Работа с детьми
Материалы для проведения занятий психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_psikhologa_konarevoy_i.s.doc | 75.5 КБ |
korolevstvo_vnutri_nas.doc | 34 КБ |
otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx | 38.28 КБ |
programma_kruzhka.doc | 107 КБ |
soobraziliya.doc | 51 КБ |
druzhba.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 17»
Занятие в старшей группе
на тему:
«Моя страна –фантазия»
Выполнил: педагог – психолог Конарева И.С,
г.Изобильный 2011год.
Тема: Страна фантазия.
Цели и задачи:
- Учить мышечному и эмоциональному расслаблению через визуализацию « спокойного места» с подключением аудиальных (слуховых), тактильных представлений.
- Развитие творческого мышления и воображения.
- Отработка механизмов саморегуляции, а так же запоминание расслабленного состояния всего тела.
Ход занятия.
Доброе утро ребята, я рада всех вас видеть! Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потрёмся ладошкой с ……. Доброе утро. …….. потрётся ладошкой с Дашей. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!
Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате?( Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью). Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдёт через них, тот наделён волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса. И так я предлагаю отправиться в путь.( психогимнастика « В путь»)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с психологом.
« Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывают и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А на волшебной тропинке всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги! А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идём теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова всё изменилось. Теперь мы идём по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листочки. И вот тропинка вывела нас к лесному болоту. И теперь мы идём по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и снова побежали по тропинке. У нас под ногам иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги.»
Вот мы и добрались до нашей волшебной страны. У зеркала встречает Страж сказочных ворот – кукла – марионетка. Она говорит детям:
« Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот сказочной страны Фантазии. Но эти ворота не простые, а волшебные. Они заколдованы тремя разными задачами, которые вам необходимо решить. Справитесь с ними – ворота открою.
Первая задача:
В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растёт у берегов. Как можно перейти огненную реку?
Вторая задача:
За лесами, за горами, за морями и полями течёт Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
Третья задача:
Перед вами Чудо – Юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал?
Ну молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну»
Ткань падает с зеркала, дети по одному подходят и смотрятся в зеркало. Таким образом осуществляется « переход» в сказочную страну.
«Вот мы и добрались. Посмотрите вокруг нас окружает сказочный лес. Давайте пройдёмся по нему и узнаем какие секреты в нём живут.»
Психогимнастика «Путешествие в сказочный лес».
1. Дети идут по лесной тропинке не торопятся, спокойно, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Вокруг красивые ели, сосны и берёзы( можно ими полюбоваться), слышен лёгкий шелест листьев( кукушка кукует, стучит дятел). Под деревьями – мягкая трава – мурава ( можно её потрогать), где-то кустик с ягодкой малинкой(модно её сорвать и съесть), где – то брусника.Лёгкий тёплый ветерок обдувает лицо, руки, тело и ноги (приятно его ощутить). | Переход в сказку. Дети идут, любуются, слышат, трогают, срывают и едят, чувствуют. |
2. Чувствуются ароматы леса: деревьев, цветов и кустиков. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух… И выдохнуть… Вдохнуть…. И выдохнуть…. Вдохнуть…. | Спокойно и глубоко дышат |
3.Дети подошли к сказочному лесному озеру. Перед ними – спокойная голубая вода, а под ногами – жёлтый песок. Решили они отдохнуть, полежать на песочке. Легли, закрыли глаза .Вдыхают полной грудью приятный лесной воздух….Выдыхают…Вдыхают….Выдыхают… Вдыхают… | Идут, лежаться, закрывают глаза, спокойно и глубоко дышат. |
4.Тут из – за дерева вышел луч солнца и попал на лицо. Сильно – сильно зажмуриваем глаза и напрягаем лицо. Ещё сильнее… Держим напряжение….Держим…. Спрятался лучик – расслабили лицо и глаза. Как приятно (Повторяем ещё 1-2 раза). | Напрягают и расслабляют лицо и глаза. Запоминают ощущение расслабленного лица. |
5.А под ладонями рук – тёплый песок. Взяли немножко песка и сильно – сильно сжали кулачки. Ещё сильнее напрягли…Ещё сильнее… Держим…Держим….. Расслабили. Почувствовали, как приятно расслабление… Как приятно (Повторяем ещё 1-2 раза) | Аналогично для рук |
6.И тут на животик каждому упала шишка. Что бы она не свалилась, сильно – сильно напрягите животики….. .Ещё сильнее…. Ещё сильнее….Держим напряжение…Держим…. Расслабили… Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление…( Повторяем ещё 1-2 раза) | Аналогично для живота. |
7.А сейчас на ноги каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно – сильно напрягите ноги…. Ещё сильнее…. Ещё сильнее…. Держим напряжение…..Держим…Расслабили… Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление… (Повторяем ещё 1-2 раза) | Аналогично для ног. |
8.Лежим, как приятно, когда тело расслаблено, оно отдыхает… Запомните это ощущение…. | Запоминают ощущение расслабленного тела |
9.Когда вы захотите отдохнуть или расслабиться, может вспомнить путешествие по сказочному лесу, его деревья, травы и ягоды, лесное озеро и то, как можно хорошо расслабиться. Вначале сильно – сильно напрягите мышцы, а затем расслабьте. Сверху вниз. Лицо, потом руки, потом живот, затем ноги | Получают инструкцию на запоминание. |
10. Вдохнули лесной воздух….Выдохнули. Повернулись на бок…Сели…Вот мы с вами и закончили путешествие по сказочному лесу. | Возвращение в группу. |
«Сядьте удобнее, и послушайте меня, я расскажу вам сказку о волшебной стране.»
« Волшебная страна чувств»
Где – то далеко есть волшебная страна, где правила королева Эмоция. Придворными у неё были Чувства. Жителями этой волшебной страны жилось очень хорошо, ведь слуги Чувства всегда приходили им на помощь в трудных ситуациях. Но однажды случилось несчастье – В волшебную страну прилетел злой волшебник Безлик и заколдовал всех слуг. Он украл у них их замечательные и такие разные лица, и все Чувства стали совершенно одинаковыми.
Детям показывается заготовка маски.
Теперь жители волшебной страны не могли обратиться за помощью к слугам. Чувствам, ведь они не знали, какой слуга может помочь в той или иной беде. Долго королева Эмоция искала, как можно помочь горю, пока однажды не прочитала в Волшебной Книге, что расколдовать её придворных могут лишь обыкновенные дети, которые согласятся отправиться в её волшебную страну и превратиться в волшебных художников.
«Вот мы и очутились в волшебной стране и превратились в волшебных художников. Каждый художник может расколдовать одного слугу Чувство. Для этого вам понадобятся волшебные материалы, которые лежат на столе(краски, а вместо кисти мы будем рисовать пальчиками).
Включается аудиозапись спокойной музыки. Каждый ребёнок берёт берет заготовку маски и начинает «оживлять её»».
«Да, ребята, вы оказались настоящими волшебниками. Давайте познакомимся, какие слуги Чувства появились в нашей волшебной стране, как их зовут, какой у них характер?»
Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них.
«Спасибо! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Но мы ещё непременно сюда вернёмся и встретимся с её миром, жителями. Скажите, путешествие вам понравилось?
А теперь давайте возьмёмся за руки улыбнёмся и скажем друг – другу и волшебной стране спасибо и до свидания. И я говорю: « спасибо всем и до свидания!»»
Список используемой литературы:
1.Чистякова М.И. « Психогимнастика» Москва, « Просвещение» 1995год
2.Белинская Е.В. « Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008год.
3.Панфилова М.А. «Игротерапия общения». М.: Гном и Д, 2001 год.
4.Стати из журнала «Старший воспитатель № 12» Декабрь 2010 год.
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
Занятие в подготовительной группе на тему:
Автор работы:
Захарова И.С.-
педагог - психолог
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
г. Изобильный, 2009
Задачи:
1. Познакомить с основными чувствами и эмоциями человека.
2. Развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства.
3. Развивать умение слушать сверстников.
4. Помощь в преодолении негативных переживаний.
5. Учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность.
Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.
“Беседа”.
“Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?” Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).
Игра “На что похоже настроение”.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?” Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.
Игра “Слепой фотограф”.
В парах, один с закрытыми глазами, другой его водит, помогая познавать мир по-новому. Через несколько минут меняется ролями. Обсуждение: “Что чувствовали? Кем понравилось быть – “слепым” или “фотографом”?
Игра “Салют”.
Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.
Игра “Настроение и походка”.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: “Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее”.
Этюд “Солнечный зайчик”.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: “Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему”. Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему “Мое настроение”.
Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.
Предварительный просмотр:
МКДОУ ИМРСК «Детский сад № 17»
Открыто занятие с детьми старшей группы на тему «Страна Океания»
Выполнил:
педагог – психолог Конарева И.С,
г.Изобильный 2011год
Открыто занятие с детьми старшей группы на тему «Страна Океания»
Цели и задачи:
- Учить мышечному и эмоциональному расслаблению через визуализацию « спокойного места» с подключением аудиальных (слуховых), тактильных представлений.
- Развитие творческого мышления и воображения.
- Отработка механизмов саморегуляции, а так же запоминание расслабленного состояния всего тела
Ход открытого занятия
Ритуал - приветствие
Упражнение «Настроение»
Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй свои чувства и ощущения на этом личике или изобрази цветовым пятном.
Игра «Угадай настроение».
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, изображает мимикой настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
(детям даются пиктограммы из «Азбуки настроений» А. Белопольской: «Рыбы», они находят после показа партнера пиктограмму такого же настроения с изображением людей).
Сморите, что это лежит? Ой, да это же письмо. Психолог открывает, читает: Приглашение в страну «Океанию»
Путешествие на облаке в страну «Океания»
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в сказочную страну «Океанию» где ты будешь счастлив.
Здесь мы увидим что-нибудь интересное или необычное. Ведь стоит только захотеть, и все вокруг нас преобразуется, меняется и обретает совершенно иной смысл. Открывайте глаза и смотрите подводное царство морей и океанов. (На экране показывается релаксационный ролик)
Психолог: Смотрите кто нас встречает в волшебной стране.
Ну конечно вы угадали, это «Русалочка».
Русалочка здоровается и рассказывает, что три четверти нашей планеты покрыты водой – реками, озерами, но больше всего – морями и океанами. Температура воды не одинакова в различных частях света. От теплых вод, которые омывают остров с пальмами до ледяных вод Полюсов, где белые медведи, тюлени и пингвины населяют белоснежные заледенелые острова. В отличие от воды рек и озер, морская вода соленая.
Русалочка приглашает послушать сказку про ракушку:
Жила-была ракушка со своими родителями на глубине моря. Жили они дружно. Родители запрещали ей подплывать близко к берегу, потому что ее мог кто-нибудь взять, например, какой-нибудь мальчик, как это и случилось однажды. Один раз ракушка не послушалась и подплыла к берегу. Мальчик взял ее и прикрепил на верхушку песочного замка. Ракушка долго красовалась на песочном замке и скучала по родителям. Родители тоже волновались. Но однажды волна смыла песочный замок, и ракушка уплыла далеко в море. Там она познакомилась с морской звездой. Ракушка спросила у нее дорогу домой. Звезда проводила ракушку до дома. Родители обрадовались, увидев ее. С тех пор звезда и ракушка дружат и держатся подальше от берега.
Русалочка спрашивает: А вы ребята дружите друг с другом.
Ответы детей.
Упражнение Лабиринт «Помоги узнать, кто с кем дружит?»
Упражнение в сухом бассейне «Найди рыбок»
Дети пускают мыльные пузыри и как будто бы опускаются в океан и превращаются в рыбок.
Игра «Морское чудовище»
Дети бегают по комнате, изображая плавающих в море рыб. Чуть в стороне их подкарауливает в своем укрытии «морское чудовище» (один из детей, стоящий в стороне).
«Рыбы» двигаются в соответствии с погодой на море, которая объявляется тренером.
Море абсолютно спокойно.
Рыбы плавают не спеша, спокойно двигая кончиками плавников.
На море высокие волны.
«Рыбы» выпрыгивают вместе с волнами из воды, так высоко, как только смогут.
Море очень штормит.
«Рыбы» плавают по «морю» с максимальной скоростью.
Морской отлив!
«Рыбы» на большой скорости уплывают в «море» (как можно дальше от того места, где стоит ребенок, изображающий морское чудовище), так как во время отлива появляется из своего убежища «морское чудовище», которое ловит рыбу.
Начинается прилив!
Все пойманные «рыбы» плывут вместе с «морским чудовищем» в его укрытие.
Во время игры тренер должен как можно быстрее менять виды движения, а момент «поимки рыб» делать очень коротким, чтобы «морское чудовище» не могло поймать много детей.
Пойманные «рыбы» на следующем этапе игры становятся тоже «морскими чудовищами».
Упражнение «Сложи картинку»
Выбираем любую картинку на «Жители океана» ,
Формат А4, и разрезаем ее на 6 частей.
Упражнение «Четвертый лишний»
«Русалочка» предлагает детям взять из ее страны частичку океана.
В аквариум дети составляют растения, морскую звезду, рыбок и заливают водой.
И отправляются домой в детский сад «Теремок» с помощью волшебной палочки.
Дети сидят в кругу. Психолог обращается к участникам со следующими словами: Сегодня мы путешествовали вместе с Русалочкой по стране «Океания»
Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего?
Что нового и интересного вы узнали?
Что было для вас неожиданным или даже сложным?
Как вы с этим справились?
Дети по желанию высказывают свое мнение, делятся чувствами и переживаниями.
Создание на мольберте сказочной страны «Океания». (Сюрприз)
Дети наклеивают наклейки с изображением животных океана и создают картину «Океан».
Упражнение «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Подойдите к гостям и подарите им свой лучик, чтобы и у них в сердце засверкала звездочка добра и счастья.
Всем-всем до свидания! Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
Программа деятельности кружка
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Автор программы:
Захарова И.С.-
педагог - психолог
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
г. Изобильный, 2008
Пояснительная записка
“Если Вселенная действительно беспредельна.
А природа не имеет исчисление в своем творчестве,
То единственная модель этой беспредельности
И этих богатств есть Ребенок”.
Ш. Амоношвили
Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом дошкольного учреждения.
Актуальность программы
«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в среднем и старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся.
Цель программы – развитие познавательной сферы среднего и старшего дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Программа решает следующие задачи:
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
- Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
- Развивать воображения детей, произвольность внимания;
- Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.
- Отличительной особенностью программы «Развивай-ка» является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает средних и старших школьников. На занятиях формируется интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 5-7 лет.
Срок реализации - 2 года.
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг,психологическая игра, путешествие.
Режим занятий:
I год (5-6 лет) – 8 человек 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов.
II год (6-7лет) – 6 человек 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов.
Методическое обеспечение работы:
- Диагностический метод
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сказкотерапия;
- Психологические игры и упражнения.
Основные принципы организации занятий:
- Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
- Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.
Ожидаемые результаты
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
Формы контроля:
- Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
- Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
- Результаты выполнения диагностических заданий.
Формы подведения итогов:
Обратная связь.
Открытое занятие с детьми и их родителями.
Родительские лектории.
Методическое обеспечение программы
Формы
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг, психологическая игра, путешествие, сказкотерапия.
Методы и приемы
- Диагностический метод
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сказкотерапия;
- Психологические игры и упражнения.
Средства:
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.
В конце первого года обучения обучающиеся
Знают:
- «секреты общения»;
- элементарные приемы запоминания;
- приемы концентрации внимания.
Умеют:
- запоминать 8 однотипных предметов и 6-7 различных;
- решать логические задания (учитывая возрастные особенности):
- выполнять задания на произвольность внимания(1-2 уровней ложности).
В конце второго года обучения обучающиеся
Знают:
- правила и нормы поведения обучающихся в школе;
- особенности развития познавательных процессов;
- различные приемы запоминания;
- приемы концентрации внимания.
Умеют:
- запоминать 12 однотипных предметов и 10 различных;
- решать логические задания (учитывая возрастные особенности):
- выполнять задания на произвольность внимания(3 и повышенной сложности уровней ложности).
Литература для педагога
- Гавурина, С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
- Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
- Козырева, Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
- Кутявина, И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
- Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
- Савенков, А.И. Развитие логического мышления: (4 -5 лет) [Текст] / А.И. Савенков.- Ярославль, 2004.
- Святкова, О.Г.Внимание: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.
- Святкова, О.Г.Мышление: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.
- Святкова, О.Г. Память: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.
Учебно-тематический план
первый год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | ||||
всего | Теор. | Прак. | ||||
1. 1.1. 1.2. 1.3. | Тренинг «Знакомство» Запоминаем имена Учимся общаться Какой я? Какие мы? Какой ты? | 3 1 1 1 | - - - - | 3 1 1 1 | ||
2. 2.1. 2.2. 2.3. | Диагностика познавательных процессов обучающихся Диагностирование уровня развития мыслительных операций Диагностирование развития у обучающихся видов процесса запоминания Диагностирование эмоционально волевых процессов, произвольности внимания | 3 1 1 1 | - - - - | 3 1 1 1 | ||
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. | Развиваем внимательность Развитие концентрации внимания Графический диктант (1 уровень сложности) Тренировка внимания Рисуем по образцу Графический диктант (2 уровень сложности) Развитие переключения внимания Развитие распределения внимания Графический диктант (3 уровень сложности) | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | - - - - - - - - - | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
4. 4.1. 4.2. | Диагностика адаптационного периода Диагностика психологической комфортности к обучению в МОУ ДОД Мотивационное анкетирование | 2 1 1 | - - - | 2 1 1 | ||
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. | Развиваем память Тренируем зрительную память Запомни образец Слова-ассоциации Картинки-подсказки Тренируем слуховую память Рисуем по памяти Игры с перекладыванием предметов Игры на воспроизведение предметов | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | - - - - - - - - | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. | Развиваем мышление Логические задачи-шутки Логически-поисковые задачи Задания с палочками Развитие аналитических способностей Задания на перекладывание предметов Совершенствование мыслительных операций Развитие логического мышления | 7 1 1 1 1 1 1 1 | - - - - - - - | 7 1 1 1 1 1 1 1 | ||
7. 7.1. 7.2. 7.3. | Диагностика психофизиологического развития Исследование динамики развития мыслительных операций у обучающихся Исследование динамики развития процессов запоминания Исследование динамики развития свойств внимания у обучающихся | 3 1 1 1 | - - - | 3 1 1 1 | ||
Резервное время | 2 | |||||
36 | - | 36 |
Учебно-тематический план
второй год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | ||
всего | Теор. | Прак. | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | _ |
2. 2.1. 2.2. 2.3. | Диагностика познавательных процессов обучающихся Диагностирование уровня развития мыслительных операций Диагностирование развития у обучающихся видов процесса запоминания Диагностирование эмоционально волевых процессов, произвольности внимания | 3 1 1 1 | _ - - - | 3 1 1 1 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. | Развиваем внимательность Развитие концентрации внимания Развитие произвольности внимания Графический диктант (повышенной сложности) Тренировка внимательности Обучение приемам произвольности внимания Нестандартные графические диктанты Таблицы Щульца | 7 1 1 1 1 1 1 1 | _ - - - - - | 7 1 1 1 1 1 1 1 |
4. 4.1. 4.2. | Диагностика адаптационного периода Диагностика психологической комфортности к обучению в МОУ ДОД Мотивационное анкетирование | 2 1 1 | _ - - | 2 1 1 |
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. | Развиваем память Тренировка зрительной памяти Обучение приемам запоминания зрительно Зрительные ассоциации Зрительные закономерности Тренировка слуховой памяти Развитие быстроты реакции Выстраивание слуховых образов Задания по запоминанию повышенной сложности | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | _ - - - - - - - - | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 |
6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. | Развиваем мышление Обучение поиску закономерностей Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать Развитие логического мышления Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию предметов. Развитие умение решать нестандартные задачи | 7 1 1 1 1 1 1 1 | _ - - - - - - - | 7 1 1 1 1 1 1 1 |
7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. | Диагностика психофизиологической готовности ребенка к школе Исследование динамики развития мыслительных операций у обучающихся Исследование динамики развития процессов запоминания Исследование динамики развития свойств внимания у обучающихся Мы идем в школу | 4 1 1 1 1 | _ - - - - | 4 1 1
1 1 |
Резервное время | 4 | |||
36 | 1 | 35 |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ИМРСК « Детский сад №17»
Интеллектуальная игра для детей старшей и подготовительной группы:
Автор работы:
Конарева И.С.
педагог - психолог
МКДОУ «Детский сад №17»
г. Изобильный, 2010
Участвуют подготовительные группы - две команды : "Моряки" и "Путешественники";
Материал для проведения игры: эмблемы; плоскостные изображения островов: остров - "Природа", "Математика","Литературный", "Художественный", ; плоскостное изображение корабля, который передвигается от острова к острову, конверты с вопросами; плоскостные изображения вазы и кувшина, разрезанные на части; по 8 треугольников для каждой команды;
Все задания оцениваются по 5 -ти бальной системе.
По итогам игры команды награждаются грамотами.
Ведущий:- Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие к далёкой стране Сообразилия. А как вы думаете, почему эта страна так называется ? ( ответ детей)
Но прежде чем попасть к берегам этой страны мы должны преодолеть множество островов и выполнить все задания, которые нам приготовлены .
Команда "Моряки" готова ?
А команда "Путешественники"? Тогда в путь! На чем будем путешествовать?
Дети : 1.- Мы корабль построим сами,
И "Отважный" назовём.
Сядем все мы на корабль
Далеко мы поплывём!
2. Побываем в океане,
И в моря мы заплывём.
Неизведанные страны,
Острова мы там найдём!
Ведущий:- Приближаемся к острову "Природа". Причаливаем!
На вопросы этого острова начинает отвечать команда "Моряки".
1-ий конверт. 1-ий вопрос : какие животные водятся в австралии?
(ответ детей)
2 вопрос: -команде "Путешественники". - Назовите самое большое морское животное? (кит)
2 конверт. 1 вопрос команде"Моряки":
- Каких морских птиц вы знаете?
( песчанка, розовые крачки, бакланы, олуши:)
2 вопрос команде "Путешественники"
- Каких насекомых вы знаете? (паук. Комар, бабочка, пчела, клоп, богомол:)
3 конверт. 1 вопрос к команде "Моряки".
В какое время года колхозники сеют семена ржи и пшеницы?
( рожь- осенью, пшеницу- весной)
2 вопрос команде "Путешественники".
В какое время года созревают овощи и фрукты?
( фрукты- летом, овощи- осенью)
4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки"
В какое время года собирают ягоды и грибы?
( ягоды- летом, грибы- осенью)
2 вопрос команде "Путешественники".
Назовите лекарственные растения?
( укроп, розмарин, чабрец, шалфей, лаванда и т.д.)
Ведущий:- Отлично! С заданиями 1 острова справились ! Отплываем и плывем к другому острову! ( под фонограмму песни "Жил отважный капитан" из к/ф "Дети капитана Гранта" (слова В.Лебедева-Кумача, музыка И.Дунаевского).
Ну вот мы и на острове "Математика"!
1 конверт с заданиями. 1 вопрос команде "Моряки".
Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке "Три медве
дя"? ( 3 шт.)
2 вопрос команде "Путешественники".
На стоянке такси стояло 5 машин. 2 передние машины уехали с пассажирами. Сколько машин осталось на месте? (ни одной,
т.к. остальные машины передвинулись вперёд.
2 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку
убрал, а из остальных палочек составил другой многоугольник
Какой многоугольник получился у Вани?
(четырёхугольник)
3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Ворона больше голубя, голубь больше воробья. Расположите названия птиц в порядке возрастания ?
(воробей - голубь- ворона )
2 вопрос команде "Путешественники".
Мама купила четыре шара красного и голубого цвета.
Сколько шаров каждого цвета купила мама?
( 4 шара каждого цвета)
4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Шёл Иван в Санкт-Петербург, навстречу ему шли 3 брата. У
каждого брата рюкзак. В каждом рюкзаке они несли по щенку.
У каждого щенка в зубах кость.
Сколько человек шли в Санкт-Петербург?
( один Иван, а братья шли в другую сторону, ему навстречу)
2 вопрос команде "Путешественники".
Как можно сделать два больших треугольника из восьми
маленьких треугольников? Покажите это. (работа со счетными палочками. Дети выполняют задание на столе)
Ведущий : Ну вот, с заданиями 2 острова вы тоже справились. И пока жюри подсчитывает очки мы с вами, дорогие наши зрители и члены обеих команд немножко поиграем!
Игра со зрителями на "Внимание"
Голубой флажок -хлопать,
Зелёный - топать,
Жёлтый - молчать,
Красный - ура кричать!
Ведущий проводит игру, а жюри подводит итоги.
Ведущий: - Путешествие наше продолжается. Корабль наш берёт курс к острову "Художественный". ( Звучит фонограмма песни "Жил отважный капитан" из кинофильма "Дети капитана Гранта" (слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского). Ну вот мы и приплыли к 3 острову.
Выполняем задания этого острова.
1 конверт. 1вопрос команде "Моряки".
Где можно увидеть картины?
(в музеях, на выставках, в альбомах книгах на стене в квартире
и т.д.)
2 вопрос команде "Путешественники".
На чём можно нарисовать картину?
( на бумаге, полотне, на стене, на потолке, на стекле, на холсте и т.д.)
2 конверт 1 вопрос команде "Матросы".
Какие жанры живописи вы знаете?
(пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетный, и т.д.)
2 вопрос команде "Путешественники".
Чем можно нарисовать картину?
(Карандашами цветными, акварелью, восковыми карандашами,
гашью, пастелью, сангина и т.д.)
3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Люди каких профессий связаны с рисованием?
( модельеры дизайнеры, архитекторы, гримеры, артисты,
художники).
2 вопрос команде "Путешественники".
Назовите виды народных росписей.
Хохломская, Городецкая, Дымковская,Жостовская, Каргопольская,
Полхово-майдановская, Семёновская и др.)
4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Назовите элементы Дымковской росписи"
(круги, кружочки, точки, линии(прямые, волнистые , сеточка,
клеточка и др.)
2 вопрос команде "Путешественники".
Назовите элементы Гжельской росписи.
(розан, бутон, веточки, листочки, завитки, усики и др.)
Ведущий: Ребята вы хорошо справились с заданиями острова "Художественный", нам осталось преодолеть ещё 2 острова. Остров "Рукотворный мир" находиться совсем недалеко. Поплыли!
(звучит фонограмма песни "Жил отважный капитан" из к/фильма "Дети капитана гранта",(слова В.Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского).
Ведущий:- Какой интересный остров! Сколько интересных предметов на нём!
1 конверт,1 вопрос команде "Моряки".
Какими предметами украшают дом на Новый год?
(ёлка, гирлянды, новогодние венки, огоньками ,игрушками и т.д.)
2 вопрос команде "Путешественники"
Какие предметы может сшить мама, чтобы украсить кухню?
(занавески, прихватки, ухватки, полотенце и др.)
2 конверт, 1 вопрос команде "Моряки".
Соберите по частям разбитую вазу ( плоскостная)
(выполнения задания на столе)
2 вопрос команде "Путешественники".
Соберите по частям кувшин (плоскостной)
3 конверт, 1 вопрос команде "Моряки".
Назовите музыкальные инструменты.
(гармонь, пианино, рояль, дудка, бубен, колокольчик и др.)
2 вопрос команде "Путешественники".
Назовите строительные инструменты.
( кисть, топор, молоток, гвозди, мастерок и др.)
4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Какие предметы человек изготавливает, чтобы украсить себя?
(бусы, серьги, кольца, браслеты, шляпы, одежда, обувь и др.)
2 вопрос команде "Путешественники".
Какими предметами украшают квартиру?
(вазы, картины, ковры, люстры, часы, мебель, занавески и др.)
Ведущий :Пока наше жюри подводит итоги по выполнению заданий двух последних островов, мы с вами сейчас все потанцуем знаменитый танец матросов "Яблочко". Вы умеете танцевать этот танец? Если нет, то мы научим. Движения такие: "канат", "якорь, "моем палубу", "смотрим вдаль", "качка".
Звучит музыка, дети исполняют танец.
Ведущий:- Осталось доплыть до последнего острова - острова "Литературный".
(звучит фонограмма песни "Жил отважный капитан" из к/ф "Дети капитана Гранта",(слова В. Лебедева-Кумача, музыка И.Дунаевского)
Ну вот, мы и на острове!
1 конверт. 1 вопрос капитану команды "Моряки".
Назовите стихотворения С. Есенина.
( капитаны называют знакомые стихотворения)
2 вопрос капитану команды "Путешественники".
Назовите стихотворения А. Блока
( капитаны называют знакомое стихотворение)
2 конверт. 1 вопрос команде "Моряки".
Назовите сказки А.С.Пушкина?
( дети называют все знакомые им сказки)
- вопрос команде "Путешественники"
Назовите русские народные сказки.
(дети называют знакомые детям сказки)
3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки"
Назовите пословицы о труде.
( дети называют знакомые им пословицы)
2 вопрос команде "Путешественники".
Назовите пословицы о дружбе.
4 конверт . 1 вопрос команде "Моряки".
По фрагменту из фонограммы узнать и назвать сказку.
2 вопрос команде "Путешественники"
По фрагменту из фонограммы узнать и назвать сказку.
Ведущая: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями! И перед нами открывается путь к берегам Бразилии. Плывём! (звучит фонограмма песни "Жил отважный капитан" из к/ф "Дети капитана Гранта", слова В. Лебедева-Кумача, музыка И.Достоевского)
Ну вот, и Бразилия! Нас встречают добрые, весёлые жители этой чудесной страны!
Девочками подготовительной группы исполняется танец "Ламбада".
Ведущий :Ну что ж, наша путешествие завершено! Давайте предоставим слово жюри!
Жюри подводит итог. Награждение победителей.
Ведущий : Хочется пожелать вам, ребята, чтобы в вашем сердце всегда жила мечта путешествовать. Не важно : по морю, по горам, на поезде или автомобиле , самолёте, велосипеде. Главное - это стремление осуществить свою мечту.
Слово "мечта на "Мачту" похоже.
А может быть это одно и тоже?
Когда я мечтаю, то вижу всегда,
Как разливается в брызги вода.
Вижу себя я на быстром корвете,
Бьёт в паруса мои яростный ветер!
Спешу я на помощь- не знаю к кому,
Спешу я на помощь сквозь ветер и тьму!
И держится мачта, не гнётся мечта.
Я знаю, что общее в них- Высота!
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
Занятие подготовительной группе на тему:
Автор работы:
Захарова И.С.-
педагог - психолог
МДОУ детский сад комбинированного вида №14
г. Изобильный, 2010
Цели:
1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.
2. Поддерживать интерес к занятиям.
3. Развивать воображение и коммуникативные навыки.
4. Развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним.
5. Поднять эмоциональный тонус детей.
Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).
Игра “Ласковое имя”.
Инструкции: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя”.
Игра “Животные”.
Ведущий предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).
Игра “Прорвись в круг”,
Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.
Игра “Глухой телефон”.
Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий говорит на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.
Игра “Енотов круг”.
Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).
Групповой рисунок “Волшебная страна”.
Дети рисуют на листе ватмана карандашами, фломастерами, красками или мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда не ссорятся, помогают друг другу и т.д.
Ритуал прощания.
Дети благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая игра понравилась больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.