Методическая копилка

Ушакова Оксана Ивановна

Конспект урока по математике, 2 класс

Классный час "Казачья трапеза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике, 2 класс,

УМК «Планета Знаний», автор М.И. Башмаков , М.Г. Нефёдова

Разработал учитель начальных классов: Ушакова О. И.

Тема: Увеличение в 2 раза.

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений увеличивать числа вдвое и различать действия в случаях «увеличить на 2» и «увеличить в 2 раза» в текстовых задачах, способствовать формированию навыка самостоятельно придумывать задачу по данному решению, сравнивать числа и выражения .Планируемые результаты обучения:

Предметные : имеют представления  о том, как  записывать результат с помощью знака умножения; умеют увеличивать числа вдвое, решать задачи на увеличение /уменьшение «на2» и «в 2раза», сравнивать результаты вычислений, доказывать, составляя равенства.

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его4 имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности;

Метапредметные; регулятивные – определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, умеют оценивать свою работу на уроке; познавательные – ориентируются в своей системе знаний , самостоятельно наблюдают над свойствами  четных чисел, коммуникативные – планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают действия с партнером.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами ,надеюсь, что сегодня на уроке вы будете внимательными слушателями и  активными  участниками. Но сначала давайте поиграем. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

(далее действия третьей и четвертой строки заменяем словами: подмигните, пожмите руку, помашите)

2. Устный счет

Каждый день мы узнаём что-то новое. Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно –    достаём и используем. Повторим то, что мы с вами уже знаем, достанем те знания из сундучка , которые нам сегодня пригодятся.

- Замените сложением, вычислите.

5 * 4=

12* 3=

10*5=

- Скажите, сколько хвостов у 8 коров?  ( 8 )

- Сколько ушей у 5 мышей?  ( 10 )

- Сколько рогов у 4 коров?   ( 8 )

- Сколько хвостов у 40 ослов?   ( 40 )

- У палки два конца. Если отпилить один конец, то сколько их останется? (2)

Уменьши на 6 каждое число:

21, 36, 49,13, 19,60,75, 24, 55.

Увеличь на 7 каждое число:

41, 17, 9,82, 70,53,67,49,93.

3.Актуализация знаний.

6    8                5    7                               9   11

6   12                5   10                             9  18

- Сравни 2 пары чисел в каждом столбике.

-  Что вы заметили? Как получили следующее число?  (6 +2, то есть 6 увеличили на 2, 6+6, то есть 6 удвоили)

- Что же мы будем делать сегодня на уроках?(Увеличивать числа на 2 и вдвое )

4.Практическая работа

- Нарисуйте на  одной строке 4 кружка, а в другой по 4 кружка 2 раза.

- Как увеличилось количество кружков во второй строке? ( удвоилось, значит  столько и ещё столько, 4 и ещё 4)

- Напишите выражение,  с помощью которого  узнаем, сколько кружков во 2 строке.

4 +4 =8

- Каким действие заменить можно? ( умножением, по 4 берем 2 раза)

- Нарисуйте на 1 строке 4 треугольника, а на 2 строке на 2 треугольника больше.

- А что значит на 2 больше? ( Значит 4 и ещё 2 )

- Запишите числовое выражение ко 2 рисунку.

4 + 2 = 6

5. Чтение правила  в учебнике.

6.Работа в парах .

5555

81        14

10        8

72        20

3        45

97        7

- Ребята 1 варианта числа увеличит на 2, а 2 вариант – увеличить в 2 раза.

- Обменяйтесь  тетрадями, проверка по образцу

7. Решение задач

1.        Сравни задачи.

Прочитайте задачи.

- О чем говорится в задачах?

- Чем похожи?  Чем отличаются?

А) В корзину положили 12  груш, а яблок в 2  раза больше. Сколько всего фруктов положили в корзину?

Б) В корзину положили 12 груш, а яблок на 2  больше. Сколько всего фруктов положили в корзину?

Составление   краткой записи. Составление схем к задачам.

Запишите решение к каждой задаче.

- Придумайте задачу, в которой нужно:

- увеличить число в два раза;

- увеличить число на 2.

 8.Самостоятельная работа.

1 вариант

Реши задачу.

В одной кормушке 5 синиц. Воробьёв в 2 раза больше, а голубей на 2 больше, чем синиц. Сколько воробьёв и сколько голубей?

Удвой числа : 6,7 20,36.

2 вариант.

Реши задачу:

Антон подтянулся 14 раз. Боря сделал на 2 подтягивания больше. А Витя в 2раза больше, чем Антон. Сколько подтягиваний сделал Боря и сколько Витя?

Удвой числа: 8, 11, 43,30.

Самопроверка. Решившему  дается карточка с ответами.

- Поставьте цифру, соответствующую  числу правильных ответов.

10. Итог урока. Рефлексия.

Рефлексия деятельности.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень нравился  урок , получили много интересной информации; голубого цвета – урок  не интересный , не было никакой полезной информации.



Предварительный просмотр:

Классный час "Казачья трапеза"

Составитель: учитель начальных классов Ушакова Оксана Ивановна, МБОУ СОШ № 4, г. Донецк Ростовской области.

Класс: 3 – 4 класс

Цель классного часа:  

  • познакомить учащихся с особенностями донской пищи и утвари;
  • сформировать систему знаний о быте и культуре населения края. 

Задачи:

  •  Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Донского казачества
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
  • приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Ход классного часа

1. Вступительная часть

- Ребята! Я вашему вниманию предоставляю ряд поговорок и пословиц донских казаков.

       -  Какой общей тематикой их можно объединить?

«Хлеб та капуста лиха в хате не допустят»

«Где оладьи - там и ладно»

«Не поевши сала - не кажи, шо сыт»

«Пели бы еще да въ животе тощо.»

«Добрый казакъ не брезгаетъ, что попало, то и трескаетъ.»

 «Как ложкой , так и шашкой»

«Хлебушко – пирогу дедушка»

-  Давайте проанализируем. О чем  можно говорить, прочитав эти пословицы?

2.Основная часть

- На этот раз речь пойдет о казачьей трапезе.

- Кто из вас может объяснить значение слова трапеза? (ответы учащихся)

Учитель делает вывод.

Трапеза - непосредственно процесс принятия готовой пищи человеком, совершаемый в определённый период времени, обычно несколько раз в сутки. Приёмы пищи, как правило, происходят дома или в предприятиях общественного питания, но могут также проходить и в любом другом месте.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. У них есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры любого народа.

Сообщения  заранее подготовленных  учеников, показ слайдов.

 Ученик 1.Отличительной   особенностью кухни   и   всего   казачьего   жилья была  стерильная  чистота. Комната с печью или плитой для приготовления пищи в казачьем курене называлась стряпкой. В жаркое время года готовили в отдельном строении – летней кухне, пекарке. (Слайд: «Дощатые или плетневые, обмазанные глиной домики, малые, словно скворечники, лишь бы уместилась печка, кухонный, он же обеденный, столик да самодельные полки с немудреной утварью».    Б.П. Екимов.  «Летняя кухня»).

Ученик 2.Печь в летней стряпке топилась хворостом, соломой, кукурузными будыльями, а чаще всего ( Слайд: Кизяк – сухой спрессованный навоз с соломой, используемый в качестве топлива) кизяками. Они изготавливались на заднем дворе из навоза и рубленой соломы. Полученная масса формовалась или резалась и просушивалась. Топливо хранили, как поленницы дров на севере России. Кизяки горели жарко и давали особый пепел, который долго сохранял жар. На температурный режим сгорания кизяков рассчитана вся казачья кухня.

Ученик 3 Отличительной особенностью стряпки была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни – ведерко с белилами и квачом  всегда стояло под печкой. Она всегда выглядела нарядно: украшалась синим бордюром, в тех местах, где можно было использовать глину или камешки, печку расписывали изображениями коней, казаков, цветов.

Ученик 4  Около летней кухни было огнище, на котором стоял (Слайд: таган) трехногий таган, а на нем либо казан (котел с большим дном), либо разного диаметра кольца, чтобы ставить чугуны. Тут же ставились самовары и стояла железная снасть: самоварные трубы, печные заслонки, (Слайд:   рогач и текст: « Приспособление в виде длинной палки с металлической рогаткой на конце, с помощью которого ставят горшки и чугуны в русскую печь и вынимают их из нее; ухват».) рогачи, (Слайд: чапельник и текст: «Укрепленная на рукояти железная лопаточка с крючком для захватывания сковороды; сковородник».)  чапельники. 

Рассказ учителя

- На Дону любили вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. По будням казаки питались простой пищей. На столе постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также особое положение, которое отводилось столу в доме.

- А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?(ответы учащихся)

Учитель. Хозяйка вставала рано, с петухами, как говорили. Стряпать надо было много. Готовили все в печи, как только разгорались кизяки, тут уж  успевай  жарь, вари, пеки все, что угодно. За стол садились все, сколько есть в семье. Хозяйка наливала в чашки глубокие первое – щи или суп. Девки подавали на стол, хозяин нарезал хлеб, и, когда все готово, хозяйка говорил: «Ну, давайте молиться». Первым начинал хозяин вслух. Все остальные это же читают, только шепотом. За стол садились – как-то группировались: дети все в одном месте, девки, снохи – себе. Ели только деревянными ложками. Если хозяин любил горький перец, ему наливали чашку отдельно. Шалости детей за столом не позволялись, иначе получишь ложкой по лбу. На первое подавались щи мясные или лапша с курятиной, на второе – тушеное мясо или птица с картошкой. Хлебали кислое молоко из глубоких чашек. Пышки, (Слайд: Кокурка – печеное изделие из сдобного текста. Выпекают на растительном масле, посыпают сахаром. Словарь донских говоров Волгоградской области) кокурки или калачики пекли из белой муки. Вылезая из-за стола, все благодарили стряпуху; дети говорили: «Спаси Христос, маманя», а внуки: «бабаня». Девки говорили: «Спаси Христос, матушка».

           В мясоед зимой питались усиленно, каждый день мясные блюда вдоволь и жареное, пареное, тушеное. Окорок, сало, самодельные колбасы. У кого корова отелилась – и молоко на столе. Одной из характерных черт казачьей  кухни  было присутствие на каждом столе дичи. В пойме Дона водилось до 20 видов уток, гусей, перепёлок, дроф, куропаток. Охотник в течение двух суток мог набить целый воз птицы.

   Казачий стол трудно представить без рыбы. Дон в то время был полон белугой, севрюгой, осетром, сазаном, стерлядью, карпом, судаком, окунем, ершом, таранью, синьгой, чехонью, щукой, сомом, сельдью.  Самым популярным горячим блюдом была уха. Существовало огромное количество рецептов её приготовления. Но особенность донской ухи была в том, что варили её с томатом. Особенно вкусной была уха, приготовленная в котле на костре. Одним из самых распространённых и любимых блюд были также «катушки». Из мякоти судака, щуки, осетра готовили фарш, добавляли соль, лук, чёрный молотый перец. Фарш делали в виде шариков и обжаривали.

            Наступал великий пост после Масленицы – переходили на постную пищу. Щи варили на растительном масле, пережаривали с луком. Чередовали: когда щи есть, когда лапшу кислую, с сушеными яблоками, грушами, немного сахаром подсластят и получается кисло – сладкая лапша. Картошка шла в любом виде с  соленьями, каши – с растительным маслом».

Представление учащимися  блюд донских казаков.

1 группа учеников. Особенно вкусна была тыквенная каша, посыпанная толченными дынными семечками. Семечки летом собирали, сушили, а зимой жарили, чистили и толкли в ступке, и получалась  мука – очень душистая, специально для тыквенной каши. Было два сорта тыкв: белые и красные. Еще их жарили, пекли и парили.

Каша из тыквы. Очищенную и нарезанную кубиками тыкву потушить в молоке с маслом до полуготовности, затем добавить промытое пшено, сахарный песок, соль и варить на небольшом огне. Готовую кашу рекомендуется подержать в духовке.

На 400г тыквы: 2 ст. ложки пшена, 2-3 ст. ложки сливочного масла, ½ стакана молока, 1 ст. ложка сахарного песка.

2 группу учеников. А  мы приглашаем  отведать (Слайд: Каныш – пирог с начинкой из взбитых  яиц и каймака ) каныш.

Как делается: раскатывается круглая пышка из дрожжевого теста, она намазывается взбитыми яичными желтками и каймаком (можно сметаной) слоями, края пышки заворачиваются к центру, верх оставляют открытым и отправляют в духовку.

 (Слайд:  Каймак – зажаренные сливки, снятые с топленого молока.

                 Пекушка – маленький глиняный горшочек).

Ставь молоко в духовку

                                          В обычном чугунке.

                                          Оно пусть протомится

                                          На жарком угольке.

                                          Покроется румяной

                                          Каймачной пеленой:

                                          Коричневой, бугристой,

                                          Поджаренной каймой: 

3 группа учеников.

- Говорит ли что-нибудь вам  слово взвар? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это одно из кушаний, в прошлом прочно занимавших место на казачьем столе. (Слайд: Взвар – компот из сушеных диких груш (дулей-черномясок), яблок (кислиц), вишни, терна, абрикос (жердела ) без сахара.                             Летом яблоки и груши

                                            Под навесом просушу.

                                            Не забуду сливы, вишню

                                            И жердела поищу.

 

                                            Наварю из них зимою

                                            Нежный и душистый взвар.

                                            На печи томить оставлю,

                                            Чтобы остудился пар.

 

                                            Разолью компот по кружкам

                                            И семью всю угощу.

                                            Позову свою подружку,

                                            Дам ей с ягодкой взварку.

4 группа учеников. (Слайд: Откидное молоко – отжатое, отделенное от сыворотки кислое молоко). Откидное молоко для нас не редкость. Его можно купить на базаре в субботу. Откидное молоко имеет и другое название – портошное.  Портки – исподнее мужское белье, длинные нижние брюки. Раньше казачки штанины от чистых старых портков наполняли свежим кислым молоком, завязывали концы и вешали в леднике. Молоко постепенно стекало и твердело, но благодаря постоянной свежести в леднике, не высыхало. Летом можно было отломить кусок такого молока, положить его в большую миску со свежей водой, помешать ложкой, и ирян, прославленный казачий ирян был готов. Прошу к столу.

Рассказ учителя

Главная черта казачьей кулинарии – продукт предпочтительней готовить целиком. Это касается баранов, поросят, гусей и прочей птицы.  Даже капусту квасят, а (Слайд: арбуз) арбузы солят целыми.

 

Викторина

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили название блюд и казачьей  утвари. Проведем небольшую викторину. Самые активные участники получат брошюру с рецептами казачьих блюд.

1. Комната с печью или плитой для приготовления пищи в казачьем курене.(стряпка)

2. Компот из сушеных диких груш (дулей-черномясок), яблок (кислиц), вишни, терна, абрикос (жердела ) без сахара.(взвар).

3. Печеное изделие из сдобного текста. Выпекают на растительном масле, посыпают сахаром.(кокурка)

4. Приспособление в виде длинной палки с металлической рогаткой на конце, с помощью которого ставят горшки и чугуны в русскую печь и вынимают их из нее; ухват. (рогач)

5. Маленький глиняный горшочек(пекушка)

6. Пирог с начинкой из взбитых  яиц и каймака. ( каныш)

7. Зажаренные сливки, снятые с топленого молока ( каймак)

8. Продолжи пословицы:

«Хлеб та капуста … (лиха в хате не допустят»)

«Хлебушко – … (пирогу дедушка»)

«Как ложкой, …( так и шашкой».)

Подведение итогов викторины. Вручение призов.

3. Заключительная часть

Рассказ учителя

- Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой». В «Тихом Доне» мы читаем: «Ели, как всегда по праздникам, сытно и много. Щи  с  бараниной  сменила лапша, потом - варёная баранина,  курятина,  холодец  из  бараньих  ножек, жареная картошка,  пшённая  с  коровьим  маслом  каша,  кулага,  блинцы  с каймаком, солёный арбуз».

Приятного аппетита!

Чтение стихотворения учащимися

Донской край

Попов И.Н.

Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.

 

Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь
.