Нейропсихологические игры и упражнения для детей

Предлагаются нейропсихологические игры и упражнения для детей. Данный материал представляет интерес для родителей и учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasyans.docx12.78 КБ
Файл neyropsihologicheskie_igry_po_russkomu_yazyku.docx20.35 КБ
Файл tablica_chisel.docx12.83 КБ
Файл lesenka.docx12.69 КБ
Файл ya_ne_volshebnik.docx12 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Пасьянс»

Сделайте карточки для игры в пасьянс и отрабатывайте с ребенком темы: «Синонимы», «Антонимы», «Однокоренные слова». Не забывайте, что в младшем школьном возрасте познание идет через игру.

При изучении синонимов

большой

огромный

трудный

сложный

синий

небесный

серый

мышиный

игрушка

кукла

врач

доктор

красный

алый

свитер

кофта

супруга

жена

дождь

ливень

сырой

мокрый

солдат

воин

рыдать

плакать

балерина

танцовщица

При изучении  антонимов

большой

Маленький

небо

Земля

море

Суша

утро

Вечер

легкий

Трудный

черный

Белый

темный

Светлый

ребенок

Взрослый

холодильник

печка

лето

Зима

радостно

Грустно

сказка

Реальность

пушистый

Гладкошерстный

При изучении однокоренных слов

печать

печатный

печатать

печатник

печь

печурка

печеный

выпечка

        лев

львиный

львица

львенок

левый

влево

левша

слева

белый

белеть

белок

белизна

белка

бельчонок

беличий

бельчата

стол

столовая

столик

столешница

сто

сотый

сотня

сотник

горе

горевать

пригорюнился

горюшко

гора

пригорок

горочка

гористый

водить

водила

водитель

проводник

вода

подводник

водяной

водянистый



Предварительный просмотр:

      Одна из главных проблем правописания – необъяснимый  пропуск букв в словах. Почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае пропуска букв причины разные, но, в общем, ответ один – у ребенка не сформирован образ слова. Предлагаю Вам игры и задания, с помощью которых формируется образ слова.

Игра «Кузовок»  (А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова)

Задача : собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ОК: грибок, подарок, платок и т.д. Для этого занятия может подойти  корзина, коробка, ящик, пакет… Соответственно будем собирать слова, оканчивающие на – ИНА, - КА,- ИК, - ЕТ  .

Эту игру мы начинаем обычно такими фразами:

«Собираемся в лесок, наполняем кузовок!...»

«Вот пред нами корзина, туда отправляется… » (картина, балерина, малина).

«Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, стульчик).

«Вот большой- большой пакет. Клади в него…» (билет, кларнет, рулет).

    Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

                                   

Игра «Арабское» письмо

     Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строки и наоборот, то есть задом наперед. При нормальном чтении  (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная -рыба - еж», написанное «по –арабски», должно выглядеть так: «же-абыр-абыр яанчыбоен тевиж енаеко В».

   Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по -арабски» целые предложения. Начните  с коротких слов, в которых чередуются  гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова потруднее, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а у ж потом работайте с предложениями.

Игра Письмо «по – древнерусски».    

    Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные точками. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: «.тв.жн.й  М.ш.  б.ж.т .т  м.ш.». Сразу предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: «О..а..ы.  .и.а  .е.и.  о.  .ы.и».

   После этого делаем выводы о том, какое предложение читается легче, что помогает определить роль согласных в русском письме. При выполнении упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

   Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты.

Детский нейропсихолог

О.Н.Ярова



Предварительный просмотр:

Игра «Таблица чисел»

       С помощью этой таблицы можно тренировать у ребенка навыки счета в пределах 100, а также выполнять различные алгебраические операции, такие как сложение и вычитание.

      Помимо формирования вычислительных навыков, с помощью таблицы можно также развивать пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память, воображение ребенка. Данную таблицу можно представить в игре как географическую карту, по которой совершается путешествие по различным странам или как футбольное поле.

     Материал: таблица с числами ( см.ниже), фишка.

     Количество играющих: от 2 человек.

     Возраст играющих: от 8 лет и старше.

     Правила игры: ведущий сообщает ребенку исходное место нахождения фишки и маршрут ее передвижения, ребенок вначале по таблице, а затем, не глядя на нее (отвернувшись), выполняет различные арифметические действия и сообщает конечный результат. Например: мы (наш самолет или футбольный мяч) на числе 46. Двигаемся влево на 3 (мы на числе 16), затем вниз на 12 (на числе 28), потом вправо на 5 (78), потом вверх на 27 (51) и на 4 влево. Получаем 11.

    Примечание: при движении вниз, дойдя до конца столбика, счет продолжаем по следующему столбцу справа, а при движении вверх - по следующему столбцу слева.

1

11

21

31

41

51

61

71

81

91

2

12

22

32

42

52

62

72

82

92

3

13

23

33

43

53

63

73

83

93

4

14

24

34

44

54

64

74

84

94

5

15

25

35

45

55

65

75

85

95

6

16

26

36

46

56

66

76

86

96

7

17

27

37

47

57

67

77

87

97

8

18

28

38

48

58

68

78

88

98

9

19

29

39

49

59

69

79

89

99

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100



Предварительный просмотр:

«Лесенка»

     Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению целых предложений, «как взрослые», то есть перейти к холистическому чтению.

    Правила выполнения упражнения:

  1. Ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;
  2. Ведущий  говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:

- прочитайте все предложения ласково;

-прочитайте громко;

-прочитайте шепотом и медленно;

-прочитайте будто все предложения – вопросительные;

- прочитайте, громко выделяя только первое (второе… последнее) слово в каждом предложении;

-прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.

     Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения  «на одном выдохе »:

  1. Маша
  2. Маша лепила
  3. Маша лепила бабу
  4. Маша лепила снежную бабу
  5. Маша лепила вчера снежную бабу



Предварительный просмотр:

Игра «Я не волшебник, я только учусь. Наверное, писателем я становлюсь…»

Цель игры: Развитие речи, зрительной и слуховой памяти, образного мышления, расширение словарного запаса.

Материалы: Одинаковые тексты стихотворений – по количеству игроков.

Количество игроков: от 2 человек.

Возраст : от 7 лет

Правила игры: Ведущий раздает игрокам листы с текстом рассказа или стихотворения так, чтобы изменилось настроение. Выигрывает тот, кто сумел сохранить рифму и действительно изменил настроение.

Исходный текст.

И небо сердито, и ветер сердит,

Сердитый старик на скамейке сидит.

А с тротуара

И важен, и строг

Смотрит сердито

Сердитый бульдог.

Тащится мальчик

С портфелем в руке.

Видно, он двойки

Несет в дневнике…

Все рассердились,

И сам я сержусь,

Наверное, в писатели

Я не гожусь.

Но вот авторучку

Схватила рука,

И за строкой

Побежала строка.

(Э.Успенский)

Возможный вариант

И небо смеется, и ветер свистит,

Веселый старик на скамейке сидит.

А с тротуара

Важен и строг

Смотрит шутливо

Веселый бульдог.

Прыгает мальчик

С портфелем в руке.

Видно, пятерку

Несет в дневнике.

Все рассмеялись,

И сам я смеюсь,

Уж точно писателем я становлюсь! (Кирилл К.)