Статья О физическом воспитании школьника в образовательной среде
Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры школьника. Однако образовательно-воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом отношении.
Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры в образовательном учреждении. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных технологий в преподавание физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_fizicheskom_vospitanii_shkolnika_v_obrazovatelnoy_srede.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
О физическом воспитании школьника в образовательной среде
Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры школьника. Однако образовательно-воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом отношении.
Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры в образовательном учреждении. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных технологий в преподавание физической культуры.
Традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к формированию физического развития детей, их двигательных умений и навыков, т.е. задействован биологический, двигательный аспекты ребенка. Но физическое становление человека включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии каждого школьника, его убежденности и внимательного отношения к освоению ценностей физической культуры и здоровому образу жизни. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты, тесно связанные со знаниями по физической культуре. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач – формирование физических качеств , умений и навыков управления движениями. Конечно, очень трудно в равной возможности работать по всем выше перечисленным направлениям сразу во время уроков физической культуры. Поэтому очень важно, когда в школе образовано единое воспитательное пространство по любому направлению воспитания. А в нашей школе оно есть. Я как учитель физкультуры, хочу отметить, что большая помощь по воспитанию младших школьников оказывается нашими учителями начальной школы и воспитателями ГПД. Учителя рассказывают в рамках уроков о здоровом образе жизни, формируют позитивное отношение детей к физической культуре, проводят интересные динамические паузы, а воспитатели много внимания уделяют организации подвижных игр на свежем воздухе во время прогулок, проводят различные конкурсы и мероприятия, которые показывают , как важно быть выносливым, здоровым, крепким, стойким в современной жизни. Заметна роль классных руководителей среднего и старшего звена, ведь это именно им приходится ежедневно контролировать и направлять школьную жизнь наших детей. Они призваны решать любые вопросы: есть ли ученика спортивная форма для занятий, принёс ли он сменную обувь, не пропускает ли он уроки физкультуры, а если «да», то почему, какие спортивные секции и кружки посещает, а если не занимается спортом, то почему? Помимо этого ,каждый классный руководитель проводит большую внеклассную работу направленную на интеллектуальное осмысление ребёнка в его личном отношении к спорту. Учителя проводят классные часы. Вот ряд тем, которым были посвящены классные часы в нашем образовательном учреждении: «Игры доброй воли», О спорт – ты мир!», «Её величество Гигиена», «Скажи наркотикам НЕТ!», «Курить – здоровью вредить!», «Секреты девичьей красоты», «В гостях у Айболита», «Что бы расти здоровым, надо правильно питаться».
О вреде никотина и наркотиков, о физическом здоровье и формировании человека, о благоприятной среде обитания ребёнка, о правильном питании и режиме дня подростка, об умении пользоваться компьютером и ещё многом другом вели разговор в рамках своих уроков учителя биологии, химии, географии, информатики. Не остаются дети и без помощи социального педагога, так как если у ученика возникли те или иные трудности и ему требуется социально-психологическая поддержка, то вряд ли мы можем здесь говорить о его полноценном участии в образовательном процессе.
Что же, по моему мнению, помогает преодолевать нам такую проблему, как не заинтересованность детей посещать спортивный зал и активно работать на уроках физической культуры. Я думаю, что одна из приемлемых в школе методик физического воспитания – проведение упражнений в игровой форме. Игра даёт большой эмоциональный заряд, погружает ученика в атмосферу радости и переживаний своих побед и поражений. В школе создалась целая система спортивных праздников и соревнований, которые проходят как во время уроков, так за их рамками.
В сентябре в нашей школе была торжественно открыта Спартакиада школьников. В рамках Спартакиады учащиеся провели соревнования по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу, а ученики младшей школы приняли участие в «Весёлых стартах».
Уже 1 сентября ребята были приглашены на школьный спортивный праздник, который прошёл на территории образовательного учреждения и был посвящён Дню Мира. Можно было отличиться в соревнованиях по прыжкам, бегу и футболу.
Не первый год учащиеся школы участвуют в спортивных состязаниях «Русские богатыри», которые посвящены Дню защитника Отечества. Ребята не только показывают свою силу, ловкость, спортивную выносливость, но и смекалку, так как во время праздника им необходимо ответить на ряд исторических вопросов, связанных с героическим прошлым нашей страны.
На уроках физкультуры разучиваются спортивные игры других народов призывающих не забывать о дружбе и толерантности, и вот уже пятый год в школе проводится праздник «Игры народов мира».
В нашей школе есть старшеклассники, которые очень ответственны, спортивны, не равнодушны к жизни школы. Во многом именно их инициатива подтолкнула педагогический коллектив дать им возможность проявить себя и создать школьное объединение «Спортивный совет» Школьный спортивный совет – это организация учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в нашем образовательном учреждении.
Весь сентябрь ребята готовились к общешкольному собранию, на котором предстояло рассказать о предстоящей работе Спортсовете и выбрать председателя организации. 10 октября в Актовом зале школы собралось 60 учащихся. На повестке дня много важных вопросов: доклад учителя физической культуры Бескоровайного В.С. «Общее положение о спортивном совете школы», выборы председателя и сопредседателей спортивного совета, разговор о правах и обязанностях членов совета, принятие плана спортивно-массовой работы на 2012-2013 учебный год. На собрании был утверждён Устав спортивного совета, выбран голосованием председатель и сопредседатели совета.
Члены спортивного совета ставят перед собой высокие цели по созданию и привлечению к систематическим занятиям физической культурой, спортом и туризмом учащихся своей школы, по воспитанию общественной активности, развитию творческой инициативы и организаторских способностей среди школьного коллектива. Члены совета физкультуры должны успешно учиться в школе, регулярно заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни, вовлекать в свои ряды других учащихся, участвовать в спортивной жизни школы и города. Избранные в совет могут ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении и награждении лучших физкультурников школы. Членам спортивного совета предоставлено право, вносить предложения и проводить школьные спортивные мероприятия, а так же принимать участие в разработке новых мероприятий.
Собрания спортивного совета проходят один раз в месяц. На этих заседаниях ребята предлагают проекты своих мероприятий и после подготовки, если необходимо помощи педагога, самостоятельно проводят соревнования, судейство. Опыт показал, что пока ученики очень активно и ответственно подходят к своей работе. За последнее время спортивным советом были проведены «Весёлые старты» среди 1-2,3-4,5-6 классов, соревнования по мини футболу 7-8, 9А-9Б классов. Члены совета участвуют в проведении внутришкольной спартакиады в качестве судей по настольному теннису, а так же всегда оказывают посильную помощь учителю физкультуры в проведении секционных занятий по настольному теннису, футболу, баскетболу, помогают в организации и проведении школьных мероприятий по физической культуре и туризму. Ребята сами с большим удовольствием участвуют в соревнованиях. Так 30 ноября2012 года наши спортсмены защищали честь школы в товарищеском матче юношеских команд по волейболу. Сражались ребята со студентами Северо-западного технического университета. Команда хорошо играла, но, к сожалению, отстала от команды СЗТУ на одно очко. Ребята надеются, что это не последняя встреча их команд и в будущем хотят победить. Пожелаем им удачи во всём и в их спортивных достижениях, и в работе совета школы.
Новые формы организации занятий по физической культуре, участие в спортивной жизни школы и района, в общественной жизни учреждения позволяют повысить эффективность уроков физической культуры и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности и общей культуры личности школьника.
10.12 2012
Бескоровайный В.С.