Открытый урок по русскому языку. Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".

Закржевская Надежда Алексеевна

 



Открытый урок по русскому языку.


Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".

 

Учитель: Закржевская Н.А.

 

 

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

 

  -Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова "Богоматерь с младенцем", познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение - описание.

  В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.

 

 

image

 

 

 

Учитель:

-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.

 

Учащиеся:

-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.

 

-Это тайна, которую не понять.

 

-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.

 

Учитель:

-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?

 

Учащиеся:

-Иконы посвящены Богу. Они выражают  нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.

 

Учитель:

-Чем отличается икона от картины?

 

Учащиеся:

 

 

 

Картина

Икона

Главная задача

 художника

Изображение материального мира,

чувства человека.

Показ невидимого,

духовного мира.

Продукт творческого

 труда

Создан художественный образ

Изображено слово Божие.

Выражение миропонимания

Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь

Иконописец выражает мировоззрение Церкви.

Проявление живописной манеры

Живописец свободен в выборе изобразит. - выразит. средств.

Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения.

Особенности восприятия

Живописец воздействует на чувство зрителей.

Сопереживание происходит на духовном уровне.

Особенности общения

Зритель общается

 с автором.

Молящийся общается со святыми.

Средства формирования личности

Воспитание в себе Человека.

Это путь духовного развития.

 

 

 

 

Учитель:

-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

 

Учащиеся:

-Иконопись выражает идею христианской религии.

 

Выступление учащихся:

-Рассказ о Васнецове.

... 1885 год - Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.

1896 год - Завершение работ. ...

 

Убранство храма.

image

 

 

 

 

-Легенда или быль.

Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора. Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным. Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.

 

Учитель:

-Как композиция помогает зрителю выделить главное?

 

Учащиеся:

-В роли композиционного центра - фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.

 

Учитель:

-В русской иконописи есть определяющее понятие - лик. Чем слово "лик" отличается от слова "лицо"?

 

Учащиеся:

-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.

 

-Лик - проявление в нашем лице образа Божия.

 

Учитель:

-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?

 

Учащиеся:

-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.

 

-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.

 

Учитель:

-Как художник показал единство Богоматери и младенца?

 

Учащиеся:

-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет  в неразрывное целое Божественную семью.

 

Учитель:

-Как художник добивается изображения движения на иконе?

 

Учащиеся:

-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.

 

Учитель:

- Что создает ощущение невесомости Богоматери?

Учащиеся:

-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.

 

Учитель:

-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?

 

Учащиеся:

-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.

 

Учитель:

-В чем своеобразие росписи?

 

Учащиеся:

-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.

 

Сикстинская Мадонна

1515-1519

Рафаэль

image

 

 

 

 

 

 

Толкование терминов:

Алтарь - восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.

Апсида - полукруглый выступ.

Иконостас - увешанная иконами стена.

Купол - свод, сфера, зонтик.

Неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами.

Нимб - сияние вокруг головы.

Плафон - потолок, украшенный живописной лепкой.

 

Подбор синонимов:

Икона - образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.

Нимб - ореол, сияние, свет, свечение.

Мировоззрение - миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.

 

Работа с текстом:

Учитель:

-Как озаглавить сочинение?

 

Учащиеся:

-Душа России.

-Живой идеал невидимого мира.

-Вечная заступница.

-Одухотворенная красота.

 

Учитель:

-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.

 

 

Учащиеся:

-...выдающиеся явление мирового искусства.

-...драгоценное наследие национальной культуры.

 

Учитель:

Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.

 

 

 

 

 

 

Написание сочинения.

 

 

image