Копилка

Менщикова Анна Сергеевна

В копилке представлены конспекты уроков и внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Менщикова Анна Сергеевна

Классный час «Собака – друг человека»

3 класс

Продолжительность 40 минут

Цель и задачи

Образовательные:

Познакомить учащихся с историей собаки, ролью собак в жизни человека.

Сформировать представления детей о породах собак, о науке кинология.

Воспитательные:

Воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам.

Развивающие:

Развивать креативные способности детей.

Развивать речь, память.

Развивать музыкальный слух.

Оснащение урока:

  1. Сочинения учащихся
  2. Выставка рисунком «Моя собака»
  3. Выставка художественной литературы о собаках
  4. Презентация
  5. Мультимедиапроектор, компьютер, экран
  6. Костюмы для инсценирования стихотворений

Литература и сайты интернета

1. Журнал «Начальная школа» № 12, 2000 год. С.94

2.images.yandex.ru

3. www.konura.info/ginnes3.html

4. toprekord.ru/samaya-bolshaya-sobaka

5. pets.academ.org/pets/sobaki/1953

 Структура классного часа:

1. Введение в тему классного часа

2. Раскрытие темы:

    2.1. Из истории

    2.2. Профессии собак и классификация

    2.3. Породы собак и наука кинология

    2.4.     Литературная викторина

    2.5. Книга рекордов Гиннеса

    2.6. «Ты в ответе за тех, кого приручил»

    2.7. Рассказы детей о своих питомцах

    2.8. Правила собачьего тона

3. Подведение итога

1. Введение в тему классного часа.

Слайд 1.  Ученица рассказывает стихотворение.

Едва мы обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же погнались вприпрыжку

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Порою с пути нам случается сбиться

Кругом темнота и не видно ни зги,

Но нам не дадут насовсем заблудиться

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Пусть чаще свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги.

Не бойся, мы рядом! Тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою, тоска гложет

Бывает такая тоска, хоть беги!

Поверь, что никто так тебе не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши…

Короче, влезать не придётся в долги!

Матрасик в углу. И вот они наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Слайд 2. Ведущий: догадались, о ком идёт речь? Тема нашего классного часа – «Собака – друг человека». Прочитайте эти слова, они будут девизом нашего занятия.

2. Раскрытие темы.

Слайд 3. Ведущий: Давайте обратимся к  истории «что мы знаем о собаке».

Слайд 4. Давным-давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных – миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра – пра – пра – прадедом современной собаки.

В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.

Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняла замки сеньоров средневековья, принимала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

Слайд 5. Ведущий: Сколько же у собаки профессий? (ответы детей)

Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапёр, и космонавт. Была даже собака трубочист по кличке Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила подземные городские трубы и получала зарплату.

Ведущий: Человек старался вырастить всегда таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому, сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса. До сих пор не существует единой классификации известных пород собак.

Слайд 6. Существует такая классификация: охотничья, сторожевая, спасательная, рабочая, военная, овчарка, беговая, бойцовая, домашняя, проводник.

Давайте послушаем ребят, которые приготовили рассказы о породах собак.

Слайд 7. 1 ученик: Русская псовая борзая – охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Некоторые борзые решались выходить даже на кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает, она послушна, льнёт к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые любит пробежаться на воле, и поэтому маленькие городские квартиры её стесняют. Большинство русских псовых борзых плохо переносят жару.

Учитель: Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за сторожевые. Современная сторожевая собака должна легко преодолевать препятствия, не обращать внимание на выстрелы, атаковать непрошенных гостей, пробегать большие расстояния, не брать пищу из рук незнакомых людей, подавать голос по команде или в экстремальных ситуациях.

Слайд 8. 2 ученик:  Доберман – пинчер – сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьём. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.

Учитель: определённые породы собак выведены специально для защиты домашних животных от хищников. Эти собаки известны под названием овчарок (собак – пастухов).

Слайд 9. 3 ученик: восточно-европейская овчарка – собака умная, смышленая, обладает редким чутьём, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Восточно-европейская овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

Слайд 10. 4 ученик: Шотландская овчарка – колли – пастушья собака. Колли можно доверить пасти овец, оленей. Колли – чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.

Слайд 11. 5 ученик: самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернаса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрёл легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас более 40 человек от верной смерти. Сенбернар – добродушная собака, любящая детей.

Слайд 12. 6 ученик: ньюфаундленд – выведен на острове Нью – Фаундленд. Эта собака хорошо плавает, может спасать утопающих. Ньюфаундленд – добродушная, верная, бесстрашная собака, ласковая к детям, но при этом бдительный сторож.

Слайд 13 - 18. Учитель: А это – декоративные собаки: пудель, шпиц, мопс, пекинес, папильон, японский хин, чау – чау. Назначение служебных и сторожевых, охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада, и не разыскивают преступников. Как вы считаете?  (Ответы детей)

Учитель: И всё же польза от декоративных собак несомненна. Бесконечно преданные, они приносят пользу одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.

Слайд 19. 7 ученик: пекинес. В течение долгих столетий эта крошечная собака жила только в китайском императорском дворце и в его садах в Пекине. Право разводить пекинеса было предоставлено только китайскому императору. Другим это было запрещено под страхом смерти. Старая китайская легенда гласить, что некогда лев влюбился в обезьянку и у них родился пекинес. От обезьянки он унаследовал прекрасные тёмные глаза с человеческим выражением, а ото льва спокойствие, достоинство. Пекинесы отличаются друг от друга по характеру, но все они сохраняют до самой смерти редкую игривость. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. К её недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.

Слайд 20 – 29. Учитель: а вот перед вами редкие породы собак:  грейхаунд, фараонова собака, чихуахуа, бассет, бультерьер, пули, керри – блю – терьер, левретка, мастиф, английский бульдог, китайская хохлатая собачка.

Слайд 30. Инсценирование стихотворения Даниила Хармса «Бульдог и таксик».

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный к столбу.

Подходит таксик маленький

С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог! –

Сказал незваный гость. –

Позвольте мне, бульдог, бульдог,

Докушать эту кость.»

Рычит бульдог на таксика:

«Не дам вам ничего!»

Бежит бульдог за таксиком,

А таксик от него.

Бегут они вокруг столба.

Как лев, бульдог рычит.

И цепь стучит вокруг столба,

Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку

Не взять уже никак.

 А таксик, взявши косточку,

Сказал бульдогу так:

«Пора мне, до свидания,

Уж восемь без пяти.

Как поздно! До свидания!

Сидите на цепи».

Слайд 31(гиперссылка) Учитель: существует наука, которая занимается изучением собак. А как её называют, вы узнаете из стихотворения Тима Собакина «Будущая профессия».

Ученик: минералы ищет геолог,

Языки изучает филолог,

Раскопки ведёт археолог.

Это понятно, но

Кто же такой кинолог –

Тот, кто смотрит кино?

Я кинологом стать хочу –

Кино – логия мне по плечу!

Но папа сказал: - а ну – кА,

Откроем словарь.. Итак:

«Кинология – это наука,

Изучающая собак».

Решено – буду кинологом –

От собак не оттащите волоком!

Нравятся очень бульдоги мне

И другие четвероногие!...

…Вы кто: археолог? Филолог? Геолог? –

Спросят меня и услышат в ответ:

- Я по профессии просто кинолог…

Другими словами собаковед!

Учитель: А сейчас проведём литературную викторину. Я буду читать отрывки из разных произведений. Вы должны ответить, как называется произведение, кто автор.

 Слайд 33(гиперссылка)

«Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол». (Л.Н. Толстой. Лев и собачка.)

Слайд 35(гиперссылка)

«И дав ему грызть свой тяжёлый сапог, я сверху вдруг накрыл его мягкой шляпой, обнял полями и, перевернув, посмотрел: в глубине шляпы лежал молчаливый комок, и глаза оттуда смотрели большие и, как мне показалось, печальные». (М.М. Пришвин. Лимон.)

Слайд 37(гиперссылка)

«Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт:  как это могло случиться, что она заблудилась?». (А.П. Чехов. Каштанка.)

Слайд 39(гиперссылка)

«Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька и осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она этого никогда не высказывала». (А.И. Куприн. Барбос и Жулька.)

Слайд 41(гиперссылка)

«Теперь была очередь Арто. Пёс это отлично знал и уже скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку, вылезавшего боком из лямки, и лаял на него отрывистым нервным лаем». (А.И. Куприн. Белый пудель.)

Слайд  43. Учитель: А сейчас мы познакомимся с собаками – самыми, самыми. Собака, как известно, друг человека, древний и верный. Может быть, поэтому в известной Книге рекордов Гиннеса, где собраны разнообразные рекорды, не забыты и собаки.

Слайд  44 – 45. 1 ученик: Крупнейшие породы домашней собаки – английский мастифф и сенбернар; самцы обеих пород обычно весят 77 – 91 кг.

Слайд  46. 2 ученик: Самая маленькая собачка – йоркширский терьер – принадлежит Чаи Ханчанакому из Бангкока, Таиланд. В свой первый день рождения он достигал 11 см 9 мм в высоту, а его вес равнялся 481 г.

Слайд  47. 3 ученик: По достоверным данным самой старой собаке 29 лет 5 месяцев. Это австралийская пастушья собака по кличке Блу, принадлежащая Лесу Холлу из Рочестера.

4 ученик: Сенбернар Барри – знаменитый спасатель во все времена. За свою 12 – летнюю карьеру в швейцарских Альпах Барри спас более 40 человек. Среди спасённых им людей был полузамёрзший мальчик, лежавший под лавиной рядом с погибшей матерью. Барри лёг на мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью.

Учитель: Собака – друг человека. Но иногда люди забывают об этом. Сначала приручают, заботятся, а потом когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку.

Ученик: Бездомный пёс, в глазах один вопрос:

«Зачем же я не нужен никому?»

Погладишь пса и отведёшь глаза..

А что ещё ответить мне ему?

Ничейный пёс удержится от слёз –

Он понимает правила играть.

Полкан иль Бим, он хочет быть твоим

Не ради миски или конуры.

Ничейный пёс меж туфель и колёс

Бредёт куда – то в изморось и ночь.

Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем

Зовут, ласкают и уходят прочь.

Слайд  48. Дети исполняют песню «Пропала собака» (И. Ламма, в. Шаинский)

Слайд  49. Ученик: 

Бежал щенок по лужам.

Бежал щенок по лужам,

По лужам, по лужам

И думал: «Почему же

Я никому не нужен,

Не нужен никому?

Вот я бегу по лужам,

Потом настанет стужа,

Мне будет ещё хуже,

Что делать – не пойму».

А в тот же самый вечер

Бежал ему навстречу

Печальный человек

В сапожках голубых.

Он всё бежал по лужа,

Он всё бежал по лужа,

И думал: «почему же,

Скажите, почему же

Мне кто – то очень нужен,

Кто это может быть?»

И встретились у речки

Щенок и человечек.

Шёл дождик в этот вечер,

Но было им тепло:

«Пусть хлещет дождь,

Пусть в окна вьюга,

Но мы нашли друг друга,

Нашли с тобой друг друга –

Нам очень повезло».

Слайд  50. Учитель: Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Учитель: Ребята приготовили рассказы о своих собаках, давайте послушаем.

Рассказы о собаках.

Ученик: Задирает Вовка нос.

У него отличный пёс,

Родословная в порядке –

Не какой – нибудь Барбос.

Задирает Юрка нос,

У него не хуже пёс.

Чистокровная овчарка,

На таких особый спрос.

Мой щенок ещё не пёс:

Не окреп и не подрос.

- он у вас какой породы? –

Задаёт сосед вопрос.

- На бульдога не похож,

И на дога не похож.

Он скорей всего дворняга

И цена такому грош.

Я в ответ махнул рукой.

Дорогой – недорогой,

Умный, добрый и отважный –

Вот породы он какой.

Слайд  51. Учитель: Самое тяжёлое – это, как и чему научить собаку. Давайте вместе составим правила «Собачьего тона».

1. Послушание.

2. Терпение.

3. Выносливость.

4. Доверие.

5. Добро.

Прежде чем всему этому научить собаку, нужно научить себя. Хорошо воспитать собаку может только хороший человек.