Эссе "Я - учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Долума Снежана Анатольевна
Я учитель, и преданно служу своему делу уже 14 лет. Еще в детстве знала, что буду учителем. Мой отец из семьи, где все четыре брата из пятерых пошли по следам отца. Их отец был одним из первых учителей в Туве. В то время он преподавал латынский язык и проработал в четырех кожуунах Тувы. Помню, как он с любовью рассказывал про свою работу, тогда себя тоже представляла учителем. Его слова «Учитель – это «живая» энциклопедия» были для меня тогда непонятны. Теперь только понимаю, что, действительно, учитель должен быть для своих учеников ВСЕМ: наставником, другом, иногда даже классной мамой (дети из моего класса иногда меня так невзначай называют).
Как же я стала учителем географии? В школьные годы с друзьями очень часто уходили на дальние походы по окрестностям родного села Мугур-Аксы. Изучили каждый уголок, каждый камешек родного края. Однажды на уроке географии учительница объясняла про глобальные проблемы человечества, тогда задумалась о том, что этот предмет очень интересный. И ещё сам учитель по этому предмету был нашим любимым учителем. Он привил нам не только любовь к своему предмету, но и трудолюбие. На его уроках мы слаженно работали.
Проработав несколько лет в школе, знаю, что деятельность учителя – это сложная и многогранная работа, включающая множество особенностей и обязанностей. Кроме специальных навыков, человек должен обладать определенными личными характеристиками. Главными задачами современных педагогов является не только обучение детей, а также контроль за их поведением. Также необходимо расположить к себе учащихся и создать атмосферу, которая будет способствовать обучению и развитию. Еще одной из обязанностей учителя является переключение внимания на себя, а учитывая большое количество современных гаджетов, эта задача усложняется. А учителю географии, из моей практики, эти гаджеты наоборот помогают в работе, если уместно использовать на уроках, поэтому стараюсь с ними дружить. Учитель географии должен знать все в окружающем мире. Кроме стран и их столиц, этот предмет изучает моря, океаны, реки и разнообразные ландшафты. Не стоит забывать, что на уроках географии рассказывают о животном и растительном мирах. Настоящий профессионал должен не только обладать огромным багажом знаний, но также уметь донести все это до ученика доступным и понятным языком. В процессе обучения детей работаю с дополнительными инструментами, такими как карты, глобусы, атласы, контурные карты, статистические данные и прочее. Научить обращаться с ними, находить необходимые сведения, также моя задача.
Профессия учителя географии включает в себя следующие сферы, в которых трудятся наши коллеги педагоги: история, археология, биология и другие подобные области. Деятельность в образовательной сфере – это большой труд, и полученные в ВУЗе навыки оттачиваю годами, чтобы оставаться в компетенции. И должна соблюдать профессиональный стандарт для полноценного обучения школьников.
Чтобы добиться успехов в сфере образования, следует обладать следующими характеристиками: отменная память, внимательность и сосредоточенность, умение сгладить конфликт и расположить к себе людей, сохранение самообладания в стрессовых ситуациях, быстрая обучаемость (при ознакомлении с обучающими материалами), аналитический склад ума и рациональность. Это только основной перечень качеств, которыми должен обладать каждый, желающий достичь успехов в занимаемой должности, поэтому стараюсь оттачивать каждую черту.
Сотрудник сферы образования в современной школе должен выполнять следующие обязанности: составление образовательных программ, используя обучающие материалы (учебники, энциклопедии и другое официальные источники); помощь ученикам в изучении предмета; проведение исследовательских работ и научных практик; составление и ведение необходимой документации; организация внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение музеев, поездки для изучения географии родного края и другие мероприятия); разработка практик для повышения качества обучения; персональная помощь ученику для усвоения школьной программы; проверка контрольных и самостоятельных работ учащихся для оценки полученных знаний; развитие потенциалов учащихся, как творческого, так и интеллектуального.
Современный учитель должен не только прекрасно знать свой предмет, но и следить за технологиями, научными тенденциями, иметь широкий кругозор, постоянно развиваться. У меня ни дня не проходит без чтения. Нельзя, как 20–30 лет назад, стоять с указкой у доски и монотонно читать лекцию.
Сегодня с детьми нужно общаться на понятном им языке и давать актуальную информацию. И даже внешний вид и культура поведения педагога должны отвечать веяниям времени. Когда дети видят, что учитель — не абстрактная фигура с пьедестала, а обычный человек со своим характером и интересами, только с более богатым багажом знаний, они начинают к нему тянуться. Недавно на уроке ребята спросили: «Зачем вообще изучать географию, если у каждого человека в смартфоне есть карта мира?» Этот вопрос для меня был очень важным. Конечно же, неверно думать, что география — это то, что нанесено на карту моря, горы, города. Промышленность, взаимоотношения между странами, транспорт, население планеты — всё это тоже базируется на географии. Мир постоянно меняется, и география изучает его многообразие. Например, если 15-20 лет назад крупнейшие мировые порты были в Европе, то теперь они находятся в Азии. Знание этих и других географических тонкостей пригодится в будущем почти в любой профессии. Когда мне удалось донести эту мысль до класса, многие поняли, как важны знания по географии.
Лучшая награда для меня — это когда дети говорят, что «география крутая» или «география — мой любимый предмет». Радует, что ежегодно десятки девятиклассников выбирают именно географию на ОГЭ и участвуют в олимпиадах. Среди моих учеников есть призёры регионального этапа, победители конкурса «Шаг в будущее» и других проектов. Первые достижения подстёгивают детей к дальнейшему развитию — это и есть моя гордость.
Всегда на пути к успеху бывают трудности. Одна из основных трудностей в том, что на мой предмет отводится всего 1-2 часа в неделю. Поэтому приходится дополнительно готовить детей дистанционно. В прошлом году во время пандемии успешно освоила технологии дистанционного обучения. Помогает при дистанционном обучении системный подход: нужно составить расписание и регулярно выполнять задачи. Иначе обучение вряд ли будет эффективным. Ещё один трудный момент — поиск мотивации. В любой деятельности у ребёнка должна быть цель и поддержка взрослого. В этот момент важна совместная работа с родителями.
В процессе обучения учитель постоянно контактирует с детьми, и поэтому он должен знать психологию мышления детей. Только в этом случае можно стать высококвалифицированным специалистом, который помогает другим найти свое призвание. За несколько лет работы в школе являюсь не только предметником, но и классным руководителем. В МОУ СОШ с. Мугур-Аксы у меня был 1 выпуск, а в МБОУ СОШ 1 г. Кызыла успела выпустить 2 класса. Чтобы мои выпускники поступили в СУЗ или ВУЗ, заранее начинаю профориентационную деятельность. Помогаю выбрать подходящее учебное заведение, по возможности посещаем дни открытых дверей и получаем всю необходимую информацию: какие предметы нужно сдавать для поступления, столько обойдется обучение, сроки подачи документов и прочее.
Также успеваю заниматься саморазвитием. Как настоящий профессионал своего дела обязательно посещаю курсы повышения квалификации, получаю новые знания, изучая методическую литературу. В результате столь кропотливой работы над саморазвитием в 2014 году при аттестации защитила первую категорию. Понимаю, что моё продвижение по карьерной лестнице напрямую зависит от успешности учеников. Об этом свидетельствуют высокие баллы (контрольные и самостоятельные работы, ОГЭ), победы на олимпиадах и участие в других подобных мероприятиях. Поэтому тщательно готовлюсь к каждому уроку, занятию. Готовлю участников к олимпиаде, выбираю интересные темы для НПК. Подобные достижения не только указывают на умелую работу педагога, но и существенно влияют на уровень заработной платы.
Для полноценной работы следую принципу 24:3=8 (8 часов работы, 8 часов отдыха, 8 часов сна должно быть), но у меня не всегда так получается. Во время отпуска люблю путешествовать по родной Туве. Всем ученикам советую исследовать свою малую родину. Я, например, недавно открыла для себя место действия пьесы «Хайыраан бот». Это безумно интересно, потому что позволяет иначе посмотреть на эти места с географической точки зрения, и при чтении произведения они словно оживают.
География Тувы меня очень вдохновляет. С тех пор как начала преподавать именно этот предмет, начала собирать материалы. В итоге у меня имеется авторская рабочая программа по «Географии Тувы» к учебнику К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006г. С этой программой поделилась с коллегами на курсах повышения квалификации. Знаю, что этой программой пользуются многие коллеги. Чему я очень рада.
Еще в начале педагогической деятельности узнала, что периодически подобные мероприятия проводятся не только для учеников и студентов, но и для учителей. Существуют различные конкурсы для учителей, где специалисты могут продемонстрировать свой уровень мастерства. В Российской Федерации самым престижным является конкурс «Учитель года». В этом конкурсе давно хотела участвовать. И вот в этом году наконец решилась, потому что стала уверенной в себе, в своём опыте. Думаю, что максимально смогу продемонстрировать уровень педагогического мастерства.
Труд учителя географии характеризуется разносторонней умственной деятельностью, включая творческий подход к делу. Также нужно обладать желанием развиваться в профессии и использовать новые методики для повышения работоспособности. Самообразование – важная составляющая успешной карьеры каждого педагога.