Учебное занятие по литературному чтению в 4 классе «В мире сказок…»
Цели: Обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.
1. Учить выделять главное, значимое.
2. Развивать речь, память, мышление, воображение.
3. Учить анализировать.
4. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы и прививать любовь к поэзии.
Задачи урока:
- расширение представления детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
- развитие разнообразных речевых умений школьников;
- воспитание навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Оборудование к уроку:
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг писателя;
- компьютерная презентация урока в виде слайдов «Наш Пушкин»;
- компьютер, проектор, экран;
- модель сказочного дуба на доске;
- карточки с образами персонажей поэмы (кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший);
- памятка «3 не»;
- конверты №1, №2,№3 с заданиями;
- карточки с изображением желудей (зеленые и коричневые);
- наручные часы (4 шт.);
- текст отрывков из сказок для театра экспромта.
Для детей:
- альбом;
- фломастеры;
- ножницы;
- клей;
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
(Учитель рукой показывает, что можно сесть)
2. Подготовительная работа.
- Здравствуйте.
Вы будете работать в группах.
- Мы с вами разделимся на 4 группы по 4 участника.
- Подойдите к моему столу, выберите себе фрагмент картинки (карточки с образами персонажей поэмы «Руслан и Людмила»: кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший) и соберите ее, согласно нарисованному рисунку, собирайтесь в группы и рассаживайтесь за столы.
1 группа – кот 3 группа - избушка на курьих ножках
2 группа – русалка 4 группа - леший
- Кому не хватило картинки, для вас жребий. Какое слово выбрали в той группе и работаете.
- Для работы в группе существуют определенные правила:
Вывешивается памятка «3 НЕ:
- НЕ перебивай!
- НЕ критикуй!
- НЕ спеши!
Распределение ролей.
Капитан - защищает проект (самый высокий).
Секретарь – записывает идеи и предложения (самый низкий).
Хронометрист – следит за временем (с часами).
Оформитель – руководит оформлением работы (тот, кто лучше рисует).
А все остальные являются активными участниками группы.
3. Минутка релаксации.
Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным. Я предлагаю вам настроиться на работу.
Слушая музыку выполняйте мои указания.
(Учитель включает музыку)
Слова учителя.
- Звучит музыка, дети стоят, вытянув руки как бы держа цветок.
- Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра.
- Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу.
- Вас обвевает ласковый ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией.
-Чувствуете, как добро входит в вас.
- Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одной бабочке – это первое задание.
Каждая группа получает один деформированный текст.
4. Работа в группах.
а) - Прочитать и вставить, пропавшие слова.
Время, отведённое на ответы – 1 минута.
1. У Лукоморья ________ зелёный.
_________ цепь на _______ том,
И днём, и__________ кот ________
Всё ходит по ___________________.
2. Идёт направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там ________: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
3.Там на неведомых ____________
Следы _____________ зверей;
_____________ там на _________ ножках
_____________ без ________ , без_________ ;
4.Там ________ и дол видений полны;
Там о ________ прихлынут ________
На брег песчаный и ________,
И ________витязей ________
Чредой из вод________ ясных,
б). Чтение всего текста.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем весь отрывок. И, когда речь доходит до героя стихотворения, капитан прикрепляет картинку на сказочный дуб.
(Плакат с изображением дуба прикреплен к доске)
Чтение с места. Остальные слушают внимательно. (4 учащихся по цепочке читают весь текст).
- Откуда эти строки? Кто их автор? (из поэмы «Руслан и Людмила», автор А. С. Пушкин)
/вывешивается портрет А.С. Пушкина/
ЗАДАНИЕ №2
- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одному листочку – это второе задание.
6.Продолжение работы в группах.
- Вашей группе предстоит подготовить сообщение, и определить о каком периоде жизни поэта в нем говорится.
-Время, отведённое на ответы – 3 минуты.
Детство
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик.
Саша был большой увалень и дикарь.
Кудрявый мальчик... со смуглым личиком.
С очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.
Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив.
Отличался необыкновенной памятью, и был наблюдательным не по годам.
Пушкин в Ростовской области.
В нашем крае Александр Сергеевич Пушкин побывал в нескольких городах — Новочеркасске, Ростове и Таганроге.
Это произошло в начале лета, в июне 1820 года.
В Таганроге, он днем гулял по набережной, катался по морю на яхте.
Поездка Пушкина по донскому краю в 1820 г. оказалась богата на впечатления.
Жители Ростовской области горды тем, что поэт посетил нашу область.
Няня
Няня Арина Родионовна воспитывала поэта в его младенческие годы.
Она преданно любила его, была с ним всё время в ссылке в селе Михайловское.
Уже взрослым Александр Сергеевич просил свою старую няню Арину Родионовну снова рассказать ему сказки.
А сказок она знала великое множество.
Арина Родионовна рассказывала ему народные сказки, пела народные песни - а он слушал и записывал.
Сказки
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране.
Многие его произведения перечитываются по нескольку раз и заучиваются наизусть.
Александр Сергеевич Пушкин написал:
- Сказку о попе и о работнике его Балде;
- Сказку о царе Салтане;
- Сказку о рыбаке и рыбке;
- Сказку о мертвой царевне;
- Сказку о золотом петушке;
Физкультминутка.
Прочитав сказку Пушкина, Николай Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане…». Троекратное превращение композитор представил во фрагменте, который называется «Полёт шмеля». Сейчас послушаем отрывок и одновременно отдохнём.
- Закройте глазки, откиньтесь на спинку парты и с закрытыми глазами постарайтесь проследить за полётом шмеля.
- Капитаны подойдите к дереву и возьмите по одному цветочку - это третье задание.
а) Вам нужно угадать из какого произведения отрывок. Вы должны прочитать и определить название произведения. Вам нужно подготовить инсценирование своего отрывка, для этого у вас имеются: фломастеры, карандаши, ножницы, альбомные листы. Вы можете сделать необходимые атрибуты для инсценирования.
б) Работа в группах по 4 человека. Наши ученики и актеры. Сейчас команды за 5 минут приготовят инсценировку той сказки, которая была указана в конверте.
Ваша задача – мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения этот эпизод.
в) Представление отрывков из сказок.
Итак, театральное действие начинается
(Если дети затрудняются с ответом, то остальные ученики оказывают им помощь.) После ответов каждой группы, можно поинтересоваться у детей
- Кто читал это произведение?
- И с этим заданием справились! Сразу видно, что читали вдумчиво, не торопясь, внимательно.
Поаппладируем всем артистам.
6. Рефлексия.
- К доске прикреплены желуди. Они разного цвета: зеленый и коричневый.
Прикрепите на нашу картинку таким образом:
зеленый - на дуб, если на уроке вам было понятно, чувствовали себя комфортно, и работа была интересной.
коричневый - под дуб, если на уроке - встретилось много трудных заданий, не все было понятно, и вы скучали.
7. Итог работы.
Читайте Пушкина,
учите Пушкина,
а главное - любите Пушкина!
- Спасибо, за урок! Я думаю, сегодня победило наше знание.