Внеурочка

Шуманова Ирина Олеговна

Рабочие программы по внеурочной деятельности и кружкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол от 28.08.2014   №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

_____________Лискина Л. В

29.08.2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

__________А.В.Сторожева

Приказ  от 30.08.2014 №___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Умелые ручки»

для 2 Д класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель Шуманова Ирина Олеговна

Пояснительная записка

В нашем современном мире возникает необходимость позаботиться об укреплении наиболее тесных связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Именно эти связи я стремлюсь «укрепить» на занятиях кружка «Умелые ручки».

В целом, декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения же декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами. По своему же происхождению искусство это является одним из наиболее важных разновидностей искусства.

В процессе работы школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам трудящихся, является для них "самым близким искусством" Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Программа предназначена для учащихся 2 класса. Занимаются мальчики и девочки. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модернизированная, так как составлена на основе литературы по рукоделию.

В процессе занятий, начиная с наиболее простых изделий, приобретая определенные навыки и практический опыт, учащиеся постепенно переходят к освоению наиболее сложных и оттого все более интересных в изготовлении образцов. (Так, от моделей из бумаги и картона дети постепенно переходят к освоению плоских игрушек из плотных тканей, в дальнейшем – к изготовлению объемных игрушек из меха)

Цель:

Создание всех необходимых условий для развития коммуникативных способностей у учащихся начальных классов; формирование всесторонне развитой творческой, эстетически развитой личности; содействие развитию у ребенка инициативы, а также выдумки, творческих способностей у учащихся ; развитие коммуникабельности и расширение кругозора у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства и композиции ; формирование пространственного мышления и способности выразить свою мысль посредствам рисунка и эскиза ; формирование навыков работы всевозможными инструментами, служащих для обработки различных материалов; приумножение и закрепление знаний, полученных учащимися на кружке «Умелые ручки»; воспитание в ребенке любви к народному искусству ; формирование творческих способностей и духовной культуры; развитие коммуникабельности и самостоятельности творчества учащихся.

Формы и методы Приоритет отдается активным формам преподавания (практическим упражнениям, наглядному использованию таблиц, рисунков и образцов) Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Ожидаемые результаты К концу обучения в кружке в учащиеся должны получить следующие знания :

-об инструментах, приспособлениях и материалах (бумага, пластилин, ткань; клей, ножницы, кисточка, игла и т.п.) ; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-о том, какую роль декоративно - прикладное искусство играет в жизни человека;

какие существуют виды декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и т.п.);

К концу обучения в кружке в учащиеся должны уметь:

-анализировать изделие (его название, материал, способы соединения деталей, последовательность его изготовления);

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента);-выбирать для работы нужные инструменты и приспособления;

-последовательно вести свою работу;

-правильно организовывать свое рабочее место;

-экономично и рационально размечать материалы посредствам шаблонов;

-соблюдать правила безопасности труда.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебных недели * 1 час в неделю = 34 часа в год.

Название темы

Количество часов

теоретич.

практич.

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Работа с бумагой

1

6

7

3.

Работа с нитками

1

5

6

4.

Работа с природным материалом

1

3

4

5.

Работа с пластилином

1

2

3

6.

Изготовление оригами

2

2

4

7.

Работа с тканью

4

2

6

8.

Работа с бросовым материалом

1

2

3

 

Итог

12

22

34

Тематический план   обучения

№п/п занятия

Тема

Дата проведения

1

Вводное занятие.  Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки.

2

Вводное занятие по теме: «Работа с бумагой». Инструктаж по технике безопасности.

3

Игрушка «Зайчик»

4

Игрушка «Мышка»

5

Подарок «Белочка»

6

 Игрушка – сувенир “Фонарик”

7

«Яблочко»

8

Аппликация из бумаги. Контраст. Орнамент.

9

Вводное занятие по теме: «Изготовление игрушек-сувениров из ниток». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с приспособлениями и инструментами для шитья.

10

Аппликация из бумаги и цветных ниток.

11

Аппликация из цветных ниток.

12

«Мохнатый домовенок»

13.

Игрушка из ниток «Колобочек»

14.

«Цыпленок». Выставка работ учащихся по теме.

15

Вводное занятие по теме: «Изготовление мозаики из природного материала». Инструктаж по технике безопасности.

16

Мозаика из опилок

17

Мозаика из яичной скорлупы

18

Мозаика из круп

19

Вводное занятие по теме: «Барельеф». Понятие о барельефе. Инструктаж по технике безопасности

20

Поделка «Голубь»

21

Поделка «Паровозик»

22-23

Вводное занятие по теме: «Оригами». Понятие об оригами. Инструктаж по технике безопасности.

24

Изготовление «Змейки»

25

Изготовление «Ракеты»

26-27

Вводное занятие по теме: «Сувениры из ткани». Инструктаж по технике безопасности

28

Техника выполнения ручных швов.

29

Раскрой материала. Соединение деталей.

30

Изготовление «Лошадки»

31

«Лягушка»

32

Поделки из бросового материала на тему: «Подарим упаковке вторую жизнь».Инструктаж по технике безопасности

33

Поделки из упаковок из-под яиц. Поделка «Букет на подоконнике»

34

Поделки из пластиковых бутылок. Поделка из бутылки от кефира «Белая мышка»

Список использованной литературы:

Глазова М. «Уроки лепки из пластилина для начальных классов». 2009 г. 3. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» , 2000 г.

Цирулик Н.А., Просняк Т.Н. «Технология. Умелые ручки 1 класс», «Федоров»- Саратов, 2008 г. .

Г.И. Перевертень «Самоделки из бумаги», М. Просвещение , 1983г, с.132.

Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г, 78с.

Т.Н.Проснякова «Творческая мастерская», корпорация «Фёдоров», 2002.

Т.Н.Проснякова «Программа педагога дополнительного образования», М.: Айрис-пресс, 2003 «Азбука мастерства» , методическое пособие



Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол от 28.08.2014   №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

_____________Завезенова Т. Г.

29.08.2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

__________А.В.Сторожева

Приказ  от 30.08.2014 №___

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

для 2 Д класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель Шуманова Ирина Олеговна

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. – Самара; Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2011.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших учащихся начальных классов  для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность учащихся под наблюдением взрослых: педагогов и родителей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1.2 Цель и задачи курса «Юный  исследователь»

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала учащегося, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, мотивации к познанию окружающего мира, посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);

– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;

– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств, при выполнении проектной работы;

– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;

– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;

– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.

В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Учащиеся во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.

Таким образом, обучение с использованием программы внеурочной деятельности  «Юный исследователь» создаёт условия для саморазвития учащегося и педагога.

 

   

2. Общая характеристика курса.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно.   Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

3. Место курса в учебном плане

Курс «Я – исследователь» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.

4. Ценностные ориентиры элективного курса

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

         Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Я - исследователь»

Изучение  материала элективного курса  дает возможность обучающимся достичь следующих  образовательных результатов:

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные УУД

Должны быть сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные УУД

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные  результаты:

Должны научиться

Сформированные действия

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

6. Содержание программы курса «Я -  исследователь»

Модуль 1. Знакомство с темой – 6ч

Теория

Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа).

Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.

Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной

деятельности.

Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и

настоящего.

Детские проекты.

Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.

Практика

Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе,  парами и в группе.

Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта учащихся путём подводящего диалога.

Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).

Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.

Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 3 ч

Теория

Информационный материал по теме (лекция, беседа).

Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.

Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.

Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).Что такое план и правила его составления.

Правила организации индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценки работы учащихся.

Практика

Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности.

Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.

Распределение последовательности действий каждого члена команды.

Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):

Тест-задания по теории проектной деятельности.

Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.

Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.

Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала

и окончания работы над темой.

Участие родителей в проектной деятельности учащихся  (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».

Модуль 3. Сбор информации – 10 ч

Теория

Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.

Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.

Практика

Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор,систематизация, хранение, использование).

Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.

Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы).

Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.

Модуль 4. Завершение работы над темой – 2 ч

Теория

Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.

Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты.  Обоснование правил оформления информационных листов (текста).Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц

при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.

Практика

Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.

Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного

материала. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с

запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.

Модуль 5. Выбор проектов – 5 ч

Теория

Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской

деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации

совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования… Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.

Практика

Выбор учащимися темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).

Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение

идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.

Участие родителей в выборе темы проекта. Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др.

Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

Модуль 6. Работа над проектами – 5 ч

Теория

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.

Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).

Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.

Выбор формы презентации.

Практика

Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей. Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту.

Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).

Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д. Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения учащихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).

Модуль 7. Представление результатов работы – 3 ч

Теория

Обработка информации и её оформление в виде презентации.

Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.

Защита проектного продукта.

Алгоритм оценивания результатов.

Практика

Представление созданных презентаций.

Совершенствование коммуникативной компетенции.

Представление проектного продукта.

Обсуждение и оценивание результатов.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Модуль 1. Знакомство с темой

Определение темы. Выбор темы.

2

Определение основных принципов выбора темы, личных предпочтений. Повторение основных правил работы в группе. Виды тем исследовательских работ.

Самостоятельно выбирать тему и объект исследования.

Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы.

Понятие «групповой проект».

2

Понятие «групповой проект». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Организация проектной деятельности: двухкомпонентная организация проектной деятельности, соединение дисциплины и свободы выбора

Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками.

Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (под-

темам).

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении пла-

нов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых),

сравнение и обобщение представленного материала.

Определение значимости темы. Выбор общей темы

2

Распределение последовательности действий каждого члена команды.

Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):

Тест-задания по теории проектной деятельности.

Составление кратких сообщений по данной теме.

Использовать методы исследования при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)

Выбор своих тем (подтем) для исследования

3

Упражнение в подборе материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации Высказывание своей точки зрения. Правила работы в коллективе.

Знать методы исследования,

Уметь использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Модуль 3. Сбор информации

Обучение работе с источниками

информации

2

Работа по подбору слов, предметов в соответствии с заданной ситуацией. Упражнение в составлении рассказов по заданной теме с опорой на предложенные слова.

Выделать главное и второстепенное в собранном материале. Выделять из текста основные понятия и давать им определения. Классифицировать предметы, процессы, явления и события.

Обзор источников информации

3

Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов. Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.Развитие умения задавать вопросы по заданной теме. Игра «Кто больше задаст вопросов?»

Знать правила и способы сбора материала

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Работы с информационными источниками. Составление списка сайтов, выбранных для использования

3

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.

Отработка навыков самостоятельного поиска материала по опре-

делённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге,

энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.

Работа (парная и групповая) с иными источниками информации

(компакт-диски, интернет-ресурсы).

Анализ и обработка собранных сведений.

2

Подбор информационного материала, по выбранной  подтеме. Уточнение списка литературы

 Устанавливать закономерности, классифицировать объекты по разным признакам. Высказывать предположения. Уметь  высказывать собственные утверждения.

Модуль 4. Завершение работы над темой

Оформление совместной работы (коллективный информационный проект)

2

Изучение правил оформления тек-

ста (образец). Обмен опытом по сбору информации.

Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.

Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.

Модуль 5. Выбор проектов

Виды проектов. Этапы работы над проектом

2

Определение проекта, его отличительные черты и особенности, групповая работа над проектом. Описание предмета с опорой на алгоритм.

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся.

Оформление проекта. Выбор темы и «результата» (продукта) проекта

3

Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (мероприятие, поделка, исследование,

выставка и т.д.).

Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

Модуль 6. Работа над проектами

Правила оформления проекта. Способы представления проекта (доклад, презентация)

2

Составление плана подготовки к защите проекта. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Работа с компьютером по оформлению выступления. Умение кратко и точно передать содержание исследовательской работы.

Проведение исследований, создание

презентаций

3

Работа над проектами: изготовление

поделок, открыток, выпуск книг, газет, организация мероприятий, создание информационных проектов

Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.

Модуль 7. Представление результатов работы

Представление результатов работы:

поделки, мероприятия, исследования

2

Анализировать собранный материал по теме исследования. Делать умозаключения, выводы. Коллективное обсуждение выступлений.

Умение анализировать собранный материал по теме исследования. Умение делать умозаключения, выводы. Коллективное обсуждение выступлений.

Обобщение по работе над проектом. Рефлексия.

1

Обработка информации и её оформление в виде презентации.

Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.

Защита проектного продукта.

Алгоритм оценивания результатов.

Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов.

8. Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Я - исследователь»

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Учащиеся научатся:

  • основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • определению цели, объекта и гипотезы исследования;
  • работать с основными источниками информации;
  • правилам оформления списка использованной литературы;
  • способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • работать с источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся получат возможность научится:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

Прогнозируемый результат: 

  • устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
  • приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
  • увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Средства обучения:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты;

5) микроскопы;

6) увеличительные стёкла;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,    и др.) и средств фиксации окружающего мира (фотокамера).

Мулътимедиапроекция — новая, развивающаяся технология. Использование средств мультимедиапроекции позволит проиллюстрировать  исследовательскую задачу, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

В рамках  реализации данного курса большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса.

 Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Список литературы

1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – С. 80–88.

2. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2012.

3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.

4. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи ; пер. с англ. –М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

5. Исследовательская работа школьников : Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».

6. Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144 с.

7. Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. –№ 7. – С. 151–157.

8. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55.

9. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : методология поиска /Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 41–45.

10. Перелыгина, Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы :

методическое пособие / Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман. – Самара :

Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров»,2007.

11. Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков :[Психол. аспект] // Magister. – 1999. – № 1. – C. 85–95.

12. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении //

Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. –№ 1. – С. 34–45.

13. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М. :Сентябрь, 1998.

Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследователь-

ской деятельности:

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

3. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.

4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника

5. http://www.konkurs.dnttm.ru/.

Календарно - тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Модуль 1. Знакомство с темой

6

1-2

Определение темы.

Выбор темы.

2

3-4

Понятие «групповой проект».

Организация проектной деятельности.

2

5-6

Определение значимости темы.

Выбор общей темы

2

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) 

3

7.

Выбор своих тем (подтем) для исследования

1

8-9.

Обсуждение содержания тем.

Составление плана работы (индивидуального).

2

Модуль 3. Сбор информации

10

10-11.

Обучение работе с источниками

информации (книги, энциклопедии,

компакт-диски, сеть Интернет и др.).

2

12-14.

Обзор источников информации (книги, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью).

Составление списка литературы

3

15-17.

Работы с информационными источниками (интернет-ресурсы).

Составление списка сайтов, выбранных для использования

3

18-19.

Подбор информационного материала, по выбранной  подтеме. Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы

2

Модуль 4. Завершение работы

над темой

2

20-21

Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору

информации. Оформление совместной работы (коллективный информационный проект)

2

Модуль 5. Выбор проектов

5

22-23

Определение проекта, его отличительные черты и особенности, групповая работа над проектом. Виды проектов. Этапы работы над проектом

2

24-26

Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (мероприятие, поделка, исследование,

выставка и т.д.).

Оформление проекта.

Выбор темы и «результата» (продукта) проекта

3

Модуль 6. Работа над проектами

5

27-28

Правила оформления проекта.

Способы представления проекта (доклад, презентация)

2

29-31

Работа над проектами: изготовление

поделок, открыток, выпуск книг, га-

зет, организация мероприятий, создание информационных проектов,

проведение исследований, создание

презентаций

3

Модуль 7. Представление результатов работы

3

32-33

Представление результатов работы:

поделки, исследования, презентация работы.

2

34

Обобщение по работе над проектом. Рефлексия.

1

Всего

34



Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол от 28.08.2014   №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

_____________Завезенова Т.Г.

29.08.2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

__________А.В.Сторожева

Приказ  от 30.08.2014 №___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

для 2 Д класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель Шуманова Ирина Олеговна

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Общая характеристика курса.

     Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические

игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 35 часов в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации занятий.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,

куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Календарно-тематическое планирование

2 класс.

п/п

Дата

по плану

Дата фактически

Тема занятия

1

Удивительная снежинка.

2

Крестики-нолики.

3

Математические игры.

4

Прятки с фигурами.

5

Секреты задач.

6

«Спичечный» конструктор.

7

«Спичечный» конструктор.

8

Геометрический калейдоскоп.

9

Числовые головоломки.

10

«Шаг в будущее»

11

Геометрия вокруг нас.

12

Путешествие точки.

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны окружности.

15

Математическое путешествие.

16

«Новогодний серпантин»

17

«Новогодний серпантин»

18

Математические игры.

19

«Часы нас будят по утрам…»

20

Геометрический калейдоскоп.

21

Головоломки.

22

Секреты задач.

23

«Что скрывает сорока?»

24

Интеллектуальная разминка.

25

Дважды два – четыре.

26

Дважды два – четыре.

27

Дважды два – четыре.

28

В царстве смекалки.

29

Интеллектуальная разминка.

30

Составь квадрат.

31

Мир занимательных задач.

32

Мир занимательных задач.

33

Математические фокусы.

34

Математическая эстафета.

35

Математический КВН

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000

Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001

Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.