Практические работы на уроках географии
Практические работы на уроках географии
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий.
Класс | Количество практических работ | Количество экскурсий |
6 | 9 | 2 |
7 | 10 | 1 |
8 | 7 | 1 |
9 | 7 | 1 |
10 | 7 |
|
Тематика обязательных практических работ в 6 классе
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:
- чтение плана местности, географической карты,
- ориентирование на местности,
- проведение съемки местности и составление простейшего плана,
- определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
- нанесение географических объектов на контурную карту,
- описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
- проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
- наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.
- Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
- Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
- Характеристика географического положения материка.
- Комплексная характеристика одного из океанов.
- Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
- Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.
- Сравнительная характеристика крупнейших рек.
- Географическое описание одного из островов.
- Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон.
- Выявление связей между компонентами в природных комплексах.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
выделение главной мысли,
поиск определений понятий,
составление простого и сложного плана,
поиск ответов на вопросы,
составление вопросов к текстам,
составление логической цепочки,
составление по тексту таблицы, схемы;
- качественное и количественное описание объекта;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8 классе
- Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России.
- Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
- Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
- Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
- Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
- Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
- Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
- Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе
- Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
- Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
- Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
- Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
- Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.
- Комплексная характеристика одного из районов.
- Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе
Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
- Ресурсообеспеченность различных стран и регионов.
- Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
- Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
- Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
- Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
- Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию;
- Структурировать информацию
- Определять проблему и способы ее решения;
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
перевод информации из одного вида в другой
(текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеучебная работа по предмету.
Внеучебная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам. Правда, необходимо помнить, что во внеучебной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной. Это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету.
Внеучебную деятельность важно выстраивать на основе наблюдений, изучения мнений учащихся, проведения анкетирования и опросов. Она должна быть направлена на создание условий, способствующих становлению у школьников ценностных представлений и социальных ориентиров, формированию компетентностей.
Диагностика важна для выявления ценностно-смысловых предпочтений и социальных ориентиров школьников, их потребностей, возможностей и склонностей; представлений родителей о будущем их детей.
Внеучебная деятельность – это известная любому педагогу «внеклассная работа», «внеурочная работа», «внешкольная работа», «дополнительное образование», т.е. любая деятельность вне учебы, вне школьного урока. Она может разворачиваться как в классе, так и в школе, в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. В любом случае организация внеучебной деятельности предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Это, по сути, включение школьников в решение социально-значимых вопросов, выполнение ими различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.
Цели и содержание внеучебных программ определяются реальными потребностями школьников. Количество таких программ или внеучебных модулей может быть неограниченно, в зависимости от образовательных потребностей детей.
Внеучебные программы по предмету или циклу предметов могут быть объединены в программу внеучебной деятельности, которая в свою очередь может быть органичной частью внеучебной образовательной программы всей школы, цель которой заключается в создании условий для самоопределения, самосовершенствования и самореализации личности в культурно-образовательной среде.
Программа каждого из этих модулей несет в себе определённые организационно-педагогические и содержательные аспекты и становится неотъемлемой частью внеучебной деятельности школьников. Модули направлены на расширение внеучебных воспитательных (образовательных) целей и задач, способствующих жизненному самоопределению школьников через предоставление им возможности выбора образовательной траектории и усилению практико-созидательной основы жизненных опытов.
• Проект школы будущего |
В процессе внеклассной работы возникают различные образовательные пространства, которые могут существовать параллельно, пересе¬каться, приводить к появлению новых внеучебных программ, которые выходят за рамки школы в социум и далеко за его пределы, что позволяет школьникам совершенствовать опыт продуктивной коммуникации как условия успешности за пределами школьной среды.
Еще одной особенностью всех внеучебных программ является участие в них разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников. Многие из них имеют относительно постоянный состав и принимают участие «командой» в различных видах деятельности. Иногда состав команды меняется, что создаёт условия для выбора социальных партнеров, пробы себя в разных ролях, разных способах обещения.
Условием появления у учащихся способности принимать решения и отве¬чать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участия школьника в реализации программы внеучебной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт – проект, исследование, презентация, страница сайта и т.д.
Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеучебной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России. Внеучебные программы изначально должны проектироваться с обязательным применением школьниками информационных технологий, дающих возможность выхода за пределы школьной среды.
Школьник обретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание.
Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
Помимо программы внеучебной деятельности, в основную образовательную программу школы входят программы профессиональной ориентации, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования и развития ИКТ-компетентности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_na_urokakh_geografii.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы на уроках географии
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий.
Класс | Количество практических работ | Количество экскурсий |
6 | 9 | 2 |
7 | 10 | 1 |
8 | 7 | 1 |
9 | 7 | 1 |
10 | 7 |
|
Тематика обязательных практических работ в 6 классе
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:
- чтение плана местности, географической карты,
- ориентирование на местности,
- проведение съемки местности и составление простейшего плана,
- определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
- нанесение географических объектов на контурную карту,
- описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
- проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
- наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.
- Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
- Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
- Характеристика географического положения материка.
- Комплексная характеристика одного из океанов.
- Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
- Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.
- Сравнительная характеристика крупнейших рек.
- Географическое описание одного из островов.
- Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон.
- Выявление связей между компонентами в природных комплексах.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
выделение главной мысли,
поиск определений понятий,
составление простого и сложного плана,
поиск ответов на вопросы,
составление вопросов к текстам,
составление логической цепочки,
составление по тексту таблицы, схемы;
- качественное и количественное описание объекта;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8 классе
- Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России.
- Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
- Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
- Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
- Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
- Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
- Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
- Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе
- Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
- Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
- Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
- Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
- Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.
- Комплексная характеристика одного из районов.
- Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе
Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
- Ресурсообеспеченность различных стран и регионов.
- Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
- Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
- Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
- Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
- Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию;
- Структурировать информацию
- Определять проблему и способы ее решения;
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
перевод информации из одного вида в другой
(текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеучебная работа по предмету.
Внеучебная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам. Правда, необходимо помнить, что во внеучебной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной. Это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету.
Внеучебную деятельность важно выстраивать на основе наблюдений, изучения мнений учащихся, проведения анкетирования и опросов. Она должна быть направлена на создание условий, способствующих становлению у школьников ценностных представлений и социальных ориентиров, формированию компетентностей.
Диагностика важна для выявления ценностно-смысловых предпочтений и социальных ориентиров школьников, их потребностей, возможностей и склонностей; представлений родителей о будущем их детей.
Внеучебная деятельность – это известная любому педагогу «внеклассная работа», «внеурочная работа», «внешкольная работа», «дополнительное образование», т.е. любая деятельность вне учебы, вне школьного урока. Она может разворачиваться как в классе, так и в школе, в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. В любом случае организация внеучебной деятельности предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Это, по сути, включение школьников в решение социально-значимых вопросов, выполнение ими различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.
Цели и содержание внеучебных программ определяются реальными потребностями школьников. Количество таких программ или внеучебных модулей может быть неограниченно, в зависимости от образовательных потребностей детей.
Внеучебные программы по предмету или циклу предметов могут быть объединены в программу внеучебной деятельности, которая в свою очередь может быть органичной частью внеучебной образовательной программы всей школы, цель которой заключается в создании условий для самоопределения, самосовершенствования и самореализации личности в культурно-образовательной среде.
Программа каждого из этих модулей несет в себе определённые организационно-педагогические и содержательные аспекты и становится неотъемлемой частью внеучебной деятельности школьников. Модули направлены на расширение внеучебных воспитательных (образовательных) целей и задач, способствующих жизненному самоопределению школьников через предоставление им возможности выбора образовательной траектории и усилению практико-созидательной основы жизненных опытов.
• Проект школы будущего |
В процессе внеклассной работы возникают различные образовательные пространства, которые могут существовать параллельно, пересе¬каться, приводить к появлению новых внеучебных программ, которые выходят за рамки школы в социум и далеко за его пределы, что позволяет школьникам совершенствовать опыт продуктивной коммуникации как условия успешности за пределами школьной среды.
Еще одной особенностью всех внеучебных программ является участие в них разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников. Многие из них имеют относительно постоянный состав и принимают участие «командой» в различных видах деятельности. Иногда состав команды меняется, что создаёт условия для выбора социальных партнеров, пробы себя в разных ролях, разных способах обещения.
Условием появления у учащихся способности принимать решения и отве¬чать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участия школьника в реализации программы внеучебной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт – проект, исследование, презентация, страница сайта и т.д.
Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеучебной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России. Внеучебные программы изначально должны проектироваться с обязательным применением школьниками информационных технологий, дающих возможность выхода за пределы школьной среды.
Школьник обретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание.
Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
Помимо программы внеучебной деятельности, в основную образовательную программу школы входят программы профессиональной ориентации, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования и развития ИКТ-компетентности и т.д.