Открытый урок по русскому языку. Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".
Открытый урок по русскому языку.
Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".
Учитель: Закржевская Н.А.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:
-Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова "Богоматерь с младенцем", познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение - описание.
В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.
Учитель:
-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.
Учащиеся:
-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.
-Это тайна, которую не понять.
-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.
Учитель:
-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?
Учащиеся:
-Иконы посвящены Богу. Они выражают нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.
Учитель:
-Чем отличается икона от картины?
Учащиеся:
Картина | Икона | |
Главная задача художника | Изображение материального мира, чувства человека. | Показ невидимого, духовного мира. |
Продукт творческого труда | Создан художественный образ | Изображено слово Божие. |
Выражение миропонимания | Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь | Иконописец выражает мировоззрение Церкви. |
Проявление живописной манеры | Живописец свободен в выборе изобразит. - выразит. средств. | Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения. |
Особенности восприятия | Живописец воздействует на чувство зрителей. | Сопереживание происходит на духовном уровне. |
Особенности общения | Зритель общается с автором. | Молящийся общается со святыми. |
Средства формирования личности | Воспитание в себе Человека. | Это путь духовного развития. |
Учитель:
-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?
Учащиеся:
-Иконопись выражает идею христианской религии.
Выступление учащихся:
-Рассказ о Васнецове.
... 1885 год - Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.
1896 год - Завершение работ. ...
Убранство храма.
-Легенда или быль.
Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора. Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным. Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.
Учитель:
-Как композиция помогает зрителю выделить главное?
Учащиеся:
-В роли композиционного центра - фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.
Учитель:
-В русской иконописи есть определяющее понятие - лик. Чем слово "лик" отличается от слова "лицо"?
Учащиеся:
-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.
-Лик - проявление в нашем лице образа Божия.
Учитель:
-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?
Учащиеся:
-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.
-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.
Учитель:
-Как художник показал единство Богоматери и младенца?
Учащиеся:
-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет в неразрывное целое Божественную семью.
Учитель:
-Как художник добивается изображения движения на иконе?
Учащиеся:
-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.
Учитель:
- Что создает ощущение невесомости Богоматери?
Учащиеся:
-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.
Учитель:
-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?
Учащиеся:
-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.
Учитель:
-В чем своеобразие росписи?
Учащиеся:
-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.
Сикстинская Мадонна
1515-1519
Рафаэль
Толкование терминов:
Алтарь - восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.
Апсида - полукруглый выступ.
Иконостас - увешанная иконами стена.
Купол - свод, сфера, зонтик.
Неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами.
Нимб - сияние вокруг головы.
Плафон - потолок, украшенный живописной лепкой.
Подбор синонимов:
Икона - образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.
Нимб - ореол, сияние, свет, свечение.
Мировоззрение - миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.
Работа с текстом:
Учитель:
-Как озаглавить сочинение?
Учащиеся:
-Душа России.
-Живой идеал невидимого мира.
-Вечная заступница.
-Одухотворенная красота.
Учитель:
-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.
Учащиеся:
-...выдающиеся явление мирового искусства.
-...драгоценное наследие национальной культуры.
Учитель:
Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.
Написание сочинения.