Арт-терапия для дошкольников
Арттерапия эффективно работает при консультировании и терапии детей, и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арттерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, пластилиновую фигурку, так хорошо подходят для работы с детьми.
Арттерапия может использоваться, если у ребенка есть трудности с коммуникативными навыками, при психоматических расстройствах, для профилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, для развития эмпатии, при невротических и эмоциональных расстройствах, во время кризисных состояниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_art-terapiya_dlya_doshkolnikov.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия для дошкольников.
Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.
Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
Арттерапия эффективно работает при консультировании и терапии детей, и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арттерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, пластилиновую фигурку, так хорошо подходят для работы с детьми.
Арттерапия может использоваться, если у ребенка есть трудности с коммуникативными навыками, при психоматических расстройствах, для профилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, для развития эмпатии, при невротических и эмоциональных расстройствах, во время кризисных состояниях.
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства. В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия — это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что пациент в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.
Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. В свою очередь, это направление обеспечивает психокоррекционное воздействие в коммуникативном, реактивном, регулятивном направлениях.
Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.
Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания равных по характеру музыкальных произведений совместно с пациентом проводится беседа о содержании того, что «снилось», диализ образов, возникших у человека (ребенка), может показать его состояние, а затем динамику лечения и коррекции психоэмоционального состояния.
Другой формой музыкально-коррекционного, лечебного восприятия может быть музыкально-образная медитация, основанная на благотворном воздействии на психоэмоциональное состояние пациента слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В этом случае слушатель, как считает В.И. Петрушин, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное диалогическое общение, к которому подходит описание метода терапии, центрированной на пациента, разработанного в концепции гуманистического подхода К. Роджерса.
Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. Пение сказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка и имеет лечебно-оздоровительный эффект.
Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма, коррекции нарушенных функций.
Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии.
Танец — это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Эта терапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и эмоциональной разрядки. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Снятие физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Ритмика развивает психические функции — такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную). Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психогимнастика (М.И. Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление.
Драматерапия - разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.
Образно-ролевая драматерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, Е.Л. Шварца и др.
Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Сущность психодрамы: состоит в том, что «актеры» играют не готовые роли, а свободно под руководством психолога, психотерапевта разыгрывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом психодрамы является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на «зрителей» психодрамы.
В изотерапии лечебное воздействие и коррекция достигается посредством изобразительной деятельности. В рамках этого метода могут использоваться уже существующие произведения изобразительного искусства для анализа и интерпретации детьми. А также используется побуждение ребенка к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике в специальной психологии. К тому же этот вид терапии дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Изотерапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. В терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Песочная терапия. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. (а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляются целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе». Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи, и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается на психическую травму. Песочная терапия ориентирована на то чтобы помочь маленькому ребенку развивать более позитивную «Я-концепцию», стать более ответственным в своих действиях и поступках, выработать большую способность к самопринятию, в большой степени полагаться на самого себя, овладеть чувство контроля, развивать самооценку и обрести веру в самого себя.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что-то делают: иногда он может пригласить присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающийся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет: персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игры дает им богатые кинестические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих агрессора и жертву. Дети переживающие психологическую травму находят для себя такую игру весьма полезной, она помогает им заново пережить травматическое событие.
Игрой с песком не нужно руководить. Взрослый выполняет всего лишь роль зрителя. Это активное присутствие, а не руководство процессом. Положительная энергетика ребенка, которая высвобождается во время игры, оказывает положительное влияние на развитие личности и последующее обучение дошкольников.
Использованная литература
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003
Петрушин В.И. Музыкальная психология, 2008
Чистяков М.И. Психогимнастика, 1995
Мешавкина Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками,