Вода.Способы очистки.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вода. Способы очистки.
Цель урока: Показать, что вода – уникальное природное соединение.
Задачи урока:
- На основе свойств воды изучить основные способы её очистки .
- Способствовать развитию интереса школьников к химии, активизировать их познавательную деятельность.
-Воспитывать необходимость бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Оборудование и реактивы: стаканы с пресной и соленой водой, две картофелины, атомы для модели молекулы воды, вода, загрязненная песком, опилками, воронка, фильтр, пробирки, песок, фарфоровая чашка, салфетка, крошка пробки, мел (порошок), пенопласт (крошка), нефть в капельнице.
Оформление: Черный ящик. Мультимедийное сопровождение.
Ход урока
- Оргмомент.
а) Приветствие (Добрый день, надеюсь, что именно таким он у вас сегодня и будет).
б) Инструктаж по технике безопасности. (Обратите внимание на стоящие разносы с веществами. Ничего не трогать без моего указания.)
- Новый материал.
Чёрный ящик. Д.
В этом ящике химически чистое вещество, без которого нам не прожить. О нем сложены былины и песни, его считают святым и живым, его уважают и почитают, без него невозможна жизнь. Кто может назвать это вещество? Ещё подсказка: Мы с ним встречаемся каждый день, в жару оно ценнее золота. Конечно это вода!
Итак, тема нашего урока «Вода. Способы очистки.» Запись
на доске и в
тетрадях.
Мы докажем, что вода-уникальное вещество, чудо природы, которое необходимо беречь.
Посмотрите за окно. Что там? Снег? Снег – это кристаллы замерзшей воды.
Вы слыхали о воде? Д. слайдов
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Да, без воды нам не прожить. Ещё в глубокой древности крупные цивилизации развивались и процветали вблизи воды. Вода бывает «живая» и «мертвая», легкая и тяжелая, целебная и минеральная – очень и очень разная. Она может быстро бежать и тихо струиться, реветь водопадом и молчать айсбергом, Д.сл.
дымить гейзером и блистать капельками росы. Завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом и ласково плескаться. Ее изучают химики и физики,
биологи и гидрологи, представители других отраслей знаний. А каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно. Сегодня мы будем говорить об этом, казалось бы, простом, но пока еще полном нераскрытых тайн веществе.
Вы могли бы возразить мне: «А зачем нам её изучать, мы ведь и так знаем воду». Но сегодня мы поговорим о воде как веществе химическом.
Вы уже многое знаете о воде. Давайте повторим эти сведения. Д.колба с Н 2О
а)Опишите физические свойства воды. (жидкость, б/цвета, б/запаха, б/вкуса, хороший растворитель, температура кипения=100оС)
б)Какую часть поверхности Земли занимает вода? (3/4) Д.глобус.
в)Какая бывает вода? (Речная, озёрная, морская, дистиллированная …) Д.сл.
г)Каковы общие запасы воды? ( 1,4 млрд.км3- морская вода, 30 млн. км3 пресная)
д)Надолго ли хватит этой воды? ( Эти запасы могут обеспечить 20 млн. человек, а сейчас население Земли =6млн.)
е)В каких физических состояниях встречается вода? ( В жидком, твердом, газообразном) Д. слайда
Взаимосвязь агрегатных состояний «Круговорот воды в природе.» Д. слайда
Над изучением молекулы воды работали многие ученые. В конце 18 века французский ученый А.Лавуазье открыл тайну состава и получения воды. Он взял 2 объема водорода и 1 объем кислорода и поджег смесь. Капелька воды заявила о своем рождении.
Д.(Получение воды в результате сгорания
водорода.)
Давайте вспомним химическую формулу воды. (Н2О) Д.слайда
Запишем уравнение этой реакции: Если вещество горит, то значит оно взаимодействует с кислородом 2Н2+О2=2Н2О ) Как можно назвать воду? ( оксид водорода)
ж)Что можно сказать о количественном и качественном составе молекулы (1атом кислорода и 2 атома водорода) Запишем структурную формулу воды и подпишем валентности элементов.
Лабораторный опыт «Сборка молекулы воды» Д.сл.
Учащиеся выполняют лаб. опыт. Глядя на плакат, собирают модель молекулы воды. Поднимают.
Весной лед тает, вода смывает прошлогоднюю листву и прочий мусор, ручьи направляют свой бег в реки, реки – в озера и далее. В моря и океаны попадают и другие загрязнители, например синтетические моющие средства, нефтепродукты. Чем грязнее вода, тем хуже для всего живого. Для окисления посторонних примесей в грязной воде необходимо избыточное количество кислорода.
И)Как же вернуть воде былую чистоту?
Разработаны определенные способы ее очистки.
Первичная очистка основана на процессе отстаивания. Лабораторный опыт «Первичная очистка воды методом фильтрования» ( по голубой инструктивной карточке.)
Рассматривают загрязненную воду в пробирках на столе: тяжелые частицы осели на дно, легкие всплыли наверх. Затем выполняют фильтрование. Песчинки, опилки остаются на фильтре. Это первичная очистка.
Для использования в качестве питьевой воду подвергают вторичной и третичной очистке . Д . слайда
Объяснение по схеме.
Отдельно поговорим о загрязнении воды нефтью и нефтепродуктами. Ведь 1 г. нефти, попавшей в водоем, дает пятно в несколько квадратных метров.
а) Чем опасно это явление?
б) Как убрать с поверхности воды нефтяное пятно? (Профильтровать, но это можно в лаборатории, а в океане?)
(Утопить, убрать пятно сорбентом) Лабораторный опыт по группам (по жёлтым инструктивным карточкам).
В фарфоровую чашку с водой добавляют каплю нефти. Затем часть учащихся добавляют в воду порошок мела, остальные удаляют нефтяное пятно пробкой, пенопластом. ( Работают три лаборатории.)
-Каким же способом можно очистить воду от мазута? ( От каждой группы озвучивает результаты исследования.)
-А чем отличается питьевая вода от дистиллированной? ( дист-ая - химически чистая вода).
Что бы получить химически чистую воду необходимо провести дистилляцию. Д.сл. «Очистка воды методом дистилляции»
3.Подведем итоги: что нового вы узнали о воде? Постарайтесь вспомнить и перечислить все важные научные сведения об этом веществе.
И заключением по нашему уроку пусть будут эти слова:
Д.слайда
Вода –это жизнь.
Вода - самое большое богатство на свете!
* мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему? (В морской воде много соли)
* Как отличить морскую (или просто соленую) воду от пресной? Л/О.
(В большие стаканы с пресной и соленой водой опускает по яйцу или по очищенной картофелине.)
*Какой вывод можно сделать? (Морская вода имеет большую плотность)
* Много ли соли в морской воде? (Да. Если высушить моря, океаны и рассыпать соль по всей поверхности Земли получится слой 45 м, а по поверхности суши – 153 м – высота пятиэтажного дома).
Для воды характерно, что при 0оС она начинает кристаллизоваться , но её объём не уменьшается, а увеличивается. Т.е. что более плотное вода или лёд? Плотность льда меньше плотности воды.( Лёд плавает на поверхности воды. Д.)
* Почему возможно существование воды в 3-х агрегатных состояниях? (Наша планета удалена от солнца на расстояние 149,6 млн. километров, что позволяет воде быть жидкой, твердой, газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. километров от солнца, вода бы была вечным льдом, а на расстоянии 134 млн. километров просто испарилась бы.)
4.Обыкновенное домашнее задание. Слайд« Ура! Домашнее задание»
1).Параграф 29 до химических свойств. (всем)
2) Найдите интересную информацию о воде. Найдите или сочините, стихотворение о воде, можно составить ребусы либо кроссворд.(по желанию)
3.) Предложите свой способ очистки воды. .(по желанию)
5.Но прежде чем попрощаться, обращаю ваше внимание на капельки, лежащие на разносах. Возьмите каждый по одной и подумайте, всё ли вам было понятно на уроке. Если да, то положите в коробочку с восклицательным знаком. Если у вас возникли какие-то вопросы, положите в коробочку с вопросительным знаком. А пока вы думаете, я оставляю вам календарики с изображением воды как символом удачи и процветания.
Приложение
1.Сделайте фильтр, вставьте его в воронку.
2.Вылейте смесь воды, песка и опилок в воронку.
3.Что наблюдаете? Является ли фильтрат химически чистой водой?
1.В фарфоровую чашку с водой добавьте каплю нефти.
2.Затем посыпьте порошком мела.
3.Что наблюдаете? Исчезло ли нефтяное пятно?
4. Сделайте вывод можно ли этот способ использовать для очистки воды от нефти?
1.В фарфоровую чашку с водой добавьте каплю нефти.
2.Затем посыпьте крошкой пенопласта.
3.Что наблюдаете? Исчезло ли нефтяное пятно?
4. Сделайте вывод можно ли этот способ использовать для очистки воды от нефти?
1.В фарфоровую чашку с водой добавьте каплю нефти.
2.Затем посыпьте измельчённой пробкой.
3.Что наблюдаете? Исчезло ли нефтяное пятно?
4. Сделайте вывод можно ли этот способ использовать для очистки воды от нефти?