Мировая художественная культура
Презентации к урокам в 10 - 11 классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРА»? КУЛЬТУРА – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ, ОБЩЕСТВЕННОМ И УМСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА.
ВИДЫ ИСКУССТВА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (= ВИДИМ) ВРЕМЕННЫЕ (= СЛЫШИМ) ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (=ВИДИМ И СЛЫШИМ) КИНО, ТЕАТР, МУЗЫКА, АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ДРЕВНЯЯ ИСТИНА ГЛАСИТ: « ARS LONGA, VITA BREVIS » - «ЖИЗНЬ КОРОТКА, ИСКУССТВО ВЕЧНО».
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОБЩНОСТЬЮ ФИЛОСОФСКИХ, РЕЛИГИОЗНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ, НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЭТИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ: ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НОВОЕ ВРЕМЯ НОВЕЙШАЯ ЭПОХА
ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ БИЗОН. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА, ИСПАНИЯ. ПАЛЕОЛИТ (40 – 12 ТЫС.ЛЕТ ДО Н.Э.)
ЛОШАДЬ. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА, ИСПАНИЯ.
СТАДО БИЗОНОВ. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА, ИСПАНИЯ.
ЗУБРЫ. КОМПОЗИЦИЯ В ПЕЩЕРЕ ЛАСКО, ФРАНЦИЯ ПАЛЕОЛИТ.
СРАЖАЮЩИЕСЯ ЛУЧНИКИ. КАСТИЛЬОН, ИСПАНИЯ. НЕОЛИТ (10 – 4 ТЫС.ЛЕТ ДО Н.Э.)
ПЕРВОБЫТНАЯ СКУЛЬПТУРА ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ, ВЕНА. ПАЛЕОЛИТ.
ДРЕВНЯЯ АРХИТЕКТУРА МЕГАЛИТЫ – ПЕРВЫЕ СООРУЖЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ – НОСИЛИ КУЛЬТОВЫЙ ХАРАКТЕР (БОЛЬШИЕ КАМЕННЫЕ ГЛЫБЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ) ДОЛЬМЕНЫ МЕНГИРЫ КРОМЛЕХИ
МЕНГИРЫ – ЭТО ПРОДОЛГОВАТЫЕ КАМНИ-СТОЛБЫ ИЛИ ПЛИТЫ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ (1 – 20 М.). БРЕТАНЬ. ФРАНЦИЯ. НЕОЛИТ.
ДОЛЬМЕНЫ – ЭТО ЧЕТЫРЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КАМЕННЫХ БЛОКА, ПЕРЕКРЫТЫХ ШИРОКОЙ КАМЕННОЙ ПЛИТОЙ. КРЫМ. УКРАИНА. НЕОЛИТ.
КРОМЛЕХИ – ЭТО КАМЕННЫЕ ПЛИТЫ ИЛИ СТОЛБЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ В ПЛАНЕ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ОКРУЖНОСТЕЙ ДО 100 М. В ДИАМЕТРЕ. СТОУНХЕНДЖ. СОЛСБЕРИ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. II ТЫС.ДО Н.Э.
ТЕАТР. МУЗЫКА. ТАНЕЦ. ПАНТОМИМА МЕЛОДИЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЫ ОХОТНИЧЬИ МАСКИРОВКИ (ТОТЕМИЧЕСКАЯ ПЛЯСКА)
КОЛДУН. ПЕЩЕРА ТРУА ФРЕР. ФРАНЦИЯ. ПАЛЕОЛИТ. ТОТЕМИЧЕСКАЯ ПЛЯСКА
В.Берестов «Первые рисунки» Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён, Упал и, умирая, шевелится И кровь глотает раненый бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как картинка из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера, Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера. Вот каким ты увидишь Египет В час божественный трижды, когда Солнцем день человеческий выпит И, колдуя, дымится вода. К отдаленным платанам цветущим Ты приходишь, как шел до тебя Здесь мудрец, говоря с Присносущим, Птиц и звезды навек полюбя. Это взор благосклонный Изиды Иль мерцанье встающей луны? Но опомнись! Растут пирамиды Пред тобою, черны и страшны. На седые от мха их уступы Ночевать прилетают орлы, А в глубинах покоятся трупы, Незнакомые с тленьем, средь мглы. Сфинкс улегся на страже святыни И с улыбкой глядит с высоты, Ожидая гостей из пустыни, О которых не ведаешь ты… Николай Гумилёв «Египет»
Этапы развития египетского искусства: Древнее царство ( XXXII – XXI вв.до н.э.) Среднее царство ( XXI – XVI вв. до н.э.) Новое царство ( XVI – XI вв. до н.э.) Позднее царство ( XI в. – 332 г. до н.э.)
Пирамиды – «жилища вечности» фараонов. «Всё боится времени, но время боится пирамид» Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (период Древнего царства).
Пирамида Хеопса
Пирамиды Хефрена и Микерина
Скальные гробницы и храмы Среднего, Нового и Позднего царств Архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре Храм Амона –Ра в Луксоре Храм царицы Хатшепсут Храмовый комплекс в Абу-Симбеле Храм бога Гора в Эдфу
Архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре
Храм Амона в Карнаке
Храм Амона в Луксоре
Храм царицы Хатшепсут
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле
Храм Амону-Ра
Храм Амону-Ра
Храм бога Гора в Эдфу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СКУЛЬПТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ РИТУАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ (КУЛЬТ МЕРТВЫХ) ОБРЯД МУМИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИДЕАЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СТРОГИЙ КАНОН
СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН СОЧЕТАНИЕ ФАСНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОЗЫ ЧЕТКАЯ СИММЕТРИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОРАБОТКА ВСЕХ ДЕТАЛЕЙ ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО ТРАДИЦИОННАЯ ОКРАСКА
ЗОДЧИЙ ХЕСИРА ПОРТРЕТНЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ РЕЛЬЕФ. НАЧАЛО 3 ТЫС.ДОН.Э. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ. КАИР.
БОЛЬШОЙ СФИНКС В ГИЗЕ XXVII В. ДО Н.Э.
ФАРАОН АМЕНЕМХЕТ III XIX В. ДО Н.Э. ГМИИ ИМ. А.С.ПУШКИНА, МОСКВА ОН – ЗНАНИЕ В СЕРДЦАХ, ЕГО ГЛАЗА ПРОСЛЕЖИВАЮТ КАЖДОГО, ОН – СОЛНЦЕ, ВИДЯЩЕЕ ЛУЧАМИ СВОИМИ, ОН ОСВЕЩАЕТ ОБЕ ЗЕМЛИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ СОЛНЦЕ. ОН ДАЛ ЕГИПТУ ПРОЦВЕТАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЛ. ОН КОРМИТ ИДУЩИХ ЕГО ПУТЕМ.
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ПИСЦА КАИ СЕРЕДИНА III ТЫС. ДО Н.Э. ЛУВР, ПАРИЖ ЕСЛИ ТЫ ЧЕЛОВЕК ПРИБЛИЖЕННЫЙ И СИДИШЬ В СОВЕТЕ СВОЕГО ГОСПОДИНА, - СИДИ ОСТОРОЖНО И ОСТЕРЕГАЙСЯ, ИБО СЛОВО ТРУДНЕЕ ВСЯКОЙ РАБОТЫ!.. СГИБАЙ СПИНУ ПЕРЕД ТВОИМ НАЧАЛЬНИКОМ, И ТВОЙ ДОМ БУДЕТ ПОЛОН ИМУЩЕСТВОМ.
ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА. ЦАРСКИЙ САНОВНИК КААПЕР. «СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА» СЕРЕДИНА III ТЫС. ДО Н.Э. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ, КАИР
ПАРНЫЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ЦАРЕВИЧ РАХОТЕП И ЕГО СУПРУГА НОФРЕТ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА III ТЫС. ДО Н.Э. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ, КАИР
РЕЛЬЕФЫ И ФРЕСКИ РЕЛЬЕФ – ВЫПУКЛОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ. ФРЕСКА – КАРТИНА, НАПИСАННАЯ ВОДЯНЫМИ КРАСКАМИ ПО СВЕЖЕЙ, СЫРОЙ ШТУКАТУРКЕ.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕГИПТЯН
КОМПОЗИЦИИ С ЖИВОТНЫМИ И РАСТЕНИЯМИ РОСПИСЬ ИЗ ГРОБНИЦЫ В ФИВАХ. XV – XIV ВВ. ДО Н.Э. БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН
ЭПОХА ЭХНАТОНА – АМАРНСКИЙ ПЕРИОД ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ СОЛНЦА АТОНУ. РЕЛЬЕФ ИЗ АМАРНЫ. XIV В. ДО Н.Э. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ, КАИР
ЦАРИЦА НЕФЕРТИТИ Я ЛЮБЛЮ СЛАДКОЕ ДЫХАНЬЕ ТВОЕГО РТА, Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОСТОРГАЮСЬ ТВОЕЙ КРАСОТОЙ. МОЕ ЖЕЛАНИЕ – СЛЫШАТЬ ТВОЙ ПРЕКРАСНЫЙ ГОЛОС, ЗВУЧАЩИЙ СЛОВНО ШЕЛЕСТ СЕВЕРНОГО ВЕТРА. МОЛОДОСТЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ КО МНЕ ОТ ЛЮБВИ К ТЕБЕ, ДАЙ МНЕ ТВОИ РУКИ, ЧТО ДЕРЖАТ ТВОЙ ДУХ, ЧТОБЫ Я СМОГ ПРИНЯТЬ ЕГО И ЖИТЬ ИМ. ЭХНАТОН. XIV В. ДО Н.Э. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ. БЕРЛИН.
ТУТАНХАМОН
ЗОЛОТАЯ МАСКА ФАРАОНА ТУТАНХАМОНА XIV В. ДО Н.Э. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ, КАИР
МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА М МУЗЫКАНТЫ. РОСПИСЬ ИЗ ГРОБНИЦЫ В ФИВАХ. XIV В ДО Н.Э.
«ПЕСНЯ АРФИСТА» ( XXI В. ДО Н.Э.) Следуй желаньям сердца, Пока ты существуешь. Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани. Умасти себя чудеснейшими благовоньями Из жертв богов. Умножай свое богатство. Не давай обессилеть сердцу. Следуй своим желаньям и себе на благо. Свершай дела свои на земле По веленью своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакиванья. Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей, Причитания никого не спасают от могилы. А потому празднуй прекрасный день И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достоянья. Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДРЕВНЯЯ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ IV – I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.: ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ДЕЛЕНИЕ ЧАСОВОГО ЦИФЕРБЛАТА НА 12 ЧАСТЕЙ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ, ИЗОБРЕТЕНИЕ КОЛЕСА, РАЗВИТО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ, КОРАБЛЕЙ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ВОЕННОГО ДЕЛА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА – ШУМЕР, АККАД, ВАВИЛОН, ГЛАВНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА – ПРОСЛАВЛЕНИЕ СИЛЫ И МОГУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ ( III ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н.Э. - ШУМЕР) ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ (РИСУНОЧНОЕ) ПИСЬМО ПИСЬМО ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ КЛИНОПИСЬ КНИГИ-ТАБЛИЧКИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ЦАРЯ АШШУРБАНИПАЛА (669 -633Г. ДО Н.Э.)
АРХИТЕКТУРА ЗИККУРАТЫ – СТУПЕНЧАТЫЕ БАШНЕОБРАЗНЫЕ ХРАМЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ КУЛЬТОВЫХ ОБРЯДОВ, А ПОЗДНЕЕ ДЛЯ АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. ЗИККУРАТ В ГОРОДЕ УРЕ XXI В. ДО Н.Э.
ВОРОТА БОГИНИ ИШТАР В ВАВИЛОНЕ VI В. ДО Н.Э. МУЗЕЙ ПЕРГАМОН, БЕРЛИН
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «ШТАНДАРТ ИЗ УРА». СЕРЕДИНА III ТЫС. ДО Н.Э. БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО БОЛЬШАЯ ЛЬВИНАЯ ОХОТА. РЕЛЬЕФ. IX В. ДО .Н.Э. БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН
РЕЛЬЕФЫ МЕМОРИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СТЕЛА – КАМЕННАЯ ПЛИТА С ОКРУГЛОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ, НА КОТОРОЙ СИМВОЛИЧЕСКИ ЗАПЕЧАТЛЕНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЮЖЕТЫ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.
СТЕЛЫ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ СТЕЛА ЦАРЯ НАРАМСИНА. XXIII В. ДО Н.Э. ЛУВР, ПАРИЖ СТЕЛА ЦАРЯ ХАММУРАПИ. XVIII В. ДО Н.Э. ЛУВР, ПАРИЖ
СКУЛЬПТУРА АДОРАНТЫ – СТАТУЭТКИ ЛЮДЕЙ (ДО 30 СМ), СОВЕРШАЮЩИХ ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ БОЖЕСТВА. САНОВНИК ЭБИХ-ИЛЬ. III ТЫС. ДО Н.Э. ЛУВР, ПАРИЖ ГОЛОВА БОГИНИ ИШТАР ИЗ УРУКА. III ТЫС. ДО Н.Э. ИРАКСКИЙ МУЗЕЙ, БАГДАД
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО «ЦАРЬ ПОВЕЛЕЛ ПЕВЦУ ПРЕДСТАТЬ И ПЕТЬ ПЕРЕД ВЛАСТЕЛИНОМ НИНГИРСУ, ЧТОБЫ УСПОКОИЛОСЬ ЕГО СЕРДЦЕ, УМИРОТВОРИЛАСЬ ЕГО ДУША, ОСУШИЛИСЬ ЕГО СЛЁЗЫ, ПРЕКРАТИЛИСЬ ЕГО ВЗДОХИ; ИБО ЭТОТ ПЕВЕЦ ПОДОБЕН МОРСКОЙ ГЛУБИНЕ, ОН ОЧИЩАЕТ, ПОДОБНО ЕФВРАТУ, И ШУМИТ, КАК БУРЯ».