Конспект урока по русскому языку.
На уроках русского языка я стараюсь приучить детей как можно чаще использовать различные словари ( толковый, орфографический, фразеологический).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemye_i_neproveryaemye_glasnye_v_bezudarnyh_slogah.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Обозначение их на письме.
Цели: закрепить умение определять ударение в словах, учить писать слова с безударными гласными , подбирать проверочные слова ,формировать умение грамотно обозначать на письме безударные гласные в формах слова и в корнях родственных слов, работать с различными видами словарей;
Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, речь, умение выполнять творческие задания и работать в группах.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка рабочих мест и работы дежурного.
Игра «Доскажи словечко.»
Нужно для счастья порою немного:
Шоферу - прямая …( дорога),
Летчику - ясное…( небо ),
Прохожему – больше улыбок,
Учителю -меньше (ошибок).
-Я надеюсь ,что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки.
2.Чистописание.
На доске учитель показывает правильное написание строчной буквы з, ошибки ,которые дети допускают и виды соединений с другими буквами.
-Спишите слова. Для пропущенных орфограмм подберите проверочные слова ( сильная позиция). Обозначьте орфограмму.
з . рно зв . зда з . леный …
-Что общего в этих словах? Откройте толковый словарь на странице 19 и найдите еще одно слово, которое будет продолжением этой строки.
Дети находят слово «зефир» , читают объяснение трех значений этого слова и записывают его.
Игра «Найди лишнее слово» ( зеленый- имя прил.).
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим работу с орфограммой «Безударная гласная»
У- учимся обнаруживать «ошибкоопасные» места (орфограммы) в словах и делать их безопасными (выбор правильной буквы в проверочных, однокоренных словах);
Р – развиваем орфографическую зоркость, работаем с разными видами словарей (толковый, фразеологический);
О – оцениваем свою работу;
К – коллективная работа при выполнении творческих заданий.
4. Работа по теме урока.
а. Классификация слов с безударными гласными.
- Итак, приступим к работе.
Задание 1
- Распределите названные мною слова в два столбика: в первый – с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми, т. е. словарные слова. В каждый столбик добавьте по одному примеру. Обозначьте орфограмму. Опасные места в словах проверяйте, если не получается, оставляйте «окошко».
- Напомните, как проверить безударный гласный.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Учитель называет слова и показывает картинки. На доске прикреплены карточки со словами (они перевёрнуты, закрыты)
пчела сорока
оса заяц
лошадь воробей
- Давайте проверим. Если вы сделали всё правильно, то ваша работа совпадёт с моими словами (учитель открывает карточки). Дети называют проверочные слова и читают правила на странице 105 в учебнике.
- Что нужно делать, если не можете вспомнить гласную в словарном слове, а в вашем словаре его пока нет? (обратиться к орфографическому словарю).
- Сколько орфограмм в слове лошадь? Назовите виды орфограмм. (3)
- Что общего в этих словах? (существительные, обозначают животных ..., одушевлённые).
б. Проверка безударных гласных в родственных (однокоренных) словах Крылатые выражения – фразеологизмы..
- Мы с вами говорим о том, что в корнях родственных слов безударный гласный звук обозначается одной и той же буквой. Напомните мне, какие слова называются однокоренными.
Учитель показывает презентацию «Крылатые выражения».
- Прочитайте два крылатых выражения и найдите однокоренные слова (козы, козёл).
Отставной козы барабанщик.
Козёл отпущения.
- Какой вид орфограммы в этих словах? Секретом корней родственных слов объясните букву безударного гласного в корне.
Вспомните подсказку, как получить проверочное слово (назвать во множественном числе или ласково). Один ученик работает у доски с комментированием.
- Это родственные слова или форма слова?
Из презентации дети узнают историю происхождения этих выражений.
- Где можно найти объяснение для неизвестных вам крылатых выражений? (во фразеологическом словаре).
Физминутка.
5.Творческая работа в группах ( по уровням).
-А сейчас вы сможете проверить, научились ли дружно работать. Для работы создадим две рабочие группы. Вы должны пройти два этапа и защитить свою работу.
Этап первый. Каждая команда получает конверт.
-Соберите из пазлов картину и наклейте на верхней части листа.
-Что у вас получилось? ( Снеговик, зимний пейзаж).
Этап второй.
-Теперь свою работу нужно защитить, выполнив задание на нижней части листа.
1-ая группа: к слову » снеговик» подберите 2-3 проверочных слова, обозначьте орфограмму. Составьте одно предложение с этим словом.
… , … , … - сн.говик.
2-ая группа: прочитайте и озаглавьте текст; в каждое « окошко» вставьте пропущенную букву предварительно записав проверочное слово ( сильная позиция ); обозначьте орфограмму; выделите корень в однокоренных словах.
……..
Вот и пришла (…) з.ма! На (…) .ловых лапах блестят (…) сн.жинки. Сухая (…) тр.ва вся в (…) сн.гу.
Защита работ. Выводы.
6. Закрепление изученного.
Учебник с106. , упр.185.
«Дидактическая тетрадь по русскому языку, 2-ой класс.» Полникова М. Ю.
С. 27 № 4. Решите орфографические задачи, объясняйте выбор букв (скв о/а рец…).
7.Итог урока. Домашнее задание.