Нейропсихологические игры и упражнения для детей
Предлагаются нейропсихологические игры и упражнения для детей. Данный материал представляет интерес для родителей и учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasyans.docx | 12.78 КБ |
neyropsihologicheskie_igry_po_russkomu_yazyku.docx | 20.35 КБ |
tablica_chisel.docx | 12.83 КБ |
lesenka.docx | 12.69 КБ |
ya_ne_volshebnik.docx | 12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Пасьянс»
Сделайте карточки для игры в пасьянс и отрабатывайте с ребенком темы: «Синонимы», «Антонимы», «Однокоренные слова». Не забывайте, что в младшем школьном возрасте познание идет через игру.
При изучении синонимов
большой | огромный |
трудный | сложный |
синий | небесный |
серый | мышиный |
игрушка | кукла |
врач | доктор |
красный | алый |
свитер | кофта |
супруга | жена |
дождь | ливень |
сырой | мокрый |
солдат | воин |
рыдать | плакать |
балерина | танцовщица |
При изучении антонимов
большой | Маленький |
небо | Земля |
море | Суша |
утро | Вечер |
легкий | Трудный |
черный | Белый |
темный | Светлый |
ребенок | Взрослый |
холодильник | печка |
лето | Зима |
радостно | Грустно |
сказка | Реальность |
пушистый | Гладкошерстный |
При изучении однокоренных слов
печать | печатный | печатать | печатник |
печь | печурка | печеный | выпечка |
лев | львиный | львица | львенок |
левый | влево | левша | слева |
белый | белеть | белок | белизна |
белка | бельчонок | беличий | бельчата |
стол | столовая | столик | столешница |
сто | сотый | сотня | сотник |
горе | горевать | пригорюнился | горюшко |
гора | пригорок | горочка | гористый |
водить | водила | водитель | проводник |
вода | подводник | водяной | водянистый |
Предварительный просмотр:
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае пропуска букв причины разные, но, в общем, ответ один – у ребенка не сформирован образ слова. Предлагаю Вам игры и задания, с помощью которых формируется образ слова.
Игра «Кузовок» (А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова)
Задача : собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ОК: грибок, подарок, платок и т.д. Для этого занятия может подойти корзина, коробка, ящик, пакет… Соответственно будем собирать слова, оканчивающие на – ИНА, - КА,- ИК, - ЕТ .
Эту игру мы начинаем обычно такими фразами:
«Собираемся в лесок, наполняем кузовок!...»
«Вот пред нами корзина, туда отправляется… » (картина, балерина, малина).
«Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, стульчик).
«Вот большой- большой пакет. Клади в него…» (билет, кларнет, рулет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
Игра «Арабское» письмо
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строки и наоборот, то есть задом наперед. При нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная -рыба - еж», написанное «по –арабски», должно выглядеть так: «же-абыр-абыр яанчыбоен тевиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по -арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова потруднее, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а у ж потом работайте с предложениями.
Игра Письмо «по – древнерусски».
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные точками. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: «.тв.жн.й М.ш. б.ж.т .т м.ш.». Сразу предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: «О..а..ы. .и.а .е.и. о. .ы.и».
После этого делаем выводы о том, какое предложение читается легче, что помогает определить роль согласных в русском письме. При выполнении упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.
Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты.
Детский нейропсихолог
О.Н.Ярова
Предварительный просмотр:
Игра «Таблица чисел»
С помощью этой таблицы можно тренировать у ребенка навыки счета в пределах 100, а также выполнять различные алгебраические операции, такие как сложение и вычитание.
Помимо формирования вычислительных навыков, с помощью таблицы можно также развивать пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память, воображение ребенка. Данную таблицу можно представить в игре как географическую карту, по которой совершается путешествие по различным странам или как футбольное поле.
Материал: таблица с числами ( см.ниже), фишка.
Количество играющих: от 2 человек.
Возраст играющих: от 8 лет и старше.
Правила игры: ведущий сообщает ребенку исходное место нахождения фишки и маршрут ее передвижения, ребенок вначале по таблице, а затем, не глядя на нее (отвернувшись), выполняет различные арифметические действия и сообщает конечный результат. Например: мы (наш самолет или футбольный мяч) на числе 46. Двигаемся влево на 3 (мы на числе 16), затем вниз на 12 (на числе 28), потом вправо на 5 (78), потом вверх на 27 (51) и на 4 влево. Получаем 11.
Примечание: при движении вниз, дойдя до конца столбика, счет продолжаем по следующему столбцу справа, а при движении вверх - по следующему столбцу слева.
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | 81 | 91 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | 82 | 92 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | 83 | 93 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | 84 | 94 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | 75 | 85 | 95 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | 76 | 86 | 96 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | 77 | 87 | 97 |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | 78 | 88 | 98 |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | 79 | 89 | 99 |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Предварительный просмотр:
«Лесенка»
Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению целых предложений, «как взрослые», то есть перейти к холистическому чтению.
Правила выполнения упражнения:
- Ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;
- Ведущий говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:
- прочитайте все предложения ласково;
-прочитайте громко;
-прочитайте шепотом и медленно;
-прочитайте будто все предложения – вопросительные;
- прочитайте, громко выделяя только первое (второе… последнее) слово в каждом предложении;
-прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.
Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения «на одном выдохе »:
- Маша
- Маша лепила
- Маша лепила бабу
- Маша лепила снежную бабу
- Маша лепила вчера снежную бабу
Предварительный просмотр:
Игра «Я не волшебник, я только учусь. Наверное, писателем я становлюсь…»
Цель игры: Развитие речи, зрительной и слуховой памяти, образного мышления, расширение словарного запаса.
Материалы: Одинаковые тексты стихотворений – по количеству игроков.
Количество игроков: от 2 человек.
Возраст : от 7 лет
Правила игры: Ведущий раздает игрокам листы с текстом рассказа или стихотворения так, чтобы изменилось настроение. Выигрывает тот, кто сумел сохранить рифму и действительно изменил настроение.
Исходный текст.
И небо сердито, и ветер сердит,
Сердитый старик на скамейке сидит.
А с тротуара
И важен, и строг
Смотрит сердито
Сердитый бульдог.
Тащится мальчик
С портфелем в руке.
Видно, он двойки
Несет в дневнике…
Все рассердились,
И сам я сержусь,
Наверное, в писатели
Я не гожусь.
Но вот авторучку
Схватила рука,
И за строкой
Побежала строка.
(Э.Успенский)
Возможный вариант
И небо смеется, и ветер свистит,
Веселый старик на скамейке сидит.
А с тротуара
Важен и строг
Смотрит шутливо
Веселый бульдог.
Прыгает мальчик
С портфелем в руке.
Видно, пятерку
Несет в дневнике.
Все рассмеялись,
И сам я смеюсь,
Уж точно писателем я становлюсь! (Кирилл К.)