Проект "Зыряне - загадочный народ"
Прект с дошкольниками подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект с дошкольниками подготовительной группы "Зыряне - загодочный народ" | 70.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»
Информационная карта
познавательно-исследовательского проекта
«ЗЫРЯНЕ -
ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД»
Участники проекта:
дети подготовительной группы
Руководители проекта:
Попова Оксана Петровна
Дмитриева Любовь Алексеевна
2020 год
Содержание
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
10.Продукты деятельности детей. | |
| |
| |
Паспорт проекта
Наименование учреждения и место проведения проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым». | |
Адрес учреждения | с. Казым ул. Школьная, 7б. | |
Тема проекта | «Зыряне – загадочный народ» | |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский | |
Продолжительность проекта | Долгосрочный | |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. | |
Возраст детей | 6-7 лет | |
Название итогового мероприятия проекта | Мастер-класс по изготовлению кукол скруток | |
Сроки реализации проекта | Сентябрь - Ноябрь | |
Этапы реализации проекта | 1. Организационно-подготовительный 2. Поисково - исследовательский 3. Результативный 4. Заключительный | |
12. | Целевая аудитория | Дети старшего дошкольного возраста |
13. | Практическая значимость проекта | Данный проект может быть использован в практике воспитателями дошкольных учреждений. |
14. | Партнеры проекта | Этнографический музей-парк с. Казым, сельская библиотека, родители, бабушки. |
15. | Предмет исследования | Народ зыряне |
Актуальность проекта
Живут в Казыме разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим сосновый бор.
У каждого народа язык свой и наряд,
Один кокошник носит, другой надел халат.
Один рыбак с рожденья, другой оленевод,
Один уху готовит, другой одежду шьёт.
Одним милее тундра, другим милей тайга
Но нет милее края, чем Родина-Югра!
Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле.
В Белоярском районе, в селе Казым, живётдревний удивительный и загадочный народ - зыряне, пришедшие в эти места ровно 100 лет назад, которые до сих порчтят традиции своего народа, сохраняют язык и культуру.
Зыряне всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой борьбе за существование и продолжение своего рода они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное - они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Культуразырянмалоизвестна и малоизучена. К сожалению, молодое поколение мало проявляет интерес к изучению своей культуры, возрождению своих традиций, своего родного языка.Вековые обычаи и традиции уходят в прошлое, растворяясь в быстробегущем современном мире.
Богатейшая и разнообразная культура, традиции зырян, сохраняющие собственные уникальные черты, представляют собой ценный материал для изучения.
Понимая всю важность как познавательного, так и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, для исследования мы выбрали тему об этом загадочном народе,живущем в нашем селе.Считаем тему актуальной, т.к. в нашем селе Казым проживает много представителей этой национальности.
Проект посвящен изучениютрадиций, быта, образа жизни и культуры зырян.
Цель: приобщение детей к уникальной культуре зырянского народа, живущего в Белоярском районе, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Сформировать знания детей об уникальных особенностях этого народа, предметах быта, их назначении, об укладе жизни, через включение детей в поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Развивать способность к поисковой деятельности:
- определению задач, исходя из поставленной проблемы;
- планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- выбору источников и поиск информации.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умения экспериментировать с различными объектами;
3. Активизировать речь;
4. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
5. Развивать познавательный интерес к культуре родного края, традициям и обычаям зырян.
6. Воспитывать любовь к малой Родине.
Мотивация: путём исследовательской деятельности использовать различные источники информации, чтобы узнать о зырянах, их культуре, обычаях, традициях.
Постановка проблемы: Почему зырян считают загадочным народом?
Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с представителями старшего поколения): если мы изучим традиции, обычаи и культуру этого народа, глубже узнаем их историю, то у нас накопятся знания б этом народе. Мы сможем поделиться своими знаниями с теми, кто захочет больше узнать о зырянах.
Модель трёх вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
1.Зыряне живут в с. Казым? 2. Зыряне ухаживают за оленями? | 1. Откуда пришли зыряне? 2.Чем занимаются? 3. Где живут? 4. Какие национальные костюмы носят зыряне? 5.Какие традиции и обычай у зырян? | 1. Спросить у людей старшего поколения: бабушек и дедушек. 2. Послушать рассказы родителей. 3. Прочитать в библиотеке. 4.Посмотреть в интернете. |
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность педагога (организационная, корректирующая, направляющая) | Деятельность детей |
I. Организационно-подготовительный | 1. Формулирует проблему: Почему зырян считают загадочным народом? 2. Мотивация: используя различные источники информации, узнать об образе жизни, культуре и традициях зырян. 3. Формулирует задачи:
4. Создаёт учебно-методическую базу для успешной реализации проекта | 1. Входят в проблему. 2. Узнают информацию из различных источников.
3. Принимают задачи. Уточняют задачи проекта. |
II. Поисково-исследовательский | Практическая деятельность по решению проблемы. 1. Проводит беседы, экскурсии, интегрированные занятия, показ презентаций, организовывает встречу с представителями старшего поколения, разучивает игры. 2. Обновляет содержание предметно-развивающей среды. 3.Оказывает практическую помощь в решении задач. 4. Организует и помогает спланировать деятельность детей. 5. Направляет и контролирует осуществление проекта. 6.Взаимодействует с родителями воспитанников, сотрудниками музея, библиотеки, людьми старшего поколения – представителями зырян. | 1. Ищут способы решения задач. Проводят исследование. 2. Применяют содержание предметно-развивающей среды во всех видах деятельности. 3. Выбирают необходимые материалы для поисковой, продуктивной, игровой деятельности. 4. Планируют свою деятельность. 5. Объединяются в рабочие группы. 6. Совместно с родителями готовятся к мероприятиям. |
III. Результативный | 1. Праздник «У семейного очага» 2. Презентация проекта. 3. Выставка творческих работ | 1. Участвуют в празднике. 2. Презентуют проект 3. Представляют продукты деятельности. |
IV. Заключительный. | Подведение итогов, анализ работы по проекту:
| Подведение итогов и обсуждение с детьми результатов проекта. |
Ожидаемые результаты:
- повысится познавательный интерес к истории родного края к традициям и быту зырян;
- сформируется чувство гордости за свою малую Родину.
Основная задача: помочь детям найти ответы на эти вопросы.
Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Формы и методы работы над проектом:
• беседы с детьми;
• организация с детьми подвижных игр народов зырян.
• организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с одеждой и бытом и занятиями зырян;
• слушание музыкальных и литературных произведений;
• непосредственно образовательная деятельность с детьми;
• встреча с оленеводом и чумработницей;
• показ слайдовых презентаций;
• экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций;
• проведение конкурса рисунков и творческих работ,
• проведение праздника.
Ресурсы проекта:
Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).
Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.
Человеческие (кадровые) – воспитатели, музыкальный руководитель.
Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски.
• художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, предметы быта зырян, рисунки;
- фонотека музыкальных произведений (песен);
• макет жилища (чума) с утварью;
Продукты деятельности детей:
• Рисунки.
• Поделки.
Продукты деятельности педагогов и родителей:
• Пошив родителями зырянской одежды для кукол.
- Изготовление мужского пояса для мальчика (тасмы).
- Пополнение уголка краеведения «Наш край – Югра»
• Конспекты НОД и развлечений для детей.
• Консультации для родителей на темы: «О любви к родному краю», «Как приобщить ребёнка к родной культуре».
Результат деятельности педагогов:
• Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с укладом жизни людей, проживающих на территории округа, в частности – зырян
• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений о культуре, быте и уникальных особенностях зырянского народа во все виды детской деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Помощь детям в подборе загадок, стихов о предметах быта, чтение сказок, поиск информации, помощь в изготовлении поделок и рисунков, подготовка и участие в празднике «У семейного очага». Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, поиск информации, беседа с родственниками, людьми старшего поколения – представителями династий.
Экспериментально-продуктивная деятельность:
Эксперимент «Выделка камысов (шкуры с ног оленя) двумя способами».
Виды деятельности в соответствии с образовательными областями:
Образовательные области | Виды деятельности |
Познавательное развитие | 1. Познавательно-исследовательская:
|
Социально-коммуникативное развитие | 1. Коммуникативная:
2. Игровая:
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | 1. Двигательная:
|
Системная паутинка по проекту «Деятельность детей в центрах активности»
Социальный эффект
Работа по проекту «Зыряне – загадочный народ» направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к населению ХМАО-Югры, их укладу жизни, быту, традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с музеем – парком, библиотекой, организация праздника, выставки позволяет повысить социальную активность детей и их родителей.
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей воспитанников и педагогов группы.
Выход:
Информация, полученная в ходе исследования, представлена детьми в виде выступления с использованием слайдовой презентации перед экспертами и детьми старшего дошкольного возраста. Организована выставка детского творчества. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «У семейного очага».
Риски:
Непостоянство состава детей в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.
Новизна проекта заключается в следующем:
Исследовательская деятельность по изучению культуры, обычаев, традиций и уклада жизни зырян представлена во всех образовательных областях, что позволило включить национально-региональный компонент во все виды образовательной деятельности. Использование интегрированного подхода позволило решить поставленные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечения родителей к тесному сотрудничеству.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной и исследовательской активности детей к народам, проживающим на нашем округе. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.