Комбинаторика – 4 ч.

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

Развитие творческого воображения -8 ч.

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Практический материал – 6 ч.

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

 

Модуль «Шашки»(33ч.)

Краткая история шашек – 3ч.

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

      Шахматная доска и фигуры – 3ч.

             Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

       Ходы и взятие фигур – 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

       Цель и результат шашечной партии – 6ч.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечный турнир – 14 ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов.

        Подведение итогов года - 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

 

Модуль «Шахматы» (33ч.)

Шахматная доска – 3 ч.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Шахматные фигуры – 3 ч.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальная расстановка фигур – 3 ч.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур – 15 ч.

Правила хода и взятия  каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Цель  шахматной партии – 3 ч.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Игра всеми фигурами из начального положения – 6 ч.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию

            2 класс

Модуль «Занимательная логика» (68ч.)

       Свойства, признаки и составные части целого – 8 ч.

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

Сравнение – 12 ч.

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями – 8 ч.

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Комбинаторика – 9 ч.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

Элементы логики -21 ч.

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

Развитие творческого воображения – 4 ч.

Создание собственных картин «Игра с закономерностями».

Практический материал – 6ч.

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок.  Логические игры.

Модуль «Шашки» (34ч.)

Общие принципы разыгрывание партии – 6ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

       Особенности хода «дамки» -6ч.

 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

       Тактические приемы и особенности их применения -6ч.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.  Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

       Шашечный турнир- 15ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов

        Подведение итогов года – 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

Модуль «Шахматы» (34ч.)

Краткая история шахмат – 3 ч.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная нотация -3 ч.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Ценность шахматных фигур -3 ч.

Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Техника матования одинокого короля -6 ч.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Достижение мата без жертвы материала - 3 ч.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Шахматная комбинация - 16 ч.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

3 класс

Модуль «Занимательная логика» (68ч.)

Свойства, признаки и составные части предметов -8 ч.

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

Сравнение – 6 ч.

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

Комбинаторика -6 ч.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

Действия предметов – 6 ч.

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями – 4 ч.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Элементы логики – 24 ч.

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Развитие творческого воображения – 4 ч.

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

Практический материал – 10 ч.

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

 

Модуль «Шашки» (34ч.)

Особенности хода «дамки» -6 ч.

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения -3ч.

Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Игра «уголки» - 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.  Дидактические игры по маршруту и их взятие    с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 Игра «поддавки»-6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.   Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Шашечный турнир- 12ч.

            Показательные выступления опытных спортсменов

       Подведение итогов года - 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

Модуль «Шахматы» (34ч.)

Основы дебюта - 25 ч.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Основы миттельшпиля - 9 ч.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

 

 

4 класс

Модуль «Занимательная логика» (68ч.)

Сравнение  - 4 ч.

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Комбинаторика – 6 ч.

Решение задач с помощью таблиц и графов.

Элементы логики – 25 ч.

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связи «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Развитие творческого воображения – 25 ч.

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Практический материал – 8 ч.

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

 

Модуль «Шашки» (34ч.)

Особенности хода «дамки» -3ч.

 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Игра «уголки» - 6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.  Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

 Игра «поддавки»-6ч.

Упражнения  на выполнение ходов.   Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Шашечный турнир- 18ч.

Показательные выступления опытных спортсменов

      Подведение итогов года - 1ч.

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

Модуль «Шахматы» (34ч.)

Основы миттельшпиля - 13 ч.

Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации,  ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Основы эндшпиля - 21 ч.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, кона, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешкапротив короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы

По итогам изучения модуля «Занимательная логика» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

Приобретение школьниками знаний:

·         о правилах групповой работы;

·         об основах организации коллективной творческой деятельности;

·         о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

·         о логике и правилах проведения научного исследования;

·         о способах решения проблем поискового характера;

·         о формах познавательной и личностной рефлексии;

·         об эффективных способах решения поставленной задачи;

·         о логических действиях: обобщение, классификация, построение рассуждения;

·          об использовании различных способах анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Результаты второго уровня  - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

            Развитие ценностных отношений школьника

·         к собственному труду и труду других людей,

·         к знаниям;

·         к культуре;

·         к формированию целостного взгляда на окружающий мир.

Результаты третьего уровня   - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

  Школьник приобретает:

·         опыт исследовательской деятельности;

·         опыт установления ситуативной связи между понятиями;

·         опыт в рассуждении поставленной проблемы;

·         опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

·         опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

·         опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

Приобретение школьниками знаний:

·         о правилах конструктивной групповой работы;

·         об основах организации коллективной творческой деятельности;

·         о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

·         о логике и правилах проведения научного исследования;

·         о шашечных терминах;

·         об ориентировании на шахматной доске;

·         о ценности шашечных фигур;

·         о принципах игры;

·         об основных тактических приемах.

Результаты второго уровня  - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

            Развитие ценностных отношений школьника

·         к собственному труду и труду других людей,

·         к знаниям;

·         к культуре;

·         к ценности шашечных фигур.

Результаты третьего уровня   - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

  Школьник приобретает:

·         опыт исследовательской деятельности;

·         опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

·         опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

·         опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс):

Приобретение школьниками знаний:

·         о правилах конструктивной групповой работы;

·         об основах организации коллективной творческой деятельности;

·         о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

·         о логике и правилах проведения научного исследования;

·         о шахматных терминах;

·         об ориентировании на шахматной доске;

·         о ценности шахматных фигур;

·         о принципах игры ;

·         об основных тактических приемах.

Результаты второго уровня  - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (2 – 3 классы):

            Развитие ценностных отношений школьника

·         к собственному труду и труду других людей,

·         к знаниям;

·         к культуре;

·         к ценности шахматных фигур.

Результаты третьего уровня   - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия(4 класс):

  Школьник приобретает:

·         опыт исследовательской деятельности;

·         опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

·         опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

·         опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

 

  1. Формы и виды контроля

   Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:

Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

 В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся по модулям «Шашки» и «Шахматы» следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах (1 -3  кл.), в проверочных и контрольных работах, турнирах (4 кл.).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

По модулю «Занимательная логика» для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие  показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов:

·         80-100% - высокий уровень освоения программы;

·         60-80% - уровень выше среднего;

·         50-60% - средний уровень;

·         30-50% - уровень ниже среднего;

·         Меньше 30% - низкий уровень.

 

6.      Методические рекомендации

     Начальный курс по обучению логическим играм, игре в шашки и шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

     Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками дидактические игры и задания, шахматные дидактические игрушки.

     Так  серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

     Формы занятий: - по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

     Виды деятельности: игровая, познавательная.

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

№ п\п

Наименование объектов  и средств  материально-технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд

1.       Д.В.  Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2.      Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.

3.      Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград.2004г.

4.      Никольская И.Л. Гимнастика ума. Москва, «Экзамен». 2009г.

5.      Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2008 г.

6.      Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учащихся. Москва. «Рост». 2007г.

 

Список литературы для учащихся

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г
  4.  Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
  5. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010
  6. Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007.
  7. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
  8. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
  9. И.Г. Сухин. От сказки – к шахматам. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
  10. Е. Чеповедский. Приключения шахматного солдата Пешкина.
  11. Ю. Томин. Шел по городу волшебник.
  12. К. Надь. Заколдованная школа.
  13. Е. Велтистов. Победитель невозможного.
  14. К. Булычев. Сто лет тому вперед.
  15. .  И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
  16. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
  17. И.Г. Сухин. Шахматы, третий  год, или Тайны королевской игры. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
  18.   И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.

2.

Технические средства обучения

2.1. Компьютер.

2.2. , Медиапроектор.

2.3.  DVD-проектор.

2.4. Фото- и видеокамера.

3.

Экранно-звуковые пособия

3.1.Презентации к занятиям.

4.

Оборудование класса

4.1.  Шахматная доска.

4.2. Набор фрагментов шахматной доски.

4.3. Кубики с картинками шахматных фигур.

4.4. Темные и светлые кубики.

4.5.  Разрезные шахматные картинки.

4.6.Шахматное лото.

4.7. Шахматное домино.

4.8. Шахматная матрешка.

4.9. Шахматные пирамидки.

 

Согласовано                                                                   Согласовано

Протокол заседания                                                      Заместитель  директора по УМР

Методического объединения учителей                      ______________В.В.Коробейко

От 27.08.2014 г. № 1                                                     28.08.2014 г.

___________И.А.Мкртычан