РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО экологии 5 КЛАСС
Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их место в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_ekologiya.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 5 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
- интегрированного курса авторской программы по экологии для учащихся 5-9 классов основной школы Л.И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. М.: Издательство «Академкнига»/Учебник. 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Экология. Живая планета» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко.
М.: Издательство «Академкнига»/ Учебник, 2010. – 128 с.
Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шурхал. – М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2011 - 64 с.
Методическое пособие для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2011 - 46 с.
Целью изучения предмета «Экология» является
формирование сознательно – научного, нравственно – этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально – чувственной основе.
Задачи:
- способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
- формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
- формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
- знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
- развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
- вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
Общая характеристика курса.
Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их место в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане «Экология. Живая планета» на этапе основного общего образования в общем объёме составляет в 5 классе – 35 часов, в 6 классе- 35 часов.
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Методы, формы работы:
- Беседы
- Занятия- исследования
- Занятия- практикумы
- Экскурсии в живую природу
- Акции
- Лекции
Содержание программы Экология. Живая планета связано с учебными предметами – биология, география, математика, литература.
Тематический план
Название раздела | Количество часов | Формы организации занятий |
Введение | 1 | |
История взаимоотношений человека и природы | 5 | Экскурсии,беседы |
Основные понятия экологии | 10 | Экскурсии,беседы ,лекторий,практикум |
Сообщества и экосистемы | 19 | Экскурсии ,беседы,лекторий,рактикум,исследования |
Всего | 35 |
Планируемые результаты
ОПИСЫВАТЬ:
-грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
-владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
-определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
-уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
-экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
-изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
-необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
-зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
-анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
-сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
-прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
-планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
-оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Список литературы для учителя
1.Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
2. Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. Ун-та 1995
3. Красная книга Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта,
5.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
6Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
7. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
8. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | Д/З | План | Факт |
1 | Введение в курс экологии | 1 | Знать, что изучает данный курс, его структуру. | осуществлять наблюдения за объектом в соответствии салгоритмом | ||||
История взаимоотношений человека и природы (5 часов) | ||||||||
2 | Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство. | 1 | Знать основные занятия древних людей: собирательство и охота. Уметь объяснять, что такое присваивающее хозяйство, локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. | работать с учебником и дополнительной литературой; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом. | п1 | |||
3 | Переход человека к производящему хозяйству. | 1 | Знать, что такое производящее хозяйство, стихийное природопользование, опустынивание, как возникли земледелие и скотоводство. Уметь объяснять воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов, гибель цивилизаций. | выделять главное; сравнивать факты, явл-я по заданным критериям; обобщать, подытоживать информацию. | п2 | |||
4 | От колесницы до самолета. | 1 | Знать, как шло изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде. | участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе. | П 3 | |||
5 | Человек и природа в настоящем. | 1 | Знать прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу, что такое интродукция, «экологический рюкзак». Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде. | Уметь оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь; работать с учебником и дополнительной литературой. | П 4 | |||
6. | Неисчерпаеммые и исчерпаемые источники энергии. | Знать: изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора (характеризовать особенности использования людьми двух групп природных ресурсов). | Уметь: характеризовать особенности использования людьми двух групп природных ресурсов. | Дополн.материал | ||||
Основные понятия экологии (10 часов) | ||||||||
7 | Экология: что это такое. | 1 | Знать, что такое экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме», направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Уметь объяснять значение экологических знаний в жизни современных людей. | Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга. | П 5. | |||
8 | Направления современной экологии. | Знать направления экологии | Уметь: объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности. | Допол.материал | ||||
9 | Что такое экосистема. | 1 | Знать понятие «экосистема», общую характеристику. Уметь характеризовать основные компоненты экосистем. | Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе. | П 6 | |||
10 | Основные компоненты экосистемы | 1 | Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг. | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии. | П 6 | |||
11 | Что такое биосфера Земли. | 1 | Знать, что такое биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Уметь характеризовать биологическое разнообразие биосферы. | Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь. | п7 | |||
12 | Биологическое разнообразие биосферы. | 1 | Знать причины биологического разнообразия в биосфере. | Уметь: объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности | П 7 | |||
13 | Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. | 1 | Знать условия и причины их разнообразия | Уметь: объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора. | П 6 | |||
14 | Распространение живых организмов на Земле. | 1 | Знать повсеместность распространения жизни на Земле, роль растений в биосфере, влияние живых организмов на неживую природу, учение о биосфере. В. И. Вернадского. | Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом. | П 8 | |||
15 | Среда обитания живых организмов: из чего она состоит. | 1 | Знать что такое среда обитания, понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Уметь характеризовать факторы живой и неживой природы. | Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; | П 9 | |||
16 | Факторы живой и неживой природы | 1 | Знать факторы живой и неживой природы). | Уметь: объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора | П 9 | |||
Сообщества и экосистемы (19 часов) | ||||||||
17 | Сообщества живых организмов. | 1 | Знать, что такое сообщество живых организмов, специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). | Уметь владеть различными видами пересказа; выделять главное; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. | П 10 | |||
18 | Природные и искусственные сообщества живых организмов. | 1 | Знать группы организмов живущих в природном сообществе. | Уметь: объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности | ||||
19 | Группы организмов в природном сообществе. | 1 | Знать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Уметь характеризовать природные и искусственные сообщества живых организмов. | Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга. | П 11 | |||
20 | Круговорот веществ. | 1 | Раскрывать сущность круговорота органических веществ в сообществе живых организмов. | Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности | П 11 | |||
21 | Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: (распознавать пищевые связи в экосистеме). | П 12 | |||
22 | Цепи и сети питания: кто кого и что ест. | 1 | Уметь характеризовать группы организмов в природном сообществе, составлять пищевые цепи и сети. Знать, что такое производители (продуценты) , потребители (консументы) , разрушители (редуценты) | Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе. | П 12 | |||
23 | Естествен ные и искусственные экосистемы. Луг | 1 | Знать характеристику природных и искусственных экосистем. Уметь их сравнивать (на примере поля и луга). | Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь. | П 13 | |||
24 | Естествен ные и искусствен ные экосистемы. Поле | 1 | Знать искусственные и естественные экосистемы. | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии | П 13 | |||
25 | Городские экосистемы | 1 | Знать городские экосистемы, общую характеристику. Уметь характеризовать деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. | Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом. | П 14 | |||
26 | Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. | 1 | Уметь: объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности | П 14 | ||||
27 | "Русь деревянная" | 1 | Знать влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. | Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. | П 15 | |||
28 | Охрана животных и растений Саратовской области | 1 | Знать животных и растений охраняемых на территории нашей области | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды). | Дополнительный материал | |||
29 | Полезные ископаемые Саратовской области | 1 | Знать полезный ископаемые | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии. | Дополнительный материал | |||
30-31 | Край, где ты живёшь. | 2 | Знать особенности географического положения, виды полезных ископаемых, погодные условия, состояния водных ресурсов Саратовской о области и своего края. | Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. | Дополнительный материал | |||
32 | Это зависит от нас с вами | 1 | Знать правила поведения в природе | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать). | Дополнительный материал | |||
33 | Правила поведения в природе | 1 | Знать правила поведения в природе | Уметь: владеть понятийным и терминологическим | Дополнительный материал | |||
34-35 | Красная книга | 2 | Знать о структуре и цели создания Красной книги | Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды). | Дополнительный материал |