Главные вкладки
Комлева Ксения Александровна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Конспект интегрированного занятия по логопедии и ритмики
Тема: «Путешествие в сказку КОЛОБОК»
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи (средней, тяжёлой степени). Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Инструктор по ФК Комлева К.А.
Учитель-логопед: Найдёнова Ю.В.
Пояснительная записка к занятию.
Данный урок , является уроком-обобщения знаний, умений и навыков сформированных у учащихся . Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономны, а также более плодотворным. Такая формазанятия позволяет учащимся быть успешным. Ребёнок фантазирует, познаёт, думает, улучшается процесс автоматизации звуков, обогащается словарный запас, а также развиваются коммуникативные навыки. Наиболее подходящая форма коррекционно-развивающего обучения - интегрированные занятия в содружестве: логопеда и учителя по физкультуре, и не менее удачными будет объединение логопеда с музыкальным руководителем, с учителем рисования, ритмики, а также с воспитателями. Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают много видов деятельности.
1. Тема: Путешествие в сказку Колобок.
Грамматическая: образование существительный с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Лексическая: русская народная сказка «Колобок»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания движении и слова.
2. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
-совершенствовать грамматический строй речи учащихся;
Воспитательные
° воспитание интерес к русской народной сказке;
° воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью;
3. Оборудование: конспект урока, игрушки (заяц, медведь, волк, лиса), зайчики на каждого ребёнка, мишка для Захара, Игрушка (Колобок), подготовленная презентация к уроку, кубики с буквами, музыка ( Сказочная мелодия, весёлая музыка, «Прыгаем как зайчики», «Ходим как мишки», для танца ), медальки в виде Колобка, картинки наклейки для оформления,
4. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществлялся через: специально подобранные стихи для детей, индивидуальную помощь, оказанную в процессе выполнений упражнений.
5. Тип урока: урок - обобщения (урок повторение и закрепления ЗУН)
6. Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядные (демонстрация схем, норм артикуляции, ) игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент. муз. «Сказка»
-Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся путешествовать в сказку. А в какую сказку и кто с нами будет путешествовать вы догадаетесь сами. Послушайте загадку:
На сметане мешен, На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился….. (Колобок).
-Молодцы. Мы сегодня отправляемся путешествовать в сказку «Колобок»
Ребята, слово «КОЛОБОК» рассыпалось на буквы, вам необходимо отправится в болото, спасти буквы и собрать слово.
-Давайте проверим, правильно ли вы собрали это слово. (С пропущенными гласными) Слайд № 2
-Молодцы, произнесём все вместе это слово ещё раз. (Дети произносят хором. Обращаю внимание на артикуляцию звука Л).
-Сегодня на занятии вы должны показать, как красиво вы произносите звуки речи, и как умеете двигаться под музыку.
-Давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение и отправляемся путешествовать в сказку.
II. Основная часть.-Отправляемся в путешествие и будем вспоминать сказку. Муз. «Сказка»
1. Развитие координации движения рук. -Жили были дед и бабка. Вот как-то просит старик: «Испеки мне бабка колобок….» -Сейчас мы с вами будем лепить колобка и выполнять гимнастику для ручек. Вспомним правило: «Будем с ручками дружить, будем чётко говорить».
-
Месим, месим тесто - | Сжимаем ручки в кулачки и разжимаем, поочередно двигая ими вверх-вниз – «месим тесто» |
Есть в кастрюле место. | Разводим руки в стороны |
Переваливай на бок - | Хлопаем в ладоши с поворотом вверх-вниз |
Выйдет славный колобок! | Соединяем руки так, чтобы получился круг |
Тесто мы месили - | Поочередно двигаем кулачками вверх -вниз |
Выбились из силы! | Тыльной стороной ладони проводим по лбу сначала одной, потом другой рукой – «вытираем пот» |
Поставили колобка в печку. А теперь ….иди достань из печки Колобка. Вот какой колобок у нас получился.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики. Мы с вами знаем и ещё одно правило. «Будет наш язык стараться – будут все звуки получаться», поэтому давайте выполним гимнастику для язычка.
а)на дыхание. Но сначала давайте остудим нашего колобка. Сделали трубочку, вдохнули, щёки не раздуваем, спинка прямая, затем выдохнули. б)арт. гимнастика с волком.
-Молодцы, вы очень хорошо выполнили гимнастику и волк пожмёт вам руку.
А). Отгадайте, кого встретил колобок на своём пути. У каждого из вас в руках «Волшебный мешок». -Вам необходимо отпустить ручку в мешок, ощупать предмет и догадаться, кто это? Кто догадается, поднимите руку!
-Кто это? (зайчик).. Конечно, это зайчик. –А как ласково его назвать? А как мы назовём детёнышей у зайца? Давайте отстучим это слово кулачком на столе и разделим его на слоги (зай-чик). Сколько слогов? (2).
–Что сказал зайка колобку? (Колобок, колобок, я тебя съем.) А как он это сказал? Какой у него голосок? (Тоненький). –Кто попробует, сказать за зайку? (дети пробуют). А колобок ответил: Не ешь меня зайчик, мы тебе с ребятами песенку споём? Поможем колобку? Что показывает стрелка? Где язык? (Чистоговорки на звуки с-з).
Упражнение «Прыгаем, как зайчики». (У детей в руках зайчики. Дети выполнят движения под музыку.)
Б)–Катится колобок, катится, а навстречу ему…. Отгадайте, первый звук в названии этого животного, звук В. –Кто это? (волк). -Молодцы, это волк. –А как ласково мы назовём волка? (волчок). А как мы назовём детёнышей волка? (волчата). –Давайте отхлопаем это слово и узнаем сколько слогов (3).
– Что сказал волк колобку? –Каким голосом? –Давайте попробуем? (дети пробуют). А наш колобок ответил не ешь меня волк, мы тебе песенки споём. Споём, ребята?
Упражнение «Музыкальные ступеньки» Дети припевают слог ЛА-ЛА-ЛА
В). Ребята, послушайте музыку и подумайте, как мы под неё пойдём. (муз. «Почему медведь зимой спит?»). Пробует 1 учащийся. Дети выполняют ходьбу под музыку.
-Кого встретил колобок на своём пути? (медведя); -А как называют детёнышей у медведя? (медвежата). Разделим слово «медведь» на слоги, отстучим ножками по полу. Сколько слогов? (2).
Что сказал медведь колобку? А каким голосом? Кто хочет попробовать? Чтобы медведь не съел колобка, мы расскажем ему чистоговорки со звуками (ш – ж). Что показывает стрелка? (Язычок вверху).
В).А кто помнит, чем закончилась сказка?
-А давайте, в нашей сказке будет счастливый конец и мы попробуем спасти нашего колобка. А для этого надо рассказать лисе стихи. Но необходимо внимательно следить за язычком, не торопиться, и не волноваться) Дети рассказывают стихи для лисы. (Держат лису в руках);
-Ребята, а давайте покажем лисе как мы умеем танцевать. (Выполняют танец.)
Понравились лисе ваши стихи, не стала она колобка есть и убежала в лес.
А Колобок вернулся к бабушке и дедушке и пел им свою весёлую песенку.
Ребята, скажите, каких животных колобок встретил на своём пути? А где они живут? Это какие животные? Как мы их назовём? А каких животных вы знаете ещё?
Ребята, вам понравилось занятие? Что мы сегодня повторили на занятии?
III Подведение итогов.
Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Старались красиво говорить. Красиво двигались под музыку. И поэтому мы вас награждаем вот такими медальками – колобками. А, чтобы, вы их не перепутали, и у каждого был свой Колобок, мы предлагаем вам их оформить. (Оформляют при помощи наклеек)
Всё окончилось прекрасно,
Всем присутствующим ясно:
Колобок живёт – не тужит,
С дедом, с бабкой крепко дружит,
И во всём он молодец!
Вот и сказочки конец!!! (Хором)