мои достижения
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование нравственной культуры у младших школьников.
(из опыта работы)
В настоящее время проблемы нравственности встают особенно остро. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности.
Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает, как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, ядро которого – субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание таких качеств в человеке, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Приняв в первый класс детей, и наблюдая, за жизнью первоклассника, я столкнулась с тем, что некоторые дети не умеют вести себя в обществе, трудно адаптируются к тем нормам и правилам, которые необходимы для того, чтобы, по возможности, ощущать себя в школе успешным. Еще древнеримский философ Сенека приводил изречение «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Поэтому я, как классный руководитель, поставила перед собой следующую цель:
ученик, со сформированной нравственной культурой.
Нравственная культура общества - это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.
Формирование нравственной культуры, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т.д., то есть невозможно воспитать любовь к Родине, без воспитания любви к своей малой родине, к природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и активный деятель. Поэтому для меня, как классного руководителя, необходимо воспитывать личность с активной жизненной позицией. А первостепенными отношениями, которые надо формировать в младшем школьном возрасте, я считаю: отношение к природе, к Родине, к семье и сверстникам, что, по моему мнению, является основными компонентами нравственной культуры.
Задачи:
- создать условия для формирования нравственной культуры;
- отслеживать динамику уровня сформированности нравственной культуры.
Создание условий для формирования нравственной культуры в первую очередь предполагает создание единого воспитательного пространства, где достижению поставленных целей служит деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время (см. структуру воспитательной работы)
Структура воспитательной работы в классе
Главным в моей системе работы, я считаю включение в совместную деятельность всех субъектов образовательного процесса.
Взаимодействие субъектов.
Я, как классный руководитель, беру на себя функцию по управлению формирования нравственной культуры у учащихся своего класса: создаю проблемную ситуацию, которая стимулирует социальную активность каждого ребёнка, выделяю лидеров, провожу консультации и родительские собрания, организую встречи, беседы, координирую взаимодействие с другими социальными организациями и отслеживаю результаты своей работы. Роль других субъектов воспитательного процесса можно проследить по схеме.
Содержание работы с участниками воспитательного процесса.
В начале учебного года, составляя план воспитательной работы, стараюсь так спланировать деятельность по достижению поставленной задачи, чтобы совместить функции классного руководителя и учителя – предметника. Для этого простраиваю цепочку, которая связывает урочную и внеурочную деятельность. (планирование см. в приложении 1)
С целью приобщения детей к осознанию ценности родной природы, воспитанию патриотизма я простраиваю работу следующим образом (см. схему)
Механизм организации данной работы представлен на следующей схеме.
Так, на уроке литературного чтения по произведению И.С. Тургенева «Лес и степь» показываю, каково отношение автора к природе. На уроке окружающего мира по теме «Человек и лес», стараюсь довести до учащихся понимание того, почему нужно беречь природу. На уроке краеведения по теме «Бережное отношение к природе, Красная книга Югры» ставлю задачу показать красоту родной природы и необходимости её охраны. Вся эта работа проводилась для определения понятия «патриот».
В процессе работы у детей возник вопрос, который определил проблему:
- Что могу сделать я для сохранения природы родного края?
Встала необходимость проведения классного часа на тему «Как сберечь свой край родной». Для того, чтобы узнать, какие виды растений и животных нашего края нуждаются в охране, были проведены экскурсии в краеведческий музей города Нефтеюганска, в пос. Русскинские, в г.Ханты – Мансийск.
Детьми была изучена и собрана информация о жизни животных и растений родного края, об исчезнувших и исчезающих видах, о жизни коренных народов, об их быте, наследии, традициях. Результатом работы послужила городская акция «Ёлочка», школьная акция «Берегите птиц».
С целью приобщения родителей и детей к этой работе проведено совместное классное собрание (приложение 2). Подготовительной работой послужили:
- проведенные с помощью родителей экскурсии;
- конкурс рисунков «Мой край», «Береги природу»;
- конкурс стихов о природе, победители которого стали участниками родительского собрания;
-анкетирование родителей,
- выставка книг, журналов, фотогазета, рассказывающая о поездках;
В ходе собрания родители участвовали в дискуссии по результатам анкетирования, в изготовлении поделок из природного материала вместе с детьми. Родители оформили для класса книжки-раскладушки под названиями: «Загадки о природе», «Приметы в природе», «Стихи о природе», «Гербарий листьев деревьев и кустарников». Стали инициаторами создания в классе библиотечки книг о природе и проведения конкурса «Зеленая тетрадь», в которую должны войти стихи, загадки, пословицы, приметы, интересные наблюдения из жизни растений и животных, занимательные вопросы, стихи, загадки, сказки, сочиненные детьми.
Результатами этой работы было участие детей в КТД «Край родной навек любимый».
Учащиеся выпустили стенгазету и организовали агитбригаду для информирования детей других классов.
Проделанная работа способствует осознанию моральных оценок и норм поведения по отношению к природе, воспитание любви к малой родине.
С целью воспитания любви к Родине и уважительного отношения к личности другого человека на уроке окружающего мира по теме «Мы – граждане России» формировала у учащихся представление о том, что значит быть гражданином.
Урок краеведения по теме «Югра – единая семья» служил обобщению знаний о России как огромной многонациональной стране и формированию представления о малой родине, ее народностях. На уроке литературного чтения по произведению Н.Я.Яковлева «Право на жизнь» учащиеся пришли к выводу, что главным правом человека является «право на жизнь». У них возник вопрос, который определил проблему:
- Есть ли особые права у детей?
Встала необходимость о проведении классного часа «ООН и всеобщая декларация прав человека» с приглашением на него заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В рамках диалога, дети познакомились со своими правами и обязанностями, в процессе творческой работы учащимися были предложены права и обязанности, которые они бы занесли в Конвенцию. При рассмотрении вопроса о свободном вероисповедании, учащиеся работали над проектами на уроках технологии. Лучший проект в классе был представлен на городском конкурсе проектов по теме: «Храм», где занял 3 место.
Проделанная работа способствовала воспитание чувства гражданственности и уважительного отношения к личности другого человека, формированию представления о значимости прав человека в жизни общества. (см. схему)
Механизм организации данной работы представлен на следующей схеме.
(4 класс)
Механизм организации работы по воспитанию ответственности за свои поступки и воспитанию уважения к родителям представлен на следующей схеме.
(3 класс)
На уроке литературы после чтения рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова» учащиеся давали оценку поступкам главных героев, определяли значимость наказания детей родителями.
На уроке встала проблема:
- В каких поступках мы можем опираться на «золотые слова» из рассказа? (все надо делать с учетом изменившейся обстановки)
Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить, нужно помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие, а также осмыслить не только свой опыт, но и опыт других (пример товарищей, родителей, взрослых).
На классном часе по теме "Я в мире людей" (приложение 4) обсуждаю с учащимися нравственные правила общения, знакомлю с понятием «любовь к ближнему". А на уроке окружающего мира по теме «Что такое семья» говорим об особенностях семейного коллектива, обсуждаем вопрос о том к чему могут привести необдуманные действия и что эти действия нужно совершать в соответствии со сложившимися обстоятельствами.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Поэтому в социуме я, в первую очередь, опираюсь на семью и для этого на протяжении трех лет вела систематическую работу с родителями в рамках полезно – значимого дела «Успех моей семьи – мой успех».
Во многих семьях главой семьи является отец, и дети считают, что мамы занимаются только домашним хозяйством, хотя многие, помимо этого, еще и работают. Главной обязанностью мамы является накормить семью, привести в порядок жилище, одежду. Так же в классе есть неполные семьи, где мама воспитывает детей одна, и все трудности воспитания ложатся на одни плечи. Таких семей в классе 6 из 27. И поэтому целью работы над проектом во втором классе было: показать значимость мамы в семье и в обществе, воспитывать толерантность, уважение к женщине, воспитание нравственных качеств у девочек.
В рамках этой работы были привлечены мамы учащихся класса, которые в течение всего года принимали участие в разработке и проведении классных часов и классных мероприятий. Классные часы проводились по темам, предложенным самими мамами:
- Мамина профессия. (рассказывали про свои профессии, оформляли по данной теме альбомы, организовывали экскурсии в свои организации)
- Мама на работе и дома. (сочинения детей, оформление стенгазет к праздникам, праздники ко дню Матери, 8 Марта)
- «Мамино увлечение» (конкурс: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».
Как правило, в наших семьях главным материальным добытчиком является отец. Он большую часть времени находится на работе. А в свободное время занимается личными делами. И целью работы в 3 классе было - показать роль отца в семье, о том, что мужчины всегда должны брать на себя самую трудную работу, а женщины – создавать в доме уют и тепло. Воспитывать мужские качества у мальчиков, привлечение отцов к сотрудничеству в рамках организации экскурсий на предприятия, рассказы о службе в рядах Вооруженных Сил, о мужских профессиях.
В 4 классе дети совместно с родителями решили рассказать на классных часах о своих семьях, о семейном древе, о традициях своей семьи. Все данные по этим вопросам, занесены в индивидуальное портфолио учащегося, которое ведется на протяжении всех лет обучения в школе. В нем мы можем проследить движение каждого ребенка, увидеть его достижения не только в школе, но и в дополнительном образовании. Каждый ученик мог увидеть свою деятельность на протяжении четырех лет и соотнести свой успех с успехом своей семьи, целью которого и служила организация данного полезного дела.
Для диагностики уровня сформированности нравственной культуры использовала методику, составленную по аналогии с методикой, разработанной профессором М.И.Рожковым. (см. приложение 5,6,7)
Отслеживание результатов шло как на уровне одного ребенка, так и на уровне всего класса. Эта работа велась в течение четырех лет. В первом классе на основе наблюдений. В 2, 3, 4 классах - на основе диагностики. Ученику и всему классу предлагалось определить при помощи шкалы от 0 до 4 свое отношение по каждому суждению.
Интерпретация результатов:
- Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
Например,
Отношение к природе:
- Бережет природу родного края – 2
- Участвует в городских акциях - 1
- Дорожит духовными ценностями - 0
- Любит свою малую родину – 2
Сумма – 5, делим на 5, получаем средний балл - 1
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму
4. уровень можно определить по следующей шкале:
0 -2 - низкий уровень;
2 – 3 – средний уровень;
3 – 4 – достаточный уровень.
Необходимость планирования воспитательной работы для каждого учителя должно быть обязательным, так как обучение без воспитания не существует.