РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО экологии 5 КЛАСС

Лагутина Любовь Александровна

Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет  расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их место в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass_ekologiya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа по экологии для 5 класса составлена на основе следующих документов и материалов:

  • интегрированного курса авторской программы по экологии для учащихся 5-9 классов основной школы Л.И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. М.: Издательство «Академкнига»/Учебник. 2010.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Экология. Живая планета» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. И. Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко.

М.: Издательство «Академкнига»/ Учебник, 2010. – 128 с.

Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шурхал. – М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2011 - 64 с.

Методическое пособие для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2011 - 46 с.

Целью изучения предмета «Экология» является

 формирование сознательно – научного, нравственно – этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально – чувственной основе.

Задачи:

  1. способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
  2. формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
  3. формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
  4. знакомить учащихся с экологическими проблемами своего  региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
  5. развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
  6. вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

                                                      Общая характеристика курса.

Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет  расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их место в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс.

 

Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.

                              Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане   «Экология. Живая планета» на этапе основного общего образования в общем объёме составляет  в 5 классе – 35 часов, в 6 классе- 35 часов.

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

  • Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  • Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Методы, формы работы:

  • Беседы
  • Занятия- исследования
  • Занятия- практикумы
  • Экскурсии в живую природу
  • Акции
  • Лекции

Содержание программы Экология. Живая планета связано с учебными предметами – биология, география, математика, литература.

Тематический план

Название раздела

Количество часов

Формы организации занятий

Введение

1

История взаимоотношений человека и природы

5

Экскурсии,беседы

Основные понятия экологии

10

Экскурсии,беседы ,лекторий,практикум

Сообщества и экосистемы

19

Экскурсии ,беседы,лекторий,рактикум,исследования

Всего

35

                                                  Планируемые результаты

ОПИСЫВАТЬ: 

-грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

-владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  

-определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

-уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.  

ОБЪЯСНЯТЬ: 

-экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;

-изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

-необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

-зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

-анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

-сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

-прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

-планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

-оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

                                             Список литературы для учителя

1.Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.

         2. Петров К. М  Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд-  во Саратов. Ун-та 1995

3. Красная  книга    Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта,

5.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.

6Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

7.  Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.

8. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.

                                     


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Д/З

План

Факт

1

Введение в курс экологии

1

Знать, что изучает данный курс, его структуру.

осуществлять наблюдения за объектом в соответствии салгоритмом

История взаимоотношений человека и природы (5 часов)

2

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство.

1

Знать основные занятия древних людей: собирательство и охота. Уметь объяснять, что такое присваивающее хозяйство, локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

работать с учебником и дополнительной литературой; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.

п1

3

Переход человека к производящему хозяйству.

1

Знать, что такое производящее хозяйство, стихийное природопользование, опустынивание, как возникли земледелие и скотоводство. Уметь объяснять воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов, гибель цивилизаций.

 выделять главное; сравнивать факты, явл-я по заданным критериям; обобщать, подытоживать информацию.

п2

4

От колесницы до самолета.

1

Знать, как шло изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.

Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде.

 участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

П 3

5

Человек и природа в настоящем.

1

Знать прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу, что такое интродукция, «экологический рюкзак». Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Уметь оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь; работать с учебником и дополнительной литературой.

П 4

6.

Неисчерпаеммые

и исчерпаемые источники энергии.

Знать: изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора (характеризовать особенности использования людьми двух групп природных ресурсов).

Уметь: характеризовать особенности использования людьми двух групп природных ресурсов.

Дополн.материал

Основные понятия экологии (10 часов)

7

Экология: что это такое.

1

Знать, что такое экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме», направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Уметь объяснять значение экологических знаний в жизни современных людей.

Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга.

П 5.

8

Направления современной

экологии.

Знать направления экологии

Уметь: объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности.

Допол.материал

9

Что такое экосистема.

1

Знать понятие «экосистема», общую характеристику. Уметь характеризовать основные компоненты экосистем.

Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

П 6

10

Основные компоненты экосистемы

1

Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг.

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии.

П 6

11

Что такое биосфера Земли.

1

Знать, что такое биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Уметь характеризовать биологическое разнообразие биосферы.

Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь.

п7

12

Биологическое разнообразие биосферы.

1

Знать  причины биологического разнообразия в биосфере.

Уметь: объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности

П 7

13

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины.

1

Знать условия и причины их разнообразия

Уметь: объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или

под воздействием антропогенного фактора.

П 6

14

Распространение живых организмов на Земле.

1

Знать повсеместность распространения жизни на Земле, роль растений в биосфере, влияние живых организмов на неживую природу, учение о биосфере. В. И. Вернадского.

Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.

П 8

15

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит.

1

Знать что такое среда обитания, понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Уметь характеризовать факторы живой и неживой природы.

Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

П 9

16

Факторы живой и неживой природы

1

Знать факторы живой и неживой природы).

Уметь: объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или

под воздействием антропогенного фактора

П 9

Сообщества и экосистемы (19 часов)

17

Сообщества живых организмов.

1

Знать, что такое сообщество живых организмов, специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса).

Уметь владеть различными  видами пересказа; выделять главное; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

П 10

18

Природные и искусственные сообщества живых организмов.

1

Знать группы организмов живущих в природном сообществе.

Уметь: объяснять необходимость сохранения естественных экосистем своей местности

19

Группы организмов в природном сообществе.

1

Знать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Уметь характеризовать природные и искусственные сообщества живых организмов.

Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга.

П 11

20

Круговорот веществ.

1

Раскрывать сущность круговорота органических веществ в сообществе живых организмов.

Уметь объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности

П 11

21

Пищевые связи в экосистеме.

1

Знать понятия: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: (распознавать пищевые связи в экосистеме).

П 12

22

Цепи и сети питания: кто кого и что ест.

1

Уметь характеризовать группы организмов в природном сообществе, составлять пищевые цепи и сети. Знать, что такое производители (продуценты) , потребители (консументы) , разрушители (редуценты)

Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

П 12

23

Естествен

ные и искусственные экосистемы. Луг

1

Знать характеристику природных и искусственных экосистем. Уметь их  сравнивать (на примере поля и луга).

Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь.

П 13

24

Естествен

ные

и искусствен

ные экосистемы. Поле

1

Знать  искусственные и естественные экосистемы.

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии

П 13

25

Городские экосистемы

1

Знать городские экосистемы, общую характеристику. Уметь характеризовать деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры.

Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.

П 14

26

Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы.

1

Уметь: объяснять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности

П 14

27

"Русь деревянная"

1

Знать влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение.

Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

П 15

28

Охрана животных и растений Саратовской области

1

Знать животных и растений охраняемых на территории нашей области

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды).

Дополнительный материал

29

Полезные ископаемые Саратовской области

1

Знать полезный ископаемые

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии.

Дополнительный материал

30-31

Край, где ты живёшь.

2

Знать особенности географического положения, виды полезных ископаемых, погодные условия,  состояния водных ресурсов Саратовской о области и своего края.

Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

Дополнительный материал

32

Это зависит от нас с вами

1

Знать правила поведения в природе

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать).

Дополнительный материал

33

Правила поведения в природе

1

Знать правила поведения в природе

Уметь: владеть понятийным и терминологическим

Дополнительный материал

34-35

Красная книга

2

Знать о структуре и цели создания Красной книги

Уметь: владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии (узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды).

Дополнительный материал