"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Репина Надежда Павловна

   В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Новое время диктует учителю новый подход к образованию. Развитие профессиональной компетентности, культуры инновационной деятельности учителя русского языка и литературы, способности творческого осмысления собственной педагогической деятельности строится на основе требований ФГОС, положений профессионального стандарта «Педагог», концепции школьного филологического образования. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Тема  инновационной разработки: Использование ИКТ-технологий  в процессе обучения учащихся русскому языку и литературе в  условиях  внедрения ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями. 

Реализация в России перехода на ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

Моя задача   – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. 

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе

1.

ФИО (полностью)

 Репина Надежда Паворвна

2.

Образовательная организация (полное название)

 МБОУ «Гимназия № 90» Советского района г. Казани

3.

Категория.

 Высшая (2015)

4.

Тема инновационной деятельности

 Использование ИКТ-технологий  в процессе обучения учащихся русскому языку и литературе в  условиях  внедрения ФГОС.

Год

Месяц

Форма участия, тема

2016

Октябрь

Мастер-класс  для слушателей программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы: «Совершенствование ИКТ-компетенций школьников на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС».

2017

Январь

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в  веке («Татьянин день»)»  «Проблемное обучение – необходимость времени» 

2017

Март

Мастер-класс  для слушателей программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы: «Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

2017

Апрель

Мастер-класс для директоров образовательных учреждений г. Казани: «Как создать авторскую программу?(от замысла – до воплощения)»

2018 (первое полугодие)

Сентябрь

 Мастер-класс  для слушателей программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы: «Рефлексия как этап современного урока»

 



Предварительный просмотр:

Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Эпиграф:

                                                         Если мы будем учить сегодня так, как                                                          учили вчера, мы украдём у детей завтра.

                                                                                        Джон Дьюи

        Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                          В.А. Сухомлинский

        Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие.

                                                                Л.С. Выготский

        …Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний… под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то неизведанное, чтобы хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

                                                                В.А. Сухомлинский

  1. Деление на группы с использованием приёма «Собери пазлы».

        Для начала я покажу вам один из приёмов, как разделить детей на группы. Прошу вас поучаствовать в этом упражнении. Соберите картинки и объясните, что объединило вашу группу.

Психологический смысл упражнения: Создание команды, развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Спасибо за участие!.

Цель:

  1. Познакомить с приёмами организации деятельности учащихся на уроках  русского языка, способствующими развитию и стимулированию творческих способностей.
  2. Представить положительный опыт по развитию и стимулированию творческих способностей.на уроках русского языка и литературы.
  3. Создать творческую атмосферу и позитивный настрой участников мастер-класса.

Задачи ведущего:

  • демонстрация  опыта работы;
  • проведение тренинговых упражнений с участниками мастер-класса;
  • вовлечение в активную работу  участников мастер-класса.

Правила  работы на мастер-классе:

- не просто слушать, а задавать вопросы;

- предлагать идеи;

- не перебивать;

- критиковать, но не говорящего, а идеи;

- смотреть на говорящего;

- выполнять то, что предлагают ведущие;

- быть активными.

  1. Упражнение «Мы похожи …» 

         Пусть каждая команда сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее.

        Цель упражнения: умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими,  формирование доверительного стиля общения; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

  1. Теоретическая часть мастер-класса.

        Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения. Нестандартные решения могут принимать нестандартные люди, умеющие творчески мыслить, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Слайд С этой целью в стандартах второго поколения предложен портрет выпускника школы, который характеризуется как «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни». 

        Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

СлайдЧто значит развитие творческих способностей?Ответ на это вопрос хорошо известен всем.

  • развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
  • систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
  • организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

        И задача учителя заключается в том, чтобы так организовать учебный процесс, чтобы развить творческие способности каждого ребёнка.

Но, как показывает практика, для учителя задача формирования творческих способностей учащихсяявляется наиболее сложной и труднореализуемой.

Это связано с заложенным в данной задаче противоречием:

  • С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей.
  • С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения.

Есть ещё одно препятствие. Об этом говорят не только учителя, но и известные люди.

Видеоролик

Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимисяисделать обучение интересным для учащегося и охватить всю учебную программу.

        «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку, и в результате  дети  теряют  интерес  кданному  предмету.Когда ребёнку на уроке интересно, он стремиться узнать больше. Такого  результата  можно  добиться,  когда  урок  проходит  в  интересной, занимательной обстановке.

        Ребёнок долженжить в мире творчества. «Без этого, писал В.А. Сухомлинский, он засушенный цветок».

Слайд

  1. Практическое задание: Воспитать творческую личность может только творческий учитель. Какими чертами он должен обладать, каким должен быть? Создайте модель учителя, развивающего творческую активность учащихся. Каким он должен быть
  • Доброжелательный и чуткий.
  • Разбирается в психологии детей, в том  числе одаренных.
  • Имеет высокий уровень интеллекта.
  • Широкий круг интересов и умений.
  • Имеет живой и активный характер.
  • Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  • Имеет творческое мировоззрение.
  • Обладает жизнестойкостью.
  • Имеет позитивную Я – концепцию.
  • Обладает целеустремленностью и настойчивость.
  • Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
  • Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Первое, где учитель может развить творческие способности учащихся – это уроки. Как же должен вести себя учитель.

Слайд

  1. Практическое задание: составьте рекомендации учителю для организации деятельности учащихся на уроке.
  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  •  Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.

Для  формирования  творческих  способностей  необходимы,  на  наш  взгляд, следующие условия:Слайд

  • Свободная атмосфера на уроке, возможность выбора вида деятельности;
  • Доверие  и  уважение  к  ученикам  со  стороны  учителя;  постоянное предоставление ученикам  самостоятельности в  познавательной  деятельности; помощь детям наводящая, а не подсказывающая.
  • Высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор.
  • Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию, к его способностям.

Основной организационной формой учебного процесса остается урок. Наряду с традиционными видами урока используются и его модернизированные виды:

Слайд

I. Необычные уроки

1. Уроки с измененными способами организации:

лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок -  встреча.

2. Уроки, опирающиеся на фантазию:

урок-сказка, урок-изобретательство, урок-выставка, урок изобретательства, урок - «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), урок-экспедиция.

4. Уроки с игровой состязательной основой:

урок «Следствие ведут знатоки», урок –деловая игра, урок-обобщение, урок-КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование.

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:

парный опрос, экспресс-опрос, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок - общественный смотр знаний, ученическая конференция.

Немецкий педагог Дистервег считал, что «хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить». Приведу примеры  практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и  направлены  на  развитие творческих способностей учащихся.

Слайд

1. Творческая  работа  малой  формы

  • Сочинение-развлечение «Бином фантазии». В паре можно  провести  игру  “Загнутые  уголочки”  (для  5 – 6  классов)
  • Сочинение – объявление
  • Проведение  конкурса  вралей
  • Рассказ с  продолжением.
  • О  чём  могли  бы  рассказать  старые  вещи?

2. Обучающая  творческая  работа  

  • Пейзажные  зарисовки  с  обыгрыванием  слов.
  • Работа  с  текстом – образцом  (при  изучении  типов  сказуемых).
  • Составление  миниатюры – шутки,  использовав,  например,  только  односложные  слова  или  использовать  слова,  начинающиеся  с  одинаковой  буквы.  
  • Работа  с  заданным  началом,  
  • Работа  с  заданным  финалом.

    3. Эвристические задачи.

    4. Игра.

    5. Нетрадиционные  индукторы  на  уроке  русского  языка

    6. Речевые этюды

  • Сочинение-развлечение «Бином фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Дж. Родари.см.  его  книгу  “Грамматика  фантазии”. «Бином фантазии» – это 2 слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика. Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам дается задание  написать рассказ.С  точки  зрения  писателя,  пробуждению  творческого  потенциала  способствуют  особые  подготовительные  ритуалы,  создающие  атмосферу  напряжённого  ожидания,  сюрприза.Два  ученика  стоят  у  доски.  Они  пишут  слова:  пёс  и  шкаф.

        Соединяем  слова  вместе – получаем  несколько  ситуаций,  к  примеру,  “пёс  в  шкафу” – основа  для  сочинения.В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении. Они «смещены», выхвачены.

Самый простой способ их соединить — это прибегнуть к помощи предлога (а по-русски еще и падежа). Таким образом, мы получим несколько картин:

пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафуи т.д.

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации:       

апельсин                                    шапка

        Захотел Апельсин купить себе  шапку. Пошел он в специальный магазин. Перемерил все имевшиеся там шапки. Все они оказались такими большими, что, надевая шапку, Апельсин даже не видел себя в зеркале. Что же делать? Отправился Апельсин в ателье. Долго мастер снимал мерки, отмерял разные ткани... Так и не смог сшить для Апельсина подходящую шапку. Очень печальный шел Апельсин по улице. Навстречу ему шла девочка. Она спросила: "Отчего ты такой печальный, Апельсин?" Апельсин очень смутился: "Я очень хочу иметь шапку хорошую, удобную, чтобы голова не мерзла. Но нигде нет шапки подходящей для меня." Девочка очень удивилась: "И это так тебя расстроило!? Пойдем я свяжу тебе теплую, удобную шапку, меня бабушка научила!"

  • В паре можно  провести  игру  “Загнутые  уголочки”  (для  5 – 6  классов).

На  каждой  парте  лежит  лист  бумаги.  Один  ученик  пишет  в  углу  листа  своё  слово  и  закрывает  его,  загибая  уголок,  другой  ученик  пишет  слово  в  другом  углу.

Работают  же  над  парой  слов  вместе.

  • Сочинение – объявление(написанное  от  имени  сказочного           персонажа,  где  главное – отразить  вкусы  и  пристрастия  любимых  героев).  
  • Проведение  конкурса  вралей

— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

— К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…

  Читать  образцы  вслух!  Очень  важно  продлить  радость  творчества.

  • Сказка  с  продолжением.

У  Родари  есть  целая  серия  историй  под  названием  “Сказки,  у  которых  три  конца”.

Можно  предложить  учащимся  сказочную  историю  с  просьбой  её  закончить.

  • О  чём  могли  бы  рассказать  старые  вещи?

Можно попросить  детей  написать  сочинение – ответ  на  этот  вопрос.  

Самый  короткий  ответ  дал  словацкий  поэт  Д. Гевиер:

Стол  пожаловался:  “Ах!  

Целый  день  я  на ногах.

Все  сидят.  А ты  держи

Чашки,  ложки,  да  ножи.

Мне  же,  бедняжке  не  присесть,

  Не  попить  и  не  поесть.

Нет  покоя  у  стола,

  Всё  дела,  дела,  дела.”

  1. Обучающая  творческая  работа  
  • Тема  первой  творческой  работы  в  8  классе  “Летний  день  на  даче  пахнет…”

Получиться  должно  четверостишие  (можно  больше).  Рифма  не  обязательна,  но  размер  (хорей)  соблюсти  нужно.

  • Пейзажные  зарисовки  с  обыгрыванием  слов.Задание:  составить  маленький  текст,  включив  в  него  слово  и  однокоренные  ему  слова  разных  частей  речи.

Затем  выписываем  однокоренные  слова  из  полученных  работ,  проводим  лексический,  словообразовательный,  морфологический  разбор.

  • Работа  с  текстом – образцом  (при  изучении  типов  сказуемых).

        Классу  предлагается  написать  такую  работу,  чтобы  сохранить  синтаксическую  структуру  каждого  предложения  этого  текста,  а  тему  можно  сформулировать  по  своему  усмотрению.

  • При  изучении  темы  “Тире  между   подлежащим  и  сказуемым”.Напишите  работу,  в  которой  анафорой  будут  слова  “Осень – это…”
  • Составление  миниатюры – шутки,  использовав,  например,  только  односложные  слова  или  использовать  слова,  начинающиеся  с  одинаковой  буквы.  
  • Работа  с  заданным  началом,  где  выбор  жанра – свободен.  Например,  “Как  плохо,  когда…”  или  “Как  хорошо,  когда…”
  • Работа  с  заданным  финалом.

Слайд

                                                "Нельзя чему-то научить человека, можно                                                 только помочь ему сделать для себя это открытие".

                                                                                        Галилео Галилей

  1. Эвристическая задача -лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
  • Выполняя морфологический разбор слова МАМА, один ученик указал, что это существительное нарицательное, другой – что это существительное собственное. Чем, на Ваш взгляд, можно пояснить разногласия среди учеников? Соберите аргументы в пользу обеих точек зрения и выразите свое мнение по данному вопросу.

МОЕ ПРАВИЛО

  • Проведите исследование словосочетаний, распределите их на группы, выявляя закономерности правописания не с существительными: рассказывать небылицы; обидная невнимательность; обсуждали не успеваемость, а поведение; голубые незабудки; слепая ненависть; не успех, а провал; вырваться из неволи; говорить неправду; не везение, а труд; чувствовать неуверенность. На основе выявленных закономерностей сформулируйте правило правописания не с существительными.

Полученный учеником в результате самостоятельной работы образовательный продукт обсуждается, каждый выдвигает свою версию правописания, после чего рассматривается правило из учебника.

Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

  • Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

        Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения.

Слайд

  1. Игра Игра для среднего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

 Хочу привести примеры из собственной практики.

1. Игровые задания, направленные на отработкуорфоэпических норм

 «Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

 «В эфире - новости»

«Конкурс дикторов»

«Спортивный комментарий».

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм».

«Собери пословицу»

«Переводчик»

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических ипунктуационных норм

«Мягкая посадка»

 «Третий лишний»,   «Четвертый лишний»              

Игра «Я работаю волшебником»

Игра «По щучьему велению»

"Вырази мысль другими словами" Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.Например:"К августу, вероятно, реки пересохнут"."В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.

Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:

  • Зима в этом году была очень снежной.
  • На капусте появилось много вредителей.
  • Дождь начал лить, как из ведра.

В каких формах можно предложить задания детям?

Например, задание «Составь текст и озвучь его» 

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске.

Пример. Алфавит, звонить, магазин, музей,

предмет, конечно, яичница. 

Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Для большего интереса к заданию я  назначаю экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Когда я учил алфавит, мне позвонил друг. Он позвал меня в музей. В музее нам показывали предметы древности. На обратном пути мы зашли в магазин.

«Пригласи на обед»              

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.

Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

Драка

Хорошо

Плохо

Сумел постоять за себя.

Порвал одежду.

Сумел защитить слабого.

Опять будут ругать родители.

Показал, кто здесь главный и т.д.

Поссорился со своими друзьями.

Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных событиях:

- Вылет самолёта задерживается на два часа.

- Твой костюм облили супом.

- Учитель поставил двойку.

- Дома случайно выбросили твою игрушку.

Слайд                

  1. Использование  нетрадиционных  индукторов  на  уроке  русского  языка

        Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. Таким индуктором может служить и видеоролики с пейзажами.

Слайд

  1. Речевые этюды. Особый вид работы, основанный на ролевой игре. Они используются как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Например, могут быть использованы следующие темы: - 

-разговариваем как старые друзья, которые давно не виделись;

-как начальник и подчиненный;

-как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

-как турист, оказавшийся в чужом городе;

-как учитель с учеником и т.п

Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, надо объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на уроке. Именно поэтому, анализируя в классе любую детскую работу, нужно спрашивать себя: «За что можно похвалить автора данной работы?» В ученических «творениях» в первую очередь необходимо отмечать достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческое задание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее. Задача педагога состоит в том, чтобы не подавлять интуицию учеников, формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность, не допускать формирование конформного мышления. Нужно стремиться к тому, чтобы ученик слушал своё «Я» и был самим собой.

А сейчас вы выполните творческое задание "«Раз - словечко, два -  словечко»"

 (составление рассказа по данному началу)

1 группа - Он всегда знал...

2 группа - Я уже долго ждал...

3 группа - Наконец-то я решился...

4 группа - Дверь медленно открылась...

Рефлексия.http://www.myrapgame.ru/data/photos/1/1/1/10/9627_658a44_530_600.png

  • большой – для меня важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно (не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение – необходимость времени.

                                                                Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

Л. Н. Толстой

        Современное общество остро нуждается в социально активной, творческой личности способной самостоятельно принимать решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Каждый учитель хочет, чтобы ученики умели логически мыслить, чтобы каждый урок был маленьким открытием, доставляющим радость и ученикам и учителю. В условиях внедрения ФГОС учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающей новым способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение знаний. На смену девизу «Прочитай, запомни, перескажи» приходит новый: «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и могли бы обобщать, сравнивать  факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения, разработанной М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

М.И. Махмутов считает, что «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 1

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию? Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

При использовании технологии проблемного обучения в процессе изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

Уже с 5-го класса на уроках русского языка можно вводить новый материал не в форме собственного объяснения, а по схеме: “Пример – вопрос – вывод сделай сам”. Например, в 5-м классе даются слова: “мороз”, “нож”, “просьба”, завязка”, “бровь”, “скобка”, задаю вопрос: какое правило объединяет все слова? Сформулируйте его. В 6-м классе разбирается тема: “Повелительное наклонение глагола”, предлагается сравнить две группы глаголов, найти, в чём их отличие: ходите – ходите, гоните – гоните, выберете – выберите, крепнете – окрепните. На что указывают разные окончания? После определения наклонений объяснить правописание глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.

На уроках проблемного обучения часто предлагаются лингвистические задачи, также требующие аналитического подхода. Например, определить однокоренные ли это слова: косой взгляд – коснулся взглядом – косой угол. Или: почему мы в наш словарик слово “язык” запишем три раза, то есть дадим три словарные статьи?

Необычность языковой ситуации на уроке также способствует развитию креативного мышления. Например, после изучения какой-либо части речи даётся задание: дома составить рассказ или написать сказку об изученной части речи, но так, чтобы в сочинении была лингвистическая загадка или вопрос. Пример такого рассказа: “Сыщику нужно было установить преступников. Случайно он подслушал телефонный разговор: “Четверо пойдут в банк, двое проникнут в хранилище, двое их охраняют”. Сыщик понял, что банда состоит из мужчин. Как он догадался?»

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.

Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:

1) формулирование проблемного вопроса;

2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

 3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Используя технологию проблемного обучения на уроках литературы,  необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа.

        5-6 классы. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе. Например, при изучении произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы:

  • «Почему Вася,  у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки,  сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице?» Дети находят правильный ответ: Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. Отец тяжело переживал смерть жены, матери Васи, а нянькам не нравилось шумное Васино поведение, и Вася стал пропадать на улице.
  • «Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались.   
  • «Можно ли Васину ситуацию перенести в современность?» Да, отвечают дети, можно. Сейчас много детей убегают из дома, потому что им дома плохо живется, потому что они никому не нужны. 

7-8 классы. Это период нравственного самоуглубления, возникновения обостренного интереса к личности. Седьмой класс начинается с изучения сложнейшей повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».  Урок, который я провожу, подсказан моими учениками. Тема урока звучит так: «Можем ли мы оправдать Андрия?» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). Задача, стоящая перед учителем – наисложнейшая: согласиться, что убийство Тарасом Андрия – это  акт жестокости, не оправдав при этом Андрия. Перед учащимися ставится сложный вопрос «Как относится к переходу Андрия на сторону поляков сам Гоголь?» (При этом им предлагается поработать с оценочной лексикой при описании боя Андрия на стороне поляков, в сцене убийства Тарасом Андрия).

В результате учащиеся приходят к выводу: автор жалеет Андрия, отмечает, что характер его не соответствует духу времени, что изображенное  время не создано для любви, но поведение  того во время боя против своих товарищей описывается Гоголем с презрением. Предательства Гоголь Андрию не прощает,  для Гоголя выбор между чувством и долгом однозначен – он выбирает долг.                     

9-11 классы. Литература представляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности.         Урок «Татьяна- милый идеал» дает возможность порассуждать: «Почему Пушкин считает свою героиню идеалом?» Не красавица, не модница, не кокетка, не любит балы, сидит в деревне и читает книги. А Пушкин восхищается ею, да и Евгений Онегин при второй встрече «сходит по ней с ума».  - Что же такое в Татьяне? Вначале зачитываются цитаты, затем делаются выводы: ум, сдержанность, чувство собственного достоинства, тактичность, искренность и … верность. В конце урока можно провести тайный опрос : считаете ли вы Татьяну идеалом?

Также учащиеся могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы. Например, методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Такой анализ произведения предложен в «Пособии для учителя» под редакцией Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?

3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?

7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся  и является очень эффективным на уроке.

Произведение

Вопрос

Высказывания

И. А. Куприн «Гранатовый браслет»,

Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг?

В. Львов — Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с
умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»

На уроке литературе прийти  к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием  - «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать  учеников).Если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своём мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование.

Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

 - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

 - способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

 - способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

На данном этапе развития общества проблемное изучение просто необходимо. Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому  приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется  не просто актуальным инновационным  процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.



Предварительный просмотр:

Борьба с безграмотностью – стратегическая задача государства

Репина Н.П., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 90» Советского района г. Казани

        Стратегическими задачами языковой политики России в настоящее время являются укрепление единства и целостности государства на основе всесторонней поддержки государственного языка Российской Федерации.

Вопросы грамотности населения тоже носят стратегический характер. Грамотность является нациообразующим фактором, потому что она предполагает общение людей между собой и развитие их взаимоотношений, а в целом — развитие государства. Руководством страны принят ряд документов, предусматривающих меры по поддержке и сохранению русского языка в России и за рубежом. К их числу относятся:

  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 1 июня 2005 года «О государственном языке Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации»;
  • Постановление Государственной Думы от 6 июня 2012 года № 459-6 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с празднованием Дня русского языка»;
  • Постановление Государственной Думы от 19 июня 2012 года № 522-6 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в создании Евразийского экономического союза»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года №714, «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»;
  • Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства от 20 июня 2011 года № 492;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля   2011   года   №2108   «Об   утверждении   положения   об   управлении реализацией     федеральной     целевой     программы     «Русский     язык»     на 2011-2015 годы»;
  • Федеральная      целевая      программа      развития      образования      на  2011  - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №61;
  • Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике. Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;
  • Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2012 - 2014 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 1799-р;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализаций внешнеполитического курса Российский Федерации»;
  • Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 года.
  • Государственная      программа     Российской Федерации «Внешнеполитическая       деятельность»,        утвержденная        Распоряжением Правительств Российской Федераций от 20 марта 2013 года, №386-р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

        Тем не менее, существенную озабоченность вызывает состояние речевой культуры общества, уровень грамотности, качество обучения русскому языку. России в качестве знания собственного языка находится на 41 месте среди 65 стран, куда наша страна за короткое время переместилась с 27-го.

Но на сегодняшний день, действительно,  уровень грамотности населения катастрофически низкий. Задатки грамотной личности закладываются и формируются в семье на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную и чёткую. А что он слышит в реальности? "Чо, ваще, ихние, ложить, пинжак," - кажется, что даже крестьяне XIX века были намного грамотнее современных родителей. И это не считая жаргона и мата, конечно. Статистика гласит, что больше половины россиян свободно применяют ненормативную лексику в своей речи при детях и  не видят в этом никакого преступления.

Вот мнение одной из мам  при обсуждении на форуме: « А на "блины" и "фигню" я внимания почти не обращаю, потому что, положив руку на сердце, сама эти слова использую, не считая их присутствие в речи чем-то постыдным и неприличным».

А вот, как рассуждают о чтении книг некоторые родители:
        «А я вот выскажу так: жизнь стала настолько интересной и интенсивной, что чтение книг практически потеряло смысл. Не лучше ли вместо чтения Жуля Верна сесть в самолет и махнуть с ребенком на Мадагаскар? Нужно свою жизнь делать интересной, а не читать про чужую. Стоит ли забивать голову ребенка страданиями Карениной и терзаниями Достоевского? Оно ему надо? Я сильно сомневаюсь. Мой ребенок за один только этот год побывал на отдыхе  в 3 странах. Ничего сложного в этом нет. При наличии денег, разумеется». Цинизм в современном обществе стоит выше истинных человеческих качеств. Что могут дать такие родители своим детям?

Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Совсем недавно печатное слово считалось эталоном грамотности. Газетные и журнальные публикации, речь телевизионных ведущих тщательно выверялись. Теперь же количество смысловых ляпов, синтаксических и прочих ошибок подобно снежной лавине. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают на-гора огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. http://img-fotki.yandex.ru/get/9092/14251485.a7/0_a5202_f2b9342_XL.jpghttp://elenajohnson.ucoz.ru/_pu/21/s74060129.jpg

Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать?

Язык инструкций, документов, официальных обращений  — угрюм, тяжёл, беспросветен, безнадёжен и неграмотен на свой лад.

Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка.  

  • "Корни: «Твои изумрудные брови колосятся под знаком луны».
  • Дискотека Авария: "...Может это ветерок твои губы колышет"
  • Жасмин: «И глаза, и губы завязали туго мы ниточкой одной».
  • Олег Газманов: «Припаду, рыдая, к цветам, и ноздрями землю втяну»

        Когда-то дети учились читать по вывескам, плакатам, газетным заголовкам; «Слава КПСС!» и все производные были явлением более безопасным, чем нынешний креатив.

http://s.om1.ru/photos/0/0/83/52d4e5e2cec55_normal.jpg  http://s40.radikal.ru/i087/1303/b9/bdb13c5d2009.jpg http://1den.ru/uploads/images/c/5/1/8/3/fb66b86f32.jpg

Влияют на грамотность подрастающего поколения  СМС-переписки. В течение недели учащиеся 10–11 классов посылают  до 1000 и даже больше СМС-сообщений. Популярность СМС-жаргона настолько высока, что он стал оказывать серьезное влияние на современный язык, и в первую очередь, на язык подростков.

И, наконец, общение в социальных сетях – как оно влияет на нашу грамотность? Подростки чаще всего при общении сокращают слова, не задумываются об их правильном написании, практически не ставят знаки препинания или ставят их бездумно. Интернет является лишь зеркалом того, что происходит в "реале". А в нем нет идеалов, нет границ (приличия) и нет норм, регулирующих поведение. И языковое поведение в том числе.

В сентябре 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин принял участие в заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», где призвал к обретению и укреплению национальной идентичности. Премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев уже в начале ноября подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а также утвердил положение о Совете. Согласно документу, Совет является совещательным органом, цели которого – рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработка предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере.

В связи с этим с 13 по 14 ноября 2013 года в городе Москве в стенах Московского педагогического государственного университета состоялся Учредительный съезд Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка. В мероприятии приняли участие около 250 учителей из 82 регионов нашей страны.

Съезд прошел при поддержке администрации президента. "Основными задачами ассоциации станут - восстановление роли русского языка и литературы в процессе воспитания детей дошкольного возраста и повышение роли учителей-словесников в формировании личности гражданина. Подобное объединение позволит учителям не только создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе, но и  качественно повысить уровень преподавания этих предметов", - говорится в заявлении организации.

Основная цель общероссийского общественного объединения «Ассоциация учителей русского языка и литературы» - объединение усилий граждан и юридических лиц–общественных объединений в деле формирования у широкого круга лиц, в том числе у представителей органов государственной власти и местного самоуправления бережного и ответственного отношения к русскому языку (сохранение, развитие, изучение).

Очень хочется надеяться на то, что вновь созданное общественное объединение превратится в настоящее общественное движение, нацеленное на возрождение ценностного отношения к русскому языку как великому национальному достоянию России, одной из «духовных скреп» российского народа.

Необходимость "духовных скреп" сейчас осознается всеми, неравнодушными к судьбе Отечества. Одной из бесспорнейших таких скреп является русская классическая литература. Именно через ее подлинное освоение современными школьниками возможно восстановление связи времен, приобщение нового поколения к традиционным национальным ценностям и к исторической судьбе России.

Школьное филологическое образование должно сыграть в этом решающую роль, неслучайно среди личностных характеристик выпускника в новом Федеральном стандарте названы любовь к «своему краю и своему Отечеству», знание «русского и родного языка», уважение к «своему народу, его культуре и духовным традициям».


Предварительный просмотр: