рабочая программа " Право в нашей жизни"
предпрофильная подготовка в 9 классе по формированию правовых знаний учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pravo_v_nashey_zhizni_9_klass.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного предмета «Право в нашей жизни» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и рассчитана на 14 часов (1 час )в неделю в 9классе
Основные функции программы:
1. Информационно-методическая функция позволяет учащимся получить представление об истории становления и развития права, о различных правовых системах современности и их особенностях, углубить знания по праву и системе права.
2. Интерактивная функция в ходе изучения курса, учащиеся на практике ознакомятся с источниками права, правовыми документами разных исторических эпох, получат практические навыки работы с правовыми нормами.
Программа элективного предмета включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета.
Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.
Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию.
Элективный предмет «Право в нашей жизни» предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами.
Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.
Цели элективного предмета «Право в нашей жизни»:
- Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.
- Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
- Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.
- Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.
- Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.
Распределения учебного материала и учебного времени в X-XI классах:
Классы | Объем учебного времени | Разделы примерной программы |
IX класс | 14 ч | Тема I. .Введение в право |
Тема 2 Права и свободы человека и механизмы их защиты | ||
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения элективного предмета «Право в нашей жизни» ученик должен
знать/понимать
- основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;
- основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;
- основы текущего законодательства России;
- возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;
уметь
- проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
- критически анализировать полученную информацию;
- участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
- формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
практически использовать приобретенные знания и умения для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;
- объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;
- осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.
Программа предмета «Право в нашей жизни». IXкласс
1. Введение (1 час)
Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции.
ТемаI. Введение в право(4 ч)
1. Что такое право(3 часа.)
Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.
2.Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов.(1ч)
Тема II Права и свободы человека и механизмы их защиты ( 9 часов)
Естественное право и права человека.
Государственное право.
Конституционные права человека и обязанности граждан РФ
Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция о правах ребенка.
Институт уполномоченного по правам человека.
Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями.
Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину»
Список литературы:
1. В.К. Бабаев В.М. Баранов. Теория права и государства. – М.: Юрист, 2005 г.;
2. Е.Ю. Бархатова. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2007 г.;
3. А.В. Ильин. Из истории права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Т.В. Кашанина А.В. Кашанин. Основы российского права. – М.: Просвещение, 2001 г.;
5. Кодексы РФ.
6. Конституция РФ.
7. О.Е. Кутафин. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2007 г.;
8. А.В. Малько. Основы государства и права. – М.: Кнорус, 2007 г.;
9. А.Ф.Никитин. Основы права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2007 г.;
10. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.;
11. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.;
12. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся.9 класс – М.: Просвещение, 2002 г.
13. Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Утверждаю Согласовано
Директор МОУ «СОШ№77» Зам. директора по УВР
________ Лазарева Н. В _________Гаврилова И. В.
Тематическое планирование элективного курса «Право в нашей жизни»
На 2013-2014 учебный год
№ занятия | Содержание занятия | Дата занятия | Количество часов |
Занятие № 1 | Вводный урок | 1 час | |
Занятие №2 | Тема 1. Введение в право. Что такое право. | 2 часа 1 час | |
Занятие №3 | Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов. Судебная защита прав и свобод граждан. | 1 час | |
Занятие №4 | Тема 2. Права и свободы человека и механизмы их защиты. Естественное право и права человека. Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан РФ. | 4 часа. 1 час | |
Занятие №5 | Права ребенка и необходимость их защиты. Конвенция о правах ребенка. | 1 час | |
Занятие №6 | Институт уполномоченного по правам человека. | 1 час | |
Занятие №7 | Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями. | 1 час | |
Занятие №8 | Повторительно-обобщающее занятие. Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину». | 1 час |