Материалы для работы по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
В помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
введение в буддизм | 1.84 МБ |
выступление "Что такое буддизм?" | 38.5 КБ |
технологическая карта к уроку по ОПК | 24.65 КБ |
Совесть и раскаяние | 728.43 КБ |
Притча о Петре | 14.84 КБ |
kolybel_islama.pptx | 2.73 МБ |
мечеть-святыня | 1.95 МБ |
Пасха | 2.02 МБ |
РП по ОДНКНР | 152 КБ |
к уроку "Россия-многонациональное государство" | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта религий мира
Деревни, где живут буддисты
Традиционная пища буддистов кисло-молочные продукты: напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока - «хойглак», виды продуктов из створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего). Мясные и кровяные колбасы Поджаренные зерна проса (едят с чаем, из проса варили каши) Чай (пьют с молоком, сливками, сыром и солью)
Дети Тибета
Духовный наставник Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа
Начало пути Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб. После консультации с оракулом его тщательно экзаменуют, проверяя, помнит ли он людей и предметы из своей предыдущей жизни и признают реинкарнацией своего предшественника.
Статуи Будды
Статуя Будды в Китае Статуя Будды в Японии
Буддийский монах
Буддистский монастырь в Монголии
Монастырь в Тибете
Монашеские общины - сангха
Далай-Лама XIV с девушками-монахинями
Буддийский храм в Лагани
Буддийский храм в Китае
Служба в храме
Последователи Будды Бодхисаттва - Ваджрапани Бодхисаттва - Манджушри
Мани – камни с написанной или выгравированной на них мантрой «ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ»
Молитвенные барабаны - устройство в виде диска. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится". Мантры - магическая формула призывания и заклинания богов в буддизме.
Лунгта – молитвенные флажки Развешиваются на ветру или высоких местах
Ступа – погребальный холм В них хоронят последователей Будды, достигших просветления
Ступа в Санчи
Список литературы Авторский проект Руслана Мигранова. Фотоальбом. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://migranov.ru Тибет – культура, медицина, буддизм, традиции и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://tibet.ru
Предварительный просмотр:
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
«ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЙСКУЮ ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»
(методические рекомендации для учителя при подготовке к уроку)
1 слайд
Тема «Введение в буддийскую духовную традицию» очень трудна тем более в 5 классе, так как мы имеем дело с людьми совсем другого менталитета (мироощущения).
Перед собой я ставлю две задачи:
1) наглядно представить жизнь буддистов;
2) внутренне сопоставить ее с религией, которая нам близка – православием.
2 слайд
На уроке очень важно сразу же показать, где распространена эта религия. Центром буддизма можно считать: Тибет, Монголию, Китай, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Японию, Корею. У нас в России - это Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкалье. В мире примерно 350 млн. верующих буддистов.
3, 4, 5, 6 слайды
Для указанных стран, в основном, характерен невысокий уровень жизни и тяжелые условия существования. Зачастую поселения буддистов расположены в степной зоне, в горах, т.е. там, где там мало обрабатываемой земли, суровый климат, а основное занятие населения – скотоводство.
7, 8 слайды
Наиболее распространенной формой буддизма является ламаизм, появившийся в VI – V вв. до. н. э. Главой их является Далай-лама XIV (Лама – духовный учитель), которого можно сопоставить с нашим патриархом. Далай-лама вычисляется с помощью магии: он должен родиться через 9 мес. после смерти своего предшественника и иметь некоторые сходные признаки, отвечающие представлениям реинкарнации.
9, 10 слайды
При объяснении важно, чтобы учащиеся четко уяснили следующее: если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям. Можно обратить внимание детей на его лицо: какой он Будда - добрый или злой? Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и придти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.
11 слайд
На улицах современного корейского города часто можно встретить странные и экзотические на российский взгляд фигуры мужчин или женщин с выбритыми наголо головами, в серых или коричневых одеяниях, которые, кстати, больше напоминают индийские, чем корейские, часто - с крупными деревянными четками. Это - буддийские монахи, хранители и продолжатели буддийских духовных традиций. Еще в древности последователи Будды образовывали общины – сангхи, в которых стремились вести оторванный от мира образ жизни монахов.
14, 15, 16 слайды
Монахи живут в монастырях. Молятся, занимаются медитацией. Монахам категорически запрещено заниматься какой-либо торговлей и бизнесом. Имущество монаха должно быть очень скромным: 3 комплекта одежды, чашка для милостыни, ножик и палочки для еды - и это все. Монах должен рано вставать, скромно питаться (во многих случаях он не может ничего есть от полудня до следующего рассвета), беспрестанно молиться, избегать приносить вред любым живым существам (включая даже муравьев), не потреблять в пищу мяса.
12, 13 слайды
Удивительно, но буддийские монастыри широко открыты и для молодежи. Зачастую юноши при монастырях изучают кун-фу. Это вид боевого искусства, который учит отрешенности, невозмутимости, учит переносить боль, а значит оттачивать свой характер. Эти ребята (на фото), конечно, не останутся здесь на всю жизнь, они уйдут в мир. Однако ничто не возбраняет им снова вернуться в монастырские стены.
17-20 слайды
Складывается впечатление, что в буддизме вполне смирились с таким явлением, что простые миряне редко посещают храмы. Да и когда им: простые люди много трудятся, заняты заботами о хлебе насущном. Именно для простых мирян сложилась иная форма поклонения к Будде, не связанная ни с длительными молитвами, ни с длительной медитацией. В молитвах миряне обращаются не столько к Будде, сколько к его последователям – Бодхисаттвам (это как у нас Святые – Никола, Илья, Богородица), в которых они видят своих заступников и помощников.
22, 23, 24 слайды
Большую роль в жизни мирян играет то, что мы называем суеверия. Так на дорогах расставляют мани – камни со словами молитв. Это важный оберег для любого путника. Эти камни можно сравнить с придорожными крестами некогда столь распространенными на Руси, а слова молитвы-заклинания с Исусовой молитвой.
Еще один способ «чтения» молитв это молитвенные барабаны. Текст молитвы (мантру) пишут на бумажке и опускают в барабаны, которые стоят перед входом в храм. Достаточно покрутить барабан и считается, что человек помолился.
Не менее широко распространены лунгта – разноцветные флажки с текстами молитв. Колебание флажка на ветру тоже равносильно чтению молитв.
25, 26 слайды
В народе широко распространены почитания монахов достигших состояния Будды, в их честь возводят ступы и там замуровывают их прах и даже останки. Ступы можно сравнить с могильными курганами, кое-где сохранившимися и у нас со времен язычества. Иногда ступы возводят в честь какого-либо значимого события.
Вывод
Как видим, в буддизме самое обыденное суеверие легко уживается со строгой монашеской практикой духовного совершенствования и нисколько не противоречит ей. Совершенно невозможно представить, чтобы в буддизме преследовались бы магия, колдовство и чародейство, как это характерно для европейского христианства. По-видимому, само понятие еретичества (богоотступничества) здесь тоже отсутствует.
И здесь мы возвращаемся к самой сути буддийского менталитета, который так или иначе следует довести до учащихся. Подобно тому, как в суровых условиях гор и степей восточный человек приспосабливался к жизни полной труда и лишений, так и буддийская религия вырабатывала терпимое и доброжелательное отношение к различным формам религиозного поклонения. Примениться к жизни, жить самому и давать жить другим, органично войти в общую гармонию мира, а не изменять мир по своему образу и подобию, не навязывать жизни свои идеалы и принципы, вгоняя ее в жесткие рамки, – таковы основы буддийской духовной традиции.
Список литературы
- Энциклопедия «Религии и народы мира». М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 – 568 с.
- Энциклопедия для детей. Религии мира, ч. 1.. М. : Аванта плюс, 2003. – 492 с.
- Тибет – культура, медицина, буддизм, традиции и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://tibet.ru/
Предварительный просмотр:
МБОУ «Полтевская СОШ»
Тема:
«Совесть и раскаяние» (ОПК)
(по учебнику А.В. Кураева, 4 класс)
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость
Задачи урока:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Органи-зационный момент | Учитель приветствует детей - Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми | Учащиеся настраиваются на урок | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат |
2. Актуали- зация зна- ний | -Человек непохож на животного. -Восстановим фразы (слайд 3) Бог Сам …- и людям Он подарил…. -Проверим! (слайд 4) -Назовите дары Бога человеку -Подберите эпитеты к слову «душа». -Какие из них вам нравятся? -Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».
| - Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. -Образ Бога в человеке или -Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа. (ответы детей) -Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки (ответы детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
3.Самооп- ределение к деятельно- сти. | -Ваня разделил свои поступки на две группы (слайд 7) По какому признаку Ваня разделил свои поступки? -Почему Ваня это сделал?
| обидел сестренку посадил цветок -Добрые, хорошие поступки и плохие поступки - Потому что он задумался о своих поступках и об их последствиях. В нем проснулась совесть. - «Совесть и раскаяние» | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
3.Постановка учебной за- дачи. | Послушайте отрывок из Евангелие «Отречение Петра» (слайд 8) Найдите в рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом. Почему они выделены в тексте? Что обозначают эти слова? -На какие вопросы мы должны ответить на уроке? | -«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа» - Это главные, ключевые слова. -В Петре проснулась совесть. Он раскаялся. -Что такое совесть? Что такое раскаяние? | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи |
4.Работа по теме. | (Групповая работа) -Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью? -Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает? -Как помочь таким людям, встать на праведный путь. -На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии. -Что приходит после искреннего раскаяния? | -«Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью». (варианты ответов детей) -Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник. - Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога. Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. -Когда раскаяние искренне, то приходит радость. | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
5.Самостояте льная работа с самопроверкой по эталону | - Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом) | (варианты ответов детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
6.Рефлексия деятельности (итог урока) | Восстановим фразы! Какую задачу мы ставили на уроке? Какой главный нравственный урок Домашнее задание: | (слайд 9) На его грех человеку указывает… Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. | Регулятивные: делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек непохож на животного. Эти отличия ему подарил Бог.
Восстановим фразы Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь. Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
Проверим! Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь. Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
Назовите дары Бога человеку (разум, свобода, любовь, творчество) другими словами.
Образ Бога в человеке или внутренний мир человека или душа
Ваня разделил свои поступки на две группы обидел сестренку посадил цветок позавидовал другу помог маме опоздал на урок почистил ботинки По какому признаку Ваня разделил свои поступки ?
картина Рембрандта « Отречение Петра»
Восстановим фразы! На его грех человеку указывает… совесть. Самое главное в жизни человека –… быть в ладу со своей совестью. Правильная переоценка своего поступка – это… раскаяние или покаяние.
http://smallbay.ru/images/rembrandt_33.jpg -репродукция Рембрандта http://detkam.e-papa.ru/mpf/Otrechenie_Petra.mp3 - отречение Петра http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dev/deva340.jpg -девочка http://www.lenagold.ru/fon/clipart/m/malch/malch38.jpg - Мальчик http://www.kartinki24.ru/kartinki/horses/3034-kartinka15.html -лошадь http://iconamir.ru/abc/gospod_v.php - икона Господь Вседержитель http://www.fonstola.ru/large/201311/135723.jpg - девочка с цветами
Предварительный просмотр:
Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.
Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.
Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:
– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!
После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.
Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.
Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.
И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ислам – это мировая религия. На нашей планете проживает более 1 миллиарда 500 её последователей. Они живут в Афганистане, Египте, Индонезии, Ираке, Иране и в нашей стране - России.
Ислам – «мир и покорность Богу» Людей принявших ислам, называют мусульманами , то есть «покорными Богу» Бога в исламе называют Аллахом Коран – главная священная книга мусульман Посланником аллаха стал Мухаммад
Колыбелью ислама является Аравийский полуостров. Он расположен в западной части Азии.
Климат на полуострове тяжёлый для жизни, круглый год царит палящий зной. Почти вся Аравия – это пустыня, где мало воды. Изредка выпадают дожди.
Жители пустыни – арабы-бедуины. Испокон веков они разводили верблюдов и овец, которые питались хилыми кустарниками и травой. Жители пустыни круглый год кочевали.
Часть арабов жила в городах. Самыми крупными из них в древности были Мекка и Ясриб (Медина). Жители занимались ремеслом и торговлей.
Во главе арабских племён стояли вожди, которые отличались храбростью и отвагой. Племена жили по правилу «один за всех и все за одного». Главными в племени были мужчины, а женщины подчинялись им.
Арабы были язычниками. Они поклонялись различным божествам и почитали идолов в виде камней, скал. Деревьев, животных и звезд. Чтобы ублажать своих богов, арабы отдавали им часть урожая, приносили в жертву животных.
Своих главных идолов каждое племя доставляло в Мекку. Этот город появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник.
Появление источника было связано с именем пророка Ибрахима и его сына Исмаила. Они построили в Мекке храм, который носит имя Кааба. Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом почернел от людского горя и слёз.
В Мекке издревле проживало арабское племя курайшитов , главным занятием которого была торговля. У племени хранились ключи от Каабы. Им было доверено кормить и поить путников, ежегодно прибывавших в Мекку для поклонения идолам Ключи от Каабы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если вы - мусульманин или живете в исламской стране, вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля – здания с башнями и куполами. Это - мечеть.
« Мечеть» в переводе означает место поклонения. В мечетях совершаются богослужения мусульман. Мечеть Эль-Мурси Абуль Аббас в Александрии
Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине в начале 7 века. Это была площадь для молитвы, обнесенная оградой с навесом. Современный облик мечети был оформлен к началу 9 века Мечеть Ибн Тулун расположена в Каире. Мечеть была построена Ахмадом ивн Тулуном, губернатором Египта во времена Аббасидов в 868-884 гг
Мечети украшались резьбой по камню, узорной кирпичной кладкой, мозаикой и росписями Мечеть Аль-Азхар (970-972 г.г.) - самая знаменитая и самая первая мечеть в Каире построена в конце 10 в
Рядом с мечетью стояли минареты. «Минарет» в переводе с арабского «маяк». Это башни (круглые, квадратные, многогранные) для созыва мусульман на молитву. Украшались резьбой, глазурованной керамикой, ярусами ажурных балконов.
При больших мечетях открывались медресе. «Медресе» в переводе с араб. от « дараса » - изучать. Медресе - это мусульманская школа, готовящая служителей культа, учителей, государственных чиновников .
В центре стены, ориентированной на Мекку, находится михраб – ниша с текстами из Корана
А справа от михраба находится мимбар – кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди
Перед входом в молитвенный зал снимают обувь и обязательно совершают ритуальное омовение
Что такое мечеть? Кем была построена первая мечеть? Что строилось рядом с мечетью? Как украшались мечети и минареты? Кем становились выпускники медресе? Какие еще правила посещения мечети вам знакомы?
Что вам понравилось во внешнем и внутреннем убранстве мечети?
Творческое задание Выберите мечеть, о которой будет информация в буклете. Подберите информацию, фотографии, картинки. Составьте правила для юного паломника. Оформите буклет.
Домашнее здание. Разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о мечете , фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop ). Оформите буклет, можете это сделать вместе с родителями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ «Тургеневская СОШ»
_________________________________
Приказ № __
от «___» ___2014 г.
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры
народов России (ОДНКР) в 5 классе (17 часов)
на 2014 – 2015 учебный год
учителя Самсоновой В.Б.
Программа:
комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013
Учебник:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека
есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение первого полугодия один час в неделю, общее число часов 17.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |||
предметные | личностные | метапредметные | план | факт | |||||
В мире культуры (2 часа) | |||||||||
1 | Величие многонациональной российской культуры | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Подобрать посло-вицы и поговорки на темы: «Чест-ность», «Доброта», «Справедливость» | ||
2 | Человек – творец и носитель культуры | В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подготовить сообщение об од-ном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России | ||
Нравственные ценности (7 часов) | |||||||||
3 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ответить на вопросы. | ||
4 | Жизнь ратными подвигами полна | Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ответить на вопросы | ||
5 | В труде – красота человека | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Объяснить значе-ние пословиц | ||
6 | «Плод добрых трудов славен» | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подобрать посло-вицы и поговорки народов России о труде | ||
7 | Люди труда | В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества | Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Готовить проекты | ||
8 | Бережное отношение к природе | С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Ответить на вопрос, сооб-щение о заповеднике | ||
9 | Семья – хранитель духовных ценностей | Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Подобрать приме-ры произведений УНТ своего народа о нравст-венных качествах человека | ||
Религия и культура (5 часов) | |||||||||
10 | Роль религии в развитии культуры | Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений). | Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Вспомнить произ-ведения о справедливости, милосердии, тер-пимости, зависти, честности | ||
11 | Культур-ное наследие христиан-ской Руси. | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа.Исторические личности,ока-завшиевлияние на развитиекультуры Руси. | Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Сообщение-презентация о царь-колоколе | ||
12 | Культура ислама | Возникнове-ние ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Сообщение-презентация об исламе | ||
13 | Иудаизм и культура | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник, | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Сообщение-презентация об иудаизме | ||
14 | Культур- ные традиции буддизма | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. | Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Сообщение-презентация о буддизме | ||
Как сохранить духовные ценности (2 часа) | |||||||||
15 | Забота государства о сохране нии духовных ценностей | Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах Астраханской области | ||
16 | Хранить память предков | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность | Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. | Высказывать предположения о последствиях неправильного | Подготовить ответы на вопросы | ||
Твой духовный мир (1 час) | |||||||||
17 | Твой духовный мир | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания |
Предварительный просмотр:
Мустай Карим
(20 октября 1919 — 21 сентября 2005)
Народный поэт Башкортостана Мустай Карим (Мустафа Сафий Каримов) родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирской АССР в семье крестьянина. В 1941 году он окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного пединститута. С первых дней Великой Отечественной войны и до победного завершения М.Карим был на фронте, служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности.
М.Карим начал писать в середине тридцатых годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов “Отряд тронулся”, вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.
М.Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту.
Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи “Цветы на камне”, “Мой край возлюбленный навеки”, “Здравствуй, завтра!”, “Берега остаются”, “О березовом листе”, “Карусель”, циклы стихов “Европа – Азия”, о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов “Мой конь” (1943), “Стихотворения” (1945), поэмах “Декабрьская песня” (19421), “Ульмасбай” (1942-1944), “Черные воды” (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.
Пьесы М.Карима многообразны по жанрам: “Это драмы “Страна Айгуль” (1967), “Пеший Махмут” (1981), трагедии “В ночь лунного затмения” (1963), “Салават. Семь сновидений сквозь явь” (1971), “Не бросай огонь, Прометей” (1975), комедия “Похищение девушки” (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса “В ночь лунного затмения”, например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров ) .
М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества “Радость нашего дома” (1951), “Таганок” (1966) до новой автобиографической широко известной повести “Долгое-долгое детство” (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.
Повесть “Помилование” (1986) – о короткой романтической истории любви двух влюбленных,
обернувшейся трагедией в годы Великой Отечественной войны на фронте.
В книге “Притча о трех братьях” (1988) М.Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышление о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, о любви к каждому человеку и т.д
Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков нашей страны и мира.
Старший брат!..Горячей любовью к младшим бьется твое великое сердце. Твой яркий язык - язык борцов и мудрецов - стал первым языком народов. На русском языке говорит совесть мира…
Башкирский народ гордится дружбой великого русского народа.
М.Карим, башкирский поэт.
Расул Гамзатов
(8.9.1923 — 3.11.2003), поэт, аварец по национальности.
Он был сыном народного поэта Дагестана Гамсата ЦАДАСЫ, сам стал народным поэтом, был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Ленинской и Государственных премий.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов является символом и гордостью дагестанской и российской литературы, выдающимся поэтом современности.
Родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945 - 1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького, после окончания которого (в 1951 году), был избран Председателем правления Союза писателей Дагестана, где проработал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском, а также на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг, таких как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его творчества.
По произведениям поэта в Ленинградском театре оперы и балета поставлен балет «Горянка», в Петербургском большом театре комедии осуществлена постановка спектакля «Мой Дагестан», на сцене аварского музыкального драматического театра им. Г. Цадасы поставлены спектакли «В горах мое сердце», «Берегите матерей», «Горянка» и др. Пьеса «Горянка» поставлена на сценах многих театров бывшего СССР.
О жизни и творчестве народного поэта написаны и изданы книги известных литературоведов: К. Султанова, В. Огнева, В. Дементьева и др. О нем сняты документальные и телевизионные картины такие, как «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и др. По его произведениям сняты художественные фильмы «Горянка» и «Сказание о храбром Хочбаре».
Владимир Сосюра
(1898 - 1965)
В. Сосюра родился 6 января 1898г. на станции Дебальцево (ныне Донецкой обл.) Детство поэта проходит в Донбассе.
Начальное образование получает под присмотром отца, зачитывается приключенческой литературой (Жюль Верн, М Рид, Ф. Купер), стихами А. Кольцова и И. Никитина.
С 1911г. в с. Третья Рота (ныне г. Верхнее) учится в министерском
двуклассном училище. Имея блестящую память, легко выходит в лучшие ученики, увлекается пением и художественной литературой.
Продолжает обучение в Каменской сельскохозяйственной школе, после смерти отца (1915р.) идет работать на шахту, потом снова возвращается в школу. Здесь в1916 - 1917 pp. В. Сосюра пишет стихи, которые впервые публикуются в Бахмутский «Народной газете» и лисичанских газетах «Голос рабочего» и «Голос труда».
Большинство стихотворений («Гроза», «Бокал», «Вновь один») полна традиционными мотивами российской романсовой лирики. Вместе с тем некоторые созданные под влиянием поэтики Некрасова («Много в душе еще песен неспетых», «Товарищ»).
1920г. в Одессе В. Сосюра - политкурсант 41 стрелковой дивизии - знакомится с Ю. Олешей, Э. Багрицким, К. Гордиенко, с поэзией В. Чумака. В кругу друзей, а порой и в «Кафе поэтов» читает собственные стихи.
1921p. выходит в свет первый сборник В. Сосюры «Стихи». 1921 также выходит в Страстную чувственную лирику приносят книги 1924p. «Осенние звезды» и «Город».
Рождаются такие жемчужины лирики, как «Ласточки на солнце ...»,
«Магнолии лимонный дух ...»,« Уже в золоте поля ...», «Такой я нежный ...» и др.
Художник постоянно обращается к большим поэтическим формам. После поэм 1923г. «Вера» и ярко экспрессионистических «Золотого мишки» он пишет эпопею «Железная дорога» (1923 - 1924), состоящая из пяти сюжетно связанных поэм. С 1923p. после кратковременного обучения на рабфаке Харьковского института
в 1928 - 1929 pp. выходят поэмы В. Сосюры «Учительница», «Поэт», «Заводянка», «ГПУ», публикуются сборники стихов «Когда зацветут акации», «Где шахты на горе» (1926), «Сердце» (1931), «Красные розы» (1932). Поэт активно участвует в литературной жизни - много выступает перед рабочими, на творческих дискуссиях и вечерах.
В 30-х годах поэт много работает в области художественного перевода .
В годы войны В. Соссюра в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «За честь Родины» принимает участие в работе украинского радиокомитета, выступает как пропагандист и агитатор, выезжает на фронт. 1944г. поэт возвращается в Киев.
Последней лиро-эпической поэме В. Сосюры является поэма «За власть Советов» (1964), последними сборниками - «Осенние мелодии» и «Весны дыхание» (1964).
Русский язык для меня такой же ( бесконечно родной и любимый ), как и украинский. Читая книги, написанные на русском языке , я познакомился с сокровищами русской и мировой литературы.